Дикий мир будущего 2.

 

 

Данная мысль, возможно, покажется парадоксальной, ведь именно в последние десятилетия мы стали свидетелями колоссального рывка, особенно в информационной сфере. Но именно, на первый взгляд. Ибо в основе информационной революции лежат фундаментальные открытия 19 - первой половины 20 веков. Да и смысл самой этой революции не в открытии нового, а в упорядочивании уже существующего. Тоже надо, конечно.

Но, когда перестают совершаться открытия, со временем оскудевает и источник, питающий развитие технологий. А самое главное - в экономический оборот не вовлекаются новые ресурсы. Раньше древесину сменили торф и каменный уголь, их - нефть и газ, позднее - энергия атома.

Теперь же (со времен Римского клуба) говорят об ограниченности ресурсов, и о том, что «на всех не хватит». Разумеется, не богатые страны и богатые классы должны ограничивать свои "разнообразные потребности" - к этому они не готовы. Сокращаться должны бедные - и не только по потребностям, но и в собственной численности. По возможности радикально.

Все это и называется Постмодерн - «после Современности». И в культуре происходит эклектическая игра обломками прошлого.

И вот сколь странно все это отразилось на концепции фильма «Дикий мир будущего». Из него убран человек («венец творения»). Ну ладно, погиб человек, вымер. Но что же животные? Они должны же развиваться!

Ведь даже с выделением магистральной ветви, ведущей к человеку, остальные группы не стояли на месте (как иногда ошибочно утверждают философы). Уже после млекопитающих другая ветвь рептилий дала птиц. Членистоногие дали насекомых (а последние - перепончатокрылых с пчелами и муравьями и их сложнейшей нервной деятельностью). Моллюски произвели на свет головоногих, из которых выделились, с эволюционной точки зрения сравнительно недавно (после вымирания динозавров) осьминоги и кальмары - весьма совершенные существа. В это же время возникли современные продвинутые акулы с их развитым мозгом, а несколько ранее - высшие костистые рыбы (характерные сложным групповым поведением). И так далее.

         Что же авторы фильма? Нет, головоногих и членистоногих они явно любят, суля им завоевание моря и суши и совершенствование высшей нервной деятельности. Но как-то не очень бросаются в глаза плоды последней. Ну, стали пауки в горах вести общественный образ жизни и плести гигантские сети (но дальше современных общественных насекомых они в развитии не пошли). Ну, стали спруты жить на суше, охотясь группами. И это за двести миллионов-то лет!

         В эволюционистике есть два понятия: ароморфоз и адаптация. Первый означает ключевое преобразование вида, выводящее его на совершенно новый уровень развития (как правило, более высокий, хотя бывали и обратные случаи). Пример - выкармливание детенышей молоком, живорождение и теплокровность у млекопитающих.

         Весь фильм построен на блестяще выстроенных адаптивных реконструкциях. И ни одного явного примера ароморфоза. Как это все напоминает нашу постсовременность!

Алексей Фанталов.

 

"Кольцо Нибелунга" в Германии и России.

Меню