Рейтинг@Mail.ru
Добрый рост - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Добрый рост

Читать ria.ru в

Рожайте и обрящете, подтвердил на прошлой неделе первый вице-премьер, возможно, будущий президент Дмитрий Медведев курс властей на поддержку деторождения. И вроде правильное направление выбрано - нас уже так мало - только вот нет уверенности в том, что все пойдет, как обещается сейчас. Потому что огромное число факторов не учитывается ни правительством, ни региональными властями.

...А потом этот ребенок вырастет, и поведет его начальник по трассе в ночь с субботы на воскресенье, и врежется в него пьяная морда без прав и ощущения реальности. Глупо, скажете? Но разве нет оснований полагать, что случиться может именно так? «Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь», - гласит народная мудрость. Тоже верно, кирпичи, как известно, ни с того ни с сего на голову не падают.

Но есть и другие, более просчитываемые и очевидные вещи. Например, детские сады. Сами члены правительства недавно признавались: в 1990-е огромное количество дошкольных учреждений закрыли, полулегально приватизировали и перепрофилировали. Соответственно,  встает вопрос, куда пойдет ребенок в 2, 3, 4 года? Причем этот вопрос касается как мегаполисов, где за все плати, так и средних российских городов.

Далее армия. Да, странновато, еще даже не родив, думать о том, куда деть мальчика в 17 лeт. Но ведь многие родители сегодня так и думают! Их сыновьям может быть восемь, десять, двенадцать лет, но армия уже нависает над ними дамокловым мечом, и уже сегодня они мучительно размышляют, как ГАРАНТИРОВАННО ее избежать.

Субботняя трагедия на трассе, унесшая жизни шести курсантов-десантников, стала типичным примером российской жизни как она есть. Потому что случай вобрал в себя множество характерных проблем, которые существуют, но до которых никому нет дела. Хотя именно из них складывается реальность, которая и определяет качество и радость бытия и желание существовать в нем.

Проблема первая - дороги. После нескольких лет нефтегазовой благости в стране так и не появилось ни одной трассы, которую можно было бы назвать именно дорогой, а не направлением. Исключение разве что перегон Москва - Внуково. Да и то, неизвестно, сделали ли эту часть европейской по причине заботы о водителях или потому что президент часто ездит по ней в аэропорт Внуково-2.

Далее. Любому европейцу сама мысль о том, что по автобану бредут люди, покажется фантастической. А первой репликой наверняка будет: «Так ведь их полиция остановит через пять минут». В России люди по федеральным трассам не только ходят, но и бегают. Потому что федеральными трассами называют то, что в развитых странах относят к дорогам местного значения. Этакие внутригородские «однорядочки» с кривой насыпью вместо обочины.

Проблема вторая - пьяный за рулем. Не взирая на, казалось бы, ужасающие цифры бедности, в России устойчиво крепнет благосостояние трудящихся. Огромное число люмпенов из мегаполисов, поселков и даже деревень сегодня обзавелись собственными колымагами. Это, конечно, уверенно продвигает нас в категорию развитых стран, где перемещаться по стране и за ее пределы - норма. Но и создает две проблемы. Первая - любой пролетарий может «наследить» где угодно. Парки, водоемы, леса превратились в помойки. Потому что навыки прямохождения эти человекообразные уже кое-как освоили, а вот мозговые функции у них по-прежнему, как у питекантропов. О социальной культуре жизни они вообще понятия не имеют.

Оттого вторая проблема - точнее, вообще не проблема: сесть за руль в невменяемом состоянии. Проблема комплексная, национальная и чудовищная. И ни благообразное городское дитя, ни деревенская бабушка, ни лось, ни собака не застрахованы от того, чтобы закончить свою жизнь под колесами какого-нибудь пьяного или обкуренного отморозка. Милиция вроде таких ловит, но сказать, чтобы ситуация на дорогах качественно изменилась или хотя бы зримо менялась в последние годы, увы, нельзя. И вот идет такая мама с коляской по зебре, а на нее несется... Да, везде возможно, все возможно, но в России - шансы выше. При этом не просматриваются даже намерения федеральных или региональных властей подступиться к теме цивилизованного поведения на дорогах. Максимум, что все последние годы предлагалось, это повысить штрафы за то и за это. Очень действенная мера, особенно когда все знают, как водители «разговаривают» с сотрудником ГАИ...

Проблема третья - почему нужно было вести курсантов по трассе в субботу в 23 часа? Их поводыри что, не знают, как у нас ездят, да еще в выходные? Или училище настолько стеснено в средствах, что не имеет четырех грузовиков или трех автобусов? Если изначально была поставлена задача совершить пеший марш-бросок, как не замедлили сообщить руководители училища, то, наверное, можно это было сделать в светлое время суток. Если же они хотели привить курсантам навыки именно ночного ориентирования на местности, то неужели трасса - единственное место, где этому можно научить? С водителем, врезавшимся в ребят, понятно. Но какими светлыми мыслями руководствовались военачальники, тоже вопрос.

Из предыдущих пунктов, можно вывести и еще несколько тем. Например, хоть кто-нибудь из министров правительства поручится, что российская экономика обрела такую устойчивость и предсказуемость, что говорить можно и о пенсионных планах, и об образовательных, то есть по сути о том, что будет через 15-20 лет? Вряд ли. Или можно ли с уверенностью утверждать, что доходы российской экономики уже настолько взаимозаменяемы и диверсифицированы, что упади завтра-послезавтра цена на нефть до 20 долларов, планы правительства не подвергнутся корректировке, а бюджетные показатели по-прежнему продолжат бурный рост? А что будет, к примеру, если через 8-10 лет повсеместно начнут появляться альтернативные или возобновляемые источники энергии, и той же Европе, а то и Китаю не понадобится столько нефти, мазута и газа? Может или сможет ли Россия, скажем, через 5-7 лет предложить миру иную номенклатуру экспорта? Есть ли основания полагать, что по ряду секторов так называемой «новой экономики» ведутся разработки, которые через несколько лет превратятся не только в продукт, но и будут поставлены в серию? Все, что угодно: телевизоры, препараты против рака, технологии управления массивами информации, эффективность трудовых ресурсов. Можно ли говорить, что в чем-то из этого Россия в мировых лидерах? Увы.

Наконец, такие вполне приземленные, но весьма важные социальные вещи, как число и качество преподавателей в детсадах и школах. Или число парков в мегаполисах. В той же Москве пока заметно, что все пустыри отдаются под развлекательные или офисные центры. Но чтобы разбить сквер, на это, видимо, у столичных властей нет ни средств, ни понимания. С детьми придется гулять, лавируя между припаркованными машинами офисных работников и менеджеров по продажам.

Про жилье даже говорить не хочется, хотя Медведев предусмотрительно заметил, что «можно либо дополнить... деньгами материнского капитала свои средства, либо компенсировать ту задолженность, которая уже есть по ипотечному кредиту, либо оплатить первоначальный взнос». И все же пока вся страна будет вкладывать свободные деньги в жилье, особенно в мегаполисах, потому что «уж квартира-то точно никуда не денется», есть все шансы снова собрать под одной крышей три поколения. Потому что на отдельное жилье сейчас мало кто потянет из того самого среднего класса, который и призван стать источником и опорой стабильности.

К этому можно добавить и еще пару тем, которые также могут возникнуть вслед за демографическим прорывом. Во-первых, выплаты матерям на детей до 1,5 лет, которые также повышаются. Следовательно, возникает соблазн родить, чтобы получить немножко наличных. При этом правительство не закладывает в схему выплат гарантии того, что всплеска не произойдет прежде всего в маргинальных семьях, что выплаты пойдут именно на детей и, что, наконец, через полтора-два года папаша, как в том  анекдоте, не почешет и затылок, сказав: «Этих что ли помыть или новых сделать?...»  Во-вторых, ситуация с трудоустройством, особенно в городах, где с работой и так не густо. Готово ли правительство вместе с региональными властями всерьез заниматься изменением структуры экономики, курсами переобучения и тому подобными вещами, которые помогли бы женщине после двух-трех лет сидения дома вернуться к полноценной работе, а мужчине - получить новую, если его сократили или его профессия ныне не востребована? Однако в отчетах властей, партийцев и прочих претендующих на монополию принятия решения в стране, даже не звучат такие фразы как «новые сферы экономики» или «численность вновь созданных рабочих мест».

Конечно, нельзя решить все эти проблемы за несколько лет. Но можно продемонстрировать намерение и готовность к ним подступиться. Чтобы сделать жизнь безопаснее во всех смыслах и добрее. Люди плодятся как раз от доброты.

Светлана Бабаева, шеф-редактор журнала "Профиль" - специально для РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала