Рейтинг@Mail.ru
Слагаемые без суммы - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Слагаемые без суммы

Читать ria.ru в

Знатоки человеческой психологии вывели: законы математики мало применимы к человеку. В нем - сумма частей не равняется целому. Целое - это нечто большее, чем просто совокупность зубов, конечностей, щетины, джинсов и галстука.

Ту же логику, пожалуй, можно применить и к законам социума. Слагаемые в виде успешных сильных личностей образуют сильное государство, нацию, общность. И эта сумма - нечто большее, чем просто результат арифметического действия. Парадоксально, но в России сложение почему-то часто приводит к прямо противоположному эффекту.

Взять, к примеру, ГАИ. Посмотришь, каждый работник этого ведомства - вполне нормальный человек со своими печалями и радостями, семьями и человеческими желаниями. А посмотришь на него на дороге - истукан истуканом с полосатой палочкой. Не человек - функция, одни чувства полностью парализованы, другие наоборот гипертрофированы; элемент интерьера дорожного движения.

Или вот парламентарии. По отдельности каждого депутата рассмотреть - вроде человек. Не глупый, не бесталанный, чего-то хочет добиться для себя, а подчас и для других. А как вместе "депутатский корпус" соберется - серая кашеобразная масса без чувств и ответственности.

Вообще, если брать "высшие эшелоны", то там эта несообразность буквально осязается. Один блестяще знает историю, другой - поэзию, третий страстный любитель искусства, а как вместе соберутся - получается какой-то образец роботостроения. Требующий доработки...

Ницше в свое время говорил о "человеческом, слишком человеческом". К нашей жизни применимо обратное - нечеловеческая, слишком нечеловеческая. Бесчеловечная.

Милый гаишник стоит вместе со столбом, "состригая купоны" и улучшая отчетность. Отмораживает себе все, что можно отморозить, наполняет легкие выхлопными газами. Рядом с соседним столбом стоит другой гаишник, под кустом третий, тысячи, если не десятки тысяч по стране. Но вместе они при этом неспособны произвести ничего - ни безопасности, ни видеокамер наблюдения, ни общей системы грамотного управления движением. Чтобы российские города-миллионники хоть немножко приблизились к облику цивилизованных городов.

Столичный мэр - милейший человек, жена замечательная, дочки потрясающие; каждый московский чиновник тоже, наверное, что-то из себя представляет в человеческом плане. Вместе - странный коллектив, не способный создать ни программу развития районов, ни плана парковок, ни нормальной застройки, не говоря уже об архитектурных достоинствах. Москва придает человеку звериный облик через неделю пребывания в ней. Притом, что в мире существуют десятки городов с такой же интенсивностью жизни и таким же населением. Но там люди как-то умудряются сохранять человеческое достоинство, даже улыбаться, и на улицах, и в метро, и на площадях. Может, это в том числе потому, что площади, улицы и метро организованы, именно чтобы люди оставались людьми?

Молодое поколение. Так смотришь - уверенные в себе люди, без груза "совка" за плечами, а вместе - все какие-то "идущие", "ползущие" и прочие поющие. Подпевающие...

Такая же странная сумма подчас складывается и из слагаемых, не объединенных должностями и общими структурами. Возьмешь человека в отдельности - чувствующий, радующийся, скорбящий, желающий лучшей жизни для себя и близких. А в сумме - население. Агрессивное, мрачное, жаждущее крови, порядка и страха. "Мы сильнее, пусть нас боятся! - кричит население. - Пусть убираются отсюда все понаехавшие!"  "Пусть Европа не указывает нам, как жить. Мы сами все знаем лучше других!" - размахивает население дубиной, ракетой, трубой. И тут же один отдельно взятый человечек откладывает деньги на отдых в Турции, на Кипре, во Франции и, приезжая оттуда, вздыхает: "Живут же люди..."

Странная национальная двойственность - господин и раб в одном лице. Либо дрожит и ненавидит сильных, либо сам начинает крушить все вокруг, едва почувствовав силу. Каждый норовит продемонстрировать патриотизм космического уровня, забывая, что родина, чувство гордости начинаются не с воплей по поводу Грузии или НАТО, а с дома, улицы, парка, безопасности детей и стариков.

В России исторически ничего не измеряют конкретными малыми формами (кроме единичных подкованных блох), поэтому не складывается общая сумма - ей не из чего складываться. Сумма деталей, составных частей все время оказывается либо меньше, либо больше целого, но никогда не бывает равна ему.

Средний класс. Ведь он уже не такой маленький в России, как может показаться. Потихоньку, но люди обрастают машинами, квартирами, дачками. И не только в Москве - посмотрите, сколько иномарок уходит в провинцию, появляются пробки там, где их никогда не было, города строятся, мировые бренды открывают магазины не только в Третьяковском проезде Москвы. Но вырастает ли эта сумма уже вполне себе среднеклассовых граждан во что-то? Рождает ли она иное качество мысли, требований, подходов? Придает ли новый импульс, дух, вектор стране? Обыватель не становится опорой, увы, очень часто его, как в Советском союзе, либо не волнует ничего "ваще", либо больше заботит "мировая нестабильность", а не чистый лифт в собственном подъезде.

"Законы развития общества не линейны", заметил недавно один очень неглупый чиновник. Справедливо. Но и нелинейность еще не означает, что в скором времени успешные состоявшиеся слагаемые превратятся в блистательную величину национального масштаба. Потому что сумма индивидуумов предполагает, несомненно, и сумму достоинств, включая ответственность и осмысленность. Каждого в отдельности, а не абстрактных величин, уходящих в бесконечность и не имеющих никакого отношения к достойной жизни здесь, сейчас, сегодня и завтра.

Светлана Бабаева, шеф-редактор журнала "Профиль" - специально для РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала