Рейтинг@Mail.ru
Экономика на ленте транспортера - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономика на ленте транспортера

Читать ria.ru в
Получается, что почти десятилетие экономического роста, невероятное число денег в стране и, как следствие, наличие громадного (и все увеличивающегося) числа стратегических проектов, которые в иные годы даже затеять боязно, не просто не приводит к качественному экономическому и технологическому скачку, но на поверку еще порой оказывается небезопасным даже в среднесрочной перспективе. Вагоны в метро и на железных дорогах (модели каких годов? 60-х, 70-х?), стандарты строительства домов и автотрасс, технологии, применяемые к лентам транспортеров и кассовым аппаратам. Получается, никаких принципиальных изменений они не претерпели не только за последние 30 лет, - со времен Олимпиады-80, но и, что самое прискорбное, за последние 8 лет, когда уже появились возможности и средства учиться на опыте других.

...Самолет уже кружил над подмосковными огнями, когда командир объявил: «В связи с загруженностью терминала 2 наш самолет вынужден совершить посадку в аэропорте Шереметьево, терминал 1». Народ зашевелился и недоуменно стал смотреть на часы - на дворе было 5 утра московского времени. Немой вопрос, кто и чем в это время так загрузил международный терминал, повис в воздухе. Командир проговорил традиционные «извинения за причиненные неудобства» и заверил, что всех встречающих проинформируют и доставят к терминалу 1.

«Рукава» не было. Была темнота, трап и суровая пограничница у ступеней - неизменный  атрибут для возвращающихся на родину. Автобус порулил к зданию. «Это не первый терминал, - проговорил кто-то, вглядываясь стены здания, - это недавно открытый терминал «С».

Терминал был нов, чист и пуст. Почему-то сразу обратили на себя внимание ленты транспортера, на который подают багаж,  - они ничем не отличались от установленных в Шереметьево-2, построенном к Олимпиаде-80. Они также «ползли» сквозь несколько стоек, у них не было никаких боковых бортиков, отчего чемоданы радостно сваливались внутрь конструкции, и пассажирам приходилось сигать через движущуюся ленту, чтобы ухватить багаж, а потом перетащить его и себя обратно.

«Безбагажным» не повезло - двери «зеленого коридора» не открывались, таможенников не было, несколько человек растерянно слонялись по залу в поисках хоть кого-то, кто позволит им покинуть здание аэропорта.    

Наконец, все счастливо разрешилось. Холл, действительно, напоминал нормальный зал нормального аэропорта нормальной страны - кафе, магазины, стойка заказа такси. «Не-а, карточки не берем, - расслабленно произнес молодой человек за стойкой.  - Мы их с шести утра принимаем, а сейчас без пятнадцати. Вон банкомат рядом». На одном, как почему-то часто бывает в московских аэропортах, было написано «Sorry». Не работал, значит... Другой все же деньги выдал.

Потом постоянные обитатели этого заветного оранжевого терминала рассказывали, как его должны были открыть еще в марте, но до сих пор так до конца и не открыли, как по какому-то из строящихся зданий уже пошла трещина, и как до сих пор не работает вентиляция, потому что «из труб вываливаются таджики». И было непонятно: говорил это человек в переносном смысле или в самом что ни на есть прямом...

Дело не так чтоб уж в терминале, таджиках и странном графике приема кредитных карт. Дело в технологиях.

Получается, что почти десятилетие экономического роста, невероятное число денег в стране и, как следствие, наличие громадного (и все увеличивающегося) числа стратегических проектов, которые в иные годы даже затеять боязно, не просто не приводит к качественному экономическому и технологическому скачку, но на поверку еще порой оказывается небезопасным даже в среднесрочной перспективе. Вагоны в метро и на железных дорогах (модели каких годов? 60-х, 70-х?), стандарты строительства домов и автотрасс, технологии, применяемые к лентам транспортеров и кассовым аппаратам. Получается, никаких принципиальных изменений они не претерпели не только за последние 30 лет,  - со времен Олимпиады-80, но и, что самое прискорбное, за последние 8 лет, когда уже появились возможности и средства учиться на опыте других.

В экономических дисциплинах есть постулат: более отсталые в технологическом аспекте страны, становящиеся на путь модернизации, имеют конкурентное преимущество. Проводя свою модернизацию, они имеют возможность сразу брать новые технологии, которые уже существуют в мире и на создание которых у других, развивающихся поступательно, уходили годы, а то и десятилетия. Иными словами, модернизирующаяся экономика может сделать качественный скачок в своем развитии, тем самым сразу подготовив базу для создания и применения еще более передовых, уже даже, возможно, и опережающих технологий и подходов.

За последние 10 лет, по сути на наших глазах это продемонстрировали Корея и Китай. Дело не только в цифрах роста, объема ВВП и золотовалютных резервах. Дело в том, что может наблюдать любой российский потребитель: телефоны, автомобили, компьютерная техника из этих стран не просто заполонили российский рынок, они год от года демонстрировали рост качества. Кто 5 лет назад рискнул бы купить телефон «Samsung»? Не обсуждалось - только «Nokia» или «Siemens». Сегодня с «Cамсунгами» ходят высокие российские чиновники. Телевизоры LG покупали разве что те, кто не мог позволить себе Sony и Philips. Можно не сомневаться, лет через пять значительное число российских граждан будут ездить на китайских автомобилях. И пусть они не обойдут по своим характеристикам незабвенные «Лексусы» и «Кайены», для значительного числа покупателей они будут хороши.

Что в качестве «материального» доказательства экономического роста может предъявить миру и собственному потребителю Россия? Госкорпорации, ракету «Тополь», квартиры на Якиманке по 5 миллионов долларов?

Российские граждане научились использовать для своих нужд лучшие достижения человечества - от коллекций Prada до английской сантехники, от пятизвездочных отелей в Куршевеле до экскаваторов Kato. Но по ходу их освоения они внедрили в экономический процесс две особенности: они осваивают эти достижения ровно до той степени пока они отвечают их, логичным (если не сказать корыстным) интересам, и они не используют их как базу для создания ни качественно новых технологий, ни качественно новой страны. А зачем, если и так сойдет.

Зачем, к примеру, учиться у мерзких англичан технологиям работы с большими электронными массивами информации и управления движения, если можно на каждом углу выставить по живому гаишнику? Зачем ставить такую аппаратуру, которая принимает электронные платежи не с 9 до 6, как хороший советский бюрократ, а круглые сутки? И так сойдет, «пипл» ведь все равно никуда не денется, ему уехать надо, купить, оплатить. Зачем думать над каким-то автоматами по продаже билетиков в метро, которые давно стоят во всех мегаполисах мира? Ничего, постоят в очереди к тете в окошке с милым и приветливым лицом.... Зачем заниматься разработкой новых ГОСТов в дорожном строительстве, когда старые дают такие возможности по «освоению» миллиардов? А качество и долговечность - кого волнует. Безопасность? Тоже не вопрос, крайний всегда найдется: просто кому-то не повезет...

Это о том, как неэффективно, если не сказать бездарно, расходятся сегодняшние миллиарды, свалившиеся на национальную социальную и экономическую систему. Конечно, лучше строить, чем не строить, лучше покупать, чем сосать лапу, но складывается устойчивое впечатление, что Россия вновь упускает свой шанс не то что на мировое лидерство, но даже просто на полноценное, качественное развитие. На возможность встать в один ряд с процветающими нациями. И вопрос этот гораздо глубже, чем страна-производитель сапог, которые продаются магазине, телефона, который в моде, или конструкция ленты транспортера. Дело в желании и готовности нации двигаться вперед, заимствовать лучшее и препарировать это в качественную опору для того, чтобы идти дальше. В России царствует поедание, а не насыщение; рост, а не развитие; иллюзия господства, а не обретение силы.

Одним из трагических ошибок периодов российской модернизации (петровской, столыпинской) некоторые исследователи называют тот факт, что они качественно не изменили устоев. При Петре вообще коснулись лишь верхней части общества, промышленный подъем на стыке XIX-XX веков не затронул громадный крестьянский сегмент.

Нынешний этап модернизации в чем-то может быть сопоставим с теми периодами - он затрагивает потребление, как бы восстанавливая представления о советской мощи и благости. Но он не создает условий, при которых настоящие мощь и благость будут возникать и воспроизводиться. Чемодан на ленте транспортера - пока на изгибе не свалится или на более тяжелый не налетит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала