КОСМИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

Европейские студенты создали спутник через Интернет
Испытательный запуск РН "Союз-2" может быть перенесен
Полеты шаттлов возобновятся не ранее 14 мая 2005 года
Последний маневр перед выходом на орбиту Луны
Наземный Большой Бинокулярный телескоп по своим характеристикам оставит далеко позади космический телескоп Hubble
Общепринятая теория формирования планет оказалась ошибочной
Helios IIA - новый европейский разведывательный спутник
Выборы президента США пройдут и в космосе
До Марса и обратно за 90 дней
X-43A полетит в 10 раз быстрее звука в ноябре

Рядом с Землей роятся тысячи темных пришельцев-убийц
Согласно выкладкам некоторых астрономов, наша Солнечная система может быть заполнена множеством почти невидимых комет, которые значительно увеличивают риск катастрофических соударений крупных небесных тел с Землей.
Эти объекты пока еще никогда не наблюдались воочию, однако ученые уверены, что только наличие этих темных комет в наших космических окрестностях может дать удовлетворительное объяснение давней астрономической загадке: мы можем реально видеть только крошечную часть тех кометных тел, наличие которых предсказывает теория.
Ныне считается, что большинство комет прибывает к нам из так называемого облака Оорта, то есть области на самом краю Солнечной системы (фактически, на ее внешней границе), расположенной в 100 тысяч раз дальше от Солнца, чем орбита Земли, где роятся миллиарды ледяных тел. Эти объекты иногда заворачивают к нашему центральному светилу <на огонек>, пользуясь случайной оказией - деформацией гравитационных полей, произведенной перемещением звездных масс в нашей Галактике. Когда такое случается, бывшие оортовцы становятся кометами, облетая Солнце раз в 20-200 лет по вытянутым орбитам, расположенным под большим углом к почти идеально круглым орбитам крупных планет. Учитывая размер облака Оорта, астрономы вычислили, что на этих орбитах должны наблюдаться приблизительно 3 тысячи комет, а это в 400 раз больше, чем фактически наблюдается.
Обычно этому несоответствию дается следующее объяснение: кометы очень быстро (после одного-двух оборотов по своей новой орбите) распадаются на глыбы меньшего размера. Однако математическая модель, развитая Биллом Напиром (Bill Napier), вышедшим недавно в отставку астрономом из Обсерватории Армы (Armagh Observatory), расположенной в Северной Ирландии, свидетельствует о том, что если бы это было действительно так, то осколки этих комет должны были бы порождать огромное количество мощных метеоритных ливней на Земле, таких ливней было бы гораздо больше, чем мы теперь наблюдаем (возможно, до 30 ежегодно).
В статье, публикуемой в <Ежемесячных обзорах Королевского астрономического общества> (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society), Напир приходит к заключению, что предсказанные кометы и в самом деле существуют, только мы их не можем видеть.
Напир вместе с астробиологом Чандрой Викрамасингом (Chandra Wickramasinghe) из Кардиффского университета (Cardiff University) в Уэльсе, автором многих парадоксальных идей, работал над теорией, объясняющей невидимость комет. Викрамасинг предполагает, что Седна (Sedna), самое отдаленное тело, найденное в нашей Солнечной системе, может иметь уникального сверхтемного орбитального компаньона, покрытого углеродистым составом. Подобно спутнику Седны, другие члены облака Оорта, по мысли Напира, также могут оказаться небывало темными объектами. Такие кометы просто поглощают солнечный свет, не выпуская его наружу. <Фотоны входят, но уже не выходят>. Очень странно, что эти тела чрезвычайно слабо излучают и в инфракрасной области спектра, по крайней мере, сравнительно недавно запущенный инфракрасный телескоп NASA <Спитцер> (Spitzer) пока еще не обнаружил их.
Впрочем, данные зонда NASA Stardust, который был послан за образцами кометной пыли к комете Вильда 2, могут отчасти служить поддержкой идеям Напира. В июне этого года сообщалось об обнаружении большого количества углеродистых соединений в составе этой кометы.
Источник: http://grani.ru

Жизнь в Галактике сберегли звездные мятежники
Группа европейских астрономов выяснила, что многие звездные соседи нашего Солнца движутся по очень необычным маршрутам между спиральными рукавами Млечного пути.
Это новое исследование основано на данных от космической обсерватории ESA Hipparcos - спутника, закончившего свою четырехлетнюю миссию еще в 1993 году (назван он был в честь выдающегося древнегреческого астронома Гиппарха из Никеи, жившего во II веке до н.э.), известного непонятной и скандальной историей с Плеядами, - и данных по доплеровскому смещению с однометрового швейцарского телескопа, установленного во Франции, в обсерватории в Провансе Observatoire de Haute-Provence. Удалось проследить маршруты свыше ста тысяч близлежащих звезд, на основе чего и был сделан вывод, что наши звездные окрестности - это перекресток межзвездных дорог, где сливаются различные потоки звезд, прибывающих с разных направлений. Некоторые из этих звезд, содержащих свои планетные системы, могут на самом деле оказаться иммигрантами из бурного центрального региона нашей Галактики.
Солнце и большинство ближайших к нему светил всегда пользуются правильными, регулярными, почти круговыми орбитами, и подобно добропорядочным гражданам всегда находятся на равном удалении от галактического центра (свою петлю вокруг центра Солнце описывает примерно за 100 миллионов лет), однако несколько <мятежных> групп звезд движутся весьма специфическими путями, сближаясь главным образом с центром Галактики, либо, напротив, убегая от него почти в строго противоположном направлении. Их движение совпадает с расположением невидимых <спиц> в гигантском галактическом колесе. К этим <мятежникам> относятся примерно 20% звезд в пределах тысячи световых лет от Солнца, то есть расстояние от них до центра Млечного пути составляет порядка 25 тысяч световых лет.
Данные показывают, что мятежники из одной и той же <неправильной> группы имеют между собой очень мало общего. У них разные возрасты и вряд ли они могли сформироваться в одном и том же месте в одно и то же время. <Они больше напоминают случайных попутчиков, а вовсе не членов одного семейства>, - говорит доктор Бенуа Фамаи (Benoit Famaey) из Брюссельского свободного университета (Universite Libre de Bruxelles, Бельгия).
Фамаи и его коллеги полагают, что причина, отправившая <мятежные> звезды вместе в путь по их необычным траекториям - это <пинок>, полученный от одного из спиральных рукавов Млечного пути. Спиральные рукава - это, конечно, не какие-то жесткие структуры, а просто области более высокой плотности газа и большей концентрации звезд, вроде своеобразной <волны плотности>, образующейся то и дело при общем движении машин по автостраде. Приближающаяся волна плотности сжимает газ, что может приводить к рождению новых звезд, однако она способна также затронуть и уже существующие звезды, вызывая отклонения в их пути. После того, как волна проходит, совокупность звезд продолжит путешествие в общем потоке, в одном и том же направлении, даже если первоначально они находились на различных траекториях и вообще прибыли из разных мест.
Исследование показывает, что окрестности Солнца представляют собой перекресток многих потоков, образованных звездами самой различной <родословной> и химического состава. Эти потоки могли бы объяснить как происхождение многих звезд с планетными системами, недавно обнаруженными около Солнца, так и наличие самого протопланетного материала (или даже органики, прибывшей к нам совсем из других <взбаламученных> районов).
Астрономы уже знают, что звезды с планетными системами предпочитают формироваться в плотных газовых облаках с высоким сосодержанием металла, вроде тех, что расположены в центральных областях Млечного пути. Однако именно там возникшей в недобрый час жизни придется несладко - ее попросту выжгут многочисленные сверхновые, гиперновые и другие катаклизмы. Потоки, обнаруженные Hipparcos, могли бы оказаться тем механизмом, который, перенося звезды с планетными системами <в нашу глушь>, позволяет жизни спокойно развиваться. То есть когда такие звезды <пинает> спиральный рукав, они могут очутиться за тысячи световых лет от своего места рождения.
Следующая европейская миссия по имени Gaia, запуск которой намечен на 2011 год, позволит изучить движение в трехмерном пространстве (на аппарате в частности полетит и доплеровский спектрограф) уже свыше миллиарда звезд, что охватит гораздо более широкую звездную область и покажет, насколько часто в других районах Галактики встречаются подобные <звезды-мятежники>.
Источник: http://grani.ru

Астронавты NASA будут отрабатывать долг перед Роскосмосом
Роскосмос полностью рассчитался с долгами перед NASA по проекту Международной космической станции. Теперь должниками станут американцы, поскольку основное обеспечение МКС по-прежнему осуществляет Россия, сообщает интернет-издание <Газета.Ru>.
В 2000 году российский долг перед NASA составил 60 миллионов долларов в денежном эквиваленте. Он погашался по бартерной системе - взаимозачетами по часам работы экипажа. В результате американцы использовали 87 процентов времени, отведенного под эксперименты на орбите.
<Российские космонавты, согласно договоренности, выполняли работы по программе NASA, отдавая таким способом долг. Так было с третьей по девятую экспедиции>, - сообщил журналистам сотрудник ЦУПа.
Но после гибели шаттла Columbia Роскосмос начал снижать задолженность, обеспечивая доставку космонавтов и грузов на станцию кораблями <Союз> и <Прогресс>.
В мае заместитель генерального конструктора РКК <Энергия> Валерий Рюмин потребовал от NASA оплатить 500 часов работы космонавтов по ремонту геродина. Эту работу российская сторона оценила в 10 миллионов долларов. Американцы согласились с этими доводами, и вклады NASA и Роскосмоса по проекту МКС сравнялись.
Это означает, что теперь будет увеличиваться долг американского агентства перед российским, так как космонавтов и грузы на МКС доставляют российские корабли. Роскосмос может использовать задолженность NASA не только для получения дополнительных рабочих часов, но и для приобретения систем энергообеспечения станции.
Сейчас обеспечение МКС электроэнергией происходит с помощью установок американского сегмента, поэтому в случае ЧП российский сегмент отключается от подачи электроэнергии в первую очередь.
Источник: http://lenta.ru

На МКС починили систему по производству кислорода
Космонавты, работающие на Международной космической станции, починили систему по производству кислорода "Электрон". Как сообщает агентство "Интерфакс", по словам представителя Центра управления полетами, "в течение прошлых месяцев система давала сбой несколько раз, и специалисты пытались установить причину".
"Наконец, было установлено, что был забит клапан сброса водорода за борт. Теперь космонавты устранили эту неисправность, и система работает нормально", - рассказал он в среду.
В данный момент на станции работают два экипажа - Геннадий Падалка и Майкл Финк из 9-й экспедиции и Салижан Шарипов и Лерой Чиао из 10-й экспедиции, а также прибывший с короткой миссией посещения на орбиту первый космонавт космических войск Юрий Шаргин.
Как сообщается на сайте Центра управления полетами, в среду планом совместного полета предусмотрены передача смены между экипажами девятой и десятой основных экспедиций, научно-технические исследования, а также тренировки по спуску с орбиты для космонавтов, возвращающихся на Землю на корабле "Союз ТМА-4".
Бортинженер экспедиции посещения Юрий Шаргин в ходе дня выполнит технический эксперимент "Экон", в задачи которого входит исследование возможностей использования российского сегмента МКС для экологического контроля различных объектов на территории РФ и зарубежных государств. Он будет вести наблюдения и фотосъемки земной поверхности с целью выявления биопродуктивных районов в акватории Мирового океана.
Вечером в одном из сеансов связи состоится бортовая пресс-конференция экипажей для корреспондентов, аккредитованных в американском и российском Центрах управления полетом.
Напомним, что очередная экспедиции к МКС стартовала 14 октября с космодрома Байконур на космическом корабле "Союз ТМА-5". Ей предстоит проработать на станции следующие полгода. Геннадий Падалка, Майкл Финк и Юрий Шаргин вернутся на Землю 24 октября.
Источник: http://www.lenta.ru

Европейские студенты создали спутник через Интернет
Уникальный спутник SSETI Express собирается в одном из центров Европейского космического агентства (European Space Agency) в Нидерландах. Уникальность в том, что этот аппарат сконструировала команда из 250 человек, которые никогда не встречались лично.
Авторы аппарата взаимодействовали исключительно через Интернет в рамках программы "Студенческая инициатива по исследованию космоса и технологиям" (Student Space Exploration and Technology Initiative - SSETI).
Небольшой (60 х 60 х 70 сантиметров) спутник предназначен для испытаний некоторых технических и электронных систем, съёмки земной поверхности и ретрансляции любительских радиосигналов.
Внутри он также будет нести три миниатюрных спутника, размером всего в 10 сантиметров, которые выпустит в космос уже на орбите.
Запуск SSETI Express намечен на май следующего года. Он будет осуществлён ракетой-носителем "Космос" из Плесецка.
От старта проекта до сборки спутника из частей, поставляемых с разных предприятий Европы, прошёл всего год - это рекордно малый срок.
Конструировали спутник студенты и преподаватели, а также специалисты космической отрасли почти из 30 университетов, институтов и компаний Европы.
Все они отрабатывали чертежи и прочие детали проекта - исключительно через Сеть (через сайт проекта), никогда не беседовали с глазу на глаз. Так что чёткой организации всего процесса можно только позавидовать.
В дальнейшем по такому же принципу участники программы SSETI намерены создавать более крупные спутники.
Источник: http://www.podrobnosti.com.ua

Испытательный запуск РН "Союз-2" может быть перенесен
Первый испытательный запуск новой российской ракеты-носителя "Союз 2-1А" с космодрома Плесецк, скорее всего, будет перенесен на несколько дней из-за неготовности стартового комплекса. Об этом РИА "Новости" в среду сообщил осведомленный источник, принимающий участие в программе подготовки к старту.
"По предварительным данным, первый запуск нового "Союза", первоначально назначенный на 29 октября, будет перенесен на несколько дней, и может состоятся в период с 2 по 5 ноября", - сказал собеседник агентства.
По словам источника, перенос даты испытательного запуска - это нормальная ситуация. "Осуществлять подготовку к первому запуску всегда сложнее - к нему приковано повышенное внимание, и лучше десять раз все проверить, чем допустить просчет", - отметил он.
Как ранее сообщил в интервью РИА "Новости" заместитель начальника отделения самарского центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) "Прогресс" Валерий Абрашкин, в рамках первого испытательного пуска "Союз 2-1А" должен вывести на орбиту российский космический аппарат под названием "Облик".
"По сути, этот спутник, построенный много лет назад и не запущенный по финансовым причинам, представляет собой только макет полезной нагрузки, потому что его гарантийный срок уже истек", - уточнил Абрашкин.
Однако, по его словам, изнутри "Облик" начинен всем необходимым испытательными оборудованием. "На космическом аппарате установлены современные вибро- и температурные датчики, с помощью которых будет проверена работа модернизированных двигателей первой и второй ступеней", - отметил он.
"Первая космическая ласточка" нового семейства "Союзов" получила также увеличенный четырехметровый головной обтекатель, позволяющий более чем на 300 килограммов увеличить массу выводимой на орбиту полезной нагрузки.
По словам Абрашкина, "с российского стартового комплекса, который построят наши специалисты на космодроме Куру во Французской Гвиане, в космос "будут ходить" новые "Союзы" в версии "СТК". "После нескольких успешных стартов с наших площадок и наработки необходимой летной статистики мы планируем начать запускать "Союзы" и с Гвианского космодрома", - заверил заместитель начальника отделения ЦСКБ "Прогресс".

Полеты шаттлов возобновятся не ранее 14 мая 2005 года
НАСА опубликовало очередную редакцию дат предстоящих пусков шаттлов. "Полеты возобновятся не ранее 14 мая 2005 года, когда может состояться запуск по программе STS-114/LF1. Не ранее 16 июня следующего года может начаться полет STS-300", - говорится в сообщении штаб-квартиры НАСА, размещенном на официальном сайте агентства.
Согласно документу, 10 июля планируется запустить челнок по программе STS-121/ULF1.1, а 6 сентября - по программе STS-301. "Крайний" полет в 2005 году (программа STS-115/12A) может начаться не ранее 8 декабря.
Полеты американских пилотируемых кораблей были приостановлены на неопределенное время после того, как космический корабль многоразового использования "Коламбия" взорвался при заходе на посадку 1 февраля 2003 года. В результате взрыва челнока в плотных слоях атмосферы заживо сгорели семь астронавтов, находившихся на борту шаттла.
Сотрудники американского космического ведомства, военнослужащие и полицейские, которые вели поиски в районе аварии, обнаружили десятки тысяч фрагментов корабля, разбросанных на территории штатов Техас и Луизиана.
Накануне полета на МКС американский асторонавт Лерой Чиао сообщил, что первый полет космического челнока "Дискавери" может состояться 6 марта 2005 года.

Последний маневр перед выходом на орбиту Луны
Европейский зонд SMART-1 отправился к Луне 27 сентября 2003 г. Но так как на нем установлен маломощный ионный двигатель, то к Луне он летит по сложной и очень длинной траектории. Вот уже целый год (и даже немножко больше) он, периодически включая свой ионный двигатель, делает витки вокруг Земли по орбите, имеющей форму раскручивающейся спирали.
Таким способом он пролетел уже более 80 млн км, постепенно приближаясь к точке, где силы тяготения Земли и Луны уравновешивают друг друга.
В очередной раз ионный двигатель зонда был включен 10 октября и выключили его только 14 октября. Это было последнее включение двигателя перед предстоящим выходом SMART-1 в точку равновесия, где произойдет захват зонда гравитационным полем Луны. До этого зонду предстоит сделать еще два витка вокруг Земли. По расчетам 13 ноября он прилетит в точку гравитационного равновесия и, продолжая движение по инерции, перейдет на орбиту Луны. Произойдет это на расстоянии 60 тыс. км от лунной поверхности. Потом SMART-1 в течение двух месяцев будет маневрировать, чтобы выйти на заданную окололунную орбиту. Это будет полярная орбита, высота которой над поверхностью Луны будет меняться в диапазоне от 300 до 3000 км.
Предполагается, что SMART-1 выйдет на эту орбиту в середине января 2005 г. С этой орбиты он начнет исследование Луны, которое предполагает составление карты распределения химических элементов по лунной поверхности. На основе полученных данных ученые надеются восстановить историю образования Луны.

Двадцатилетняя эпопея по созданию самого мощного в мире оптического телескопа близится к концу. В 2005 году астрономы рассчитывают начать наблюдения на Большом Бинокулярном телескопе (Large Binocular Telescope, LBT), хотя все работы по его постройке планируется завершить только в 2006 г.
Бюджет проекта этого телескопа составил 120 млн дол. 20 лет назад его решено было построить в штате Аризона на территории обсерватории Mount Graham International Observatory, которая находится на вершине горы Грэхем на высоте около 3200 м. За время строительства обсерватории, которая принадлежит университету штата Аризона, пришлось пережить два крупных лесных пожара (последний из которых случился летом этого года) и 40 судебных процессов (иски против строительства подавали экологические организации и местные племена индейцев).
Как бы там ни было, но LBT, самый большой из трех телескопов обсерватории на горе Грэхем, скоро вступит в строй. В законченном видео он будет состоять из двух зеркал диаметром 8,4 метра каждое. Пока установлено только одно зеркало, а в ближайшие два месяца на него должны нанести последнее алюминиевое покрытие. Но первые пробные снимки с помощью этого телескопа уже сделаны. Второе зеркало установят не раньше середины 2005 г., так что полноценная эксплуатация телескопа LBT с адаптивно-оптической системой для компенсации искажений, вносимых атмосферой Земли, начнется только в конце 2005-го или в начале 2006 года. По расчетам, резкость изображений, полученный с помощью телескопа LBT, должна быть в 10 раз лучше, чем у космического телескопа Hubble.
С помощью бинокулярного телескопа LBT астрономы планируют обнаружить около относительно недалеких звезд, которые находятся на расстоянии 20-30 световых лет от Земли, планеты размером с Юпитер. Кроме того, предполагается, что LBT сможет обнаружить и определить характеристики космических объектов, возраст которых составляет около 14 млрд лет.

Общепринятая теория формирования планет оказалась ошибочной
В понедельник американские астрономы заявили, что формирование планет происходит в несколько иных условиях, чем считалось ранее, сообщается на сайте газеты New York Times. Поводом для такого заявления стали наблюдения за зарождающимися звездами и газовыми облаками вокруг них, сделанные в инфракрасном диапазоне с помощью космического телескопа Spitzer.
Согласно общепринятой теории, протозвездное облако, состоящее из газа, сжимается под действием собственной гравитации. Постепенно в его центре нарастает плотность, что приводит к термоядерным реакциям и образованию звезды, а на периферии формируются пылевые облака в форме тора. В результате их охлаждения и постепенного слипания пыли в крупные тела в течение нескольких миллионов лет и образуются планеты.
Однако, по словам ученых, большую роль в формировании планет играет медленное слипание не пыли, а тел астероидных размеров, которые также образуются из пылевых облаков. Причем процесс возникновения планет идет гораздо медленнее, чем предполагалось ранее, до нескольких сотен миллионов лет. Кроме того, планеты могут формироваться не только вокруг молодых звезд.
По словам астрономов из университета Аризоны, они изучили 266 близлежащих звезд, и у 71 были обнаружены пылевые облака, по всей видимости, содержащие планеты на разной стадии формирования. Эти звезды имеют массу, превышающую солнечную примерно в два с половиной раза, и расположены на расстоянии 20 - 500 световых лет от Земли.
Ученые утверждают, что их наблюдения позволяют не только по-иному взглянуть на возникновение Солнечной системы, но и предположить, что во Вселенной окажется достаточно много планет земного типа.

Helios IIA - новый европейский разведывательный спутник
На космодром Куру во Французской Гвиане на прошлой неделе была доставлена полезная нагрузка для одной из следующих ракет Ariane 5. Это контейнер с 6 спутниками, принадлежащими правительству Франции.
Для ракеты Ariane 5 это будет первый запуск, когда ей нужно будет вывести на орбиты сразу 6 спутников.
Один из этих спутников - военный спутник Helios IIA, предназначенный для усиления военной разведывательной системы Helios, которая сейчас состоит из двух спутников предыдущего поколения Helios IA и IB. На спутнике Helios IIA стоит аппаратура, позволяющая вести съемку поверхности земли с более высоким разрешением, а также система связи с более высокой пропускной способностью, которая и будет передавать на землю полученную массу информации.
Спутники новой серии Helios II разрабатывались Францией совместно с Испанией и Бельгией. Эти спутники будут работать в видимом и ИК-диапазонах длин волн и, соответственно, будут поставлять информацию и днем и ночью. Часть <дневных> данных Франция будет предоставлять будущей всепогодной радарной системе, которая разрабатывается сейчас в Германии и Италии.
Дата запуска ракеты Ariane 5 с шестью спутниками пока не названа.

Выборы президента США пройдут и в космосе
Американский астронавт Лерой Чиао (Leroy Chiao), находящийся в настоящий момент на МКС в составе десятой экспедиции, примет участие в запланированных на ноябрь выборах президента США, сообщило агентство Associated Press.
NASA уже согласовало с местными и федеральными властями вопрос об участии Чиао в голосовании, заявил в понедельник сам астронавт.
Чиао отдаст свой голос через безопасное e-mail соединение, используя разработанное NASA программное обеспечение, которое уже применялось для этой же цели в 1997 году астронавтом Дэвидом Вульфом (David Wolf), находящимся тогда на станции <Мир>.
Американские астронавты, большинство из которых живет рядом с Хьюстоном в штате Техас, получили право голосовать из космоса благодаря поправке, принятой при поддержке тогдашнего губернатора штата Джорджа Буша.
Чиао вместе с российским космонавтом Салижаном Шариповым прибыл на МКС 16 октября и пробудет там полгода. Кроме того, в десятидневную командировку на МКС прилетел представитель Космических войск РФ подполковник Юрий Шаргин. Он должен вернуться на Землю 24 октября вместе с экипажем девятой экспедиции - россиянином Геннадием Падалкой и американцем Майклом Финком (Mike Fincke).
Источник: lenta.ru

До Марса и обратно за 90 дней
В Вашингтонском университете сейчас идет разработка нового двигателя для космического корабля, который может существенно увеличить скорость перемещения в космическом пространстве и, следовательно, сократить время, необходимое для совершения дальних космических экспедиций. Например, до Марса и обратно на таком двигателе можно будет слетать за 90 дней.
Основным элементом такого двигателя является пучок намагниченной плазмы. Идея состоит в следующем. На космической станции, расположенной на околоземной орбите, устанавливается генератор пучка намагниченных ионов. Этот генератор выстреливает пучком упомянутых намагниченных ионов в сторону космического корабля, который направляется, например, на Марс или на Юпитер. В свою очередь вокруг этого корабля создается магнитный <пузырь>, который играет роль магнитного паруса. Пучок намагниченных ионов при взаимодействии с магнитным парусом дает последнему мощный импульс, и чем больше диаметр пучка, тем большую скорость может развить космический зонд. По подсчетам разработчиков, если диаметр сопла генератора пучка намагниченных ионов составляет 32 м, то скорость подгоняемого им космического корабля может достигнуть 11,7 км/с, или около 1 млн км в день. Правда, при такой скорости до Марса при среднем расстоянии до него в 77 млн км удастся долететь, соответственно за 77 дней, но разработчики надеются усовершенствовать конструкцию двигателя так, чтобы обернуться туда и обратно удалось за 90 дней.
Правда, немаловажно отметить, что для путешествия в обратном направлении необходимо будет иметь на околомарсианской орбите аналогичный генератор, который толкнет корабль в сторону Земли.
Для создания пучка ионизованной плазмы предлагается использовать либо ядерный реактор (если генераторная станция располагается далеко от солнца), либо электрический генератор (если для этого достаточно энергии, вырабатываемой солнечными панелями). Правда, создание в солнечной системе сети генераторных станций, между которыми будут курсировать космические корабли, обойдется в несколько миллиардов долларов. Но зато потом они будут работать, не требуя никакого топлива, и затраты на отправку космических кораблей в длительные экспедиции должны сильно сократиться.
Проект этого необычного двигателя был недавно отобран NASA вместе с 11 другими проектами для дальнейшей проработки. Пока его авторы получили 75 тыс. дол. на следующие полгода работ, после чего будет проведен новый тур отбора проектов. И если проект генератора пучка намагниченной плазмы выйдет в финал, то NASA возьмет на себя его дальнейшее финансирование в размере 400 тыс. дол. на следующие два года.
www.ntsomz.ru

X-43A полетит в 10 раз быстрее звука в ноябре
Новый полет гиперзвукового аппарата X-43A назначен на ноябрь. Его планируется провести в период с 8 по 15 ноября, но наиболее вероятной датой называется 9 ноября. В ходе этого полета планируется установить новый рекорд скорости 11200 км/ч, то есть в 10 раз превысить скорость звука.
Правда, это будет полет нового экземпляра беспилотного самолета X-43A, поскольку предыдущий экземпляр после установки предыдущего рекорда в 8000 км/ч 27 марта 2004 г., как и планировалось, упал в воды Тихого океана.
27 сентября была проведена репетиция нового полета X-43A, когда отрабатывались все этапы полета до момента отделения ракеты Pegasus с аппаратом X-43A от самолета-носителя В-52.
Напомним, что для включения воздушно-реактивного двигателя самолета X-43A, его нужно разогнать до 6-кратной скорости звука. Это делается с помощью ракеты Pegasus, которая стартует с борта самолета В-52 на высоте 12 км над уровнем моря.
Источник: РОЛ (по материалам Spaceflight Now) текст: Е. Волынкина