Однажды Муха в зоопарке
Увидела Слона.
- Какой большой! - заметила она
И села близ на арке.
Давай его ругать:
- Откуда же такой он взялся?
Таких на белом свете не сыскать!
Ну, что за внешность!
Уши – как тарелки,
Длиннющий нос и нет почти клыков!
Верёвка, а не хвост!
Огромный рост,
Ну, а глазёнки мелки.
Была б побольше я,
Дала б тебе пинков!
А Слон стоит – на Муху ноль вниманья.
Хвостом махнул – и кончилось жужжанье.
Вообще-то, похоже, И.В.Гете еще не знал того, о чем А.Дюма позже сказал так: «Всякое обобщение опасно. И это в том числе». И, естественно, прежде всего, для самих людей, делающих какие-то обобщения. Вот только А.Дюма тоже еще в свое время не знал, что задолго до обоих этих авторов уже были сделаны обобщения, которые века были и будут абсолютно безопасными.
Возвращаясь к обобщению И.В.Гете, можно заметить, что, наверное, каждому здравомыслящему человеку понятно, что люди обладают глупостью и невежеством именно потому, что до сих пор не понимают, что есть глупость и невежество в общем. И, соответственно, когда люди ясно и точно поймут, что в общем есть глупость и невежество, они скоро перестанут ими обладать.
Многовековая традиционная культура, видела в знании, воплощенном в словесных или материальных образах искусства, огромную ценность, помогающем человеку понять, осмыслить окружающий его мир, она рассматривала жизнь человека в процессе его внутреннего роста. Традиционная культура была аристократична – она обращалась к высшим ценностям, духовным, доступным только тем кто не тратил всю энергию на выживание, высшим классам.
В массовом обществе ХХ века, культура должна была ответить на запросы масс, запросы простых людей, живущих в сугубо материальном, физическом мире, в котором высшие духовные ценности не более чем абстракция, а ценность личности достаточно сомнительна. Традиционная аристократическая культура уступила свое место культуре массовой, которая обращалась к массовому вкусу, т.е. к самому низкому. Вековая народная культура - цирк, рыночный балаган, зрелище, в котором действие важнее содержания, ее назначение развлекать, она предоставляла возможность на время уйти от проблем каждодневной жизни.
Эх, как все-таки быстро летит время! Не успели мы пару раз съездить к своему руководителю проекта в Бишкек, а посреди унылых шиферных крыш Чочко-сая, как золотая фикса в окружении старых стертых зубов нашей бабушки, засверкал двухэтажный особняк Самын. Весь из стекла и цветного алюминия с росписями «а ля ошский базар в летний день». Кто надоумил толстуху выбрать такой дикий по вкусу проект, неизвестно. А раз построили, не ломать же! Но это, как говорится, граждане, только половина радости. Этот балдежный, ну просто замечательный мужик Салим, (неужели у них все шейхи такие?!) помня о наших отвратительных дорогах, преподнес чочко-сайцам еще один необыкновенный сюрприз - направил со своими помощниками дополнительный финансовый грант, чтобы к его приезду отремонтировали дорогу Бишкек-Чочко-сай, прямо до дома Самын! Представляете! Читать целиком >>Обсудить >>
Говорят: «чудес на свете не бывает!» Оказывается, еще как бывает! Возьмем к примеру наш Чочко-сай. Вы бы только посмотрели как он преобразился после получения шейховских денег! Казалось бы, ничтожные деньги по сравнению с зарубежными кредитами и грантами, которые получает миллиардами родное правительство, а изменили нашу округу до неузнаваемости. Во-первых, многие жители бросились открывать придорожные комки и кафе-закусочные. Естественно, на чочко-сайский лад: понаставили кособокие юрты вдоль большой автомобильной трассы и, чтобы как-то избавиться от полчищ мух, развесили всюду тюлевые занавески. Издалека едешь, видишь нечто белое и цветное, колышущее на ветру. Заинтригованный думаешь, что это такое? Подъезжаешь ближе, а это оказывается тряпки. Жаль, конечно, обманываться, но мысленно с гордостью отмечаешь, что земляки «не растерялись» в эпоху перемен и встали на путь самобытных «творческих дерзаний». Потом, согласно закону Адама Смита и Давида Рикардо, коммерсанты, естественно, перессорились между собой из-за клиентов и начали создавать в разных местах соперничающие группировки. Те, которые кучковались вокруг живой верблюдицы с детенышем (самые сногсшибательные по популярности фотомодели для проезжих туристов!) назвали себя «Ырда достор», т.е. «Споем друзья», а торгаши возле источника с родниковой водой под бетонными Оленями, объединились под названием «Бийле кыздар» - «Танцуйте девчата».
Оказывается удача отвернулась не от всех. На острове, в пойме реки, жил один чудак. Иначе не назовешь, потому что в Кыргызстане нет людей, которые бы строили дома посреди русла горных рек. Если кто по дурости и возводил раньше дома, их обычно сносило летними половодьями. Во время таяния ледников. Но почему, спросит дотошный читатель, до сегодняшнего дня стоит на острове дом вашего чудака? Потому что в верховьях реки лет тридцать назад построили водохранилище и разрушительные наводнения прекратились. В отличие от чочкосайцев – дыйкан (крестьян) наш островитянин (его звали Аваз) был инженером и, вероятно, что-то понимал в регулируемости стока реки. Но оговоримся сразу, инженером он был не настоящим. Его все называли «полу инженером», «полбанкой Авазом», вероятно с намеком на некоторую привязанность к полулитровым бутылкам водки, и из-за того, что он когда-то, не доучившись, бросил политехнический институт. «Полбанка Аваз» слыл в округе большим оригиналом из-за своей страсти к самому не популярному в нашей стране делу – изобретательству. По его словам он изобрел много чего (перечислять пальцев десятерых человек не хватит!), но этих самых изобретений, претворенных в жизнь, народ не видел. Поэтому к нему относились как к пустому человеку, балаболке, от которого проку нет.
Возвращался домой бывший комсомольский вожак в дурном настроении. Ему надоело быть вечной собакой, таскающей дичь из воды для брата большого начальника. «Когда, черт побери, я начну работать на себя?!» – мрачно раздумывал он. Давно не молодой, а карман все еще пуст. Не сравнить с его товарищами владеющими огромными базарами, сногсшибательными особняками. И ведь как только не ухищряйся, все равно ничего не припрячешь от этого шакала с ненасытной утробой: с Акимыча глаз не спускает, повсюду натыкал своих соглядатаев!
Вскоре служебную «Волгу» главы района, раздражая Акимыча, несколько раз обогнал Мёкё на новеньком «БМВ» с откидным верхом. Машина была забита аильской молодежью вперемешку со стариками.
…грехи дают тяжёлые плоды –
они преобразуют образ яви…
Запутаны звериные следы,
Отряд надолго стал на переправе.
Воители в объятиях беды…
Властители в мечтах о громкой славе,
Не помнят свет единственной звезды.
Разбитый, еле тащится обоз.
Ругается с солдатом маркитантка.
В глазах скорее голод, чем вопрос.
О чём бормочет старая крестьянка?
Сгибает пополам незримый груз.
Помилуй, Отче, ибо я боюсь…
Меня страшит внезапное увечье –
Меня пугает пуля или нож –
Калекою сейчас не проживёшь.
Мешаются различные наречья.
И тащится в неведомую даль
Обоз, опровергая вертикаль,
Поскольку победит горизонталь. Читать целиком >>Обсудить >>
Возвращался домой бывший комсомольский вожак в дурном настроении. Ему надоело быть вечной собакой, таскающей дичь из воды для брата большого начальника. «Когда, черт побери, я начну работать на себя?!» – мрачно раздумывал он. Давно не молодой, а карман все еще пуст. Не сравнить с его товарищами владеющими огромными базарами, сногсшибательными особняками. И ведь как только не ухищряйся, все равно ничего не припрячешь от этого шакала с ненасытной утробой: с Акимыча глаз не спускает, повсюду натыкал своих соглядатаев!
Вскоре служебную «Волгу» главы района, раздражая Акимыча, несколько раз обогнал Мёкё на новеньком «БМВ» с откидным верхом. Машина была забита аильской молодежью вперемешку со стариками. Они дико смеялись, потому что никогда еще в жизни не ездили на такой шикарной машине. На пустыре, подражая Биле, Мёкё попытался боднуть одинокое дерево роскошным хромированным передком своего «БМВ», но не попал. Проскочив, он развернулся, и не смотря на протестующие крики своих пассажиров, снова нацелился на карагач. Помешала протаранить дерево Кана.
Вскоре шейхский посланник со своими сопровождающими из Бишкека, уехал. Странно, что их так легко отпустили, не подвергнув на прощание пытке кыргызским гостеприимством, в виде традиционного чая и «пая» – водки с бешбармаком. Макен элементарным образом пресек всякие попытки чочко-сайцев во главе с «район-байке» оставить у себя гостей, сославшись на религиозность араба, не приемлющего выпивку. А какой бешбармак без водки? Гости уехали, повод вместе с ними напиться исчез и разудалая на весь Чочко-сай попойка не состоялась. Увы, к сожалению, в нашем краю давно позабыли, что для сотворения праздника не обязательна водка.