В дни моей бурной молодости не сразу и не вдруг выбрал я свою профессию. И не ради романтики, и не "потому, что", а вот взял и выбрал - решил стать моряком! Не просто моряком, а механиком, инженером! Без особых проблем поступил в КТИ (Калининградский технический институт), окончил его, и вот - я уже инженер-механик на новейшем транспортном рефрижераторе "Уральские горы", построенном в Гётеборге (Швеция). Только что приняли судно от судостроителей, отгуляли, отпраздновали. Подняли Флаг нашей Родины, простились с нашими шведскими друзьями и подругами и - "Полный вперёд!" Домой! В Калининград!
Начальник нашего пароходства сообщил радиограммой, что встречать нас будут торжественно, с оркестром! Лучший корабль, лучший экипаж, лучший капитан! Да и сам я не лыком шит - молодой специалист! От гордости за всё это - грудь колесом! И не только у меня, но и у всех, начиная от капитана до матросов и поваров! И действительно, гордиться есть чем. До сих пор на судах рыбопромыслового транспортного флота не было таких скоростей - 18 узлов! Техника на уровне лучших мировых стандартов: приборы, оборудование на мостике, в машинном отделении, в радиорубке, отделка кают, салонов, сауна, бассейн – всё высший класс! На ходовых испытаниях экипаж изучил все приборы и механизмы, капитан со своими помощниками-штурманами освоили дистанционное управление работой главного двигателя. Прямо с капитанского мостика через видеокамеры, установленные в самых ответственных точках корабля, на мониторе можно наблюдать за работой экипажа. Выносные пульты этого устройства имелись в ЦПУ (центральный пост управления) в машинном отделении, в каюте капитана, в каюте стармеха. Единственный маленький, почти незаметный неприятный штрих на фоне блестящего западного великолепия - массивные, тяжелые трубки телефонов для внутренней связи на мостике и в ЦПУ. При утверждении проекта наши военные настояли на установке этих индукционных аппаратов советского изобретения, поскольку они работали независимо от судовых источников питания и обеспечивали надёжную связь мостика с машиной в любых условиях. (На случай войны все суда переходили в резерв ВМФ). Но, как сказали нам шведы:
- Наша техника надёжная, не подведет. Эти неуклюжие телефоны вам не понадобятся.
Однажды я приехал на огород вечером, чтобы полить грядки. Первое, что увидел - почти вся капуста была съедена от верхушек до самых кочерыжек. Остались только несколько небольших кочанов. Соседи сказали мне, что видели на моих грядках старого крупного зайца. Я сразу вспомнил, - как-то Галина Петровна говорила, что в кустах на её участке поселился заяц. Но раньше он ничего не трогал на моих грядках. А теперь, наверное, стал старый и ленивый - далеко бегать в соседний лес, да и волк или лиса могут встретиться нечаянно. А тут такое богатство! Решил я поискать среди густых кустов малины. Через несколько минут нашёл в укромном местечке небольшую норку, а в ней торчали заячьи уши. Заяц спал с открытыми глазами. Потихоньку я принёс большой ящик из-под картошки, поставил его открытой частью вплотную к норке, приготовил крышку, сильно шлёпнул ладонью с другой стороны норы - заяц прыгнул с перепугу прямо вперёд и оказался в ящике. Быстро закрыл ящик крышкой и понёс пленника в свой домик. Сначала заяц визжал и пытался вырваться, но скоро понял, что ящик крепкий, и удрать не удастся. Прижался он в уголочке и затих. Я поставил ящик на стол, посмотрел зайцу в глаза и задумчиво сказал вслух:
- Что же мне делать с тобой, бедолага ты эдакий?
Весной шестидесятого года курсанты первого курса Ленинградской мореходки с Каменного острова перешли на баркентину "Кропоткин", ошвартованную у набережной Невы напротив Горного института - парусная практика. С первого дня на утренней зарядке боцман, старательно изображавший своим внешним видом старого пирата, заставил нас по вантам подниматься бегом на мачты и опускаться с другого борта, чтобы научились не бояться высоты, привыкли работать с парусами. Перед нашим парусником был ошвартован небольшой старый транспорт "Матрос Железняк", по фальшбортам которого были установлены стальные решётки метров пять высотой. На палубе стояли клетки с тиграми, а в одной из клеток величественно лежал громадный лев.
Самые деловые и оборотистые курсанты быстро разведали, что готовятся съёмки нового фильма "Полосатый рейс".
Гвинейский залив. Нефтепромыслы на шельфе Нигерии. Небольшое судно под флагом России из серии бывших научно-исследовательских судов (НИС) закончило работы по обеспечению коммуникаций между нефтяными платформами компании Shell.
Последний месяц регулярно поступали сообщения о нападениях пиратов в прибрежных водах Нигерии на различные суда. 15 апреля 2003 г. они сумели захватить судно, доставлявшее снабжение из порта Харкорт на нефтяные вышки. Под угрозой оружия загнали экипаж, 12 человек, в салон команды, закрыли, а сами занялись грабежом - забрали личные вещи моряков, больше трёх тысяч долларов, аудио, видеотехнику, продукты из кладовых и камбуза. Потом ушли на скоростном катере, скрылись в одном из многочисленных рукавов громаднейшей дельты реки Нигер.
У меня разболелся зуб. Сначала немного ныл от холодного и горячего, а через день уже непрерывная боль. Пошёл к судовому врачу, но Ираида Сергеевна только руками развела:
- Ничем помочь не могу. Терпи, пока пойдём к плавбазе.
Тогда я работал вторым штурманом на большом морозильном траулере в районе Патагонского шельфа у берегов Аргентины. Иногда переходили к югу, в сторону Антарктиды. Рыба ловилась очень хорошо и через два дня мы планировали идти на выгрузку к плавбазе "Черноморская слава". Там был хороший госпиталь и, конечно, стоматолог. Когда я обратился к нашему капитану с просьбой отправить меня туда на шлюпке, то получил ответ, не допускающий никаких возражений:
- Ничего с тобой не случится. Потерпишь два дня.
С утра в воскресение мне позвонил мой старый товарищ по охотничьим приключениям, капитан второго ранга, моряк из тех, о которых обычно говорят - блестящий морской офицер. Охота для него - не просто увлечение - страсть! Даже красивые женщины иногда не могли отвлечь его, если замаячит перспектива побродить с ружьём в начале зимы по первому снежку, когда грязи уже нет, канавы и болотистые места свободно выдерживают человека, легко читаются следы. Не было такого, чтобы он воспользовался случаем просто убить зверя. Обязательно должна быть настоящая охота, победа его интеллекта над хитрым зверем, нужны зрители, друзья, которые потом в хорошей компании расскажут о его красивой комбинации, где главным действующим лицом всегда был он - настоящий мужчина, почти супермен!