FoxЖурнал: Факты:
ПРАВОСЛАВНЫЙ ГАРРИ ПОТТЕР. РОССИЙСКИЕ ПИСАТЕЛИ СКРЕСТИЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ С КИБЕРПАНКОМ И СКАЗКАМИ
В России скоро появится еще один "наш ответ "Гарри Поттеру". По крайней мере именно так аттестует писательница Юлия Вознесенская свою книгу "Юлиана или опасные игры".
Сказки в России приобретают православный оттенок.
До сих пор на британскую сказочную тему у нас выпускались пародийные эпопеи типа "Порри Гаттера" и "Тани Гроттер". Теперь все гораздо серьезней - сюжет решен в религиозном ключе.
В книге Вознесенской от британского "первоисточника-прототипа" осталась только школа волшебства. Вместо одного чудо-мальчика здесь сразу две чудо-девочки. Близняшки Юля и Аня, как и Гарри Поттер, начинают обучение у чародеев, но, поскольку православием магия не признается, вместо заклинаний из британских сказок здесь появятся скромные чудеса религии.
Прежние книги писательницы тоже построены на контрасте России с Западом. Судя по ее творчеству, уже в ближайшем будущем Европой завладеет Антихрист, и только "православие, самодержавие, народность" спасут нашу страну после огромного взрыва. Описаны православные приключения по всем законам современной популярной литературы: Единорога здесь обзывают козлом, благородные юноши сокрушаются о непорочности дев, а непорочные девы тем временем путешествуют по виртуальным мирам.
В отличие от Джоан Роулинг, которая от бедности начала писать сказки в кафе на салфетках, Юлия Вознесенская начала свой творческий путь по-русски - в монастыре. Она прожила там пять лет, и ей не раз предлагали принять постриг. По словам Вознесенской, духовная мать открыла в ней талант писателя и наказала служить Богу, публикуя свои романы, вместо того чтобы поливать цветы в монастырском саду. Тогда же будущая сказочница поняла, что "православные книги валяются в церковных лавках, как заключенные в камерах-одиночках", и решила выйти на светские издательства. И, как ни странно, издатели ее поддержали.
Нашлись и другие писатели, рассудившие так же и образовавшие свою литературную "тусовку". Встречаются они на всех презентациях и книжных событиях и горячо поддерживают творчество друг друга. Например, писатель Елена Чудинова считает, что популярность православного романа решает вопрос выживания нации, ненавидит постмодернизм и детективы Бориса Акунина.
Поддерживая мнимую дистанцию с литературой светской, некоторые авторы говорят о наитии свыше. Так литератор Николай Блохин заявляет, все мысли пришли в его книги из уже существующих учений отцов православной церкви. По его словам, однажды ночью сам Иоанн Златоуст явился ему и поделился своими "авторскими правами" с уговором: "красть" аккуратно и "не извращать тайных смыслов".
"За одно лишь десятилетие служение Богу не только перестало быть чем-то из ряда вон выходящим, но и превратилось в массовую профессию ,- говорит один из главных российских литературных критиков Сергей Чупринин. - Жулики из подземных переходов сменили камуфляж на рясы, чтобы лучше подавали". Дельцы книжного бизнеса потребности рынка изучили не хуже, чем попрошайки.
Впрочем, православные писатели выходят не только из монастырей, но и из вполне светских организаций. Молодой литератор Майя Кучерская, успевшая прославиться как критик журналов "Знамя" и "Новый мир", выпустила недавно свой "Современный патерик". По сути это сборник анекдотов про батюшек, выражаясь научно - жанр средних веков "фацеции" (шутливые разговоры о верующих и духовных лицах). В недавней истории чем-то похожим занимался Михаил Ардов. В его анекдотах женщина, которая признавалась на исповеди, что балуется в пост советской колбасой, звалась не грешницей, но мученицей. Времена пришли новые, и проблемы у батюшек оказались другие. Майя Кучерская рассказывает читателям байки о преуспевающих батюшках, которые строят для своего прихода православный бассейн, православный фитнес-центр и даже православный аэропорт. Монахи в ее книге объедаются глазированными сырками, хрюкают во время послушания, дерутся и делят кассеты с американскими боевиками. Среди ее батюшек встречаются и извращенцы, и клептоманы, и даже людоеды.
Еще 10 лет назад ни одно светское издательство не взялось бы раскручивать в России религиозную прозу. Сейчас у православных писателей появились далеко идущие планы, а православие стало вполне яркой и завлекательной "фенечкой", на которую теперь клюет простодушный читатель.
Известия
(: 0) Дата публикации: 15.11.2004 18:08:06
[Другие статьи раздела "Факты"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|