Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Наука и Техника:

КОСМИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ: ВМЯТИНА НА МКС, ДВИЖИТЕЛЬ БЕЗ ВЫБРОСА РЕАКТИВНОЙ МАССЫ, УРАН

Сегодня в выпуске:

Вмятину на обшивке МКС сделал не метеорит
Движитель без выброса реактивной массы
Космический парусник запустят с российской подлодки
Космических "частников" ждет новый приз
Загадочные облака и вихри на Уране
Российский сегмент МКС должен быть достроен за семь лет
США предложили РФ поучаствовать в лунных программах
Deep Impact готовится отправиться на бомбардировку кометы
Млечный Путь вращается вокруг двух черных дыр, а не одной
НАСА: рекордные провалы грядущих лет
Ученые хотят доказать, что Луна откололась от Земли
На изготовление зеркала для нового космического телескопа JWST уйдет 4,5 года
В кольцах Сатурна могут скрываться новые спутники планеты
"Охотники на инопланетян" в печали: озон не является свидетельством жизни в других мирах
След астероида на снимке галактики Стрельца
Запуск спутника Swift отложен как минимум до 20 ноября
Сборщик мусора с низкой околоземной орбиты


Вмятину на обшивке МКС сделал не метеорит
На прошлой неделе наконец-то была разрешена загадка вмятины на одной из панелей внешней обшивки американского модуля Destiny Международной космической станции (на снимке на нее указывает желтая стрелка).
Впервые эта вмятина была замечена в ноябре 2002 года на снимках внешней поверхности станции, сделанных <шаттлом> Endeavour миссии STS-113 (это был последний <шаттл>, прилетавший на МКС). Долгое время до этой вмятины <не доходили руки> и, наконец, совсем недавно - 8 ноября - командир нынешнего экипажа МКС Лерой Чиао (Leroy Chiao) настроил видеокамеру, установленную на <руке> робота-манипулятора Canadarm-2, для наблюдения этого участка модуля Destiny.
Съемка под разными углами велась в течение 8 часов. Потом эту пленку целую неделю исследовали инженеры космического центра им. Джонсона. Их вердикт был следующим: эта вмятина - не след от удара микрометеорита и не оптический эффект, скорее всего, она образовалась в результате изменения температуры поверхности модуля Destiny при движении МКС вокруг Земли. И, что более важно, эта вмятина не представляет никакой опасности для МКС.
http://novosti.online.ru

Движитель без выброса реактивной массы

В подмосковном НИИ космических систем (НИИ КС) разрабатывают двигатель, который может быть использован как в космосе, так и на земле. "В институте уже несколько лет идет работа над так называемым движителем без выброса реактивной массы", - рассказал директор - научный руководитель НИИ КС Валерий Меньшиков. По его словам, "ученые уже создали опытный образец двигателя нетрадиционного типа". "Перемещение опытного аппарата происходит за счет движения внутри него жидкого или твердого рабочего тела по определенной траектории, напоминающей по форме торнадо", - пояснил Меньшиков. "При этом в получаемом эффекте движения мы, возможно, наблюдаем неизвестное явление взаимодействия рабочего тела с полями, природа которых мало изучена, как, например, гравитационное поле".
"На опытном образце нам уже удалось зафиксировать тягу до 28 г, но она наблюдается пока в течение нескольких минут", - рассказал сказал начальник отдела НИИ КС Юрий Даньшов. "Может показаться, что данное значение тяги чрезвычайно мало, однако если такая тяга будет действовать на спутник массой 100 кг в течение 20 минут, он сможет поднять свою орбиту более чем на 2 км", - отметил ученый.
Срок работы такого двигателя составит не менее 15 лет, утверждают его разработчики, максимальное число включений - около 300 тыс. Для питания двигателя используется электроэнергия солнечных батарей. Чтобы соблюсти чистоту эксперимента при измерении тяги макета, считают специалисты, прибор надо проверить в космосе или же сбросить в глубокую шахту, где при падении создается эффект невесомости.
"Официальная наука сравнивает исследования в этой области с попытками создать "вечный двигатель", однако крупнейшие фирмы Запада занимаются этой проблемой очень серьезно и вкладывают в разработки значительные средства", - сказал Меньшиков.
Движитель, по мнению подмосковных ученых, можно будет использовать не только для управления и коррекции орбит космических аппаратов и орбитальных станций. "Этот экологически чистый двигатель в будущем может найти применение на воздушном и наземном транспорте", - отметил Меньшиков.
Источник: http://n-t.org/nv/2004/11124.htm


Космический парусник запустят с российской подлодки
Подводная лодка ВМФ России в Баренцевом море запустит 1 марта 2005 г. космический аппарат с солнечным парусом. Такое решение принято международной организацией The Planetary Society, которая развивает проект Cosmos 1.
Cosmos 1 будет двигаться под давлением света, излучаемого Солнцем. Это первый в мире аппарат, движением которого можно управлять с Земли. Солнечный ветер создает совсем небольшую тягу, но она может действовать в течение очень длительного времени и cпособна разогнать корабль до огромных скоростей.
За последние годы было предложено немало проектов космический аппаратов с тягой на солнечном ветре, но лишь Cosmos 1 был реализован. Программы по созданию управляемых космических парусников есть в NASA, Европейском и японском космических агентствах, Федеральном космическом агентстве России, но Сosmos 1 удалось создать на средства неправительственной организации при международном сотрудничестве различных институтов и компаний. Основную часть расходов взяла на себя корпорация Cosmos Studios, занимающаяся выпуском музыкальных записей.
Участие России в этом проекте очень весомо. Помимо самой ракеты-носителя <Волна>, используемой обычно для межконтинентальных баллистических пусков, в проекте нашли применение российские приборы и оборудование. Институт космических исследований РАН разработал электронику и программное обеспечение для управления полетом, а сам аппарат был изготовлен в НПО им. Лавочкина. Американские специалисты предоставили компоненты оборудования, в том числе бортовую камеру компании Malin Space Science Systems.
Парус будет развернут после вывода аппарата на околоземную орбиту. Парус состоит из восьми лопастей и внешне напоминает ветряную мельницу. Каждая из лопастей имеет длину 15 м и сделана из металлизированного алюминием упрочненного полимера майлара толщиной около 5 микрон. Аппарат Cosmos 1 после развертывания паруса можно будет видеть невооруженным глазом почти из любой точки на Земле.
Окончательная дата запуска может быть перенесена - это решение остается за российскими моряками. Стартовое окно будет открыто до 7 апреля.
Источник: http://www.cnews.ru

Космических "частников" ждет новый приз
Не успели отгреметь фанфары в Сент-Луисе, где наградили победителей конкурса Ansari X Prize (напомним, что ими стали компания Scale Composites во главе с Бертом Рутаном при финансовой поддержке миллиардера Пола Аллена), как в дело вступил американец Роберт Бигелоу (Robert Bigelow).
На прошлой неделе он опубликовал условия конкурса America's Space Prize, призванного поднять престиж американского аэрокосмического бизнеса.
Кто такой Роберт Бигелоу?
О нем известно немного. Ему 59 лет, и он терпеть не может фотографироваться. Бигелоу заработал свои миллионы, основав сеть гостиниц Budget Suites, расположенных в Неваде, Техасе и Аризоне. Но главная страсть, сжигающая миллиардера - это покорение космоса и исследование различных паранормальных явлений. Он основал Национальный институт научных открытий, спонсирующий поиски НЛО и исследования других паранормальностей. Любой человек может обратиться в этот институт с рассказом об увиденном и пережитом. Все сведения будут занесены в банк данных и впоследствии изучены. Кроме того, Бигелоу купил в штате Юта большое ранчо, жители которого, по их рассказам, много раз видели пришельцев из космоса - пришельцы якобы издевались над коровами этого ранчо. Теперь там живут ветеринары и ученые, готовые вступить в контакт с инопланетянами. Но экстравагантный миллиардер занят не только этим. Он вложил миллионы долларов в спонсирование физического факультета университета штата Невада в Лас-Вегасе. Само здание факультета построено на его деньги и называется Bigelow Physics Building.
Космическими исследованиями занимается учрежденная весной 1999 года компания Bigelow Aerospace. Ее стратегическая цель - развитие аэрокосмического бизнеса, способного обеспечивать пилотируемые космические полеты без участия государства. На сайте фирмы это указано прямым текстом.
Условия конкурса America's Space Prize
1.Космический корабль должен достичь минимальной высоты 400 километров.
2.Космический корабль должен иметь такую скорость, чтобы совершить два полных витка вокруг Земли.
3.Космический корабль должен нести не менее пяти человек.
4.Космический корабль должен стыковаться или продемонстирировать возможность стыковки с орбитальной станцией компанииBigelow Aerospace и находиться в пристыкованном состоянии минимум шесть месяцев.
5.Космический корабль должен совершить два успешных космических полета в течение 60 дней.
6.В период между полетами может быть заменено не более 20 процентов деталей корабля.
7.Участники конкурса должны постоянно проживать на территории США.
8.Участники конкурса должны иметь бизнес в США.
9.Участникам конкурса запрещено принимать какую-либо помощь от государственных структур. Государственным структурам запрещено участвовать в конкурсе. Разрешено лишь использование принадлежащих государству испытательного оборудования и полигонов.
10.Два полета должны совершены в период до 10 января 2010 года, причем второй полет должен быть совершен с экипажем на борту.
Таким образом, Бигелоу хочет, чтобы для него был построен настоящий полноценный космический корабль многоразового использования, объединивший в себе качества российского <Протона> и американского космического челнока. Конструкторам предстоит решить очень сложные задачи. Корабль должен развить скорость, достаточную для преодоления земного притяжения, иметь конструкцию, которая выдержит нагрузки при входе в земную атмосферу, и уметь пристыковываться к станции.
По сути дела, конкурс, объявленный Робертом Бигелоу, - это гигантский шаг вперед по сравнению с только что завершившимся сорсоревнованием Ansari X Prize. Напомним, что там условием победы было выведение космического корабля на высоту в 100 километров.
Оба конкурса объединяют несколько пунктов: а) космический корабль должен быть многоразовым, б) он должен совершить два полета за определенный промежуток времени, в) он должен быть построен на деньги частной компании, г) он должен достигнуть определенной высоты и вернуться на землю, д) он должен нести пассажиров.
В остальном - никакого сравнения. Напомним, например, что орбита Международной космической станции находится на высоте 403 километра, а для преодоления земного притяжения шаттл развивает скорость почти в 30 тысяч километров в час. Между тем суборбитальный аппарат SpaceShipOne достиг высоты 100 километров и развил скорость 4200 километров в час.
Конкуренты из Сент-Луиса ревниво отреагировали на инициативу миллиардера из Невады. Исполнительный директор фонда X Prize Грег Мариняк не без сарказма заявил: <Подражание - это лучшая форма лести. Но в любом случае, и они, и мы делаем одно дело - развиваем частные космические полеты>.
Бигелоу убежден, что программа исследования космоса, изложенная почти год тому назад президентом Джорджем Бушем, показывает, что Национальное космическое агентство Соединенных Штатов будет делать акцент на исследованиях Луны, Марса и на дальних космических полетах. Орбитальные полеты отодвигаются на задний план. Бигелоу полагает, что это открывает большие возможности для частных компаний. Они смогут отныне не только строить спутники, но и непосредственно космические корабли и осуществлять их запуск.
Бигелоу уже давно озабочен ситуацией, сложившейся в области космических полетов. Он утверждает, что по сути дела в этой отрасли образовалась монополия NASA и России. Сейчас, как известно, только российские космические корабли <Союз> используются для доставки людей в космос (на МКС). Шаттлы после катастрофы корабля <Колумбия> уже полтора года не летают.
В интервью сайту SPACE.com Бигелоу заявил: "Я пытаюсь переломить нехорошую ситуацию, в которой оказалась наша страна (США). NASA стало заложником <Союза>. Два года назад все было прекрасно. Ходили разговоры, что мы сможем купить все <Союзы>, если захотим. Сейчас, после катастрофы шаттла <Колумбия>, ситуация изменилась кардинально. Правительство Соединенных Штатов платит России и не собирается финансировать строительство космических кораблей американскими частными фирмами. А на пятки наступают китайцы, которые тоже вскоре начнут предлагать свой космический корабль <Шеньчжоу>.
Чтобы поощрить создание американского космического корабля для доставки людей на орбиту, Бигелоу и предложил свой приз. Он до последнего надеялся, что NASA войдет в долю, но не дождался и взялся за дело сам.
Бигелоу готов заплатить победителю конкурса 50 миллионов долларов и предложить ему контракт в 800 миллионов долларов за 24 полета на период от четырех до четырех с половиной лет.
Кроме того, Бигелоу готов заплатить еще 200 миллионов за 6 полетов какой-нибудь другой команде. <Может произойти так, что кто-то опоздает и проиграет, но его корабль будет лучше, чем корабль победителя>, - так объясняет этот патриот свое решение.
Таким образом, предложенная Бигелоу программа создания космического корабля оценивается в миллиард долларов.
Есть, правда, два обстоятельства, способных помешать планам Бигелоу. Во-первых, американское правительство может ввести какие-либо юридические ограничения на полет в космос частных космических кораблей. Это, пожалуй, главное возможное препятствие.
Во-вторых, существует вероятность того, что готовый корабль будет не к чему пристыковывать, то есть Bigelow Aerospace не будет иметь на орбите собственную космическую станцию. Бигелоу готов и к этому: <Мы дали сами себе срок в четыре с половиной года. Если на орбите еще ничего не будет, мы сможем продемонстрировать способность космического корабля стыковаться к космической станции на земле>.
Астронавтов Bigelow Aerospace планирует нанимать. Есть также идея самим начать подготовку новичков, подобно тому, как это делается в Звездном городке под Москвой. Но отправлять астронавтов на подготовку в Звездный городок Бигелоу не хочет. <Мы найдем, где это можно будет делать, возможно, с помощью NASA. Но только без отправки в Россию>, - говорит он.
Понятно, что платить миллиарды долларов Бигелоу намерен не только за престиж нации. Уже несколько лет он развивает собственную космическую программу. Компания Bigelow Aerospace активно разрабатывает проект орбитальных космических станций Nautilus, которые планируется использовать в качестве космических гостиниц либо орбитальных лабораторий, сдаваемых в аренду заинтересованным организациям.
В качестве базы для своего проекта компания использует проект NASA - надувной модуль TransHab, который когда-то проектировался для Международной космической станции, но не был востребован. При выводе в космос (в сжатом состоянии) модуль занимал бы не много места, а после накачивания предоставлял бы своим обитателям внушительные 330 кубометров полезного пространства. Толщина стенок модуля составляет 30 сантиметров. Они выполнены из множества слоев резины, различных полимеров и кевлара, применяемого в бронежилетах, так что могут противостоять не только внутреннему давлению, но и микрометеоритам.
Теперь проект модуля превращен в проект орбитальной станции Nautilus, разумеется, с соответствующими переделками. Сейчас элементы и прототипы отеля испытываются в лабораторных условиях. А уже в конце следующего года компания намерена испытать на орбите прототип в одну треть полной величины. Окончательно станция должна быть готова к выводу на орбиту к концу нынешнего десятилетия. К этому времени станет ясно, что будет использоваться в качестве носителя. Журнал Aviation Week & Space Technology утверждает, что прототипы станции будут выводиться на орбиту с помощью российского носителя <Днепр>.
Как бы то ни было, <частный космос> перестает быть забавой бедных энтузиастов. В отрасль готовы вкладывать деньги очень серьезные бизнесмены. Некоторые известны своей экстравагантностью, как Бигелоу или британец Ричард Брэнсон. Некоторые готовы рискнуть, как основатель интернет-компании Amazon.com Джефф Безос, который финансирует разработку суборбитального космического корабля фирмы Blue Origin, или один из отцов-основателей Microsoft Пол Аллен, на деньги которого был построен первый суборбитальный космический корабль SpaceShipOne. Одни собираются развивать космический туризм, другие готовы пойти еще дальше - финансировать научные исследования в космосе. Видимо, мы стоим перед началом новой эры в освоении космоса, когда государству придется потесниться и допустить на орбиту представителей частного бизнеса.
Как говорили в популярной в недавнем прошлом телепрограмме, <все только начинается>.
Источник: http://vip.lenta.ru


Загадочные облака и вихри на Уране
Облака в атмосфере Урана бывают самые разные: большие и маленькие, темные и светлые, с расплывчатыми и резкими краями, они могут быстро изменять свою структуру или пребывать в стабильном состоянии на протяжении нескольких лет.
Например, в южном полушарии Урана вот уже несколько лет наблюдается крупный вихрь, который совершает быстрые периодические движения, смещаясь по долготе примерно на 5 градусов и возвращаясь обратно. Ничего подобного нигде больше не наблюдается. Так что астрономы пока не знают, что заставляет атмосферные вихри на Уране возвращаться в исходную точку. Можно найти аналогичные вихри в атмосфере Нептуна, но их перемещения происходят намного медленнее.
Стоит также обратить внимание на длинную цепь ярких вихревых облаков в северном полушарии Урана. Это самая крупная структура подобного рода, которую удалось увидеть на планетах солнечной системы. Длина этой цепи облаков, которые полностью рассеялись в течение месяца, составляла около 29 тыс. км. На Земле тоже бывают быстро перемещающиеся ураганы, которые берут энергию от океана в тропических широтах и рассеивают ее при передвижении к северу или над сушей. Для Урана такая модель зарождения и перемещения урагана не подходит, поскольку эта планета находится в 19 раз дальше от Солнца, чем Земля, и интенсивность солнечного излучения здесь во много раз ниже. Возможно, ураганы на Уране возникают и живут благодаря тому, что атмосфера на этой планете более <скользкая> в том смысле, что она оказывает меньшее сопротивление вихрям, и поэтому они дольше не рассеивают свою энергию.
Источник: http://novosti.online.ru

Российский сегмент МКС должен быть достроен за семь лет
Российский сегмент Международной космической станции (МКС) должен быть достроен за семь лет, заявил в ходе интернет-брифинга глава Роскосмоса Анатолий Перминов.
<Российский сегмент мы должны достроить за семь лет. График такой - в 2007 году "Протон" выведет на орбиту многоцелевой лабораторный модуль. Когда он встанет в строй, исследовательская нагрузка на станции существенно увеличится>, - сказал Перминов.
Он уточнил, что это будет возможно только в случае <полного комплекта> экипажей. <Это возможно при условии, что на станции будут работать не два человека, а как намечалось - шесть>, - отметил он.
Далее, по заверению Пермнова, в 2009 году в состав МКС войдет научно-энергетическая платформа.
<Доставим туда научно-энергетическую платформу. Пока дополнительную энергию мы получаем от американских установок, а в 2011-2012 годах запустим еще два лабораторных модуля>, - уточнил он.
Как подчеркнул руководитель Роскосмоса, когда к станции стартует 11-й пилотируемый корабль <Союз> - последний из всех предусмотренных договоренностями, Россия откажется от роли <космического извозчика> и активно приступит к развитию своего сегмента МКС. <Это становится главной нашей задачей>, - сказал он.
Источник: http://www.rian.ru


США предложили РФ поучаствовать в лунных программах
США предложили Роскосмосу принять участие в совместной реализации космических лунных программ, заявил руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
<Недавно я официально получил приглашение от главы НАСА принять участие в разработке их проекта по лунным программам>, - заявил Перминов в ходе интернет-брифинга, отчет о котором размещен на официальном сайте Роскосмоса.
По его словам, одной из форм сотрудничества могла бы стать совместная разработка нового космического корабля. <У американцев большие корабли, с отличной грузоподъемностью, но, как видим, ненадежные. Значит, нужно что-то среднее. Чтобы и экипаж был побольше, чем на "Союзах", однако не таким громоздким, как у американцев>, - сказал Перминов. Нужно проектировать универсальные корабли, считает он.
Ракетно-космическая корпорация <Энергия> предложила, в частности, многоразовый шестиместный корабль <Клипер>, который сможет брать до полтонны полезного груза. <Есть и другие варианты. Американцы тоже делают новый корабль. Это все дорогостоящие программы. Поэтому я предложил объединить усилия по созданию, допустим, "Клипера" или корабля такого типа>, - сказал Перминов. По его словам, новые корабли необходимы для полетов на Марс или Луну, и при их создании не обойтись без российского опыта.
По мнению Перминова, интересным вариантом является создание на околоземной орбите <сборочного цеха> из одного-двух блоков, который позволит собирать марсианскую станцию сразу в космосе. <Так гораздо дешевле, чем если сначала, как хотят американцы, высадиться на Луну, а уж оттуда стартовать дальше. В любом случае полет на Марс одной стране не потянуть>, - сказал Перминов. Он отметил, что в российскую космическую программу на 2006 - 2015 годы заложено создание космических систем, которые могли бы исследовать Марс и другие планеты. "Будем тщательно готовиться к их изучению сначала в автоматическом, а потом и пилотируемом режиме. Рассматривается возможность моделирования на земле 500-суточного полета на Марс в Институте медико-биологических проблем. ", - сказал Перминов. Об этом сообщает <Интерфакс>.
Источник: http://www.strana.ru

Deep Impact готовится отправиться на бомбардировку кометы
В конце октября на завод компании Astrotech Space Operations близ космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал был доставлен исследовательский зонд Deep Impact. Здесь ему предстоит пройти тестирование всех систем, которое должно завершиться 23 ноября. Затем на него установят основную антенну и солнечные панели.
К 6 декабря его должны доставить в один из корпусов космодрома для заправки топливом.
Запуск этого аппарата запланирован на 30 декабря. В космос его должна вывести ракета Delta 2. Зонду Deep Impact предстоит отправиться к комете Темпеля 1. Лететь до нее он будет, в общем-то, недолго - полгода. На 4 июля 2005 г. назначено разделение зонда на <летную> часть Flyby и <снаряд> Impactor. Этот снаряд нацелится в ядро кометы и врежется в него со скоростью около 37 тыс. км/час. От этого удара в ядре кометы должен образоваться кратер диаметром около 200 метров и глубиной 50 м. Процедуру бомбардировки ядра кометы модуль Flyby будет снимать с безопасного расстояния. Кроме того, на нем имеется аппаратура для исследования разлетающихся обломков и стенок образовавшегося кратера.
Подготовка к старту ракеты-носителя Delta 2 должна начаться совсем скоро. 22 ноября на стартовой площадке должны установить первую ступень этой ракеты, а затем до 1 декабря навесить на нее 9 твердотопливных ускорителей. Монтаж второй ступени ракеты запланирован на 3 декабря.
Источник: http://novosti.online.ru

Млечный Путь вращается вокруг двух черных дыр, а не одной
Млечный Путь вращается вокруг двух черных дыр, а не одной, как считали раньше. Так полагают ученые парижского Института физики. Они обнаружили, что у черной дыры, находящейся в центре нашей Галактики, есть <сосед> меньшего размера.
Черная дыра Стрелец А* (Sagitarrius A*), о существовании которой было известно раньше, больше Солнца почти в четыре миллиона раз. Обнаруженная исследователями под руководством Жан-Пьера Майара новая дыра значительно меньше, и лишь в 1300 раз крупнее нашего светила. Расстояние между объектами составляет приблизительно полтора световых года.
Майар считает, что звезды Млечного Пути вращаются вокруг вновь обнаруженной дыры, внесенной в каталог под названием GCIRS 13E. Она, в свою очередь, совершает круги вокруг Стрельца А*. Он также выдвинул гипотезу о том, что в Млечном Пути могут находиться несколько черных дыр <маленького> (по космическим меркам) размера, однако гипотеза пока остается не доказанной.
Источник: http://www.isra.com

НАСА: рекордные провалы грядущих лет
Обозреватель Джеффри Белл (Jeffrey Bell) представил в SpaceDaily свое оригинальное, спорное, но во многом поучительное видение некоторых перспективных проектов НАСА, которые грозят стать крупнейшими неудачами агентства.
Одной из наиболее характерных особенностей НАСА, по мнению американского эксперта, является то, что из-за неэффективной организации растрачиваются, распыляясь, огромные средства и усилия. Джеффри Белл выделил несколько программ НАСА, работающим в которых сотрудникам стоит, на его взгляд, немедленно начать подыскивать себе новые рабочие места.
Джеффри Белл уже известен своим заявлением о том, что разрабатываемый НАСА проект Orbital Space Plane является хрестоматийным примером неправильно сформулированного проекта, обреченного на бесславный конец. Он утверждал, что это не являлось тайной и для многих ученых и инженеров, которым волею судеб довелось принимать участие в его реализации.
Аналогичным образом и по аналогичным причинам уже сложилась судьба проекта CRAF (Comet Randezvous/Asteroid Flyby), предполагавшего изучение <по пути> с помощью зонда <Кассини>, предназначенного для исследования системы Сатурна, еще и ряда малых объектов Солнечной системы - кометы и астероида. Предполагалось, что аппарат будет реализован на базе новой платформы .
По мнению Джеффри Белла, проект был обречен с самого начала - с того самого момента, как Сенат США определил четкую верхнюю границу стоимости аппарата. Как только цена забралась выше, проект CRAF бесславно почил в забвении, а <Кассини> совершил настоящую революцию в наших представлениях о Солнечной системе. Неудивительно, полагает американский эксперт. <Кассини> был ориентирован на исследование, пожалуй, самой необычной планеты; CRAF - на пролет мимо нескольких никому не ведомых и безымянных кусков льда и камня. На <Кассини> установлено много иностранных научных приборов, и выход аппарата из строя до достижения главной цели полета не стал бы дипломатическим триумфом для США. И, наконец, красивое имя <Кассини> и унылая аббревиатура CRAF слишком уж плохо сочетались друг с другом.
В наши дни список безусловно обреченных проектов НАСА, над которыми продолжают трудиться ученые и инженеры, видится Джеффри Беллу таким:
МКС и шаттлы
Новая американская программа освоения космоса предполагает, что флот шаттлов будет окончательно списан в 2010 году - за несколько лет до того, как им на смену придет новый космический корабль CEV. Это очевидное решение - осилить обе программы американский бюджет не в состоянии - но из-за него возникает масса проблем. НАСА лишается возможности доставки на орбиту крупногабаритных грузов, необходимых для завершения строительства МКС. Нет планов создания национального транспортного корабля. Нет планов отказа от Iran Non-Proliferation Act, делающего невозможным использование российских <Протонов>. Нет планов закупок перспективных европейского ATV или японского HTV.
Что хуже всего, непонятно как заменять экипажи на МКС без шаттлов. В своем окончательном виде МКС должна принимать на борт экипаж из 12 человек, которых нужно менять каждый год. Злосчастный Иран, так некстати принявшийся разрабатывать <запретные> технологии, препятствует НАСА в закупках российских <Союзов> (пока что ряд запусков НАСА приобретает в России по <бартерной> схеме). У Европы и Японии пилотируемых космических кораблей пока еще нет, а китайский <Шэньчжоу>, летающий пока раз в два года, по очевидным причинам рассматриваться в качестве альтернативы тоже пока что не может. Будущее МКС, стоившей США огромных денег и жизней астронавтов, тоже весьма туманно. МКС, заключает Джеффри Белл, постигнет та же незавидная судьба, что и затопленную ради нее станцию <Мир>, а всем тем, кто участвует в реализации программ МКС и обеспечении полетов шаттлов, стоит призадуматься о поиске новой работы прямо сейчас.
Hubble Robot Repair Mission
Аппарат Hubble Robot Repair Mission, предназначенный для ремонта космического телескопа <Хаббл> без участия человека, уже взлетел в цене с изначальных $600 млн. до $2,2 млрд. Учитывая, что придется реализовать ряд принципиально новых технологий, есть основания полагать, что и эта оценка - не последняя. За эти деньги можно будет построить несколько новых <Хабблов> и запустить их при помощи обычных <одноразовых> ракет-носителей. Что касается планов запуска специального аппарата, предназначенного для обеспечения безопасного затопления <Хаббла>, то, следуя этой логике, все запуски НАСА нужно перевести куда-нибудь подальше от населенных районов - например, на атолл Мидуэй.
Jupiter Icy Moons Orbiter
По словам одного из знакомых Джеффри Белла, беседовавшего со специалистами двух конкурирующих команд разработчиков JIMO, обе они независимо друг от друга пришли к заключению, что проект нереализуем. Именно поэтому, полагает Белл, НАСА подключило к проекту третью команду. Проблема, на его взгляд, коренится в исключительно плохом взаимодействии <космических> инженеров и <космических> ученых. Последним давно было очевидно, что для детального изучения спутников Юпитера орбита должна быть обязательно полярной. Тем не менее, никто не довел вовремя эту мысль до сведения инженеров, и на предварительном этапе они готовили аппарат, который будет обращаться вокруг Каллисто, Ганимеда и Европы в плоскости экватора Юпитера. Необходимость пересмотреть орбиту привела к серьезному росту массы аппарата - она стала настолько большой, что теперь его невозможно вывести на <ядерно-безопасную> околоземную орбиту (предполагается, что JIMO будет оснащен ядерной двигательной установкой) при помощи даже самой мощной из существующих ракет-носителей. Необходимо либо проводить запуск корабля <по частям> с последующей их стыковкой на орбите, либо подождать, пока НАСА не создаст новую тяжелую РН. Более того - ученых тем временем перестали устраивать 600 кг полезной нагрузки JIMO. Теперь они хотят уже 1,5 тонны.
Mars Sample Return
Аппарат, предназначенный для сбора образцов марсианского грунта и доставки их на Землю может быть запущен через десять лет - заявляют НАСА на протяжении уже трех десятков лет. По всей видимости, предсказывает Джеффри Белл, в ближайшие тридцать лет Mars Sample Return будет также маячить в неопределенном будущем, через две пятилетки. Даже невзирая на примечательные уроки зонда Genesis, только что разбившегося при возвращении на Землю, опыт исследований Марса свидетельствует о том, что для получения новых сколь-нибудь существенных знаний необходимо чрезвычайно сложное и ответственное планирование задач зонда. Более того - сегодня вряд ли кто-нибудь из серьезных ученых возьмет на себя грех обещать, что, получив в руки один грамм марсианского грунта, он сможет поведать всю историю Красной планеты. К тому же учеными уже признан тот факт, что марсианский грунт в достатке имеется и на Земле - ряд метеоритов имеют, без сомнения, марсианское происхождение. Вместо того, чтобы тратить многие миллиарды на проект MSR, можно организовать куда менее дорогостоящую экспедицию в Антарктиду, которая доставит образцы марсианского грунта, либо просто предложить за такие образцы солидное вознаграждение.
Источник: http://www.cnews.ru


Ученые хотят доказать, что Луна откололась от Земли
Ученые подозревают, что Луна - это <дочка> Земли, которая появилась 4,5 млрд лет назад после того, как с нашей планетой столкнулось космическое тело размером с Марс.
Инцидент привел к тому, что от Земли откололось несколько крупных кусков, однако далеко им улететь не удалось - земное притяжение не позволило. Со временем обломки образовали Луну. Как пишет Утро.Ру, европейская автоматическая станция Smart 1, которая накануне вышла на окололунную орбиту, запущена в том числе и для того, чтобы проверить эту гипотезу.
Устройство оказалось рядом с естественным спутником Земли через 13 месяцев после запуска с космодрома Куру (Французская Гвиана). Для того чтобы выйти на орбиту Луны, Smart включил ионный двигатель. Это первый успешный опыт использования <мотора> этого типа в космосе.
Сейчас орбита космической станции проходит в 5-6 тыс. км от лунной поверхности. В ближайшие четыре дня она подвергнется некоторой корректировке. Это позволит перевести станцию на более низкую рабочую орбиту к 13 января будущего года. В дальнейшем Smart 1 будет приближаться к спутнику Земли по спирали, до тех пор пока не достигнет его поверхности.
На Луне аппарат займется изучением кратеров, ученые надеются найти там лед и уже по нему попробовать доказать земное происхождение спутника Земли. Особое внимание будет уделено самой большой естественной яме небесного тела. В ней ученые планируют найти те же породы, что существуют и на Земле. Кроме поисков льда, Smart будет высматривать еще и строительные материалы, из которых можно будет построить на Луне город машин.
Источник: http://www.vsluh.ru

На изготовление зеркала для нового космического телескопа JWST уйдет 4,5 года
В конце ноября на заводе компании Axsys Technologies должно начаться изготовление основного зеркала для нового космического телескопа JWST (James Webb Space Telescope). Запуск этого телескопа в космос запланирован на 2011 год.
Его планируется вывести во вторую точку Лагранжа на прямой, соединяющей Землю и Солнце, которая находится на расстоянии около 1,5 млн км от Земли.
По проекту диаметр основного зеркала этого должен составлять 6,5 м. Понятно, что вывести в космос монолитное зеркало таких размеров весьма проблематично, если не сказать невозможно (во всяком случае, на нынешнем этапе развития космической техники). Поэтому зеркало будет раскладывающимся. Оно будет состоять из 18 шестиугольных сегментов, и каждый такой сегмент можно вписать в окружность диаметром 1,6 м. Эти шестиугольные сегменты будут изготовлены из бериллия с очень высокой точностью. Это очень долгий процесс. Производство заготовок бериллиевых зеркал должно завершиться 2007 году. А потом начнется их шлифовка и полировка. В результате этих операций каждая заготовка должна потерять 92% своей массы (от 250 кг останется только 21 кг). Так что в общей сложности на изготовление всех 18 зеркал уйдет 4,5 года.
Бериллий, который является одним из самых легкий металлов, был выбран в качестве материала для зеркала, потому что он может сохранять нужные свойства при работе при криогенных температурах. Именно в таких условиях телескопу придется работать в космосе.
Источник: http://novosti.online.ru

В кольцах Сатурна могут скрываться новые спутники планеты
Новые фотографии и наблюдения за кольцами Сатурна дали ученым повод предположить, что у планеты есть спутники до сих пор не известные астрономам, сообщает сайт Space.com.
На одном из снимков в кольцах видны промежутки характерные для тех, которые оставляют уже известные луны планеты. Только на этот раз они гораздо меньше, около 30 километров, и если предположить наличие нового спутника, то его диаметр не должен превышать пяти километров.
До недавнего времени самой маленькой из известных лун Сатурна был Пан с диаметром около 20 километров. Позже были открыто еще шестнадцать с диаметром от 5 до 30 километров. Открытие новых спутников представляется ученым очень важным, поскольку оно может дать ответ на вопрос, каким образом были сформированы не только знаменитые кольца Сатурна, но и другие планетарные системы.
Астрономам удалось также обнаружить однородные объекты размером с футбольное поле. Это самые маленькие из подобного рода тел, входящих в кольца Сатурна. Пока неизвестно являются ли они цельными обломками или представляют собой скопление мельчайших частиц.
Помимо этого в кольцах Сатурна удалось установить наличие кислорода. По мнению ученых, его происхождение объясняется тем, что многие объекты, сталкиваясь, высвобождают частицы льда. А они в свою очередь выделяют кислород под воздействием радиации, исходящей от Сатурна.
Источник: http://lenta.ru


"Охотники на инопланетян" в печали: озон не является свидетельством жизни в других мирах
Брайан Томас из университета Канзаса вместе с учёными NASA считает, что наличие озона в атмосфере других планет не является убедительным свидетельством жизни на них. Эта новость усложнила задачу охотников на инопланетян.
Брайан Томас из университета Канзаса вместе с учёными NASA считает, что наличие озона в атмосфере других планет не является убедительным свидетельством жизни на них. Эта новость усложнила задачу охотников на инопланетян. В настоящее время на <озоновый признак> полагаются организаторы многих миссий как в Европе, так и в США.
Космические аппараты пробуют обнаружить в атмосферах далёких планет газы, изучая, как через них проходит свет от звёзд - различные газы поглощают определённые длины волн света характерными способами.
Астрономы надеются обнаружить в этих атмосферах озон - газ, который, по мнению многих учёных, указывает на кислород, побочный продукт жизни.
Но Томас и его коллеги, используя математическую модель, пришли к выводу, что озон может быть произведён планетой без наличия жизни на ней.
По их словам, это могло случиться, если атмосфера планеты изначально была богата углекислым газом, например, как атмосфера Венеры. Углекислый газ мог бы вступить в реакцию с азотом, создать кислород, что привело бы к производству озона.
В таком случае планета могла бы создать в своей атмосфере в четыре раза больше озона, чем в настоящее время имеется в атмосфере Земли.
Некоторые эксперты и раньше предупреждали о возможности ошибки при использовании озона в качестве маркера жизни, но работа Томаса - первое исследование, серьёзно обозначившее причину для максимальной осторожности.
Источник: http://news.pravda.ru

След астероида на снимке галактики Стрельца
Этот снимок карликовой галактики Стрельца был сделан космическим телескопом Hubble в августе 2003 г. Когда астрономы исследовали полученные фотографии они с удивлением увидели прерывистый след, оставленный астероидом, который во время экспозиции пересекал поле зрения телескопа, настроенного на галактику Стрельца.
Если бы затвор телескопа был открыт все время, пока велись наблюдения указанной галактики, то след астероида представлял собой сплошную линию. Но он выглядит как цепочка из 13 красноватых дуг. Это произошло потому что камера телескопа Hubble съемке галактики Стрельца включалась и выключалась много раз. Объектив телескопа Hubble был настроен так, чтобы объект наблюдения оставался неподвижным в поле зрения телескопа. Зато подвижным относительно далеких звезд оказался астероид из солнечной системы. Так как траектория телескопа Hubble при его движении вокруг Земли известна с очень высокой точностью, то удалось определить расстояние до <наследившего> астероида. Прежде всего, выяснилось, что этот астероид до сих пор не был известен. В момент съемки он находился на расстоянии около 270 млн км от Земли, то есть он, скорее всего, принадлежит к поясу астероидов, расположенному между орбитами Марса и Юпитера. По наблюдаемой яркости астероида астрономы определили его приблизительный размер - около 2,4 км в поперечнике.
Сама же галактика Стрельца находится на расстоянии 3,5 млн световых лет от Земли. На этом снимке звезды, принадлежащие этой галактике, имеют голубоватый цвет. А самые яркие звезды на этом снимке располагаются гораздо ближе (на расстоянии нескольких тысяч световых лет): они принадлежат к нашей собственной галактике Млечный Путь. Красноватые пятнышки - это другие галактики, которые находятся в десятки раз дальше от нас, чем галактика Стрельца.
Источник: http://novosti.online.ru

Запуск спутника Swift отложен как минимум до 20 ноября<>b/
Спутник Swift, на котором установлен телескоп для поиска гамма-вспышек во Вселенной, должен был отправиться в космос почти год назад. Но этот запуск множество раз откладывался по самым разным техническим причинам.
Наконец он был назначен на 17 ноября, но накануне был вновь отложен как минимум на сутки из-за неполадок с системой уничтожения ракеты в случае каких-то серьезных проблем с ней во время запуска. Однако и 18 ноября старт не состоялся, а состоялось объявление руководства проекта о переносе старта как минимум до субботы 20 ноября. Как выяснилось, решение проблем с системой уничтожения ракеты потребовало замены нескольких компонентов электронного оборудования. Так что на сегодня назначено только повторное тестирование всех систем ракеты и спутника. Итак, старт пока назначен на 20 ноября в 12:10 по местному времени мыса Канаверал (20:10 мск), длительность окна запуска - 1 час.
Источник: http://novosti.online.ru


Сборщик мусора с низкой околоземной орбиты
Человечество за более чем сорокалетнюю историю освоения космоса изрядно замусорило околоземное космическое пространство.
Вокруг Земли сейчас летают более 8 тысяч спутников (по большей части вышедших из употребления) и великое множество более мелких объектов (отработанные верхние ступени ракет с остатками топлива, различные фрагменты спутников, крышки объективов спутниковых фотокамер, обтекатели и т.п., а также обломки всего выше перечисленного). Все эти неуправляемые штуковины сталкиваются друг с другом и превращаются в еще более мелкий мусор. Далеко не все эти обломки занесены в каталог, но все они представляют серьезную опасность для новых спутников. Причем засорять околоземное пространство они могут довольно долго. Спутники и прочие объекты, оказавшиеся на орбите высотой более 700 км, останутся там на ближайшие несколько сотен лет. Спутники на низких околоземных орбитах живут меньше - в среднем 5 лет.
Низкие околоземные орбиты загрязнены космическим мусором сильнее всего, и это уже стало серьезной проблемой. Для ее решения предлагается несколько способов. Во-первых, предлагается <заправлять> каждый спутник неким дополнительным количеством топлива, чтобы по истечении его срока службы, спутник можно было забросить на более высокую орбиту, где он не будет мешать действующим спутника. Правда, такое решение упирается в необходимость увеличения массы спутника (а при запуске счет идет буквально на килограммы). К тому же такое решение предполагает, что система управления спутника должна будет работать и через много лет после запуска. Немаловажно и то, что, забрасывая спутник на более высокую орбиту, мы просто отодвигаем решение проблемы и перекладываем его на плечи потомков.
Правда, дополнительное топливо на спутнике можно использовать не только для подъема его орбиты, но также и для его спуска в плотные слои атмосферы, где он может успешно сгореть. Но это также предполагает, что система управления спутника должна нормально функционировать. В противном случае спутник, потерявший управление и превратившийся в мусор, останется там, где он есть.
На этот случай сейчас разрабатывается следующее <устройство>, если так можно выразиться. Называется оно Terminator Tether. Это - электродинамический фал. Он представляет собой тонкую проволоку длиной 5 км, которая в <походном> положении намотана на катушку, а эта катушка устанавливается на спутник во время его сборки. Terminator Tether находится в <ждущем режиме> все время работы спутника на орбите. Когда же принимается решение о выводе спутника из эксплуатации, на Terminator Tether подается команда о разматывании катушки, на конце которой имеется груз. Размотанный провод длиной 5 км взаимодействует с плазмой ионосферы и магнитным полем Земли, в результате чего в проводе возникает ток, который в свою очередь вызывает силу, которая тянет спутник вниз. И так продолжается до тех пор, пока спутник не окажется в плотных слоях атмосферы и не сгорит там.
По подсчетам специалистов, такой, в общем-то, несложный и недорогой метод позволяет существенно ускорить сход спутников с орбиты. Если естественным образом спутник, занимающий орбиту высотой 950 км, будет спускаться на Землю в течение 100 лет, то Terminator Tether сокращает эту процедуру до 18 дней.
Компания TUI, разрабатывающая Terminator Tether, получила на этот проект уже несколько грантов от NASA и DARPA и уже успешно провела испытания этого устройства в невесомости. Но сроки запуска катушки с проволокой на реальном спутнике пока не сообщаются.
Источник: http://novosti.online.ru


Обсудить на форуме >>
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 21.11.2004 8:42:04


[Другие статьи раздела "Наука и Техника"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4561
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: