FoxЖурнал: Жизнь и её сохранение:
 НЕ НАШЕ ЭТО ДЕЛО. ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ СКРЕСТИТЬ ЕЖА С КАКТУСОМ?

Автор: Елена Владимирова
 За последние годы импорт генетически модифицированного продовольствия в Россию вырос в сто раз. ГМ-компоненты содержатся даже в отечественных колбасах и конфетах. Эти факты прозвучали на заседании "круглого стола", посвященного биобезопасности России.
Как выяснилось, соя у нас сплошь импортная. А в Америке 80 процентов бобовых выращивается из генетически модифицированных семян. В отношении кукурузы этот показатель не намного ниже.
Споры о том, надо ли закупать ГМ-продукты, идут не первый год. Ученое сообщество разделилось на два лагеря. Скептики опасаются, что страна станет "генетической помойкой", что победит не чувство самосохранения, а лоббистские усилия американских биокорпораций. Специалисты призывают к осторожности, ведь мы имеем дело со скрещиванием ежа не с ужом, а, например, с крапивой или кактусом. Ведь в генетический код растений внедряется чужеродный ген, после чего они приобретают иммунитет против болезней и вредителей и дают невиданные урожаи.
Оптимисты всякие опасения отметают. Они говорят, что никто не установил связи каких-либо заболеваний с генетически модифицированными продуктами. А население планеты, между прочим, скоро удвоится, и накормить прорву народа может только генная инженерия. Директор ВНИИ фитопатологии РАСХН Сергей Санин заявил корреспонденту "Труда", что их институт изучает воздействие ГМ-компонентов на биосферу, растения, микробы, насекомых. Пока не выявлено фактов негативного влияния на живые организмы. Однако эта работа не на один день. Тем более что генетически измененные сорта культур у нас не выращиваются.
Но в одном сходятся участники спора. России, для которой продовольственный вопрос всегда стоял остро, надо не плестись в хвосте мировой науки, а развивать собственные исследования. В том числе на опытных участках выводить свои сорта, устойчивые к болезням и вредителям. А параллельно следует контролировать продовольственный рынок, как это делают в странах ЕС.
Европейцы, как известно, посчитали необходимым в обязательном порядке информировать потребителей, содержит тот или иной продукт генетически модифицированные компоненты или нет. В России это пока не представляется возможным. Например, Госторгинспекция, проверяющая качество товаров на потребительском рынке, не в состоянии за всем уследить. Как заявила нам начальник отдела Галина Чубарова, нет ни методики, ни соответствующего оборудования. А заместитель руководителя инспекции Сергей Диордийчук добавил: для такого дела понадобятся очень дорогие лаборатории, оснащенные специальным оборудованием.
Госсанэпиднадзор, напротив, демонстрирует спокойствие. Как заявили нам в пресс-центре, у них в регионах уже есть лаборатории, отслеживающие на рынке товары, содержащие ГМ-компоненты. Но все ли проходят сквозь это сито? Например, в Курском областном центре Госсанэпиднадзора собкору "Труда" Владиславу Павленко сообщили, что лаборатория работает только второй месяц. Проверили лишь 19 наименований продуктов, генетически измененных не нашли. Наш казанский собкор Евгений Ухов выяснил в республиканском центре Госсанэпиднадзора, что центр лабораторного контроля только создается, начнет работать в первом квартале 2004 года.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
Юрий Роговский, зам. председателя Госкомиссии РФ по испытанию и охране селекционных достижений:
- В России растения с измененным генетическим кодом не будут выращиваться в ближайшие два-три года. Хотя западные селекционеры стараются "толкнуть" свои сорта. Недавно генетически модифицированный сорт картофеля, представленный американцами, у нас испытывался, но неудачно. В него был внедрен ген для устойчивости к колорадскому жуку, но, как оказалось, этот картофель гниет, плохо хранится.
Меж тем площади под ГМ-растениями в мире уже достигли 60 миллионов гектаров. В основном это соя, кукуруза, хлопчатник, рапс. А с их компонентами производится множество продуктов - мясные, молочные, кондитерские. Да, их вредность не доказана, но никто и нигде не ставил целью изучить отдаленные последствия. На это просто не было времени - человечество всего 20 лет плотно занимается генной инженерией, причем речь в основном идет об Америке. Вот эти последствия не могут не волновать. Ген ведь способен мутировать, бесконтрольно переходить на другие культуры...
Виктор Тутельян, директор Института питания, академик Российской академии медицинских наук:
- Не одни мы покупаем американскую сою. Страны ЕС тоже используют ее в пищевой промышленности. Более того, Европа поняла главное: еще год - и можно навечно отстать от Америки в генной инженерии. Поэтому везде активизируются собственные разработки. Мы два года изучаем проблему генетически измененных продуктов и пришли к выводу, что есть их вполне безопасно. С точки зрения экологии судить не берусь. Но знаю точно, что человек - заложник экологии.
В России, как и в Европе, тоже принято решение маркировать продукты, содержащие свыше 5 процентов ГМ-компонентов. Но таких продуктов на рынке пока не обнаружено.
Иван Стариков, руководитель Комитета по агропродовольственной политике Совета Федерации:
- На мой взгляд, единственно верный путь для России - развивать экологичное сельское хозяйство. Это наша ниша, именно тут мы можем преуспеть. Ставка на производство генетически модифицированных продуктов - своего рода игра в догонялки. Америку в этом деле не догнать.
В мире найдется немного стран, способных производить экологически чистые продукты питания. На наше счастье, мы в их числе.
Кстати, даже если в каждом регионе появятся лаборатории и все 100 процентов продуктов, присутствующих на рынке, будут подвергаться исследованию, то маркироваться все равно будут только те, где содержание ГМ-компонентов свыше 5 процентов. Если меньше, то мы так и не узнаем, что съели. А много или мало - 5 процентов- не говорит никто.
Источник: Газета "Труд" (: 33) Дата публикации: 29.12.2003 1:29:58
[Другие статьи раздела "Жизнь и её сохранение"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|