FoxЖурнал: Русский вклад:
БОРИС НИЧИПОРОВ: ОТЧЕ НАШ
Автор: Борис НИЧИПОРОВ
Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое!
Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого: яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь.
Каждый день несколько раз христианин произносит молитву "Отче наш". А между тем есть большая опасность бездумного, механического повторения этой дивной молитвы, которую дал нам Господь. Серьезно и искренне молящийся человек всю жизнь входит в постижение молитвы Богу Отцу. Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Будем творить молитвы не с движением тела, не крикливым голосом, но с добрым душевным расположением; не с шумом и гамом, не для показности, как бы для того, чтобы обогнать ближнего, но со всяким приличием, сокрушением сердца и непритворными слезами".
+ + +
Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое!
Ко многим уважаемым людям мы обращаемся на "вы", а к Богу на "Ты". И эту прямую дорогу к Богу Отцу проложил нам Его Сын Иисус Христос, Он воплотился и стал по всему Человеком - по всему, кроме греха. Одним из нас! Крестом и Воскресением Он открыл путь к этому "Ты", к откровению, к прямой речи, к личным отношениям с Отцом Небесным. И смысл нашего земного бытия - прославлять, святить Его Имя среди людей - добром и любовью:
+ + +
Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на небеси и на земли.
Мы молимся о том, чтобы благодать, радость и покой Царствия Божия осенили тьму нашей тоскливой, падшей души. Когда произносим слова "да будет воля Твоя", то просим, чтобы замысел Бога о нашем земном пути совпал с нашими устремлениями и желаниями. Мы лепечем эти слова, а понимаем ли, чего просим? Ведь грехи, страсти и увлечения, как правило, уводят нас от нашего единственно верного пути. И нужна воля, чтобы мы, дети Божии, подобно блудному сыну, каждое утро вставали и с готовностью говорили: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих (Лк. 15,18-19). Макарий Великий говорит: "У человека два крыла - воля Божия и наша, человеческая воля, наша свобода и активность. И ведь совестью своей знаем - что хочет от нас Господь в той или иной ситуации, но - упрямые и гордые - поступаем по-своему, И мучаемся и страдаем потом от собственной строптивости. А при этом язык по-прежнему услужливо твердит всякий раз: "да будет воля Твоя... Да будет воля Твоя...". Ну и где же она, эта воля? Ее-то и нет, она и не творится..."
+ + +
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Всякий нуждается в пропитании, одежде и крыше над головой. Бог знает нужды каждого. Со страниц Евангелия Он говорит: "...не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться... потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом" (Мф, 6, 31-32). Но из века в век повторяются те же разговоры и пересуды: "Почему у него богаче, слаще и жирней... ну почему?!". А при этом человек все бубнит: "да будет воля Твоя", но только закончил молитву у святой иконы, забылся - и вот уже тут как тут всегдашние сплетни и пересуды: "смотри, а у него-то, а она-то...". Дай нам, Господи, не смотреть с завистью на других, но вслед за мудрым Соломоном говорить: "Нищеты и богатства не давай мне, - питай меня хлебом насущным" (Притч. XXX, 8). А о соседе позаботится Господь!
Но есть Хлеб иной - Хлеб Святого Причащения, Хлеб, который преподается нам на Божественной литургии. Именно такой хлеб взял Иисус, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). .О Хлебе Святой Евхаристии Он сказал: идущий Хлеб сей будет жить во-век (Ин. 6, 51). Дай, Господи, до конца дней этого хлеба искать. Его жаждать, Им причащаться вместе с живительной Кровью Спаса Нашего.
+ + +
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Историки Церкви пишут, что древних христиан это прошение приводило в трепет. Многие, чувствуя свою неготовность искренне произнести эти слова, даже выпускали их из молитвы. И действительно так! Мы просим у Бога простить грехи и уже не просто обещаем, а прямо свидетельствуем Господу, что мы-то сами простили своим ближним и дальним, и пребываем в мире душевном. Но это ведь часто не так! Посмотрим трезво на жизнь нашу! Она полна взаимных обид, столкновений, ссор, недомолвок, лицемерия. Но вновь эта привычка бездумно проговаривать молитвы не заставляет нас даже задуматься - о чем это мы Богу только что поведали! - О том, что уже простили, о том, что уже любим! Но что же делать нам, немощным и слабым - разве и не молиться вовсе? Нет. Не так. Любящий Господь благословляет наши усилия, целует намерение! - стремление к миру и снисхождению к ближним.
И вот тогда мы искренне и глубоко скажем:
"Господи! У меня нет сейчас мира сердечного в его полноте. Но даруй мне Свою благодать, которой я прощу и возлюблю".
Как все мудро и просто у Господа! - Божие милосердие и прощение приходит к нам после наших, пусть и слабых, но усилий, - после нашей самой малой милости к людям. Всякий живущий на земле достоин понимания и милости. А мы не судьи. Есть над всеми Судия Праведный и Нелицемерный. Господь наш.
+ + +
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого: яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь.
Апостол Иаков пишет: никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого (1, 13). Бог попускает грех, не сковывает нашей свободы. Но очень часто сама свобода - путь следования греху. Она и заводит в житейский тупик. Но, зная неустойчивость в правых мыслях и чувствах, мы, как малые дети, прибегаем к Отцу Небесному и просим: не попусти нам подпасть под иго наших собственных страстей и заблуждений. Вразуми! Защити от козней демонских! Исправи (направи!) путь жизни нашей.
И, наконец, молитва Отцу и Богу завершается славословием! - "яко твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь". Эту часть молитвы в Церкви обычно произносит лишь священник. Последнее слово - аминь. И вослед за Матерью Церковью мы скажем свое Аминь - Аминь Богу Нашему в Троице славимому. Аминь - значит "истинно так", "так будет всегда"!
Будем читать молитву "Отче наш" языком, будем творить ее и сердцем - внутренним, глубоким чувством, сверяя каждое слово со своей совестью. Но если увидим, что не соответствуем ей своей жизнью, не станем унывать, а, напротив - в простоте, как детки это делают, обратимся к Богу и Отцу:
Господи, помилуй нас молитвами Сына Твоего и щедротам Всесвятого Духа Божия. Аминь.
протоиерей Борис НИЧИПОРОВ
"Русский Дом" №10, 2002
Фотография из проекта Золото Киева
(: 0) Дата публикации: 17.02.2005 0:20:58
[Другие статьи раздела "Русский вклад"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|