Принудительная выдача замуж, ношение хиджаба, забивание камнями, сегрегация полов... Что на самом деле думал обо всем этом Мухаммед?
Как отличить его мысли от интерпретаций его последователей? Чтобы ответить на эти вопросы, Жозетт Алия, корреспондент издания Le Nouvel Observateur, встретилась с двумя интеллектуалами, Аделем Рифаатом и Бахгатом Эльнади. Заслуга их книги "Ас-Сира" ("Житие"), вышедшей в издательстве Grasset под псевдонимом "Махмуд Хусейн", заключается в том, что она знакомит нас с личностью Пророка, каким он был в действительности. (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru).
- При чтении этих текстов больше всего поражает то, что Мухаммед настойчиво утверждает, что он такой же человек, как и все. Что он тоже может ошибаться, что его мнение может быть оспорено. За исключением тех случаев, когда Бог сам диктует ему Свое Слово. Мухаммед повторяет: я не Бог, я всего лишь человек, посланник.
- Он повторяет это потому, что на него нападают его противники из Мекки, которые ему говорят: "Если ты Пророк и с тобой разговаривает Бог, сотвори какое-нибудь чудо. Иисус воскрешал мертвых и кормил своих спутников обильной пищей. Мы люди бедные, у нас ничего нет, поэтому дай нам манну, добудь воду, преврати пустыню в цветущий сад, и мы тебе поверим". Пророк отвечает: "Я послан не для этого. Я был послан, чтобы передать людям слова Бога".
- Многие мусульмане верят, что все слова Пророка обязательны к исполнению - даже те из них, которые касаются обычаев или традиций, когда, например, он говорит о женщинах.
- Лишь Божье слово, выраженное в Коране, является императивом. Пророк настаивает на этом, и исторические хроники дают тому множество примеров. Так, накануне битвы при Бадре, в которой соратники Пророка должны были сразиться с мекканцами, Мухаммед разработал план атаки и представил его на рассмотрение своих сторонников. Один из его военачальников, хорошо знавший место будущей битвы, был не согласен с планом. И он спросил: "Этот план - твоя идея или он исходит от Бога?" "Это моя идея", - ответил тот. "Тогда ты не прав. Действовать нужно иначе". Пророк прислушался к мнению своего соратника, изменил планы и в итоге выиграл битву.
- В преданиях рассказывается, что после явления ангела Гавриила встревоженный Мухаммед прибежал к своей жене Хадидже, "прижался к ее бедру" и рассказал ей о своих опасениях. Она подбодрила его: "Радуйся и будь тверд. Благодаря Тому, кто держит в своих руках мою душу, ты станешь, надеюсь, пророком этого народа". Будучи женщиной умной, она пошла к прорицателю, своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю, который подтвердил: "Мухаммед не одержим джиннами. Он будет пророком". Но Мухаммед все еще сомневается. Он боится демонов. Гавриил возвращается, подтверждая божественные послания. Именно Хадиджа предоставляет своему супругу высшее доказательство того, что Гавриил не демон. Она сажает мужа сначала на правое, потом на левое колено, потом на оба колена, каждый раз спрашивая: "Ты видишь Гавриила?". "Да", - все три раза отвечает он. Наконец Хадиджа поднимает рубашку, прижимает мужа к своему телу и спрашивает: "А сейчас ты видишь Гавриила?" "Нет", - отвечает Мухаммед. "Возрадуйся. Клянусь Богом, это ангел, а не демон". Ибо, в отличие от демонов, ангел никогда не появляется между мужчиной и женщиной, находящимися в интимной близости.
Не правда ли, красивая история? Во всяком случае, она показывает, какую важную роль в истории Откровения сыграла Хадиджа.
- Несомненно. Она первая поверила в Мухаммеда. Когда он сомневается, когда Бог долго не являет ему Себя, когда он в отчаянии и подумывает о том, чтобы броситься с высокой скалы, она любя поддразнивает его: "Наверное, твой Бог тебя покинул". Но она будет поддерживать его до конца, когда ему придется сражаться со своими соплеменниками, свергать идолов, сопротивляться давлению. Хадиджа - сильная женщина, и она знает жизнь. Дважды побывавшая замужем и дважды разведшаяся, она руководит отправкой караванов. Она богата и пользуется уважением. Именно она выбрала Мухаммеда в мужья, а не наоборот. Он раздумывал, соглашаться или нет: ведь он был беден. Но она сказала, что для нее это не важно. Она предложила ему свою красоту, богатство и верность. Как было не согласиться? Ему тогда было 25 лет, Хадидже - 40.
- Удивительный персонаж эта Хадиджа! Все это совершенно не соответствует нашим представлениям о статусе женщин в исламе.
- В доисламском обществе некоторые женщины играли очень важную роль и иногда имели не меньше власти, чем мужчины. В частности, они могли сами решать, за кого им выходить замуж, могли ставить какие-то условия, хотя остальные женщины подчинялись вековым правилам... Это не было равенством в современном и феминистском смысле слова, но это был особый статус, более гибкий, чем тот, который закрепился за женщиной впоследствии.
- После смерти Хадиджи Мухаммед женился еще несколько раз, и постепенно статус женщины изменился. Почему?
- Потому что племенное общество структурировалось, стало оседлым, в нем появлялась мораль. С появлением нового монотеизма ценности сильно изменились. В эпоху идолов таковыми были только родовая солидарность и племенная защита. Появление трансцендентного и единого Бога, перед которым каждый верующий отвечал за свои поступки, полностью выхолостило родовые ценности и перевернуло жизнь племенного общества.
- Женщины, судя по всему, от этого ничего не выиграли. На них надели платок, стали подвергать клитородектомии, начали забивать камнями за прелюбодеяния, насильно выдавать замуж... Действительно ли все это было заложено в Коране, как часто утверждают?
- Попытаемся быть точными. Клитородектомия не фигурирует ни в Коране, ни в хадисах. Это очень древний обычай, идущий из Древнего Египта, откуда он распространился по Африке, но он не имеет ничего общего с исламом. Принуждение к замужеству эксплицитно запрещено Кораном, а один из хадисов гласит: "Не бери в жены женщину, побывавшую замужем без согласия на то. Не женись на девственнице без ее согласия". Здесь опять тот же случай: принудительная выдача замуж, которая до сих пор практикуется во многих странах (и не только мусульманских), больше относится к культуре древнего патриархального общества, чем к предписаниям ислама.
- Только не говорите мне, что забивание камнями за адюльтер - это древняя практика. В Саудовской Аравии и в Нигерии еще совсем недавно приговаривали женщин к этой чудовищной казни.
- Это долгая история. До ислама арабы не практиковали такого наказания за адюльтер по той простой причине, что адюльтер был частью тогдашних нравов. Но однажды в Медине иудеи задали Мухаммеду вопрос: как поступить с иудеем и иудейкой, обвиненными в разврате? "Какое наказание налагает за это Библия?" - спросил Мухаммед двух иудейских раввинов. "Забить камнями обоих", - ответил один из раввинов. И казнь свершилась. Один из двоюродных братьев Мухаммеда, Ибн Аббас, с волнением рассказывает, что когда полетели камни, мужчина закрыл собой свою возлюбленную и умер вместе с ней.
Уже после смерти Пророка, при халифе Омаре, перед мусульманами встала проблема прелюбодеяния и наказания за него. Омар постановил забивать виновных камнями, а когда сподвижники Пророка напомнили ему, что в Коране ничего не сказано о таком наказании, Омар ответил, что он помнит об аяте из Корана, в котором об этом упоминается, что этот аят был "утерян в числе других", но его все равно следует придерживаться. Тем самым Омар взял на себя большую ответственность. Среди богословов разгорелись споры. Некоторые предлагали наказывать виновных палочными ударами. Другие ссылались на аят: "A те из ваших женщин, которые совершат мерзость, - возьмите в свидетели против них четырех из вас. И если они засвидетельствуют, то держите их в домах, пока не упокоит их смерть или Аллах устроит для них путь". Третьи утверждали, что мужчина-прелюбодей может жить только с женщиной-прелюбодейкой - что все же предполагало сохранение им жизни.
- Так что же, говорится в Коране о забивании камнями или нет?
- Комиссия по кодификации священного текста не включила в него этого положения. Таким образом, забивание камнями за прелюбодеяние не имеет ничего общего с Кораном.
- Как вы интерпретируете тексты, касающиеся ношения хиджаба?
- У нас нет никакой интерпретации. Мы просто цитируем тексты, переведенные с максимальной точностью, помещая их в соответствующий контекст. На сей счет существует три основных аята. Первый был ниспослан в Медине. Сподвижники Пророка жили в маленьких и часто некомфортабельных домах. По ночам женщинам приходилось выходить на улицу для отправления естественных потребностей, и молодые люди пользовались этим, чтобы приставать к ним самым бесцеремонным образом. Они пожаловались Мухаммеду, которому был ниспослан аят: "Скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления". Здесь употреблено арабское слово "джульбаб", означающий "покрывало" или "плащ".
Позднее в аяте, посвященном целомудрию (это понятие распространяется как на женщин, так и на мужчин), Бог уточнил: "Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены... И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди... и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения". Здесь покрывало обозначается арабским словом "химар". Это требование обращено к женщинам, которые, по бедуинскому обычаю, заворачивались в широкие куски материи, и к мужчинам, которые из-за жары часто не надевали нижнего белья.
Слово "хиджаб", означающее "завесу", появляется в третьем аяте, довольно загадочном: "A когда просите их (жен Пророка) o какой-нибудь утвари, то просите их через завесу. Это вам чище для ваших сердец и их сердец". Означают ли слова "через завесу", что с ними нужно разговаривать через ставни, или что они сами должны накрываться завесой? Или же, как полагают многие суфии, речь идет о "завесе целомудрия", которая идет от сердца и не предполагает ношения какой-то специальной ткани. Возможны разные толкования, но в Коране на этот счет больше ничего не сказано. Разумеется, интерпретация всех трех аятов могла варьироваться в зависимости от места и времени.
- При каких обстоятельствах появился этот последний аят, о хиджабе? Известно ли это?
- В хрониках говорится, что однажды за ужином Омар сказал Пророку: "Это невозможно! Мы едим рядом с женщинами, наши руки соприкасаются". Так появилась идея о завесы для жен Пророка.
- Значит ли это, что во времена Пророка не существовало разделения полов, которое сегодня жестко соблюдается в некоторых мусульманских странах?
- Нет, в повседневной жизни его не существовало. Мужчины и женщины вместе принимали пищу. Муслим, один из крупнейших знатоков хадисов, рассказывает, что Пророк, приглашенный на трапезу одним из своих сподвижников, спросил, приглашена ли и Аиша. Узнав, что нет, он три раза отклонял приглашение. И согласился прийти лишь тогда, когда Аиша смогла его сопровождать.
- Коран рекомендует мужу бить жену! "Бей жену, если ты не знаешь, за что, то она знает" - это, конечно, не аят из Корана, но это народная пословица, известная любому арабу.
- В аяте дословно говорится следующее: "A тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них".
- И ничто так и не смягчило этого жестокого веления?
- Здесь вы затрагиваете очень важную проблему коранических аятов, отмененных последующими аятами. Принцип отмены установлен в Коране. Но проблема остается: как узнать, в каком порядке ниспосылались аяты? Когда толкователи, два столетия спустя после Откровения, попытались составить компиляцию священных текстов, они не смогли установить точную последовательность. Так что же, Бог стер эти отмененные аяты из памяти людей, или они по-прежнему являются частью коранического текста? Здесь есть повод для разночтений.
- И такое часто бывает? По каким поводам?
- Например, по поводу вина. Омар, который до принятия ислама много пил, спросил об этом Пророка. Тот ответил тремя аятами, неравными по суровости. Поскольку никто так и не узнал, в каком порядке они были ниспосланы, это открыло широкие перспективы перед поэтами, которые, как Омар Хайям или Абу Нувас, воспевали вино. И перед всеми добрыми мусульманами, которые думают, что вино запрещено, а виски - нет...
Оральный секс и Ислам. Глава из книги "Любовь и секс в Исламе"
Оральный секс
Доктор Музаммил СИДДИКИ, президент исламского общества Северной Америки - ISNA
По поводу дозволенности оральных ласк в Исламе существуют различные мнения. Они исходят из принципа "разрешено все, что не запрещено", ссылаясь при этом на смысл аята: "Ваши жены - нива для вас, ходите на вашу ниву, как пожелаете, и уготовывайте для самих себя, и бойтесь Аллаха..." (2:223). Известны лишь два запрета, говорят они. Первый содержится в Коране - это запрет на половое сношение во время месячных: "Отдаляйтесь же от женщин при менструациях и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся" (2:222).
О втором запрете говорится в нескольких хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он касается анального секса (о чем будет сказано отдельно). Таким образом, прямого запрета на оральные секс в Исламе нет.
Вместе с тем, оральный секс (если он не исчерпывается стимуляцией) может быть связан с попаданием в рот женщины спермы мужчины и его мадхи (выделений желез перед семяизвержением) или же, соответственно, выделений женских половых желез в рот мужчины. В отношении чистоты спермы среди улемов нет единого мнения. Некоторые считают ее чистой, подобно слюне или молоку матери, другие отказывают ей в чистоте, сравнивая с кровью и мочой.
Другая точка зрения сводится к тому, что оральный секс унизителен для человека и является таким актом, "который не совершают даже самые низкие животные" (муфтий Ибрахим Десай из Южной Африки). Она основана на том, что голова человека и его рот - это возвышенные части тела. Рот и язык служат нам для поминания Аллаха, поэтому их использование для для того, чтобы доставить сексуальное удовольствие своему супругу или супруге унижает человека. Вместе с тем в таких рассуждениях просматривается отношение к сексу как к чему-то грязному и недостойному. Но ведь человек был создан из семени, и Аллах поместил зародыш в утробу матери для того, чтобы он мог получить полноценное развитие: "Разве не был он каплей из семени источаемого?" (75:37); "Он творит вас в утробах ваших матерей, одним творением после другого в трех мраках" (39:6).
Есть еще один аргумент, встречающийся в трудах некоторых исламских ученых. Они говорят, что есть только одно определенное место, куда должно попадать мужское семя, - это вагина. Аллах именно так создал человека, он предусмотрел это для того, чтобы человеческий род мог продолжаться. В данном случае сравнение с нивой приводится как доказательство следующего утверждения: зерно должно попасть в землю, чтобы из него впоследствии вырос урожай ("уготовывайте для самих себя").
Вот еще примеры мнений исламских ученых, касающихся орального секса.
"Оральный секс допустим с согласия обоих супругов при условии, что в рот не попадает никакая жидкость" (Аятолла Али Систани).
"Что касается орального секса, то он допустим только как прелюдия к половому акту и стимуляция" (шейх Ахмад Кутти)
Шейх Кутти пишет: "Ученые считают, что оральный секс с намерением добиться извержения семени мужа в рот жены - макрух (нежелательное действие). Это утверждение основано на взглядах мусульманских юристов, считающих нечистыми сперму и мадхи. Если во время занятия оральным сексом все-таки происходит семяизвержение, то супругам необходимо совершить полное омовение - гусль, если же нет, то достаточно малого омовения - вуду.
Среди основателей четырех школ исламской юриспруденции есть расхождение во мнениях о том, является ли семя (мани) чистым или же нет. В то время как имамы Абу Ханифа и Малик считают семя нечистым (наджас), имамы Шафии и Ахмад не разделяют этой точки зрения. Однако все они настаивают на том, что семя необходимо смыть, если оно влажное, или же соскрести с тела, одежды или других предметов, на которые оно попало, если оно уже высохло.
Если во время занятия оральным сексом семя попало в рот, то рот необходимо прополоскать. В любом случае нельзя глотать семя".
Сборник "Любовь и секс в Исламе", Москва, Издательский дом "Ансар", 2004, С.39-41.
Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://centrasia.org/newsA.php4?st=1102290480
http://centrasia.org/newsA.php4?st=1102290480
Разговор на эту тему приводит ханжей чуть ли не в бешенство
Абдулла Мухаметов
Об авторе: Абдулла Мухаметов - редактор издательского дома "Ансар".
Любовь и секс в исламе. Сборник статей и фетв. - М.: Издательский дом "Ансар", 2004, 304 с.
Недавно вышедшая книга издательского дома "Ансар" о любви и сексе с точки зрения ислама вызвала широкий резонанс среди читательской аудитории. Организаторы последней Международной книжной выставки на ВВЦ даже внесли это издание в число сорока книг-хитов. Но самое интересное в том, что, несмотря на успех, книга "Любовь и секс в исламе" получила среди мусульман далеко не однозначную оценку.
Книгу отказались продавать в трех из четырех московских мечетях. В Духовном управлении мусульман европейской части России (ДУМЕР) сообщили, что вопрос о возможности распространения издания будет вынесен на совет имамов ДУМЕР в конце октября. Однако, по информации издательского дома "Ансар", устным распоряжением председателя ДУМЕР муфтия Равиля Гайнутдина продажа книги на территории московской Соборной мечети до особого указания запрещена.
Работники издательства обратились к имаму мечети "Ярдам" Махмуду Велитову с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Прежде всего он возмутился названием книги: "Я считаю, что книгу нужно было озаглавить "Супружество и бракосочетание".
- Однако некоторые вопросы, касающиеся половой сферы, не имеют отношения к семейной жизни, например смена пола или зоофилия, о чем рассказывается в книге?
- Вы понимаете, у нас аудитория различная, одним привлекателен данный термин? Другие отвергают слово "секс", третьи диву даются, четвертые хотят найти эту книгу и звонят туда-сюда? Так что слово "секс" надо издательству заменить на другое.
- А продавать в вашей мечети книгу с названием "Любовь и секс в исламе" нельзя?
- С таким названием сотрудники магазина отказываются принимать книгу на реализацию.
- Тем не менее в Коране тоже присутствует слово "секс", только в арабском эквиваленте...
- Я понимаю, к чему вы клоните. Но, по-моему, нужно другое слово. Вы спрашиваете мое мнение, и я повторю, что лучше было бы "Супружество и бракосочетание".
Позже в издательском доме "Ансар" нам добавили, что, несмотря на отказ мечети "Ярдам" продавать книгу, Махмуд Велитов попросил принести ему экземпляр, пояснив, что он очень хотел бы прочитать "Любовь и секс в исламе", так как там рассматриваются "очень интересные темы".
А в одной из республик Северного Кавказа книгу не приняли на реализацию не только в торговых точках, контролируемых официальным духовенством, но и в книжных лавках тех, кого принято называть ваххабитами. Одним не понравилось название, другим - содержание.
Чтобы как-то разобраться в этой деликатной теме, мы попросили специалистов рассказать о том, что они думают о книге "Любовь и секс в исламе".
Али-Вячеслав Полосин, глава Союза мусульманских журналистов, советник Совета муфтиев России
На мой взгляд, название книги выбрано очень удачно, так как в нем затрагиваются обе составляющие отношений мужчины и женщины - любовь и секс. Ислам в отличие, скажем, от христианства вообще не имеет каких-либо запретных тем. Есть только недозволенные действия.
Но, к сожалению, некоторые лица из так называемых "этнических мусульман" апеллируют к представлениям другой религии, в частности православия, где традиционно отношение к плоти и к сексу фактически полунегативное.
С точки зрения же ислама "секс" - вполне нормальное слово. О данной сфере человеческих отношений, безусловно, надо писать, передавая разъяснения авторитетных богословов на этот счет.
Понятно, книга, изданная "Ансаром", как говорится, для взрослых. И если, скажем, молодой человек или девушка эти сведения не почерпнут из уст мусульманских ученых, то они будут получать информацию о сексе на улице, в подворотне.
Со своей стороны, я надеюсь, что мусульмане все-таки в ближайшем будущем преодолеют несвойственное исламу отношение к миру. Не надо бояться каких-либо тем, следует просто об интимной сфере говорить в меру деликатно и духовно относиться к телу.
Гейдар Джемаль, глава Исламского комитета России
Удивительно, как деградировало в умме (исламской общине) нормальное понятийное сознание. То, что во времена Пророка Мухаммада считалось поклонением Творцу, для некоторых мусульман сегодня превратилось в "запретную" и "похабную" тему. Многие мусульмане России находятся в такой сильной степени под влиянием чуждой, но окружающей нас со всех сторон конфессии, а именно христианства с его негативным подходом к телесной стороне жизни, что уже не отличают фундаментальные исламские ценности от проповедей христианских клерикалов.
Ислам сакрализирует отношения между мужчиной и женщиной. В нашей религии нет представления о том, что человек совершил первородный грех и поэтому должен заслуживать прощения у Аллаха какими-то особыми аскетическими упражнениями.
Возмущаться по поводу того, что разговор о сексе возможен в исламе, - значит проявлять ханжество, свойственное лицемерам, которые существуют только за счет того, что навязывают комплекс вины своей пастве, дабы держать ее в повиновении и ослеплении.
Мухаммад Гаджиев, главный редактор газеты "Нур ул-Ислам", известный в Дагестане специалист по исламскому вероучению
Ислам - это религия умеренности, середины, жизни. В ней в определенных рамках имеют место все естественные проявления. Те, кто считает, что в исламе недопустимо рассуждать на интимные темы, начиная от любви и кончая сексом, глубоко заблуждаются. На мой взгляд, в такой ситуации просто необходимо вести просветительскую работу. Это соответствует одному из важнейших принципов нашей религии - повелению добра и пресечению запретного.
"Любовь и секс в исламе" - это, наверное, единственная книга, которую я прочитал от начала и до конца за последнее время. Перед тем как критиковать, нужно ее внимательно прочитать. Если критикам удастся найти нечто, не соответствующее исламу, то им следует четко указать на конкретное место и привести свои доказательства. В противном случае я рассматриваю это как проявление амбиций и выяснение личных отношений.
Мукаддас Бибарсов, глава Духовного управления мусульман Поволжья
Вопросы любви и секса мы просто обязаны освещать. Я тут ничего предосудительного не вижу, наоборот, об этом нужно знать и необходимо спрашивать, а специалистам давать ответы о том, что дозволено Всевышним, а что нет. К нам также часто обращаются молодые люди по этому поводу.
С другой стороны, как мне кажется, слово "секс" приобрело в сознании многих россиян негативный смысл. И это надо иметь в виду.
В заключение статьи хотелось бы добавить, что в тех же книжных лавках и магазинах, где отказываются продавать книгу "Любовь и секс в исламе", заявляя о ее "похабщине", спокойно относятся к изданиям по основам мусульманского права, которые начинаются с раздела об очищении. Там подробно описываются нормы посещения туалета и очищения половых органов с указаниями, что, как, чем и сколько раз мыть и протирать. И самое поразительное, что слова "фекалии", "менструальная кровь", "задний проход" и проч. не вызывают у данных лиц отторжения, в то время как "секс" их приводит чуть ли не в бешенство.
Думаю, единственный выход для тех, кто поставил себя в глупое положение, запрещая книгу о любви и сексе с точки зрения шариата, - осознать подлинно исламский взгляд на проблему. И тут нечего стесняться, тем более что Всевышний в Коране не стесняется говорить о сексе, также не стесняются этой темы Пророк Мухаммад и выдающиеся исламские богословы.
издатель: Ансар, 2004, 306 стр.
Многоженство, шариатская контрацепция, оральный и групповой секс , гомосексуальный брак и отношения с джиннами, мастурбация и тайны супружества, все что запрещено и дозволено Исламом в отношениях между полами. Из разных миров
<Предположим, что в один прекрасный день муж не узнает свою жену, поскольку она перевоплотится в другую форму, но будет тем не менее утверждать, что это она. Должен ли он в таком случае верить ей и вправе ли вступать с ней после этого в интимные отношения? Будет ли муж обязан обеспечивать жену той едой, к которой привыкли джинны, например костями и тому подобным>? Стоп, стоп: дайте дух перевести. Шариат считает брак между человеком и джинном вне закона, потому что они <из разных миров>. Но дело не в этом. Дело в том, что вопрос о возможности брака между человеком и джинном разбирается в книге <Любовь и секс в Исламе> очень подробно и очень серьезно. Как и все другие вопросы, касающиеся этой деликатной сферы. Секс в Исламе - поклонение всевышнему и один из аспектов обретения Его милости и благословения. И, тем не менее, <молодым людям, не состоящим в браке, запрещено общаться и ТЕМ БОЛЕЕ ходить в кино>. Мозги кипят, волосы шевелятся, открывается окно в другой мир, стереотипы улетают выше джиннов. Уже только поэтому сборник <Любовь и секс в Исламе> достоин самого пристального внимания. Правда, я думаю, что в книге <Любовь и секс в православии>, будь такая издана, мы нашли бы не меньше, а то и больше информации, разрушающей стереотипы.
Мне ничего не известно о том, как Московская Патриархия относится к возможности издания книги <Любовь и секс в православии>. Однако Администрация Соборной мечети Москвы, мечети "Ярдам" в Отрадном и Мемориальной мечети на Поклонной горе запретила книгу <Любовь и секс в Исламе> к продаже в мечетях.
"О Аллах! Царь в День суда! Создатель земли и неба! Смилуйся над влюбленными и спаси их от великих бед! Смягчи сердца их любимых! Ведь Ты поистине Внемлющий зову о помощи! Ты близок к тем, кто молит Тебя" (молитва паломницы во время обхода (тауафа) Каабы - главного святилища Ислама в Мекке).
Из книги аль-Уаша "Аль-мауашша"
Любовь и секс, взятые в контексте исламской культуры и религии, вызывают интерес в силу целого ряда причин. Одна из них - устойчивое сохранение в сознании людей стереотипов, принятых на веру представлений о сексуальной стороне исламской культуры. С одной стороны, на Западе и в России многие склонны полагать, что любовь как чувство, а также секс, как широкий спектр всего разнообразия половой сферы жизни человека, подавлены в исламской культуре жесткими предписаниями Корана. С другой стороны, мусульманский Восток часто предстает в массовом сознании этих же людей как символ сексуальной избыточности, половодья сексуальной чувственности, а мусульманин - пресловутый "восточный мужчина" - воспринимается как идеальный тип "всегда готового" сексуального партнера.
Любовь и секс с точки зрения человека, ориентирующегося на западную культуру, вещи самодостаточные, их ценность не нуждается в подкреплении аргументами (религиозными и прочими) и обладают онтологическим статусом в бытии человека. Причины восприятия Ислама как асексуальной культуры, репрессивной по отношению к любви и сексу, кроются в ошибочной интерпретации тех положений Корана, где говорится о любви и сексе, во-первых; во-вторых, - в отсутствии анализа раннего Ислама и в условиях Арабского халифата в период его классического расцвета до 1257 года.
Зачастую исследователи черпают материалы для изучения сексуальной культуры Ислама из жизни мусульман, живущих на периферии мусульманского мира, где культура народов, исповедующих Ислам, являет собой результат смешения норм Шариата с доисламскими обычаями. Или же анализируются установки идеологии и практики экстремистских движений. Хотя Ислам и как религия, и как культура находится далеко за этими рамками.
Следует обратиться к тексту Корана, к содержанию высказываний Пророка Мухаммада (мир ему), а также к творчеству, например, мусульманского теолога аль-Газали (1058-1111), крупнейшего авторитета по вопросам исламской догматики и морали (за что он получил почетное прозвище "Довод Ислама"), и аль-Джахиза (776-869), великого арабского писателя, к народному фольклору и арабской классической поэзии. Аль-Газали и аль-Джахиз посвятили ряд произведений изложению своих взглядов на любовь и секс.
Ислам в первую очередь распространился среди арабов, народа чувственного, для которого любовь и секс являются неотъемлемыми атрибутами самой жизни, условием существования человека. Это произошло исключительно и благодаря способности Ислама абсорбировать в себя и трансформировать многое из доисламского уклада жизни арабов и других народов, в том числе и особенности сексуальных моделей и норм, регулировавших сексуальную сферу их жизни.
Любовь и секс в сознании арабов всегда сочетались с ценностями сакрального, религиозного характера. Неслучайно действие знаменитых общеарабских историй о необычайной силе любви и сексуальной страсти происходит вблизи Каабы, которая являлась главным религиозным объектом для паломничества в доисламской Аравии, а затем была восстановлена как священный центр для всех мусульман, в сторону которого необходимо обращаться во время молитвы.
Известна история, что уже после распространения Ислама некто Салих ибн Абд ур-Раззак во время Хаджа в Мекке, совершая обход Каабы (тауаф), увидел на ее стене лист бумаги со стихами. Неизвестный поэт сообщал жителям Мекки о своей безумной любви к женщине-мекканке и признавался, что из-за своей скромности он не нашел другого способа выразить свои чувства, кроме как повесить свои стихи на стену Каабы.
Утонченный взгляд на секс и любовь прослеживается в поэзии мусульманских народов. Меджнун, обессмертивший себя любовью к Лейле, сказал: "Не быть любимым - значит быть ослом!". Аль-Ахуас ибн Мухаммед аль-Ансари выразился: "Если ты не любил и не знал страсти, то ты - один из камней пустыни". Ему вторили поэты: "Все люди - влюбленные создания...! Пропащий тот, кто не любил и не был любим".
Также Шерик ибн Абдуллах аль-Кади писал, что влюбленным полагается самое большое вознаграждение от Аллаха. А поэт Джамиль прямо сказал, что "умерший от любви тоже шахид" (мусульманин, погибший в борьбе за Ислам). Этот взгляд получает подтверждение в свете хадиса самого Пророка (мир ему): "Кто влюбится и умрет, сохранив себя от греха прелюбодеяния, приравнивается к шахиду".
В этой связи поэтизируется, становится почти сакральным статус мусульманки, ее роли придается оттенок духовного совершенствования. Женщины не олицетворяют дьявольское наущение, как полагали христианские богословы, сбивая мужчин с пути истинного, но единение представителей двух полов дает возможность пережить через любовь и секс наиболее глубинные пласты опыта человеческого бытия, чтобы осознать свое истинное предназначение в мире.
Таким образом, можно сказать, что мусульманский мир всецело приветствовал любовь и сексуальность, определяя для этой сферы человеческих отношений свои нормы. В Коране содержатся многочисленные аяты с призывом к верующим вступать в брак. "Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость" (Коран 30:21).
В Коране проблемы секса и любви трактуются реалистически. Секс создан Аллахом как единственный способ воспроизводства человеческого рода в ряду других Его созданий: "...И создали Мы вас парами". Любовь мужчины и женщины друг к другу не есть чувство, возникающее из случайной прихоти, мимолетного каприза людей. Любовь дана Аллахом как необходимая часть сексуальных отношений мужчины и женщины: "... устроил между вами любовь и милость" (Коран 30:21).
Следовательно, с исламской точки зрения, сексуальное чувство мужчины к женщине, и наоборот, коренится в конституции человеческой природы, и в то же время есть орудие Божьего промысла. Иными словами, Ислам вобрал в себя понимание секса как явления, обладающего онтологическим статусом в жизни человека, бытие которого без секса невозможно.
При этом в рамках исламского вероучения секс трактуется еще телеологически: секс не только самодостаточен, секс также есть цель. Он не только средство самореализации человека в его земной жизни. Секс есть также средство проявления трансцендентной силы, Воли Аллаха. Секс в Исламе рассматривается как проекция потустороннего, трансцендентного в посюстороннем, земном бытии человека.
О чувстве любви в Коране говорится как о явлении, прямо связанном с сексом, половыми отношениями мужчины и женщины. Статус любви и секса в Исламе качественно повышен. Если до возникновения Ислама араб просто любил и реализовывал себя в сексе, как ел, дышал и пил, то в рамках Ислама мусульманин осознавал еще и сакральное (священное) значение переживаемого им чувства любви и совершаемого полового акта с женщиной. Любовь и секс в Исламе оказались внутри объемного, трехмерного пространства: мужчина, женщина, и, свыше, Аллах.
Соответственно, в Исламе секс в широком смысле, как весь разнообразный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, может реализоваться двумя, взаимодополняющими друг друга, путями. Во-первых, в виде чувственной страсти между мужчиной и женщиной, как половое влечение их друг к другу для удовлетворения их половых потребностей. Во-вторых, в виде чувства симпатии и расположенности духовного характера, позволяющего вызвать между мужчиной и женщиной любовь. Как и секс, любовь в Исламе стала рассматриваться как явление трансцендентного, божественного происхождения, не подчиняющееся сознанию, воле и капризам человека, если он оказался влюбленным.
Отнюдь не случайно, что в вышеприведенном кораническом аяте ("устроил между вами любовь...") о любви между мужчиной и женщиной говорится в связи с их половыми отношениями. В Исламе любовь рассматривается как необходимое условие полноценной реализации сексуальных отношений мужчины и женщины.
Существующей предрассудок в отношении Ислама как религии, санкционирующей насильственное принуждение женщины выходить замуж за нелюбимого мужчину, опровергается положением из Корана: "... А кто вынудит ... то ведь Аллах и после принуждения их Прощающий, Милосердный" (Коран 24:33), т. е. Бог на стороне подвергнутых принуждению женщин.
В авторитетнейшем сборнике хадисов - высказываний Пророка Мухаммада (мир ему), составленном аль-Бухари, приводится сообщение, связанное с женщины по имени Ханса бинт Хидаг аль-Ансари, которую отец насильно выдал замуж. Ханса пожаловалась Пророку Мухаммаду (мир ему), и он расторг ее брак с нелюбимым мужчиной. Также имеется хадис, где сообщается, что на вопрос Аиши, супруги Пророка Мухаммада (мир ему), требуется ли согласие женщины на брак, он ответил, что да, и добавил, что молчание девушки, стесняющейся вслух высказаться о своем решении, следует расценивать как положительный ответ.
Следовательно, Ислам не только допускает, но и находит естественным возникновение любви между мужчиной и женщиной, желающих вступить в брак. При этом, конечно, до заключения законного брака они не имеют права нарушать религиозные предписания.
В журнале "Мажаллату аль-Азхар" исламского университета "Аль-Азхар" (Египет) регулярно публикуются фетвы - богословско-правовые заключения, - вынесенные для разъяснения и практического применения какого-либо предписания Шариата. В одном из номеров журнала помещен ответ комитета по изданию фетв на вопрос читателя: "Рассматривается ли в Исламе любовь как грех?"
"Любовь - это сердечное влечение, не подчиняющееся воле человека, если бы даже он хотел отказаться от нее. Поэтому в Шариате не предусмотрено решения, которое бы разрешало или запрещало любовь. Санкции Шариата применяются лишь тогда, когда мужчина и женщина нарушают установленные религиозные запреты. Если же между ними имеется сердечная любовь и намерение в дальнейшем вступить в законный брак, то ни на нем, ни на ней нет греха", - ответили исламские ученые.
Как следует из вышеизложенного, Ислам признает, что любовь, раз возникнув в душе человека, не может быть удалена из нее никаким внутренним субъективным усилием или внешней санкцией, как не могут быть подавлены потребности есть, пить, дышать и вступать в сексуальные отношения.
В Исламе не сложился культ платонической, духовной любви к женщине. Не существует в Исламе и узаконенного обета безбрачия и института монашества.
Общеизвестно отрицательное отношение Пророка Мухаммада (мир ему) к безбрачию и сексуальному воздержанию, какими бы благими намерениями они не объяснялись (желанием человека полностью посвятить себя поклонению Богу и т. д.). Например, сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) запретил своему сподвижнику Усману ибн Мазуну практиковать сексуальное воздержание с целью целиком посвятить себя служению Аллаху.
Что касается действительных случаев практики сексуального воздержания некоторыми известными суфийскими шейхами (подавляющее большинство суфиев имели и имеют семьи и потомство), то после тщательного исследования данного явления западным исламоведом Брюсом Б. Лоуренсом можно смело утверждать, что в данном случае мы имеем дело с парадоксальной формой почитания женщин через сексуальное воздержание. Б. Лоуренс настаивает на необходимости использования герменевтического метода анализа суфийских текстов, в частности текстов Низамутдина-Тулия, жившего в Делийском султанате.
Результаты исследования Б. Лоуренса сводятся к утверждению, что шейх Низамутдин рассматривал любовь и секс, находящие свое полное выражение через семейные отношения, как неотъемлемые атрибуты человеческой экзистенции, его существования. По мнению шейха, женщина олицетворяет необходимый этап на пути ("тарикат") человека. Истинная любовь к Аллаху немыслима без предварительного переживания любви к женщине, которая (любовь) затем сохраняется в душе мужчины в "снятом виде", по выражению Гегеля. Для того, чтобы осознать степень и значимость высшей "большой" любви к Аллаху, суфий должен сначала пройти через этап "малой" любви к женщине.
Шейх Низамутдин, по мнению Б. Лоуренса, вовсе не умалял любви к женщине. Он просто указывал, что для человека, помимо земных объектов любви, существует еще иной объект любви трансцендентного характера, т. е. Аллах.
Надо отметить, в рамках исламского общества сексуальные отношения регулируются четкими религиозными предписаниями, через которые поощряются любовь и секс в законном браке и осуждаются всякие отношения людей "нетрадиционной сексуальной ориентации". Ислам допускает и одобряет сексуальную и любовную активность, предоставляя мусульманам право удовлетворять свои физические и социально-психологические потребности путем заключения шариатского брака. Ислам запрещает кровосмесительство, гомосексуализм, лесбиянство, зоофилию, педофилию, некрофилию, садомазохизм, а также анальный секс, и налагает за их совершение на мусульманина и мусульманку различные наказания.
В вышеназванных рамках, санкционированных Исламом, мужчина и женщина могут реализовывать свои сексуальные потребности без всяких ограничений или стеснения. Об этом сказано в Коране. Смысл данного коранического установления проясняется также аятом:
"А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах" (Коран 2:187).
Это подтверждается и таким кораническим высказыванием:
"Baши жены - нивы для вас, ходите на вашу ниву [как] пожелаете" (Коран 2:223).
Академик И. Крачковский перевел слово "как" словом "когда", придав тем самым неверный смысл. По мнению И. Крачковского, в данном аяте речь идет о частоте и времени полового сношения между мужчиной и женщиной. Но во всех комментариях (тафсирах) мусульманских ученых к Корану подчеркивается, что в данном аяте говорится о разновидностях полового акта, т. е. "как пожелаете" [овладеть], а не "когда пожелаете".
Этот аят был ниспослан в первые месяцы Хиджры, когда Пророк (мир ему) и группа его сподвижников-мухаджиров покинули Мекку и переселилась в Медину. Многие их них ушли из Мекки в одиночку, без жен. В Медине они вступали в брак с местными женщинами. Однако вскоре начались разногласия.
Дело в том, что мекканские мужчины издревле были известны тем, что предпочитали в семейных отношениях разнообразные сексуальные позы. В то же время это не было принято в Медине. Мединские жены мухаджиров отказывались от мекканских "новшеств", суеверно боясь, что зачатые непривычным образом дети родятся косоглазыми.
Дело дошло до Пророка Мухаммада (мир ему). Судя по сообщению Абу Дауда, приведенного в тафсире (комментарии) к Корану, составленном Ибн Касиром, именно в связи с этим событием на него снизошло откровение от Аллаха в виде аята
"Ваши жены нивы для вас, ходите на ваши нивы, [как] пожелаете" (Коран 2:223).
Затем Пророк (мир ему) разъяснил мусульманкам, что в половой жизни дозволены различные позы.
Известные мусульманские теологи и факихи, в том числе и аль-Газали, периодически выступали с письменными разъяснениями по поводу того, что можно, а что нельзя мусульманину в постели с женой. Несмотря на это, мусульмане в интимной жизни применяют разнообразные и изысканные способы, что было результатом развития мусульманской культуры как синтеза арабской, иранской, византийской и индийской культур.
Взгляды мусульманских религиозных авторитетов, которые пытались разработать хотя бы минимум правил сексуальных отношений, хорошо выразил аль-Газали в маленьком произведении "Счастливый мусульманский брак". Он пишет, что мусульманин перед совершением полового акта с женщиной должен произнести: "Бисмиллахир-рахманир-рахим" (Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь для верующих в День Суда), затем прочитать суру "аль-Ихлас" из Корана и дуа-мольбу с просьбой к Всевышнему дать ему хорошее потомство и уберечь от шайтана. Далее следует: "и если приблизится момент эякуляции, то скажи про себя не размыкая губ: "Слава Аллаху, который создал из воды человека". Не следует находиться головой в сторону киблы (направление на Каабу - И.Н.) во время полового сношения из уважения к Каабе. Мужчина и женщина должны прикрываться чем-либо, так как Пророк Мухаммад (мир ему) укутывался с головой во время сношения с женами и говорил им: "Тебе следует сохранять молчание" (приводится от Абу Мажиха).
Однако другие ученые несколько иначе рассматривают данный вопрос. По их мнению, недостаточно подтверждено происхождение хадиса от Пророка (мир ему) о желательности накрываться одеялом и сохранять молчание во время занятий сексом. А значит, он не носит категорического характера.
Например, доктор Мухаммад Усман аль-Хашит, подготовивший вышеупомянутые сочинения аль-Газали к печати, пишет, что совершение сексуального акта в голом виде не противоречит Сунне Пророка (мир ему), ссылаясь на доктора Абдуллу аль-Кадира. Последний утверждал: "Быть ли партнерам голыми или нет, это зависит от их вкуса и не противоречит Сунне. Ведь в Коране сказано: "Ваши жены нива для вас". Также есть хадис о Пророке Мухаммаде (мир ему) и его молодой жене Аише (да будет доволен ею Аллах), которые вместе мылись, т. е. были голыми. Следовательно, нет препятствий и для половых сношений в обнаженном виде".
В любом случае, данный вопрос относится к категории рекомендуемых предписаний, и его несоблюдение верующим не считается грехом.
Также аль-Газали советовал мусульманам воздерживаться от половых сношений с женщиной в первую ночь каждого месяца, ночью в середине месяца, ночью в конце месяца, а также днем и ночью каждый пятницы. Хадис от Тирмизи "Если муж захочет удовлетворить свою сексуальную потребность с женой, то она всегда должна исполнять его желание, даже если бы она была занята выпечкой" говорит лишь о желательности вывода аль-Газали.
Необходимым условием физически близости, по мнению аль-Газали, было обоюдное достижение удовлетворения мужем и женой. Аль-Газали отстаивал общепринятое мнение мусульман, что физическая близость должна удовлетворить не только мужчину, но и женщину. "Если она, сойдясь с мужчиной, будет находиться в возбужденном состоянии, а мужчина, удовлетворившись, встанет, то это скажется на ней отрицательно. Такое несовпадение вызывает охлаждение чувств вплоть до отвращения".
Право женщины на полноценное удовлетворение ее сексуальных потребностей нашло и теоретическое обоснование у Имама аль-Газали. Он писал: "Муж должен совокупляться с супругой минимум один раз в четыре дня, исходя из того, что у него могут быть четыре жены. Частоту близости с женой можно увеличивать и уменьшать, согласно ее потребности в этом, исходя из необходимости обеспечить ее супружескую верность. Обеспечение супружеской верности - обязанность мужа. Если он не сможет удовлетворить ее сексуальные потребности, то это подвергнет опасности ее супружескую верность".
Ислам, таким образом, рассматривает женщину не просто как орудие удовлетворения сексуальных потребностей мужчины, но также как полноправного субъекта половых отношений с признанием ее права на полное удовлетворение ее сексуальной потребности.
Итоги вышеизложенного рассмотрения любви и секса в рамках Ислама можно сформулировать в следующих положениях:
* Любовь и секс в Исламе рассматриваются как явления не только самодостаточные, то есть как сущностные атрибуты бытия человека, но и как реализация трансцендентной силы, Воли Аллаха.
* Любовь и секс между мужчиной и женщиной угодны Аллаху.
* Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему) высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе.
* Ислам однозначно осуждает все виды "нетрадиционной сексуальной ориентации", исходя из необходимости защиты семьи, основной функцией которой является воспроизводство человеческого рода, что является целью Божьего замысла.
"Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись" (Коран 51:56).
Оргазм и тантрический секс в Исламе, новое о сексе
Друзья, никогда не знал, что секс и религия не просто не отделимы друг от друга, а одно целое некоторым образом. Это интеллектуальный оргазм...
Любовь и секс в сознании арабов всегда сочетались с ценностями сакрального, религиозного характера. Неслучайно действие знаменитых общеарабских историй о необычайной силе любви и сексуальной страсти происходит вблизи Каабы, которая являлась главным религиозным объектом для паломничества в доисламской Аравии, а затем была восстановлена как священный центр для всех мусульман, в сторону которого необходимо обращаться во время молитвы...
Утонченный взгляд на секс и любовь прослеживается в поэзии мусульманских народов. Меджнун, обессмертивший себя любовью к Лейле, сказал: "Не быть любимым - значит быть ослом!". Аль-Ахуас ибн Мухаммед аль-Ансари выразился: "Если ты не любил и не знал страсти, то ты - один из камней пустыни". Ему вторили поэты: "Все люди - влюбленные создания и рабы страсти! Пропащий тот, кто не любил и не был любим".
В этой связи поэтизируется, становится почти сакральным статус мусульманки, ее роли придается оттенок духовного совершенствования. Женщины не олицетворяют дьявольское наущение, как полагали христианские богословы, сбивая мужчин с пути истинного, но единение представителей двух полов дает возможность пережить через любовь и секс наиболее глубинные пласты опыта человеческого бытия, чтобы осознать свое истинное предназначение в мире.
Таким образом, можно сказать, что мусульманский мир всецело приветствовал любовь и сексуальность.
В Коране проблемы секса и любви трактуются реалистически. Секс создан Аллахом как единственный способ воспроизводства человеческого рода в ряду других Его созданий: "...И создали Мы вас парами". Любовь мужчины и женщины друг к другу не есть чувство, возникающее из случайной прихоти, мимолетного каприза людей. Любовь дана Аллахом как необходимая часть сексуальных отношений мужчины и женщины: "... устроил между вами любовь и милость" (Коран 30:21).
Следовательно, с исламской точки зрения, сексуальное чувство мужчины к женщине, и наоборот, коренится в конституции человеческой природы, и в то же время есть орудие Божьего промысла. Иными словами, Ислам вобрал в себя понимание секса как явления, обладающего онтологическим статусом в жизни человека, бытие которого без секса невозможно.
При этом в рамках исламского вероучения секс трактуется еще телеологически: секс не только самодостаточен, секс также есть цель. Он не только средство самореализации человека в его земной жизни. Секс есть также средство проявления трансцендентной силы, Воли Аллаха. Секс в Исламе рассматривается как проекция потустороннего, трансцендентного в посюстороннем, земном бытии человека.
Все это и многое другое здесь:
http://www.islam.ru/lib/douknow/sex/
Автор: Амир
На этот вопрос исламские ученые ответили утвердительно
Меня поразило то, что Ринат очень молод. Аспирант философского факультета МГУ, политолог. Я ожидала (все-таки вот они, предрассудки) увидеть сурового бородатого ученого, и сама сильно переживала по поводу своего возраста (скажет еще, что мне пока на такие темы говорить рано) и узких джинсов. Оказалось, собеседник -- мой ровесник. Мы встретились в кафе, куда Ринат <для опознания> принес свою книгу: большая, глянцевая, на обложке -- женские глаза и провокативное название. Иногда в процессе разговора мы начинали болтать просто на посторонние темы -- о путешествиях, учебе, книгах. Правда, разница между Ринатом и моими приятелями из того же generation X была. В кафе во время беседы я наслаждалась капучино с огромной пенкой, а Ринат не пил ничего: он держал последний день поста. Мы разговаривали на <вы>.
-- Скажите, Ринат, книга <Любовь и секс в исламе> -- вещь революционная?
-- Подобные книги в мире, безусловно, были, даже с именно такими названиями. Ислам не видит в сексе ничего зазорного. О сексе говорится в Коране, говорится в высказываниях Пророка. Слово <секс> в арабском эквиваленте сам Бог упоминает, и он обязывает мусульман вступать в брак, в законные сексуальные отношения. Но для России это издание было революционным. Такого у нас еще не издавали.
-- Сейчас в массовом сознании ислам связывают с экстремизмом, терроризмом и культурной агрессивностью. Откуда этот имидж берется?
-- Во многом эти стереотипы формируют безграмотные СМИ. Другая причина в том, что так называемое официальное духовенство не может четко сформулировать для людей основные принципы религии. Им не хватает эрудиции -- они уже который год просто твердят, что ислам -- религия добрая и безобидная. Хотя это и так, людям этого недостаточно -- нужна ясная и четкая информация. Кстати, что знаменательно: книгу <Любовь и секс в исламе> не одобрили как официальные исламские <власти>, так и те, кого принято называть ваххабитами. То есть и те, и те оказались против того, чтобы называть вещи своими именами.
-- С чего началась работа над книгой?
-- Современные исламские знатоки богословия, которые постоянно ездят на конференции по Европе, все время слышат вопросы: а можно ли это, дозволено ли то... Для религии чистого монотеизма, которой является ислам, мир не разделяется на плохое и хорошее. Есть дозволенное, и есть плохое. Ни Пророк, ни сам Всевышний не стесняются говорить о том, как человек должен заниматься сексом, как он должен ходить в туалет. Ислам говорит, что, наоборот, стыдно не знать.
Потребность в такой книге была очевидной. Для ее издания я подобрал богословские заключения маститых ученых. Как средневековых корифеев исламского правоведения, так и современных специалистов, которые разбирают вопросы секса с учетом сегодняшних реалий.
Конечно, в Средние века теологи с такими проблемами, как, скажем, гомосексуальный брак или смена пола, не сталкивались и в работах своих рассматривали их не так подробно. А нам пришлось.
-- Почему книга в таком случае вызвала столь резкую реакцию?
-- То, что книгу многие мусульмане приняли в штыки, это, безусловно, во многом результат <совкового> влияния. Вы помните знаменитую фразу: <В Советском Союзе секса нет>? В свое время это был символ советской нелепости. В подобное же положение ставят себя все духовные лица, которые книгу запрещают.
Буквально на днях Ватикан выпустил книгу, которая называется <Стыдно не заниматься этим>. Тоже название, фактически, провокационное. Даже в Риме католики (а католицизм -- это религия, в которой присутствует, например, идея самобичевания) выпускают такие работы и нисколько не стесняются. Исламский мир (а ведь это, напомню, и сказки <Тысячи и одной ночи>, и любовная поэзия) оказался в данном случае святее Папы Римского...
-- А ведь можно было как-то завуалировать вашу книжку, допустим, название изменить... И все бы было спокойно?
-- Да, до этого в России выпускались книги вроде <Воспитание детей в исламе>, <Подарок новобрачным>... Слова <секс> старательно избегали.
Хотя это очень странно. Например, наши муфтии ежегодно ездят в хадж, а в заграничном паспорте, если они его откроют, присутствует слово sex -- <пол> по-английски. А когда дело доходит до отношений между людьми, им становится как-то не по себе...
-- Почему вообще возникла идея продажи книги в мечетях? Разве нельзя было просто ограничиться книжными магазинами, не вызывая скандала?
-- Книга в основном рассчитана на мусульман, причем не только москвичей, но и из глубинки. Они, как правило, собираются, обсуждают какие-то насущные вопросы именно в мечетях. Уровень их развития еще все-таки не доходит до того, чтобы они полностью включались в культурную, общественную жизнь. И если книгу не продавать в книжных лавках при мечетях, до людей сложно будет донести содержащуюся в ней важную информацию.
-- Итак, в конце октября было пресловутое собрание, и книгу запретили-таки распространять в мечетях... Как это объяснили?
-- Мы связались с Советом муфтиев России, и нам сказали буквально следующее: никаких письменных распоряжений мы вам давать не будем. Книга нужная, полезная, но в мечетях мы продавать ее не позволим. Продавайте в обычных магазинах. Они ссылаются на название. А наш собеседник Дамир Гизатуллин, заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, почему-то назвал людей, авторов книги, в этих вопросах не компетентными. Странно, так как это авторитетнейшие ученые: в книге мы делаем основные ссылки на наиболее известного и самого маститого ученого в исламском мире Йусуфа Кардави или человека, считающегося столпом ислама, -- имама Газали...
Кстати, Совет заодно запретил и другую нашу книжку -- <Большой тафир снов>. Это при том, что книга была написана вообще в VII веке и считается самым известным исламским сонником. Комментировать действия отказались.
-- Как сейчас она распространяется и имеет ли успех?
-- Книгу мы продаем по интернету, в нашем издательстве и книжных магазинах. Она уходит <на ура>. В книжных, которые контролирует официальное духовное управление, книга уходит фактически из-под полы -- люди просто приходят и спрашивают ее... Приходят в издательство и часто стесняются названия. Просто говорят: <Хочу вон ту черную книгу> или <Вот ту самую книгу>. Или говорят: <Вы не подумайте, это я не себе, у меня друг интересуется, вот я ему подарю>. А одному человеку мы подарили -- он взял, но застеснялся, сказал: <Я оберну ее и дома положу подальше на полку, чтобы жена и дети не увидели>.
-- В книге много вопросов читателей. Например, про эротические сны, про смену пола, про то, можно ли дома ходить в обтягивающих брюках или вступать в половые отношения сразу с двумя женами... Откуда эти вопросы были взяты?
-- Вопросы людей в книге реальные, взяты они из интернета. Люди заходили на наш сайт и спрашивали о том, что их волнует. Отвечал на них компетентный человек, руководитель экспертного совета духовного управления мусульман Дагестана. Я подобрал наиболее интересные.
-- Каков социальный портрет среднего покупателя книги?
Ни Пророк, ни сам Всевышний не стесняются говорить о том, как человек должен заниматься сексом
-- Покупатели в основном молодые и среднего возраста и чаще всего женщины. Они в мусульманском мире наиболее активны. Часто говорят, что женщины подавлены, загнаны куда-то, мужья заставляют их в платках ходить и тому подобные глупости. А как правило, случается наоборот: женщины заставляют мужчин молиться, активнее посещать мечеть. Я много таких случаев знаю.
-- Какие планируются еще публикации в ближайшем будущем?
-- Мы хотим эту книгу переиздать. Был тираж в тысячу экземпляров, сейчас мы планируем его увеличить. И также выпустить <Любовь и секс в исламе> на английском. Эта книга взламывает закостенелое азиатско-патриархальное общество с кучей комплексов и предрассудков. И это происходит не благодаря, а вопреки так называемой муллакратии. В планах -- подготовить книгу о джихаде. Автор -- сирийский авторитетный ученый Рамадан аль-Бути. Будет, думаю, не меньший резонанс. У нас принято думать, что джихад -- синоним бандитизма, хотя на самом деле это не так, все гораздо сложнее и интереснее.
Мы стремимся начать в России говорить об исламе современным языком с нашими соотечественниками, которые живут с нами в одном историческом времени.
Новое поколение мусульман -- это образованные молодые люди, яппи со знанием арабского. Это не значит, что они менее строги в соблюдении правил ислама: как мне сказал Ринат, они, наоборот, возвращаются к исламу более правильному, более исламскому, лишенному влияния Советского Союза. Эти люди не стесняются говорить слово <секс>. Но при этом сам секс не утрачивает строгих религиозных ограничений. Книга <Любовь и секс в исламе> вольно использует термины, но отнюдь не провоцирует к вольностям. Совсем наоборот, она методически запрещает эротические фантазии и недозволенную одежду, зоофилию, гомосексуализм, смену пола. И пока <старая гвардия> говорит об утере нравственности, ужасаясь сексу на телевидении и в прессе, жалуется на <развращенную молодежь>, молодые, двадцатилетние -- без лишних сомнений и чувствительности -- строят свою мораль: бескомпромиссную, жесткую и детальную.
Книга <Любовь и секс в исламе> вышла этим летом в московском издательстве <Ансар> тиражом в тысячу экземпляров. И мгновенно стала сенсацией: на книжной ярмарке ВВЦ признана одной из самых ярких новинок, книге посвятили статью в Times. В официальных исламских кругах люди разделились на ее сторонников и ярых противников. В конце октября на специальном собрании Совет муфтиев России официально запретил продавать книгу в мечетях. Мы поговорили с составителем скандального издания -- Ринатом МУХАМЕТОВЫМ (Абдуллой)
<>bСекс -- это милостыня*<>/b
Сегодня каждый мужчина знает то, какие вещи способны доставить ему сексуальное удовольствие, однако некоторые из них, в особенности те, которые ни разу не были женаты и не имеют достаточного опыта, плохо представляют себе, как доставить такое же удовольствие женщине. Что еще хуже, некоторые мужья даже не прилагают к этому каких-либо усилий. Вместе с тем умение доставить жене удовольствие жизненно важно для семьи. Оно необходимо, чтобы брак не стал для жены тяжелой ношей, и является выполнением одной из обязанностей мусульманина.
Итак, недопустимо, чтобы мужчина-мусульманин стремился к удовлетворению лишь собственных сексуальных потребностей, забывая о таких же потребностях жены. Эксперты сходятся во мнениях, что главная потребность мужчины -- потребность в уважении, а главная потребность женщины -- потребность в любви. Ни к уважению, ни к любви человека нельзя принудить -- эти чувства можно только заработать постоянными усилиями. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что сексуальная близость с супругом или супругой является добровольной милостыней (садака).
Что же превращает занятие сексом в садаку? Почему в одном случае мы будем наказаны, а в другом нас ждет награда от Аллаха? Важно сделать свою сексуальную жизнь чем-то большим, чем просто физическое удовлетворение. Милость Аллаха можно заслужить, проявляя заботу о своем партнере. Муж, который не понимает этого, никогда не будет пользоваться полным уважением своей жены.
Ни один из супругов не должен вести себя так, чтобы это было неприятно другому супругу или вредно для семейной жизни.
Каждый мусульманин сегодня знает, что у него есть право на собственную жену. Однако надо помнить о том, что никях (брак) подразумевает, что как мужчина, так и женщина не будут стремиться искать сексуального удовольствия на стороне. Поэтому муж должен помнить о том, что у его жены тоже есть свои желания и потребности, иначе он совершит грех, поступив с ней несправедливо.
...Муж должен стремиться сделать свою жену счастливой и довольной, в том числе и в плане секса. Точно так же важной обязанностью жены является удовлетворение сексуальных желаний своего мужа. Ни один из супругов не должен отклонять предложение другого супруга без уважительной причины.
Для женщины проще выполнить свою обязанность и доставить мужчине удовольствие: она способна это сделать даже в том случае, если не в настроении. Однако мужчине в аналогичной ситуации довольно трудно доставить удовольствие женщине, и каждый мусульманин должен помнить об этом, поскольку хорошее обращение с женой -- одна из его важнейших обязанностей.
Знатоки фикха (закон) полагают, что женские интимные органы нуждаются в защите (тахсин). Об этом важно помнить мужчине, который хочет доставить удовольствие своей жене и уберечь ее от искушения совершить прелюбодеяние (зина) из-за неудовлетворенности супружеской жизнью.
Жена-мусульманка -- это не кусок плоти без каких-либо чувств и эмоций, пригодный лишь для того, чтобы удовлетворять физиологические потребности мужа. В ее теле обитает душа, которая в глазах Аллаха имеет не меньшее значение, чем душа мужчины. Она обладает нежным и деликатным сердцем. Грубые манеры могут ранить ее чувства и убить ее любовь. Со стороны мужа неразумно и безнравственно не учитывать естественного темперамента жены и проявлять эгоизм, стремясь лишь к собственному удовольствию. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждает в хадисе: <Три вещи делают человека неполноценным. Первая -- это когда он встречает того, с кем хочет познакомиться, но затем расстается с ним, не узнав ни его имени, ни родословной. Вторая -- это когда отклоняет проявляемую к нему щедрость. А третья -- когда он входит к своей жене и вступает с ней в близость, удовлетворяя свою потребность в ней до того, как она удовлетворит свою потребность в нем>.
Вспомним, что Коран называет жен <нивой для вас>. Такое сравнение вызывает в сознании образ фермера, который заботится о своей ниве.
Если не принимать в расчет эти соображения и не готовить жену к половой близости или же оставлять ее неудовлетворенной по ее окончании, у нее могут возникнуть психологические и физиологические проблемы, приводящие к фригидности и другим расстройствам. И действительно, мы часто наблюдаем, что муж испытывает недовольство своей женой, считая, что она фригидна и не способна ответить на его ласки (в отличие от тех женщин, которых он каждый день видит по телевизору), а жена не может понять, что с ней не так. Здесь я постараюсь объяснить, в чем может быть дело.
Аллах создал мужчину и женщину из единой души (7:189). Он сделал <из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее>, то есть испытывать чувство безмятежности, а не страдание и разочарование. Если ваш брак превратился в кошмар, то вспомните, что брак называют <половиной веры>, и задумайтесь, можете ли вы сказать это о себе.
Как говорится в хадисе: <Ни один из вас не должен набрасываться на свою жену подобно животному, сначала должен быть посланник между вами>, -- сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Его спросили: <Какой посланник?> -- на что он ответил: <Поцелуи и слова>.