Ю. Эрденчемег. Благословенна будь, Орда! Торонто, "Оксидент", 2002. 422 с.
Э. Магкройс. Оклеветанная война. Остин, "Ревизионист-обсервер", 2002. 501 с.
В "РУ" стало хорошей традицией обращать особое внимание на литературу, посвященную альтернативным путям развития мировой истории. Вот и еще две книги, посвященных этому же вопросу.
Однако, я обратил на них внимание потому, что здесь патологический выверт в мозгах авторов несколько превышает допустимые нормы и даже некие негласные правила, приятные среди сочинителей "альтернативок". В одном случае, автор, начиная рассуждать о возможных вариантах развития истории Евразии, приходит к созданию мистической конструкции, некоей новой религиозной утопии. Второй же из рассматриваемых нами авторов с самого начала не столько предлагает не реализовавшийся исторический сценарий, сколько пытается уверить своих читателей - все они стали жертвой обмана и самообмана. (В последнем случае речь идет о стремлении разрушить некую виртуальную картину истории, навязанную нам. Подобным желанием, кстати, одержимы любые историки-ревизионисты. Но их рассуждения все же опираются на некий набор фактов и традиционную методику. В данном же случае автор говорит об "исключительной силе пропагандистского и исторического гипноза, по-прежнему довлеющем над нами" и поэтому предлагает бороться с ним "при помощи контргипноза". Да уж. Вероятно поэтому в книге Магкройса столь немного фактических данных и столько утомительных повторов).
* * *
В книге "канадского литератора" (именно так! вот "политкорректности достойные плоды") Юмжагийна Эрденчемега "Благословенна будь, Орда!" первая часть посвящена достаточно известному положению о том, что монгольское завоевание оказало самое благотворное влияние на Русь, переживавшую смертельный кризис. Эрденчемег собрал массу фактов, но, в общем и целом, его доводы повторяют то, что высказывал и Лев Гумилев в "Древней Руси и Великой Степи", и Э. Хара-Даван в "Монгольской Руси".
Рассуждения о благотворности монголо-татарского завоевания могут показаться примитивными или не взывающими никаких возражений. В общем-то и мне позиция автора показалась вполне здравой в изначальных посылках вопроса. Но вот, во второй, критической части своей книги Ю. Эрденчемег мягко говоря перегибает палку.
Эрденчемег считает, что была возможность "исторического поворота к Востоку", если бы центром "государственного притяжения, вокруг которого стало бы формироваться ядро новой Империи, стал бы Сарай, а не Москва". Интересно, что помимо всем понятного и вполне объяснимого монгольского национализма, Ю. Эрденчемегом руководит и некое странное мистическое чувство. Ведь вся его историческая теория служит для обоснования теории принципиального превосходство кочевой жизни, над оседлой, земледельческой. Однако речь идеи не об экологическом или, скажем, эстетическом превосходстве. Нет, Эрденчемег, развивает теорию религиозной антропологии, восходящую, правда, ко все тем же избитым тезисам "слияния с природой".
Он пишет: "Создав город, человек оказался в ловушке. Империя Чингис-хана была стихийным восстанием против городской культуры. Чингис и его преемники использовали города, но не стремились в них жить. Потом эта стремление было подзабыто, но произойди в 14 в. переход власти над Восточно-европейской равниной к татаро-монгольскому центру, можно было бы ожидать возрождения этого антиурбанистского духа". Эрденчемег отмечает, что объединенное русско-монголо-татарское государство имело потенциальную возможность, чтобы стать гегемоном Евразии, прежде чем была бы открыта Америка и западные государства окончательно свернули на индустриальный путь развития. В итоге, по мнению нашего "канадского могола", эпоха индустриализма вообще бы никогда не настала на Земле.
По мнению Эрденчемега в таком случае все человечество повернуло бы на новый путь развития - на путь совершенствования "Внутреннего космоса". (Ага, вместо того, чтобы резать лягушек или изобретать паровой двигатель). В итоге же подобного самосовершенствования должен был быть открыт путь к слиянию с Единым, из которого, согласно глубокой убежденности автора книги про "благодетельную орду", мы были "извергнуты в самом начале времен и куда стремимся подняться на астрально-космических крыльях (?) нашей души".
Итак, воспарив среди грязных кошм и дымков от горящего кизяка, замахали бы мы нашими астрально-космическими крыльями и дружно воспарили в вечный и неподвижный рай Космического Совершенства. Слились бы с Истинным Бытием, от которого случайно откололись, сотворив человеческую цивилизацию. Благодать, да и только!
Так книга, начинавшаяся довольно многообещающе, под конец, к сожалению, оказалась обычным "нью-эйджеровским" бредом. Хорошо еще, что автор не продумал толком свою концепцию и остановился только на сетованиях по поводу торжества Москвы над осколками Золотой Орды. Собственно говоря, из его идейных конструктов следовал бы вполне "русофобский тезис" - если бы непокоренная Русь, оставшаяся за спиной монголов и помешавшая закончить им завоевания, мы бы так и продолжали жить в доиндустриальной цивилизации, стремясь к "Единому источнику Бытия".
И теперь любой "левак" мог бы с ожесточением и воодушевлением повторять: "Опять во всем виноваты эти проклятые русские! Мало им того, что загубили Великий Коммунистический Эксперимент в Двадцатом веке. Они, оказывается, погубили и еще более Великий Степной Эксперимент в веке Двенадцатом!
* * *
Автором второй из рассматриваемых книг является американский историк-ревизионист Эдвин Магкройс. До этого он достаточно много занимался не столько альтернативной историей, сколько ее критикой, утверждая, что "Большая История движется по запрограммированному пути и мелкие завихрения, возникающие в мощном потоке исторических событий, не могут этот путь изменить". До "Оклеветанной войны" наиболее известной монографией Магкройса была книга "Западная черная дыра", где доказывалась историческая нежизнеспособность всех обществ, созданных индейцами Доколумбовой Америки. (Издание книги, естественно, вызвало многочисленные обвинения Магкройса в "неполиткорректности" и даже несколько судебных исков со стороны обществ "коренных американцев").
Во вступлении к своему новому исследованию Магкройс пишет: "Считается. что именно в Двадцатом веке люди осознали, что победа словесная, победа пропагандистская может оказаться более важной, нежели победа реальная, нежели реальный успех, одержанный при помощи вооруженной силы. На самом деле - это не так. Первая война, в которой фактически проигравшая сторона, при помощи пропаганды сумела выставить себя победителем, прошла в середине 19 в. Это была великая Восточная война, продолжавшаяся почти столько же времени, сколько Вторая мировая и имевшая почти такие же судьбоносные последствия. Именно в ходе ее западные державы поняли, что сокрушить военной силой Россию не удастся и следует перейти к политике медленного удушения и разложения ее изнутри. Для России же это война была безусловно победоносной. Хотя бы потому что позволила ей просуществовать еще целых семьдесят лет".
Надеюсь, читатели уже поняли, о чем идет речь. Да-да, именно об этом. О полной и безоговорочной "реабилитации" Крымской войны 1853 - 1856 гг., столько лет считавшейся одним из главных поражений Российской империи.
Построения Эдвина Магкройса вызвали у меня некоторый шок. Привычка рассматривать Крымскую войну как проигрыш и чуть ли не национальный позор России впечатана нам в мозги начиная со школьной скамьи. С 8-го класса, когда школьные учителя, с постными мордами коммуноидных сволочей, начинали ныть прямо на уроке: "Вековая отсталость России и бездарность царского правительства привели к неслыханной катастрофе при обороне Севастополя:"
Магкройс же представляет Крымскую войну почти как еще одну "Отечественную войну", произошедшую в 19 в. Он пишет: "Целью Крымской войны было ни много ни мало, как ликвидация самого "Проекта Россия". Поглупевшие от своих колониальных успехов и удач в Азии, европейские политики и Российскую империю рассматривали в ряду стран, больше похожих на Цинский Китай, нежели на европейские империи. Господствовали надежды на быструю и скоропалительную войну. (В частности, никто точно не рассчитывал сидеть годами под Севастополем). Союзники надеялись легко высадиться в южной России, вспоров ее "мягкое подбрюшье" и, соединившись со всеми бунтующими "инородцами" (от поляков до чеченцев Шамиля) развалить имперскую конструкцию. Остатки предлагалось поделить и превратить в колонии и полуколонии". (Интересно только узнать - на каких именно документах основывает Магкройс свою позицию?)
Однако, героическое сопротивление русской армии и "гениальность русских полководцев, во главе с императором Николаем I" привели европейские армии к Крымской катастрофе. Даже больше, чем успехи русского оружия, поражает Магкройса полнейшая бездарность английского и французского командования, которые не сумели нигде открыть "второй фронт": "Неудачей закончилась даже операция на Камчатке, где крепость Петропавловск охраняла едва ли не инвалидная команда. Союзный флот с позором отступил, и в результате пришлось придумывать оправдание - что будто бы планировалась только "демонстрация силы".
"Блестящей и окончательной победе" русской армии в Крымской войне, по словам Магкройса, помешала только внезапная смерть императора Николая. Однако, и достаточно быстрый выход из войны, проведенный императором Александром II, по словам американского историка, вполне впечатляющ по результатам: "Россия утратила только устье Дуная и, в общем-то, мало нужный ей клочок Бессарабии. Разоружение на Черноморских берегах в значительной степени компенсировались успехами и мощью русского оружия, продемонстрированной в ходе Крымской войны. Россия могла деньги, сэкономленные на содержании армии и флота на юге, направить на благотворные для ее развития реформы. И при этом спокойно завершить войну на Кавказе, где горцы до этого видели в европейцах своих союзников. Однако теперь союзники покорно молчали и не мешали русской армии победоносно закончить войну, которая была гораздо важнее для внутренних судеб России. И турки не рискнули бы больше никогда напасть даже на совсем оголенные берега Новороссии и Крыма. Слишком был велик урок Синопа и Севастополя".
Как заявляет в итоговой главе своей книги Магкройс "война русскими была почти выиграна на полях сражений, сведена в "ничью" - на "дипломатическом поле" и полностью проиграна - в сфере пропаганды". Свистопляску в прессе и дальнейшее изучение "Восточной войны" как в России, так и на Западе американский автор рассматривает как доказательство очень простого тезиса - "уже в середине 19 в. была возможность не только представить любую, даже самую выигрышную кампанию откровенным проигрышем, но и за десятилетия убедить в этом общественное мнение". Вялые действия русских войск в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и прекращение операций в Маньчжурии в 1905 г., в тот момент, когда японская армия уже выдохлась - это все, с точки зрения Магкройса, последствия "предательства победы", совершенного после 1856 г.
Однако, как и в случае с Ю. Эрденчемегом, под конец выясняется, что историческое описание было необходимо автору для подкрепления философских построений. Магкройс считает, что физическая реальность в высшей степени гибка и в самом деле легко поддается воздействию со стороны сознания. Он пишет: "Мы все живем в виртуальном мире, потому что Бог оставил его. Четкость и жесткость средневекового мира была обусловлена тем, что Бог думал о нем, в подробностях осмысливал каждую его подробность. После того, как Господь оставил нас, мир оказался под воздействием желаний и настроений миллионов человеческих существ. Поэтому современная реальность колеблется, поэтому она столь текуча, поэтому в ней и возможны такие невероятные события, как 10 июня 1940 г. или 11 сентября 2001. Тот, кто сумеет сконцентрировать и направить психические желания масс в нужном направлении в этом Богооставленном мире, окажется способен на чудеса. И если сегодня ночью миллиарды поверят в то, что Земля стоит на трех китах - то завтра утром хвост одного из этих титанических животных закроет Солнце, поднимающееся над волнами Атлантики".
После прочтения текстов, подобных книгам Магкройса, почему-то вспоминаешь не исторические монографии о Крымской войне, вроде недавно переизданной толстенной книжки П.А. Зайончковского, а классический НФ-роман Ф.К. Дика "Человек в высоком замке". Там ведь тоже под конец выясняется, что мы живем в ложной реальности, существующей только потому, что все уверовали в одну ее версию. Что же, может быть, и так: Правда, хочется при этом спросить Магкройса - интересно, а Гражданскую войну 1861 - 1865 гг. в таком случае ведь наверное выиграли южане, а не северяне? А у северян просто пропаганда оказалась лучше поставлена?
На вопросы журналиста Владимира БАРАЕВА отвечает депутат Государственный Думы Сергей БОСХОЛОВ
-- Национальный вопрос, конечно же, волнует многих. Заявления депутата Госдумы Макашова в Москве и Самаре осенью 1998 года встревожили общественность. Как вы относитесь к ним?
-- Это далеко не единственный факт проявления шовинизма. Одна из черносотенных газет опубликовала статью "Москва нерусская", где доказывалось, будто столице угрожают "инородцы", которые "набирают силы" вокруг своих представительств.
Критикуя подобные взгляды, газета "Комерсантъ дейли" отмечает: "Диаспора раздражает всегда, любая, без всяких причин. Зачем она, чужая, чувствует себя как дома? Это мой дом!" "Диаспорофобство растет вместе с ростом диаспор". (30.11.98).
В другой газете мелькнул заголовок "Храм Христа Спасителя сверкает жадными раскосыми глазами". По Центральному телевидению в ноябре выступал паренек из группы так называемых бритоголовых, доказывая необходимость очищения не только столицы, но и всей России "от черных, желтых и прочих цветных". И хотя ему была дана достойная отповедь, невольно запомнилось, что эти шайки бритоголовых грозят отлавливать нерусских и бить, грабить их.
-- А ведь помимо них в Москве и других городах России готовятся отряды штурмовиков Баркашова, тоже открыто выступающие за "очищение" страны...
-- К сожалению, это так. Однако истинное положение не такое уж критическое. Кое-кто может подумать, что дело дошло до того, что "нацменам" в Москве нет проходу. На самом деле все не совсем так, а точнее, совсем не так. Бытовой национализм, разумеется, встречается. Милиция весьма придирчиво проверяет документы именно у кавказцев и всех "нерусских". Но массовых облав, побоищ все-таки, к счастью, нет и, уверен, не будет.
-- Кое-кто обвиняет прессу в разжигании национальной розни, ссылаясь на крайне болезненную реакцию журналистов по поводу антисемитских выступлений Макашова и краснодарского губернатора Кондратенко. Что вы думаете об этом?
-- Некоторые перегибы в связи с этим, вероятно, есть. Однако обвинять во всем только средства массовой информации -- это переносить с больной головы на здоровую. Ведь надо войти и в положение евреев, которых всенародно с экранов телевидения оскорбляют и грозят уничтожать "по списку". А у входа в Госдуму постоянно дежурят группы престарелых с лозунгами в поддержку Макашова и с транспарантами, повторяющими угрозы евреям. Не случайно депутат Кобзон заявил, что никогда прежде он не слышал столько оскорблений, как при проходе в Думу, и потому отказался присутствовать в зале заседаний, когда в нем находится Макашов. Надо учесть, что угрозы евреям болезненно восприняли представители других наций, ведь "еврейский вопрос" грозит перерасти в "вопросы к другим инородцам".
-- Например, к "лицам кавказской национальности"?
-- Это выражение пришло к нам из милицейских сводок, но я, как и многочисленные представители Кавказа, протестую против него, ведь помимо чеченцев, которых благодаря усиленной пропаганде стали считать виновниками захвата людей, грабежей, бандитских разборок, есть десятки ни в чем не повинных национальностей и народностей Кавказа, -- кабардинцы, черкесы, адыги, лезгины, балкарцы, не говоря уже о грузинах, армянах, азербайджанцах, подавляющее большинство которых честные труженики, которыми гордятся не только их народы, но и вся Россия. Однако кавказофобия доходит порой до таких размеров, что в связи с этим даже появилась грустная шутка: "Меняю лицо кавказской национальности на жидовскую морду".
-- Проявления антисемитизма есть и на окраинах России, в том числе и у нас, в Сибири...
-- Я знаю одного сородича, который свои неуспехи в работе объясняет "происками" евреев, на самом же деле он гораздо слабее многих, не только евреев, но и русских, бурят. Ему так легче жить, сваливая свои неудачи на буржахай (курчавых). Слушая и читая выпады против евреев, он начинает поддерживать юдофобов и сам фактически стал антисемитом.
Евреи в Сибири представляют довольно обширные влиятельные группы ученых, врачей, музыкантов, писателей, представителей других творческих профессий, технической интеллигенции. В основном это потомки добровольных переселенцев, купцов, прибывших в Сибирь еще в прошлом веке во время освоения Амура и строительства Транссиба. Недаром в целом ряде зданий Иркутска сохранились до наших дней изображения шестиконечных звезд. С тех пор они всегда держались весьма сплоченно, всячески поддерживая друг друга, в чем нет ничего плохого. Более того, с них надо брать пример другим нациям. Так что наши евреи -- коренные сибиряки во многих поколениях, заслуживающие полного уважения, что, собственно, и есть на самом деле. И всем прежним и нынешним нападкам на евреев лично я объявляю решительный протест.
Мне хочется обратить внимание на то, что ненависть к любому народу, будь то евреи, негры, "лица кавказской национальности", всегда оборачивается ненавистью и к другим народам, а главное, вызывает ответную нелюбовь к ненавидящему и к его национальности. Так начинают тлеть угли межнациональной розни, готовые разгореться до пламени нетерпимости и открытого пожара вражды.
-- К счастью, Приангарье, как и Бурятия и другие регионы Сибири и Дальнего Востока, остается зоной стабильных межнациональных отношений. Однако в последнее время кое-что может нарушить баланс.
-- Стабильность действительно есть, но, к сожалению, некоторые действия могут нарушить ее. Буряты, хоть и не признаны репрессированным народом, значительно пострадали от волевого расчленения 1937 года, когда Бурят-Монгольскую АССР усекли до пределов нынешней Республики Бурятия, а в Иркутской и Читинской областях образовали автономные округа. Причем многие исконно бурятские земли, например, Ольхонский, Балаганский, Аргунский, Балейский и другие районы Иркутской и Читинской областей, оказались за пределами округов. Этот факт разыгрывается сейчас некоторыми группировками типа Бурят-Монгольской народной партии в Улан-Удэ в качестве политической карты, что дает возможность обвинить их в национализме.
Еще более удивительно, что лозунг "объединения всех бурят" подхватил известный певец Иосиф Кобзон, год назад ставший депутатом Государственной Думы от Агинского Бурятского автономного округа. Я говорил о несвоевременности такой постановки вопроса еще в 1991 году на учредительном съезде Всебурятской ассоциации развития культуры в Улан-Удэ, доказывал в статьях, книгах, что даже простое обсуждение этой проблемы может дестабилизировать межнациональную обстановку и в Приангарье, и во всей Восточной Сибири.
Я очень уважаю Иосифа Давыдовича как политика, ценю его первые шаги на поприще депутата, его вклад в развитие экономики и культуры своего Агинского округа, а также ряд акций помощи Республике Бурятия и Усть-Ордынскому округу. Однако именно это его заявление, за которое любого депутата-бурята обвинили бы в национализме, я считаю, мягко выражаясь, преждевременным.
Мнение о воссоединении бурят, конечно, имеет право на жизнь, но настойчивая раскрутка его может возродить националистические настроения по обе стороны Байкала. "Восточно-Сибирская правда" 24 ноября 1998 г. опубликовала статью А. Голосова "Иосифы, бурятам плоды приносящие". В ней пишется, что если "Иосиф Виссарионович, отец всех бурят, упразднил за ненадобностью Бурят-Монгольскую республику", то "Иосиф Давыдович, друг всех бурят, занялся целью восстановить республику в прежних границах". Не буду спорить о массе ехидных мелочей, направленных против "двух Иосифов", но о "ненадобности" республики, о которой Голосов заявляет походя, как о само собой разумеющемся, все же стоит сказать: дело в том, что Сталин четвертовал республику не "за ненадобностью", а из стремления расчленить единое пространство бурят, чтобы новые границы стали естественным препятствием к былому общению родов и племен, что, по его мнению, осложнило бы возрождение панмонголизма. И картографы сделали это с иезуитской тщательностью -- разделили так, что ни в одном месте новые административные единицы даже не соприкоснулись друг с другом, для чего, собственно, Ольхонский район и был вынесен за пределы округа. Такие границы, по мнению Сталина, станут естественным препятствием к возрождению панмонголизма.
-- Но в статье приводятся мнения известных жителей Усть-Орды, большинство которых поддерживает призыв Кобзона к воссоединению нации. Конечно, все они не за панмонголизм, а за более тесные культурные связи, однако перегибщики могут возродить и этот лозунг.
-- Если в 30-х годах панмонголизм был излюбленным, но ложным обвинением большинства репрессированных сородичей, то в конце этого и начале нового тысячелетия идея воссоздания единого монгольского государства под водительством "нового Чингисхана" (а кандидаты тут же появятся, не сомневайтесь!) может обернуться реальностью с трудно предсказуемыми роковыми последствиями. Уже сейчас строка В. Соловьева, взятая А. Блоком эпиграфом к его знаменитым "Скифам", "панмонголизм, хоть имя дико, но мне ласкает слух оно", как бы в шутку цитируется на застольях земляков. И так не хотелось бы, чтобы панмонголизм стал искрой, из которой возгорится пламя центрально-азиатского межнационального пожара, ведь тогда заполыхает не только Россия, Монголия, но и весь континент, ведь кровные потомки Чингисхана живут в Китае, Индии, Афганистане, Иране, Казахстане, республиках Средней Азии...
-- Панмонголизм, как и античеченские настроения, антисемитский макашизм и вообще всяческая ксенофобия (страх перед иностранцами), представляет реальную угрозу для России. Какие законодательные меры возможны против шовинизма и национализма?
-- Серьезным барьером может и должен стать законопроект "О противодействии политическому экстремизму", который скоро будет вынесен на обсуждение Государственной Думы. Естественно, он вызовет бурные дискуссии, потребует доработки, но такой закон нужен. Если бы его приняли раньше, то антисемитские высказывания Кондратенко, Макашова уже получили бы четкую правовую оценку, по которой их можно было бы привлечь к ответственности. И многие их сторонники поостереглись бы повторять подобные оскорбления и угрозы.
-- Когда-то мы гордились социалистическим интернационализмом...
-- На деле он рассыпался, как карточный домик, при первых же серьезных испытаниях. Вспомните Сумгаит, Карабах, гонения турок-месхетинцев в Средней Азии. Затем события пошли по нарастающей -- осетино-ингушский конфликт, побоища в Баку, Тбилиси, Вильнюсе, Риге, война в Чечне. Удивительно коротким оказался путь от былого дутого интернационализма к макашизму. Но тут дело, конечно, не в глубинной давней неприязни друг к другу народов бывшего СССР и России. Главные причины розни -- в экономической разрухе, в поиске виноватых "на стороне" -- среди евреев, "лиц кавказской национальности", прибалтийцев, "упрямых хохлов", американцев и т.д.
Уверен, что, как только мы сумеем наладить экономику, почти сами собой отпадут и межнациональные трения, пойдет на убыль преступность. Конечно, все это легко написать на бумаге, а на деле нам предстоит огромная труднейшая работа для выхода из кризиса в экономике, культуре, межнациональных отношениях. Однако я верю в мудрость наших народов, которые сумеют сбросить пелену вражды, временно затмившей глаза многим из нас. И тогда мы одолеем макашизм и возродим подлинный интернационализм.
Не очень любимое дитя (ВСп)
http://www.vsp.ru/23353/244-2-1.HTM