Тогда встает еще один вопрос: почему национализм у разных народов имеет одновременно и столько типичных черт и столько явных различий? Безусловно, есть различия объективные, скажем исторические. Если у финнов истории как таковой не было, то эту лакуну заполнить, кажется, трудно. Правда трудно, но не невозможно - поскольку множество других народов путем "невинных" исторических подтасовок такую историю себе "открывали". Финны же не просто смирились с "нулевым вариантом", но и ухитрились его романтизировать. А много ли на свете народов, которые смогли бы романтизировать "нулевой вариант"? Почему армяне, имея отчаянно националистическую идеологию, боролись с турками, но крепко держались за Россию, охотно способствуя укреплению и расширению Российской империи? Не потому, что нуждались в России для борьбы против Турции. Ведь при последовательно антирусской политики и выраженном (не только на словах, но и в поступках и образе мышления) стремлении к национальному государству Британская империя пришла бы в конце концов им на помощь, довольная тем что можно создать "буфер" против русского продвижения на юг. Англичане, устами Лоуренса Аравийского, объявляют армян "невозможным народом" именно потому, что настоящего стремления к созданию национального государства у них нет, эта идея для них скучна. Вот казалось бы идеальная националистическая схема, а где-то есть камень преткновения, на словах армяне желают независимости, а как только доходит до дела - миф не срабатывает. (И в современной Армении народ до сих пор не желает осознавать, что Россия - это уже не Родина, а иностранное государство). Почему англичане с упоением занимались пробуждением у завоеванных народов "национального чувства", создавая нескончаемые трудности самим себе? Ни в одной другой империи ничего подобного не было, Франция, например, планомерно разрабатывала программы ассимиляции населения колоний с французами? Почему Турция так и не смогла найти приемлемой модели националистической идеологии, хотя пытается сделать это по меньшей мере сто лет? Почему туранизм в турецком народном сознании постоянно замещается исламизмом?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны признать, что национализм, формируя нацию, формирует ее на основании определенной культуры. Мы имеем ввиду не "протонациональные" или "этнические" общности, обладающими или нет общим самосознанием. Мы имеем ввиду другое: человечество делится на отдельные коллективы, являющиеся (не имеет значение осознают ли они это и каким образом) культурами в антропологическом смысле. Их можно называть этносами, но при этом необходимо помнить, что речь не идет об обязательном единстве происхождения, генетических корнях. Каждая из этих общностей адаптируется к различным изменениям происходящим в мире. Поскольку мода на различные идеи идет волнами и затрагивает так или иначе различные народы, то культурные общности (этносы) к этим идеям адаптируются и адаптируют эти идеи для себя. Мода на националистическую идеологию, подкрепленная значительными выгодами данной идеологии (в том числе и в облегчении процесса модернизации, и в раскрытии для многих народов новых политических возможностей, а в дополнение к этому формирующая психологически комфортный способ самоидентификации), имела в качестве побочного эффекта адаптирование каждым народом данной идеологии к своей культурной системе.
В каждой культуре имеется свой "образ мы", "образ покровителя", "образ поля действия" и т.п. Это не конкретные представления, а скорее парадигматические формы, в которые реальные объекты "вписываются". Любая идеология так же вписывается в эти парадигмы. И каковы бы не были общие мифы национализма, он адаптируется к культурным особенностям народа, который национализм как идеологию принимает. Попытаемся объяснить только некоторые в качестве примера.
В финской культуре важен образ индивида, который является первопроходцем и одновременно наделен сверхчеловеческими возможностями. Его "поле действия" - это поле, куда еще не ступала нога человека. Он - преобразователь той среды, в которой живет или даже ее созидатель готовый к сверхчеловеческим усилиям. История Финляндии вовсе не так пуста, чтобы в свое время "финноманы" не могли сочинить красивую легенду. Но эта легенда лишала бы их образа первопроходца и тем самым плохо кореллировала бы с их культурно-психологической системой. Отсутствие же истории - это возможность создать ее своими руками. Поэтому в националистической доктрине появляется идея о создании (!) своего народа, своей страны.
В армянской картине мира чрезвычайно важен образ союзника. Пока эту парадигму нечем было наполнить, народ начал вырождаться. В момент, когда русские пришли в Закавказье, говорить об армянском народе как о целом, было невозможно. Было скорее армянское население, со своими локальными интересами, скрепленное единством религии - а не будь и этого - народ растворился бы полностью. Но армян спасло не столько и не сколько русское оружие, их спасло то, что впервые за много веков они получили союзника, получила наполнения та парадигма в их сознании, которая по сути определяла саму возможность действия, активности в мире. Народ стал возрождаться буквально на глазах и не только в Восточной (русской), но и в Западной (турецкой) Армении. И если идеологи национализма могли про себя думать о свержении "русского ига", выставлять это в качестве пункта своей программы, произносить в качестве открытого заявления они не могли - иначе народ вообще бы не принял идеологию национализма. Равно как и недавние правители Армении, мечтавшие о ее прозападной ориентации, после первых экспериментов не смели высказывать свои мысли вслух. Летом 1997 года в Армении, население которой вмести с младенцами на настоящий момент едва достигает 2,5 млн. человек практически за месяц было собрано около миллиона подписей за союз с Россией, причем большинство респондентов даже забывало уточнить, на каких условиях. Между тем в недостатке национализма армян "обвинить" трудно.
Для англичан "сообщество", оно же "нация" - элементарная категория. Так они смотрят на себя, так невольно смотрят и на других. Невольно (сознательно такая задача за исключением редчайших теоретиков империализма) не ставилась, англичане стремились ассимилировать покоренные народы. Но ассимилировать - это привить в чужую культуру тот "образ мы", который специфичен для собственной. Очень простая разгадка повсеместного провоцирования англичанами национализма. Самое потрясающее, что им удалось сконструировать и привить (опять же в большой степени невольно) индийский национализм, который в таком виде как он сложился, никогда не мог бы возникнуть в полиэтнической Индии самопроизвольно.
Турецкие националисты стремились разными путями определить образ турка, то есть создать образ пусть и немаленькой, но ограниченной общности. Между тем в турецкой культуре "образ мы" связан с ощущением бессчетной массы. В этом отношении исламская идентичность более вписывается в народную картину мира, чем национальная, турецкая. Турки так никогда и не создали адекватной для своей культурной системы национализма.
Таким образом, нет смысла однозначно говорить о единстве национализма как социально-политического феномена, нет смысла говорить и о множественности национализмов как о совокупности феноменов, которые случайно были названы одним и тем же словом. Если смотреть на национализм как на идеологию и неразрывно связанные с идеологией, ею самой детерминированные способы действия (как, например, "хождения в народ"), то это явление безусловно единое. Если посмотреть на национализм в контексте культуры, то он окажется столь же разнообразным, как разнообразны различные культуры.
Список использованной литературы можно прочитать по адресу: http://svlourie.narod.ru/articles/nationalizm.htm
По мнению Кона "на Западе национализм имел с самого начала политическую мотивацию и был тесно связан с концепцией индивидуальной свободы. Он был ответом на проблемы, возникшие в процессе строительства нации и обретения ее суверенитета, то есть в борьбе с монархическим принципом легитимности... Такой национализм концентрировался на текущей политической борьбе и весьма мало был обращен в прошлое, то есть был ориентирован на достижение практических, рационально положенных целей. Нация понималась как объединение граждан, как воля индивидов, реализуемая через общественный договор. Национализм периферии возникает как протест против существующих государственной формы, а импульсом для него служит культурное влияние Запада, стремление к имитации форм жизни передовых стран. В национализме периферии очень сильный акцент делается на прошлом, которое подвергается инструментальной интерпретации. Образ "идеального" отечества как отдаленной цели, сконцентрированность на идеализированных образах прошлого и будущего - эти ключевые элементы не связаны напрямую с решением практических политических и экономических задач, нагружены заметно более высокой эмоциональностью. Нация в этом случае понимается как сообщество, построенное на неформализуемых, не оформленных в правовом отношении концепциях традиционной культуры, расовой, этнической общности. Акцент делался на различиях и самодостаточности нации."[9]
Собственно, если говорить объективно, под понятие Запад в такого рода рассуждениях попадет только одна страна - Франция. В качестве классического примера называют также и Англию, но ниже мы коснемся проблемы английского национализма и увидим, что он в данную схему не вписывается, более того, он не вполне, но все-таки похож на тот тип национализма, который Кон описал как "восточный".
Поэтому мы взяли бы на себя смелость предположить, что современный национализм как идеологическая и политическая модель были изобретены (по всей вероятности во Франции конца XVIII века) - точно также, как была изобретена и, пусть не сразу, но со временем, опробована на практике идеологическая и политическая модель социализма. И как социализм пытались и еще пытаются опробовать все снова и снова, так снова и снова в ходу оказывается модель национализма. Со временем она трансформировалась, от "западной" модели перешла к "восточной". У какого западного народа в настоящий момент сохранилась "западная" модель? А если так - почему?
В этой связи несомненный интерес представляют рассуждения о французской и немецкой модели национализма П. Серно. "Французская нация представляет собой политический проект (projet polotique). Немецкая нация, наоборот, появилась сначала в трудах интеллектуалов-романтиков как вечный дар, основанный на общности языка и культуры. Для этих последних язык был сущностью нации, тогда как для французских революционеров он был средством достижения национального единства. Таким образом мы можем в общих чертах противопоставить два определения слова "нация", существовавшие в XIX веке. Во Франции под влиянием якобинской идеологии суверенный народ провозглашает существование единой и неделимой нации. Это государство, то есть политическая сущность, которая порождает нацию. По немецкой романтической концепции нация, напротив, предшествует государству. "Volk" (это следовало бы перевести как этническая группа) представляет собой природной единство, основанное на общности языка и культуры. В соответствии с немецкой концепцией сначала был язык и культура, тогда как во французской концепции язык - лишь средство политической унификации. Немецкая идея "культуры" связана с традиционными культурными обычаями, прежде всего деревенскими, тогда как французская идея "цивилизации" скорее связана с городскими "буржуазными" ценностями, которые должны распространяться на всю национальную территорию в ущерб сельской культуре (местным диалектам, традиционному образу жизни и т.п.). Немецкая романтическая идея нации - это органическая система, в которой язык как носитель национальной культуры неразрывно связан с народом."[10]
Это рассуждение кажется очень правдоподобным (так именно и было с истории), но вместе с тем оно ничего не объясняет. Если "проектом", "искусственным изобретением", "идеологией" была "французская" модель, то почему по всему свету, причем в один не очень большой промежуток времени, стала распространяться "немецкая", очевидно органично выросшая из немецкой культуры? А если добавить, что и современный французский национализм во "французскую" модель не укладывается, а больше похож на "немецкую" модель, то картина и вовсе получается запутанной.
Остается допустить следующее: во Франции национализм возник как социальный проект, то есть возникла сама мысль о возможности национализма как проекта. А содержание проекта было со временем, в процессе развития идей, скорректировано. В других странах национализм также осуществлялся как своего рода "политический проект", но в основании этого "проекта" лежали элементы заимствованные из немецкой системы. Так и возникла "восточная" модель национализма. В противном случае идеология национализма не могла бы реализоваться ни в одной другой стране, кроме Франции (где были совершенно особые предпосылки) и не стала бы одной из наиболее значимых идеологических систем в мире.
Таким образом, мы получаем идеологическую конструкцию, имеющую мифологическое основание, которая якобы органичным образом возникает внутри культурной системы. Но если согласиться, что "мифология" выросла органичным образом в рамках одной конкретной культуры - немецкой, а идея формирования нации как осуществление политического проекта возникла во французской, что компоненты французской идеологии национализма были заменены на немецкую национальную мифологию, то мы имеем дело с политическим проектом сознательно основанном на мифологеме и сконструированном искусственно. Здесь вопрос к историкам идей.
Поскольку я сама несколько лет была связана с армянской общиной, добавлю к рассуждениям авторов упомянутой выше статьи свои собственные наблюдения. В наиболее критические годы Карабахской войны неформальный костяк армянской общины в Петербурге (а формальный в этот период был очень слаб) составли русскоязычные армяне и выходцы из смешанных семей, то есть те, которые еще незадолго до этого считали себя русскими и если бы не трагедия на "исторической родине" и в дальнейшем к армянам отношения почти бы не имели, подавляющее число из них после окончания войны вновь ушло "в русские". И даже с относительно недавними мигрантами дело обстоит не так просто: среди них есть и те, которые охотно принимают русскую идентичность и уж во всяком случае чувствуют себя связанными с русской культурой (а как может быть иначе, если к последним относится и значительная часть ереванской интеллигенции?). В самые же последние годы вопрос идентификации был просто насильственно навязан внешним окружением, поскольку армяне были отнесены к "лицам кавказской национальности" с вытекающими последствиями.
При желании все эти факты с поразительной легкостью укладываются в инструменталистскую схему. Но это только в том случае, если не интересоваться тем, кто были те люди, которые оказались неформальными лидерами общины в критический период и что их к этому толкнуло. Ответ на этот вопрос не укладывается ни в один из трех классических подходов. Их связала не столько этничность как таковая, сколько война, не столько эйфория "этнической мобилизации", сколько депрессия и ощущение безвыходности. Они все в этот период имели личную связь с Арменией и тонко ощущали происходящее там. Их объединяла не национальность как таковая, а наличие пережитого важного культурного опыта, который у них у всех приблизительно совпадал И они выработали специфическую манеру поведения членов общины, если угодно, собственную символику и собственный код, зачастую другим членам общины не вполне понятный. Для них не была особенно значима национальная культуры, тем более в ее этнографическом аспекте, не значим был и язык - говорили по-русски, но целью их было служить не локальным интересам этнической группы, а интересам Армении. В своем роде они были большими националистами, чем "профессиональные армяне", хотя в отличии от "профессиональных армян" никогда не были настроены антирусски, и они опять "стали русскими", когда кризис миновал. После этого община приняла форму более традиционную для иноэнических общин и к анализу ее жизнедеятельности опять стало возможным применять любой из трех перечисленных выше подходов. Стало возможным смотреть на нее даже сквозь призму "оппозиционализма".
Но этот короткий момент кризиса показал, что ни один из перечисленных подходов не в состоянии объяснить функционирование этнической общины. Этнос действует как налаженный организм и под "этническую мобилизацию" в наиболее сильной степени попадают не всегда те, от кого этого следовало бы ожидать судя по формальным критериям, а те, кто по своим ценностным установкам и личностному опыту способен играть в судьбе этноса определенную функциональную роль и уметь вести себя в соответствии с этой ролью, пусть даже импровизируя. "Ассимиляция" и "диссимиляция" оказываются тогда обратимыми процессами, связанными с функционированием этнической культуры. Причем поведенческий момент оказывается самым важным, но не в смысле традиционного поведения, а в смысле способности уловить, какое поведение требуется для успешного функционирования этноса в данный момент. Остаются вопросы: каким образом люди, давно отошедшие от этнической жизни, так быстро выработали новую армянскую символику (кстати отличавшуюся от той, которая была распространена в Армении), связанную с партизанским движением в Турецкой Армении конца XIX века, на время вытеснив традиционную, связанную с древней армянской историей и пережитым Геноцидом? Как они так молниеносно выбрали наиболее адекватную линию поведения, связанную с сегодняшними общеэтническими интересами? И, наконец, почему, когда их роль была сыграна, не стали дальше "эксплуатировать" свою этничность, не перешли в "профессиональные армяне", а просто перестали интересоваться жизнью общины?
Этот взгляд на проблему требует пересмотра не только понятия "этничность", но и понятия "нация".
Мы дети одного Отца Небесного, значит, мы братья. А если мы братья, что же мы ссоримся? Кроме нашей земной матери нам дарована еще и общая мать - наша национальность, нация. Любовь к ней не только не противоречит любви к Богу, но и поддерживает ее. Оттого, что я люблю свой народ, я легче пойму человека другой национальности, тоже любящего свой народ. Всем тяжело сейчас, все мы надеемся на лучшее, особенно в начале нового века, нового тысячелетия. Уже одна радость того, что именно нашим поколениям даровано встретить смену эпох, должна нас не разъединять, а сближать.
Я православный, и я не могу не защищать свои святыни, свою веру. Но я уважаю всех живущих рядом и далеко. И мне странно, когда слышу: вы говорите о Православии, но у нас же еще много и других конфессий, они могут обидеться. Это напоминает недавние редакторско-цензорские усекновения, когда русские писатели говорили о любви к России, к русской культуре, философии, музыке, а им заявляли: у нас же много других национальностей, они обидятся. Но уж сейчас-то, при такой разноголосице мнений, при таком шуме средств массовой информации, кому не дают высказаться? Всем дают слово. И опять получается - всем, кроме русских, православных. Вот какой парадокс свободы слова при демократии.
Читаю ветхие, желтеющие подшивки газет и журналов конца XIX - начала XX веков. Сколько же мечтаний и предсказаний счастливой жизни в наступающем XX столетии! Думаю, так же и эти наши газеты и журналы обветшают и высохнут, и так же будущий читатель скажет: фантазеры были в начале третьего тысячелетия. Ничего же не сбудется. Ведь ничего же не сбылось из предсказаний оракулов начала столетия. Ну, техника развилась, самолеты полетели, телевидение пришло - и что? Техника начала убивать людей, с самолетов было удобно бомбить, а по телевизору удобнее развращать и оглуплять. Дело же в нравственном состоянии человека. Только в этом. Все можно наделать, всякое барахло, предметы быта и удовольствия, а как создать душу человека? То есть как спасти ее? Она создана без нас и дана нам. Мы же наивно полагаем, что что-то можем свершить без участия в нашей жизни Бога, создавшего нас. По крайней мере, если одним из итогов ушедшего века будет понимание, что от обезьяны произошел один Дарвин, то это уже хорошо.
Без Бога ни до порога - эта простейшая истина определяет все поведение человека. И уж тем более в России, в стране, которая издавна находится под омофором (покровом) Пресвятой Божией Матери.
Но одно пророчество непременно сбудется - это то, что зло будет увеличиваться, ему не положено предела. Дети убивают мать за деньги, бабушки продают внуков для расчленения - все это потрясает нас, но тут же новые известия: людей превращают в рабов, пытают, жгут. Нет, безумие - норма обезумевшего человечества.
Спасение только в Боге. Только. Нет места на Земле, где бы не было печали.
От нее не убежишь на Гавайи встречать тысячелетие, не спрячешь в золоте, не утопишь в вине, не забудешь в разврате - печаль настигнет. Печали нет только в нашем сердце, но при одном условии: если в нем вера.
Мы перетащили с собой из декабря в январь и болезни свои, и заботы. Многих не досчитаемся, многих уже вскоре потеряем. И сами, учитывая крохотный срок человеческой земной жизни, особо не заживемся. Но есть вечная наша душа, ее бессмертие и грядущий ответ за земную жизнь. Вот чего, единственного, надо бояться.
В чем сила верующего? В его полнейшей независимости от внешних обстоятельств. Отберите у него имущество, дом, свободу, жизнь - вы же не отнимете у него Бога. Так что в новый век надо входить спокойно и с радостью: да, зло будет увеличиваться, но и наша надежда на Бога тоже будет расти.
Знакомый директор нефтехимического завода в начале 90-х годов говорил, что они, директорский корпус, очень надеялись: слова теоретиков демократии Гайдара, Бурбулиса, Чубайса о свободе предпринимательства, об инициативе снизу, которая поддерживается государством, окажутся не только словами. Не сбылось. Ну что ж делать - это теоретики. И вот в правительство пришли практики: Черномырдин, Шумейко, Сосковец. Думалось: это наши мужики, они понимают, они смогут. Но и у этих ничего не вышло. В чем же дело? А дело в любви к Отечеству. Основа же любви духовна, а духовность религиозна. Религиозность же всегосударственна. Когда государство подчиняет себе религию, оно рушится.
Но почему в России к власти приходят подлецы? Первая причина - не в характере русских стремиться командовать. Тем более не в духе верующих. Вспомним, как преподобные отцы наши всегда уклонялись от игуменства, как воспринимали возлагаемые на них бремена не как заслугу, а как тяжкую обязанность ответственности за братию. Но отчего же тогда именно русские военачальники побеждали во все времена любого неприятеля? Ответ тоже прост - поднимались на защиту Отечества. И тут генерал немногим отличался от солдата: все жили одной мыслью о победе.
Вторая причина - система выборности. Наворованное золото приводит к власти ворье. Деньги - категория нравственная и таинственная. Неправедно нажитые деньги никогда не служат добру. Церкви в двадцатые, тридцатые, шестидесятые годы рушились не только по попустительству бесовской злобе, но и потому, что некоторые были построены на нечестно нажитые деньги. Скопил человек состояние на чужих слезах, горе, обмане, чувствует - время помирать, становится страшно. Надо как-то душу спасать. Дай, думает, храм построю. А такой храм Богу неугоден. Богу отныне и до века угодны две лепты, приносимые во все времена набожными людьми. Система выборности власти должна быть снизу доверху. Почему порушился институт президентских наместников? Потому что это были отголоски партийной системы. Почему, как правило, главы районных администраций, небольших городов, поселков - люди достойные? Потому что их хорошо знают. Система, когда избираются во власть приличные люди, есть и выверена. Это десятские, сотские, тысяцкие выборные от земель, от сословий, но ни в коем случае не от партий. Смысл организации партии - в захвате власти. Другой цели у нее нет. Первая цель - захват власти, вторая - ее удержание.
Почему монархисты стоят за монархию? Потому что при ней исключается борьба за престол. Наследственная власть людей обогащает и примиряет, выборная - ссорит и разоряет. Обогащаются при этом, к слову сказать, "четверовластники". Об этой власти - журналистской - сказано и говорится достаточно. Тут, к случаю, вспомним пословицу: "Как собаку кормят, так она и брешет". Мы видим, что иных псов кормят хорошо. У них даже кости остаются, которые они бросают друг другу.
Вспомним, какую власть дает Спаситель Своим ученикам: "...се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам". Когда же Его ученики, апостолы от семидесяти "возвратились с радостию и говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем", то Спаситель сказал им: "...тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах".
То есть власть, данная Спасителем, дается для усилий по спасению души. Власть же светская, мирская вводится тогда, когда падают нравы, растет преступность, когда требуются законы, чтобы как-то удерживать в узде человеческие пороки. И царь для многих воспринимается как Удерживающий зло в государстве. Отнимается Удерживающий - и государство падает. Вместе с тем мы не можем и не захотим сказать, что Россия с гибелью царя погибла. Монархический строй правления предпочтителен в России, но Россия выдерживает любые формы правления. Почему? Потому что Удерживающий живет в сердцах большинства, это Дух Святой, борющий бесов.
Если мы затронули такую тревожащую всех нас тему монархизма, сделаем крохотный экскурс в ветхозаветные времена. 1-я книга Царств (10, 18-19): "Так говорит Господь Бог Израилев: "Я вывел вас от руки египтян и от руки всех царств, угнетающих вас. А теперь вы отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших и сказали Ему: царя поставь над нами". Далее: "И было слово Господа к Самуилу такое: "Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и Слова Моего не исполнил". В чем Саул прогневал себя перед Богом?
"И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник". Далее известное: "Избрал Давида, сына Иесеева из Вифлеема". И о рождении Соломона, сына Давидова (когда Давид послал Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть и вступил с нею в прелюбодейную связь): Вирсавия "сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа".
Время судей израильских было более благоденственно для Израиля, нежели время царей. Ведь и зачатый во грехе Соломон впал в конце жизни в язычество. Время же судей вспоминается в Ветхом Завете как время благоденственное. Когда евреи кричали Иисусу Христу: "Осанна!", они уже знали о чудесном насыщении пяти тысяч пятью хлебами, и они хотели именно такого царя, но их первосвященники вменили Спасителю в вину именно это слово: царь. "И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: "Сей есть Царь Иудейский".
Что же делать нам, знающим так много и так много опечаленным? Знающим, что к власти приходят с помощью золота или оружия. Что с помощью золота к власти приходят жулики, а с помощью оружия - дубинноголовые. Знающим, что выборная система разоряет и ссорит людей, что поведение властей диктует уровень нравов, вспомним "Арапа Петра Великого": "Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа, пример был заразителен... французы смеялись и рассчитывали, и государство распадалось под игривые напевы сатирических водевилей". Уже знаем мы, что любые перевороты приводят к власти людей без чести и совести. Что делать? Ни в коем случае не свергать существующие власти, ибо заменяющие их будут еще хуже. Главное - бороться с врагами не своими, не государственными, а с врагами Христа. А кто же главные враги Христа? Мы сами, мы, своей греховностью постоянно пригвождающие Спасителя ко Кресту. И пока в России власти не богоустановленные, пока они, для вразумления нашего, Божиим попущением, - антирусские, нам надо терпеть и улучшаться. Как? Очень просто: не пить, не курить, не материться, любить жену и детей, молиться, ходить в Божий храм, уклоняться от зла и творить благо. Скажут: это так мало. Ведь Россия гибнет. Но она гибнет и оттого, что мы бесчинствуем. Оттого, что надеемся на свои силы, а не на милость Божию. Надеемся лишь на вождей, которые растут и пузырятся от самомнения. Вспомним убийственно точную народную пословицу: "Кабы Бог пастуха слушал, все бы стадо передохло".
Теперь мы имеем власть в известной мере плутократическую. А именно плутократы (по Платону) в школе демагогов изобрели искусственную, но прочную систему демократии, при которой внушалось, что власть якобы принадлежит народу. Но это, впрочем, такое же вранье, как диктатура пролетариата.
Сейчас в России диктатура денег, пошлости, разврата, насилия. Но нельзя не думать, что власть в России не означает власти над Россией... Как власть удерживается? Происками врагов. Никогда ни одно предвыборное обещание не было и не будет выполнено.
Но нечестными методами власть не удержать, как не удержать деньгами и пушками. Нам вдалбливали слова Ленина: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Прошло мало времени, и мы видим, что учение Маркса было всесильно, пока мы были сильны. В одночасье рухнула не только идеология марксизма, но и сила Варшавского договора. Нельзя нефтью и оружием крепить силу людского единства.
Главная власть в мире - власть Духа Святаго. Искать Его, прибегать под Его милость - в этом смысл жизни.
Вспомним слова Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета (Дроздова) о соотнесении веры и государства: "Возрастает вера - возрастает государство, процветает вера - процветает государство, преуспевает вера -преуспевает просвещение. Не то ложное просвещение западных нынешних мудрователей, которые, закрыв лицо свое от Солнца правды - Иисуса Христа, ищут свет во тьме, но просвещение истинное, исходящее Свыше от Отца Света и приемлемое верою в Единородного Сына Его. Тверда вера - твердо царство, колеблется вера - колеблется и царство, ослабевает вера - ослабевает царство, иссякает вера - иссякают источники благоденствия народа, исчезает вера - исчезает и царство..."
Мы ничего не оставили в прошлой жизни, в прошедшем веке. Обиды, раздражение, болезни каждый отдельный человек принес с собой из декабря в январь. И государства не сменили политику в новогоднюю ночь. Но два чувства должны двигать всеми нами: это уроки прошлого, из которого надо брать только хорошее, и надежда на будущее, на то, что хорошее будет продолжено и усилено. Мы же не перестали радоваться солнышку, дождю, расцветающим цветам. Приходят в мир дети, тянут к нам свои ручонки, чтобы мы поднимали их. Ведь стыдно же будет уходить из этого мира, если мы не сделаем его хоть капельку лучше. Если хотя бы на миллиметрик не подвинемся к пониманию, что земная жизнь - одна-единственная, но жизнь нашей, тоже единственной, души - вечна. Так что мы живем для души, для вечности, для России.
Владимир Николаевич КРУПИН
http://www.russdom.ru/2001/20010401.html
Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций
Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года.
Генеральная Ассамблея,
принимает нижеследующую Декларацию:
Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций
I. Ценности и принципы
1. Мы, главы государств и правительств, собрались в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 6 по 8 сентября 2000 года, на заре нового тысячелетия, чтобы вновь подтвердить нашу веру в Организацию и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира.
2. Мы признаем, что помимо индивидуальной ответственности перед нашими собственными обществами мы несем также коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне. Поэтому мы как руководители ответственны перед всеми жителями Земли, особенно перед наиболее уязвимыми из них, и в частности перед детьми мира, которым принадлежит будущее.
3. Мы вновь заявляем о нашей приверженности целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, которые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер. Их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми.
4. Мы преисполнены решимости установить справедливый и прочный мир во всем мире в соответствии с целями и принципами Устава. Мы подтверждаем свое обязательство поддерживать все усилия, направленные на обеспечение суверенного равенства всех государств; уважения их территориальной целостности и политической независимости; урегулирования споров мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права; права на самоопределение народов, все еще находящихся под колониальным господством и иностранной оккупацией; невмешательства во внутренние дела государств; уважения прав человека и основных свобод; соблюдения равных прав для всех без различия расы, пола, языка и религии; и международного сотрудничества в решении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера.
5. Мы считаем, что главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Это связано с тем, что, хотя глобализация открывает широкие возможности, ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно и неравномерно распределяются ее издержки. Мы осознаем, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи. Именно поэтому глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии. Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались бы и осуществлялись при их эффективном участии.
6. Мы считаем, что существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей. К ним относятся:
* Свобода. Мужчины и женщины имеют право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости. Лучшей гарантией этих прав является демократическая форма правления, основанная на широком участии и воле народа.
* Равенство. Ни один человек и ни одна страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития. Должно быть гарантировано равенство прав и возможностей мужчин и женщин.
* Солидарность. Глобальные проблемы должны решаться при справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости. Те, кто страдают или находятся в наименее благоприятном положении, заслуживают помощи со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении.
* Терпимость. При всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга. Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями.
* Уважение к природе. В основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков.
* Общая обязанность. Обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранению угроз международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе. Центральную роль в этом должна играть Организация Объединенных Наций как наиболее универсальная и самая представительная организация в мире.
7. С тем чтобы претворить эти общие ценности в конкретные действия, мы определили те ключевые цели, которым мы придаем особо важное значение.
II. Мир, безопасность и разоружение
8. Мы приложим все усилия к тому, чтобы освободить наши народы от бедствий войн, будь то внутри государств или между государствами, войн, которые за последнее десятилетие унесли более 5 миллионов жизней. Мы будем также добиваться устранения угроз, создаваемых оружием массового уничтожения.
9. Поэтому мы преисполнены решимости:
* укреплять уважение к принципу верховенства права, причем как в международных, так и во внутренних делах, и в частности обеспечивать выполнение государствами-членами решений Международного Суда, во исполнение Устава Организации Объединенных Наций, по любым делам, сторонами которых они являются;
* повышать эффективность Организации Объединенных Наций в деле поддержания мира и безопасности путем предоставления в ее распоряжение ресурсов и инструментов, необходимых ей для предотвращения конфликтов, мирного разрешения споров, проведения операций по поддержанию мира, постконфликтного миростроительства и реконструкции. В этой связи мы принимаем к сведению доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира и просим Генеральную Ассамблею оперативно рассмотреть ее рекомендации;
* укреплять сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и региональными организациями в соответствии с положениями главы VIII Устава;
* обеспечить соблюдение государствами-участниками договоров в таких областях, как контроль над вооружениями и разоружение, и норм международного гуманитарного права и права в области прав человека и призвать все государства рассмотреть возможность подписания и ратификации Римского статута Международного уголовного суда;
* предпринять согласованные действия по борьбе против международного терроризма и присоединиться как можно скорее ко всем соответствующим международным конвенциям;
* удвоить наши усилия по осуществлению принятого нами обязательства поставить заслон всемирной проблеме наркотиков;
* активизировать наши усилия по борьбе с транснациональной преступностью во всех ее аспектах, включая торговлю людьми и их контрабандный провоз и <отмывание> денег;
* свести к минимуму неблагоприятные последствия вводимых Организацией Объединенных Наций экономических санкций для ни в чем не повинных групп населения; обеспечить регулярный пересмотр режимов таких санкций; и исключить неблагоприятные последствия санкций для третьих сторон;
* добиваться ликвидации оружия массового уничтожения, особенно ядерного оружия, и сохранять открытыми все имеющиеся возможности для достижения этой цели, включая возможность созыва международной конференции для определения путей и способов устранения ядерной угрозы;
* предпринять согласованные действия для прекращения незаконного оборота стрелкового оружия и легких вооружений, особенно посредством обеспечения большей транспарентности в области передачи оружия и поддержки региональных мер по разоружению, принимая во внимание все рекомендации предстоящей конференции Организации Объединенных Наций по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями;
* обратиться ко всем государствам с призывом рассмотреть возможность присоединения к Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, а также измененному Протоколу о минах к Конвенции о конкретных видах обычного оружия.
10. Мы настоятельно призываем государства-члены соблюдать <олимпийское перемирие>, индивидуально и коллективно, в настоящее время и в будущем, и поддерживать Международный олимпийский комитет в его усилиях по поощрению мира и взаимопонимания между людьми посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов.
III. Развитие и искоренение нищеты
11. Мы приложим все усилия к тому, чтобы избавить наших соплеменников, мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них. Мы привержены тому, чтобы превратить право на развитие в реальность для всех и избавить весь род человеческий от нужды.
12. В этой связи мы твердо намерены создать, как на национальном, так и на глобальном уровне, условия, благоприятствующие развитию и ликвидации нищеты.
13. Успех в достижении этих целей зависит, в частности, от обеспечения благого управления в каждой стране. Он также зависит от обеспечения благого управления на международном уровне и транспарентности в финансовой, кредитно-денежной и торговой системах. Мы привержены формированию открытой, справедливой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной многосторонней торговой и финансовой системы.
14. Мы обеспокоены теми препятствиями, с которыми сталкиваются развивающиеся страны в деле мобилизации ресурсов, необходимых для финансирования их устойчивого развития. Поэтому мы будем прилагать все усилия к обеспечению успеха Международного и межправительственного мероприятия высокого уровня по финансированию развития, которое состоится в 2001 году.
15. Мы также обязуемся содействовать удовлетворению особых потребностей наименее развитых стран. В этой связи мы приветствуем созыв в мае 2001 года третьей Конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам и будем стремиться обеспечить ее успешное проведение. Мы призываем промышленно развитые страны:
* принять, предпочтительно до начала работы этой Конференции, комплекс мер по обеспечению беспошлинного и неквотируемого доступа практически всех экспортных товаров наименее развитых стран на свои рынки;
* без дальнейших промедлений приступить к осуществлению расширенной программы по облегчению долгового бремени бедных стран с высоким уровнем задолженности и согласиться на списание всей официальной двусторонней задолженности этих стран в обмен на принятие ими твердых обязательств в области борьбы с нищетой;
* и оказывать более щедрую помощь в целях развития, особенно тем странам, которые действительно пытаются использовать имеющиеся у них ресурсы для сокращения масштабов нищеты.
16. Мы также преисполнены решимости всеобъемлющим образом и эффективно урегулировать проблемы задолженности развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода на основе принятия различных национальных и международных мер, направленных на то, чтобы вывести их задолженность на приемлемый уровень в долгосрочной перспективе.
17. Мы также твердо намерены решать проблему особых потребностей малых островных развивающихся государств путем осуществления Барбадосской программы действий и решений двадцать второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи оперативно и в полном объеме. Мы настоятельно призываем международное сообщество обеспечить, чтобы при разработке показателя уязвимости учитывались особые потребности малых островных развивающихся государств.
18. Мы признаем особые потребности и проблемы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и настоятельно призываем как двусторонних, так и многосторонних доноров увеличить объем финансовой и технической помощи этой группе стран в целях удовлетворения их особых потребностей в области развития и содействовать им в преодолении обусловленных их географическим положением трудностей путем совершенствования их транзитных транспортных систем.
19. Мы также преисполнены решимости:
* сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода, а также сократить вдвое к тому же сроку долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств;
* обеспечить, чтобы к тому же сроку у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование и чтобы девочки и мальчики имели равный доступ ко всем уровням образования;
* к тому же сроку добиться снижения материнской смертности на три четверти и смертности среди детей в возрасте до 5 лет на две трети по сравнению с их нынешними уровнями;
* к указанному сроку остановить распространение ВИЧ/СПИДа, малярии и других основных болезней, от которых страдает человечество, и положить начало тенденции к сокращению их масштабов;
* предоставлять особую помощь детям, лишившимся родителей из-за ВИЧ/СПИДа;
* к 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб, как это предусмотрено инициативой <Города без трущоб>.
20. Мы также преисполнены решимости:
* способствовать равенству мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин как эффективным средствам борьбы с нищетой, голодом и болезнями и стимулирования развития, носящего подлинно устойчивый характер;
* разработать и осуществить стратегии, дающие молодым людям во всем мире реальный шанс находить достойную и продуктивную работу;
* поощрять фармацевтическую промышленность к обеспечению более широкого распространения основных лекарств и их большей доступности для всех, кто в них нуждается в развивающихся странах;
* наладить прочные партнерские отношения с частным сектором и организациями гражданского общества во имя развития и искоренения нищеты;
* принять меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационных и коммуникационных технологий, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Декларации министров на сессии ЭКОСОС 2000 года.
IV. Охрана нашей общей окружающей среды
21. Мы должны не жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей.
22. Мы вновь заявляем о своей поддержке принципов устойчивого развития, в том числе тех, которые изложены в Повестке дня на XXI век, согласованной на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию.
23. В этой связи мы твердо намерены придерживаться во всей нашей экологической деятельности новой этики бережного и ответственного отношения к природе и для начала заявляем о своей решимости:
* приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить вступление в силу Киотского протокола, предпочтительно к десятой годовщине Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 2002 году, и приступить к предусмотренному им сокращению выбросов парниковых газов;
* активизировать наши коллективные усилия по лесоустройству, сохранению всех типов лесов и устойчивому развитию лесного хозяйства;
* добиваться полного осуществления Конвенции о биологическом разнообразии и Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке;
* остановить нерациональную эксплуатацию водных ресурсов, разрабатывая стратегии водохозяйственной деятельности на региональном, национальном и местном уровнях, способствующие справедливому доступу к воде и ее достаточному предложению;
* активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф;
* обеспечить свободный доступ к информации о геноме человека.
V. Права человека, демократия и благое управление
24. Мы не пожалеем усилий для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие.
25. Поэтому мы преисполнены решимости:
* полностью уважать и поддерживать Всеобщую декларацию прав человека;
* добиваться полной защиты и поощрения во всех наших странах гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав для всех;
* укреплять потенциал всех наших стран для претворения в жизнь принципов и практики демократии и уважения прав человека, включая права меньшинств;
* вести борьбу со всеми формами насилия в отношении женщин и осуществлять Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
* принять меры по обеспечению уважения и защиты прав человека мигрантов, трудящихся-мигрантов и членов их семей, прекращению учащающихся во многих обществах проявлений расизма и ксенофобии и поощрению большего согласия и терпимости во всех обществах;
* коллективно добиваться большей открытости политических процессов, создавая условия для подлинного участия в них всех граждан во всех наших странах;
* обеспечить средствам массовой информации свободу выполнять присущую им важную функцию, а также право общественности на доступ к информации.
VI. Защита уязвимых
26. Мы приложим все усилия к тому, чтобы детям, а также всему гражданскому населению, которое испытывает наибольшие страдания в результате стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и других чрезвычайных гуманитарных ситуаций, предоставлялась всяческая помощь и защита с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни.
Поэтому мы преисполнены решимости:
* расширять и укреплять деятельность по защите гражданского населения в сложных чрезвычайных ситуациях в соответствии с международным гуманитарным правом;
* укреплять международное сотрудничество, включая совместное несение бремени гуманитарной помощи странам, принимающим беженцев, и ее координацию; и помогать всем беженцам и перемещенным лицам на добровольной основе возвращаться в свои дома в условиях безопасности и достоинства и беспрепятственно реинтегрироваться в свои общества;
* поощрять ратификацию и полное осуществление Конвенции о правах ребенка и факультативных протоколов к ней, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
VII. Удовлетворение особых потребностей Африки
27. Мы будем поддерживать укрепление демократии в Африке и помогать африканцам в их борьбе за прочный мир, искоренение нищеты и устойчивое развитие, тем самым вовлекая Африку в основное русло развития мировой экономики.
28. Поэтому мы преисполнены решимости:
* в полной мере поддерживать политические и институциональные структуры зарождающихся демократий в Африке;
* стимулировать и поддерживать региональные и субрегиональные механизмы предупреждения конфликтов и поощрения политической стабильности и обеспечивать надежный приток ресурсов для миротворческих операций на континенте;
* принять особые меры для решения проблем искоренения нищеты и устойчивого развития в Африке, включая списание задолженности, улучшение доступа к рынкам, расширение официальной помощи в целях развития (ОПР) и увеличение потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а также передачу технологии;
* помочь Африке создать свой потенциал для обуздания пандемии ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний.
VIII. Укрепление Организации Объединенных Наций
29. Мы приложим все усилия к тому, чтобы превратить Организацию Объединенных Наций в более эффективный инструмент для решения всех этих первоочередных задач: борьбы за развитие для всех народов мира, борьбы с нищетой, невежеством и болезнями; борьбы с несправедливостью; борьбы с насилием, террором и преступностью; и борьбы с деградацией и разрушением нашего общего дома.
30. Поэтому мы преисполнены решимости:
* подтвердить центральное место Генеральной Ассамблеи как главного совещательного, директивного и представительного органа Организации Объединенных Наций и дать ей возможность эффективно играть эту роль;
* активизировать наши усилия по проведению всеобъемлющей реформы Совета Безопасности во всех ее аспектах;
* продолжать укреплять Экономический и Социальный Совет, опираясь на его последние достижения, с тем чтобы помочь ему выполнять роль, предписанную ему в Уставе;
* укреплять Международный Суд, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах;
* поощрять регулярные консультации и координацию между главными органами Организации Объединенных Наций в выполнении ими своих функций;
* обеспечить наделение Организации на своевременной и предсказуемой основе ресурсами, необходимыми ей для выполнения ее мандатов;
* настоятельно призвать Секретариат наилучшим образом использовать эти ресурсы в соответствии с четкими правилами и процедурами, согласованными Генеральной Ассамблеей, в интересах всех государств-членов, посредством задействования наиболее эффективных методов управления и передовых технологий и путем сосредоточения усилий на выполнении тех задач, которые соответствуют согласованным приоритетам государств-членов;
* поощрять соблюдение Конвенции о безопасности персонала Организацией Объединенных Наций и связанного с ней персонала;
* обеспечить б?льшую согласованность политики и дальнейшее улучшение взаимодействия между Организацией Объединенных Наций, ее учреждениями, бреттон-вудскими учреждениями и Всемирной торговой организацией, а также другими многосторонними органами в целях обеспечения полностью скоординированного подхода к проблемам мира и развития;
* продолжать укреплять сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и национальными парламентами через их всемирную организацию - Межпарламентский союз - в различных областях, включая мир и безопасность, экономическое и социальное развитие, международное право и права человека, демократию и гендерные вопросы;
* предоставить частному сектору, неправительственным организациям и гражданскому обществу в целом более широкие возможности для содействия достижению целей и осуществлению программ Организации.
31. Мы просим Генеральную Ассамблею регулярно рассматривать ход осуществления положений настоящей Декларации и просим Генерального секретаря публиковать периодические доклады для рассмотрения Генеральной Ассамблеей и в качестве основы для принятия дальнейших мер.
32. Пользуясь этой исторической возможностью, мы вновь торжественно заявляем о том, что Организация Объединенных Наций является незаменимым общим домом для всего человечества и что через нее мы будем стремиться воплотить в жизнь свое общее стремление к миру, сотрудничеству и развитию. Поэтому мы торжественно обещаем всемерно поддерживать эти общие цели и заявляем о нашей решимости обеспечить их достижение.