Установлен новый порядок оказания экстренной медицинской помощи населению. В частности, <скорая помощь> должна: прибывать по вызову в течение двадцати минут, выдавать по телефону устные справки о местонахождении больного или пострадавшего, иметь автоматические определители телефонных номеров и персонифицированную базу данных пациентов, располагать специализированными медицинскими бригадами, оснащенными всем необходимым. Соответствует ли таким требованиям организация работы на станции скорой и неотложной медицинской помощи столицы Татарстана? Об этом - наш репортаж.
Четверг, 9 утра. Бригада интенсивной терапии (БИТ-12) в составе Татьяны Курашовой (врач с восемнадцатилетним стажем), Олега Булавкина (фельдшер первой категории с десятилетним стажем), шофера, он же санитар, - Ильдара Хайруллина и меня, вашего корреспондента, едет на вызов. 48-летний мужчина не дошел пяти шагов до работы, на улице подвело сердце. Улица перекрыта, и на нашу сирену никто из водителей не реагирует. Едем дворами, где проезды запружены личным автотранспортом, горами неубранного снега, самодельными переборками. Больному совсем плохо. В тесном, холодном салоне <скорой> врач и фельдшер меряют ему давление, снимают кардиограмму, делают уколы.
БИТ - элита <неотложки>. Бригада должна быть оснащена по высшему уровню. Но машина <раздета>. Здесь нет оксигенотерапии - кислородных ингаляторов, аппарата для ингаляционного наркоза, нет прикроватного монитора, дозиметра для введения лекарств. То, что было, исчерпало ресурс, а для запчастей нет финансов. Остались лишь дефибрилляторы и одноканальные кардиографы татарстанского производства, которые то и дело барахлят, отнимая драгоценное время.
Всего на станции тринадцать бригад интенсивной терапии, которые работают на машинах, прежде называвшихся реанимобилями. При теперешней оснащенности здесь вряд ли можно кого-то реанимировать.
Забираем больного, стоим в пробке на дамбе, врач шуршит бумажками: нужны сопроводительные документы для пациента. Пять минут лечения - полчаса бюрократии. В больницах <скорую> не любят: работу привозит.
Снова вызов, в поликлинику МВД. Ветерана войны, Героя Советского Союза нужно доставить в ведомственный стационар. <Минут тридцать ждали, пока подъедете>,- говорит 78-летний полковник в отставке, который также жалуется на сердце.
Путь неблизкий, мирно беседуем. БИТ-12 работает не по профилю, в режиме перевозки. Но четкой специализации давно уж нет.
Следующие несколько вызовов - хроники со старческим слабоумием. Постоянные клиенты, от которых уже отказались участковые терапевты, на что <скорая> права не имеет. Хосписов-то в Казани нет, а социальных работников ищи-свищи. Доктор Курашова и фельдшер Булавкин работают <за того парня>. Направляя их по <отказным> адресам, диспетчеры городской станции не могут отсеивать вызовы и определять степень их приоритетности, потому что автоматических определителей номеров у диспетчеров нет, а процент так называемых безрезультатных вызовов достигает почти пяти от общего числа. Все это - время и еще раз время.
В течение дня мы дважды отвозили пациентов в казанскую больницу скорой медицинской помощи. Сначала - бабушку с сердечным приступом, которая вызвала нас повторно (и оба раза фельдшер мучился с капризным кардиографом), потом - сильно пьяного пожилого мужчину, лежавшего с разбитой головой на пороге казино. Вызовы из общественных мест обслуживаются обязательно (хотя, на мой взгляд, данный случай был в ведении вытрезвителя). Многие пожилые люди, зная об этом, обращаются к услугам <скорой> прямо из подъезда или из аптеки. Когда еще от участкового врача дождешься направления в больницу, а <скорая> тут же отвезет, если есть угроза здоровью.
Наш БИТ по правилам должен располагать вторым фельдшером и санитаром. Но в наличии имеется только один фельдшер, а за санитара - водитель, который таскает носилки по многоэтажкам, где не работают лифты, по дворам, где машине не развернуться, утихомиривает пьяных - за доплату в 102 рубля 90 копеек в месяц (семь процентов от шоферского оклада).
Олег Булавкин закончил медицинский колледж. Из тридцати выпускников его группы лишь пятеро работают по специальности, считая позорным приносить домой зарплату в четыре с небольшим тысячи рублей.
Доктор Курашова получает в месяц чуть больше, но ее оклад сопоставим с зарплатой <сумочницы> в супермаркете, которая ни за чьи жизни не отвечает. Поэтому на городской станции скорой помощи дефицит врачей: всего 54,2 процента от необходимого количества.
...Один вызов следует за другим. Хорошо, что не надо ехать в отдаленный микрорайон. Нагрузка на медиков огромная. Бригад всего 75, а надо - 89, и в сутки они обслуживают в среднем 1046 вызовов. Во время вспышки гриппа это число возрастает до тысячи шестисот, как было в январе прошлого года. А нынче бесплатные прививки и вовсе отменили, денег нет. И молодежь из медуниверситета на помощь врачам теперь не привлекают, как раньше. Поэтому случаются анекдотические ситуации типа <вы вчера <скорую> вызывали?>.
За весь день наш БИТ-12 заехал на станцию лишь однажды, врачам удалось перекусить тем, что принесли из дома. Ни буфета, ни столовой на <базе> нет. В восемнадцать часов рабочий день доктора Курашовой закончился. Фельдшеру Булавкину предстояло трудиться до семи утра с другим врачом. Начинался вечер, а за ним и ночь - с автомобильными пробками, авариями, травмами, происшествиями, последствиями пьяных гуляний. Рабочие будни <скорой>, последнего рубежа бесплатной и безотказной медицины продолжались.
Татьяна Сидорова, Казань
http://www.rg.ru/2004/12/08/skoraja-kazanj.html
Вера без милосердия - это не вера, а милосердие без веры - это не милосердие
Вера без милосердия - это не вера, а милосердие без веры - это не милосердие, и то и другое безжизненно, если Господь не даст им жизни (XVII)
355. Из Посланий, написанных Апостолами, совершенно ясно, что никому из них и в голову не приходило, что церковь наших дней будет отделять веру от милосердия, когда они утверждали, что одна вера, без дел, предписанных законом, оправдывает человека и спасет его, и что вследствие этого милосердие не может быть соединено с верой, поскольку вера исходит от Бога, а милосердие, насколько оно осуществлено в делах, исходит от человека. Но это разъединение и деление было введено в Христианскую церковь в то время, когда одного Бога разделили на три личности, придав каждой равную божественность. В следующем разделе будет объяснено, что нет ни веры без милосердия, ни милосердия без веры, и что безжизненно и то и другое, если Господь не даст им жизни. Здесь, дабы уровнять путь, докажу, что:
1. Можно приобрести себе веру;
2. как и милосердие;
3. и жизнь веры и милосердия.
4. Но, тем не менее, ни вера, ни милосердие, ни жизнь нисколько не создаются человеком, а только Господом.
356.
(i)
Выше, в третьем разделе, было показано, что можно приобрести себе веру. Там говорилось, что вера по сути - истина, а каждый может почерпнуть истины из Слова; и каждый настолько начинает приобретать веру, насколько приобретает себе истины и любит их. К этому нужно прибавить следующее, что если бы нельзя было приобретать себе веру, то все, что указано в Слове относительно веры, говорилось бы напрасно. Ведь там говорится, что воля Отца, чтобы люди верили в Сына, и что кто верит в Него, тот имеет жизнь вечную, а тот, кто не верит, не увидит жизни. Мы также читаем, что Иисус пошлет Утешителя, который обвинит мир, что 'не уверовал в Меня'. Есть много других мест, которые были приведены выше (337, 338). Кроме того, все Апостолы проповедовали веру, веру в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа. К чему годились бы все эти места, если человек должен был бы стоять, повесив руки, как резная марионетка на шарнирах, и ждать, чтобы Бог действовал им? В таком случае, как эти шарниры, которые приспособлены к принятию внешнего воздействия, он побуждался бы изнутри к каким-либо действиям, которые, однако, никак не связаны с верой. (2) Ибо учение, принятое в наши дни в отдельной от Римских Католиков части Христианского мира, гласит, что:
Человек крайне испорчен и умер для добра, так что после падения и до возрождения ни искры духовной силы не оставлено или не осталось в человеческой природе, чтобы позволяла ему приготовиться к Божьей милости, или ухватиться за нее, когда представляется случай, или быть в состоянии принять милость самому по себе, или собственными усилиями; а в духовных делах - понимать, верить, воспринимать, думать, желать, начинать, завершать, действовать, трудиться или сотрудничать, либо посвящать себя милости или годиться для нее, либо делать что-то от себя для обращения, - ни полностью, ни наполовину, ни в малейшей степени. Человек в духовных делах, относящихся к спасению души, как жена Лотова, превратившаяся в соляной столп, или как безжизненный чурбан или глыба камня, не в состоянии пользоваться своими глазами, ртом или какими-либо чувствами. Однако человек обладает способностью двигаться, то есть, управлять своими внешними частями, посещать общественные собрания, и слушать Слово и Евангелие.
Эти утверждения взяты из книги Евангельской Церкви, названной 'Формула Согласия', и изданной в Лейпциге в 1756 г. (стр. 656, 658, 661-663, 671-673). Священники, принимая сан, клянутся на этой книге, а значит, клянутся поддерживать такую веру. У всех Реформированных Церквей примерно та же вера. Но найдется ли хоть кто-нибудь, наделенный рассудком и религией, кто бы не осмеял эти взгляды, как бессмысленные и нелепые? Ведь он бы сказал про себя: 'Если так, что толку от Слова, к чему религия, священство да проповеди? Чем тогда это все лучше пустого звука, не значащего ничего?' Если вы скажете нечто в таком духе язычнику с некоторой способностью к суждению, которого вы желаете обратить, поведав ему, что вот таков он относительно обращения и веры, разве сможет он смотреть на Христианство иначе, нежели как на пустую бочку? Ведь если отобрать у человека любую возможность верить так, как он верил бы от себя, то что ему делать еще? Этот предмет будет яснее освещен в главе о свободе воли.
357.
(ii) Можно приобрести себе милосердие.
Здесь то же, что и с верой. Ибо чему еще учит Слово, как не вере и милосердию, этим двум существенным составляющим спасения? Читаем:
Возлюби Господа всем сердцем твоим и всею душою твоей, и ближнего твоего, как самого себя. Матф. 22:34-39. И сказал Иисус: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. По этому узнают вас все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Иоанн 13:34,35; то же и 15:9; 16:27.
Мы также читаем, что человек должен приносить плод, как хорошее дерево; и что те, кто творит добрые дела, будет награжден по воскресении (Лука 14:14); и множество подобных высказываний. Какой смысл заключали бы они в себе, если человек не мог бы сам по себе проявлять милосердие, или как-либо приобретать его? Разве не может он подавать бедным, помогать нуждающимся и делать добрые дела дома и на работе? Разве не может он жить в соответствии с Десятью Заповедями? Или у него нет души, заставляющей его поступать таким образом, и рассудительного ума, побуждающего его действовать ради тех или иных замыслов? Разве не может он думать, что сделает все это потому, что так велит Слово, а значит Бог? Никто не лишен такой возможности; и причина тому - что Господь предоставил ее всем, и предоставил так, как будто это - нечто принадлежащее человеку лично. Ибо есть ли кто-то, кто, делая нечто милосердное, сознает, что делает это не от себя, а как-то иначе?
358.
(iii) Можно приобрести себе жизнь веры и милосердия.
И здесь то же самое, так как ее приобретают, обращаясь к Господу, который и есть сама жизнь. И обращение к Нему тоже ни для кого не закрыто, поскольку Он постоянно приглашает каждого прийти к Нему. Ведь Он говорил:
Приходящий ко Мне не будет голоден, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Приходящего ко мне не изгоню вон. Иоанн 6:35,37. Иисус стоял и возгласил: Если кто жаждет, пусть идет ко Мне и пьет. Иоанн 7:37.
В другом месте:
Подобно царство небесное царю, который устроил брачный пир для сына своего, и послал слуг своих созвать гостей. И в конце концов, сказал: идите по улицам до окраин, и пригласите на пир всех, кого найдете. Матф. 22:1-9.
Возможно ли, чтобы кто-то не знал, что это приглашение и созывание относится ко всем, как и милость, проявляемая к принявшим их.
Причина, по которой жизнь дается при обращении к Господу, в том, что Господь и есть сама жизнь, не только жизнь веры, но и жизнь милосердия. Из следующих отрывков очевидно, что Господь есть жизнь, и жизнь человека исходит от Господа:
В начале было Слово. В Нем была жизнь, и жизнь была светом людям. Иоанн 1:1,4. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын, кого хочет, оживляет. Иоанн 5:21. Хлеб Божий - тот, что сходит с небес и дает жизнь миру. Иоанн 6:33. Слова, которые Я сказал вам - это дух, и это жизнь. Иоанн 6:63. Иисус сказал: Тот, кто следует за Мной будет иметь свет жизни. Иоанн 8:12. Я пришел, чтобы вы имели жизнь, и имели ее в избытке. Иоанн 10:10. Кто верит в Меня, хоть и умрет, оживет. Иоанн 11:25. Я - путь, истина и жизнь. Иоанн 14:6. Потому что Я живу, и вы жить будете. Иоанн 14:19. Все это написано, чтобы вы имели жизнь во имя Его. Иоанн 20:31. Он - жизнь вечная. 1 Иоанн 5:20.
Жизнь в вере и милосердии означает духовную жизнь, которая дается Господом человеку на протяжении его природной жизни.
359.
(iv) Но, тем не менее, ни вера, ни милосердие, ни жизнь их нисколько не создаются человеком, а только Господом.
Ибо мы читаем, что человек не может взять себе ничего, если не дано ему с небес (Иоанн 3:18). И Иисус говорил:
Тот, кто пребывает во Мне, и Я в нем, приносит много плода, потому что без меня не можете делать ничего. Иоанн 15:5.
Однако это нужно понимать так, что можно приобрести своими собственными усилиями только природную веру, то есть твердое убеждение, что дело обстоит именно так, поскольку это было заявлено авторитетной личностью. Можно также приобрести лишь природное милосердие, то есть трудиться на чью-то пользу ради какой-либо награды. И то, и другое содержит самость человека, в которой нет жизни, если не от Господа. Тем не менее, и тем, и другим человек готовится к принятию Господа. Насколько он приготовил себя, настолько Господь входит и делает его природную веру духовной, и тоже самое с милосердием, и таким образом делает их живыми. Такой результат получается, когда обращаются к Господу, как Богу небес и земли.
Раз человек создан образом Божьим, то он создан быть обителью бога, Поэтому Господь говорит:
Кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, тот любит Меня; и Я возлюблю его, и приду к нему, и обитель Себе сотворю с ним. Иоанн 14:21,23.
И еще:
Вот, стою возле двери и стучусь; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к нему и буду ужинать с ним, и он со Мною, Откр. 3:20.
Из этих утверждений следует заключение, что, насколько человек готовит себя на природном уровне к принятию Господа, настолько и Господь входит и делает все в нем духовным, давая, таким образом, всему жизнь. С другой стороны, однако, насколько человек не готовит себя, в той же степени он отдаляет Господа от себя, и делает все сам по себе; а что человек делает сам по себе, то не имеет в себе жизни. Однако невозможно уже пролить больше света на этот вопрос пока я не рассмотрел милосердие и свободу воли, и я вернусь к нему позже, в главе о преобразовании и возрождении.
360. Я утверждал перед этим, что вера, присутствующая в ком-то, должна начинаться с природной, и то же с милосердием, Но еще никто не знает различия между природными и духовными верой и милосердием. Так что необходимо открыть то, что так важно, но до сих пор неизвестно.
Есть два мира, природный и духовный. У обоих есть солнце, и оба солнца являются источниками тепла и света. Но тепло и свет солнца духовного мира имеют в себе жизнь. Тепло и свет природного солнца, напротив, жизни в себе не имеют, а служат приемниками для тепла и света предыдущего рода (что и бывает обычно в отношении инструментальных причин к ведущим причинам), чтобы передавать их человечеству. Так что необходимо знать, что тепло и свет солнца духовного мира - это источник всего духовного. Эти тепло и свет тоже духовны, потому что содержат дух и жизнь. А тепло и свет солнца природного мира - это источник всего природного, которое, если взять его само по себе, лишено духа и жизни.
(2) Так вот, поскольку вера относится к свету, а милосердие - к теплу, то ясно, что, насколько кто в свете и тепле, излучаемых солнцем духовного мира, настолько он в духовных вере и милосердии. И насколько он в свете и тепле, излучаемых солнцем природного мира, настолько он в природных вере и милосердии. Из этих соображений очевидно, что точно так же, как духовный свет содержится в природном свете, как в неком сосуде или вместилище, и духовное тепло содержится подобным образом в природном тепле, так и духовная вера содержится в природной вере, и духовное милосердие - в природном милосердии. Так происходит в соответствии с продвижением человека от природного к духовному миру; а это продвижение обусловлено верой в Господа, который есть сам свет, путь, истина и жизнь, как Он Сам учит нас.
(3) Раз так, то ясно, что когда человек в духовной вере, то он и в природной вере; А поскольку вера относится к свету, то из этого следует, что при таком расположении, одна внутри другой, природная вера становится как бы прозрачной, и что в соответствии с тем, каким именно образом она связана с милосердием, она приобретает дивные цвета. Причина в том, что милосердие сияет огненно-красным жаром, вера - ослепительно-белым светом. Милосердие сверкает красным из-за пламени духовного огня, а из-за ослепительного света этого огня вера сияет белым. Обратное происходит, если не духовное внутри природного, а природное внутри духовного, как случается с людьми, отвергающими веру и милосердие. В их случае внутреннее их ума, которое руководит ими, когда они предоставлены своим собственным мыслям, является адским; и они на самом деле черпают свои мысли из ада, хотя и не ведают о том. Внешнее же их ума, которое руководит их общением с собеседниками в мире, выглядит как будто бы духовным, но набито доверху чем-то вроде грязи, какая бывает в аду. Следовательно, эти люди на самом деле в аду, раз находятся в состоянии, противоположном описанному перед этим.
361. Хорошенько разобравшись в том, что духовное присутствует внутри природного у тех, кто пребывает в вере в Господа и в то же время в милосердии к ближнему, и делает их природное прозрачным, делаем следующий вывод, что человек в той же степени мудр в духовных делах, а следовательно, и в природных делах. Ибо, когда он думает, читает или слышит о чем-то, он видит внутренне в себе самом, истина это, или нет. Такое постижение приходит к нему от Господа, источника духовных света и истины, которые вливаются в верхний слой его разума.
(2) Насколько вера и милосердие человека становятся духовными, настолько он удаляется от своей самости и не имеет ввиду себя, награду или воздаяние, а только удовольствие постигать истины, составляющие веру, и делать добрые дела, составляющие любовь. Насколько возрастает эта духовность, настолько это удовольствие становится счастьем; вот источник спасения, который и называется вечной жизнью. Состояние, в котором при этом находятся, можно сравнить с самыми очаровательными и восхитительными красотами мира; да даже и с описанными в Слове. Например, оно сравнимо с плодовыми деревьями и садами из них, с цветущими лугами, с драгоценными камнями, со вкуснейшей едой, и с венчаниями, равно как и с другими праздниками и торжествами.
(3) Однако в обратном случае, то есть, когда природное внутри духовного, а человек вследствие этого внутренне дьявол, хоть внешне и похож на ангела, его можно сравнить с мертвецом в гробе из позолоченного дорогого дерева. Еще его можно сравнить со скелетом, наряженным в человеческую одежду и разъезжающим в роскошной карете; а также с трупом в склепе, построенном в виде храма Дианы. На самом деле его внутреннее состояние можно изобразить в виде клубка змей в яме, а его внешнее состояние в виде бабочек с крыльями каких угодно цветов, откладывающих, однако, свои мерзкие яйца на листья полезных деревьев, в результате чего поедаются их плоды. И на самом деле их внутреннее можно сравнить с ястребом, а внешнее - с голубем; при этом вера и милосердие такого человека, как ястреб, летающий над голубем, пытающимся спастись, пока он, наконец, не устанет, и тут уж ястреб камнем падает на него и пожирает.
"Дорогие москвичи! Мы, жители многострадального Беслана, выражаем вам чувство огромной благодарности за вашу поддержку, участие и материальную помощь.
Погибли сотни ни в чем не повинных людей, погибли дети. Для нас сегодня настали самые трудные дни. И в эти страшные дни вы, москвичи, проявив чувства сострадания и милосердия, с нами. От имени всех матерей пострадавших детей в теракте хочу сказать вам огромное спасибо!.."
До самолета оставался час, "копейка" назойливо пыхтела и рвалась в аэропорт, когда в последний момент пришла незнакомая женщина и протянула мне это письмо. "Напечатайте, если можно, в вашей газете. Это от всей нашей улицы Первомайской - вы знаете, у нас здесь много детишек погибло".
Третьеклашку Алину, дочку Бэллы Цгоевой, принесшей письмо, вынес на руках спецназовец. Он не добежал до "скорой" - пуля снайпера оказалась быстрее. Парень рухнул на колени, но девочку не уронил. Ее подхватили другие.
- "Пульки кругом свистели, я и сейчас, как только закрою глаза, их слышу. А еще я помню каждого боевика, они ко мне каждую ночь приходят, обещают убить". Вот такие сны она мне рассказывает по утрам, - горько вздыхает Бэлла Цгоева. - А на самом деле не спит она по ночам - боится. Весь город не спит...
Первое чувство - выжили! - прошло. И теперь радость в Беслане сменилась жуткой депрессией. На повестке дня другой вопрос: как жить дальше?
- Моральное состояние и у детей, и у взрослых просто ужасное. Это лишь кажется, что самое страшное уже позади, - для большинства из них все только начинается, - говорят психологи, работающие в Беслане. - Острая реакция на стресс прошла, теперь у всех т.н. посттравматическое стрессовое расстройство (ПССР) и полное нежелание жить. Если человек строит дальнейшие планы и о чем-то мечтает, мы благодарим Бога - значит, за него можно не беспокоиться. Но таких на весь город - единицы.
В Беслане новая волна похорон. Приходят новости из Ростова, из 124-й лаборатории. Опознано 23 человека, одиннадцать, еще десять. Экспертиза по ДНК не оставляет надежды - число пропавших без вести тает с каждым днем. Количество трупов снова не совпадает с теми, кто еще ищет. Первых, как ни странно, больше. "Наверное, за ними некому прийти - семьями ведь гибли", - говорят судмедэксперты.
Куда пропали дети?
Время лечит. Это не про Беслан. Город живет слухами. Точной информации - ноль. Расследование засекречено, все контакты запрещены. Но и месяц спустя после трагедии вопросов не становится меньше, а ясности - больше. ВОПРОС ПЕРВЫЙ: куда делись дети, которых видели живыми? У нескольких человек сразу помутилось сознание? В том числе и у их родителей? Разве такое бывает?
Экспертиза показала, что бывает.
- Алана Батагова... Алана Батагова... - маленькая девочка с огромными, как блюдца, голубыми глазами, повторяла свое имя снова и снова. Небольшой осколок в ноге, слегка обожжена спина - на фоне других детей, которых выносили из школы, целехонькая. Но девочку все равно на "скорой" отвезли в бесланскую больницу.
А потом она исчезла. Ее фотографии были развешаны по всему городу. На стене в больнице знакомую малышку разглядели врачи, которые на коленях везли ее в больницу. Они-то и позвонили отцу: "Точно жива, ищите!" Подтвердил и незнакомый мальчишка: "Видел ее - разве такие глазищи забудешь?"
Ни про жену Марину, ни про старшенькую Юльку ничего подобного не говорили. И Аслан молился Богу - пусть из трех выживет хоть одна! Он искал малышку везде, но все бесполезно.
...Аслан качает коляску с грустным Сосликом - малышу год и месяц, Марина еще кормила его грудью, и теперь он капризничает без мамкиного молока.
- Я не смирился, вы не подумайте, но я сдал кровь на ДНК, - будто оправдывается Аслан. - Только для того, чтобы убедиться, что Аланы там нет. А потом уже будем думать, где и как ее искать.
Искать Алану не пришлось. В Ростов он поехал за всеми тремя...
Костя Мамаев - единственный в Беслане, кто отказался сдать кровь на ДНК. В школе была его единственная дочка Сабина. Он лично видел, как ее вынесли из горящего спортзала, она еще сказала ему: "Па, со мной все нормально, не волнуйся за меня", и все время что-то показывала руками. Он в ответ тоже жестикулировал, говорит, успокаивал. Это был их тайный язык, с детства. Девочку на носилках донесли до белой машины и положили внутрь.
- Саба, ты на импортной машине поедешь, - Сабина улыбнулась: покататься на иномарке было ее давнишней мечтой. А Костя побежал опять к школе, спасать других детей.
Больше он свою Сабу не видел. Девочка пропала, исчезла, испарилась. Осталась только пленка - высокая худенькая девушка лежит вполоборота на носилках, а рядом носится Костя. Эту кассету смотрели потом в прокуратуре, милиции, Госдуме.
- Ну вот же, вот же она, видите?! Почему же вы ее не ищете? Если ее нет ни в больницах, ни в морге, значит, Сабу похитили! - все не сдавался отец. И так - весь месяц.
Теперь Костю Мамаева объявили сумасшедшим.
- "Померещилась вам ваша девочка, погибла она, смиритесь", - вот так нам везде говорят, - возмущается тетя пропавшей Сабины Лида. - Ведь ту белую иномарку нашли, и водителя тоже. "Да, говорит, была девочка, - подтвердил мужик. - Отвез ее, помню". А потом: "Ничего не помню, у самого горе, внучку найти не можем, отстаньте!" Сколько мы заявлений в милицию и прокуратуру написали, а у нас их не брали - ну нету в Беслане пропавших без вести! И значит, искать никого не надо! Мы не будем сдавать кровь на ДНК - чтобы нам под видом Сабы отдали останки чужого ребенка?!
Заявление о пропаже девочки у Мамаевых все же приняли, а сам Костя оказался на операционном столе, хотя никогда раньше не болел. В больнице и мама Сабы - она сейчас в Москве, восьмая операция на почках.
- Выйдет Костя из больницы и поедет в Ингушетию, искать дочку - а что остается, если никому до нас дела нет?.. Эх, нет у нас правды, - устало заключает Лида. - Нету, одно вранье. И от этого вранья люди уже с ума сходят...
Сколько боевиков было на самом деле?
ВОПРОС ВТОРОЙ: он следует из истории Сабины Мамаевой и до сих пор не дает никому покоя. Могли ли боевики уйти и захватить с собой детей? Сколько террористов было на самом деле и каков состав банды? И главное - почему все-таки Беслан?
Собственно, над этими проклятыми вопросами и бьются сейчас десятки следователей Генпрокуратуры и оперативников ФСБ и МВД.
По данным наших источников, у террористов был запасной "аэродром" - такая же школа в Дигоре. Это небольшой городок в 50 километрах от Владикавказа.
Запасов еды - сникерсов, фиников, хлебцев - у боевиков было ровно на три дня. После чего они все равно бы взорвали школу.
В банде действительно произошел раскол - взбунтовались трое, две шахидки и боевик, муж одной из смертниц. На второй день обеих женщин подорвал Полковник - просто нажал на кнопку, и "пояса шахидов" разорвали их в клочья. А потом в соседней комнате застрелил и третьего непокорного. Бунтари до сих пор не опознаны. Впрочем, как и большинство террористов. За их телами никто не приходит, родственники боятся мести, а их "пальцы" нигде не "засветились", и значит, по другим преступлениям они не проходили. Или их данные каким-то образом исчезли из милицейских баз.
Кстати, до сих пор не опознаны и несколько участников нападения на Ингушетию 22 июня 2004 года, где погибло около сотни человек, в основном сотрудников правоохранительных органов. "Дело о нападении на Ингушетию" уже практически раскрыто и в отношении 18 террористов направлено в суд; еще 12 человек арестованы и около 40 объявлены в розыск. В Беслане стреляло оружие, похищенное с милицейских складов в Ингушетии; костяк захватчиков школы - Изнаур Кодзоев, Магомед Аушев и Владимир Ходов (он же Абдулла) - участвовали в рейде на Ингушетию. Связь двух событий самая прямая.
- Многие боевики еще до операции в Ингушетии учились в медресе в Оренбурге, - говорят следователи. - А к этому теракту они готовились в ингушском селе Сагабаш, в открытую совершали намаз, ни от кого не прятались. Разве что SMS-ку заранее не отправили: "Идем брать школу"...
Негра среди боевиков не было, хотя какой-то труп с черным от копоти лицом в первые дни показали по ТВ. Когда "негра" приподняли и перевернули, спина у него оказалась белой. Арабы действительно были - двое. Но кто они и откуда, по-прежнему неизвестно. Один из них стрелял из пулемета детям в спину, когда они побежали после взрыва. Этому подонку спецназовцы отрезали потом голову.
И в Ингушетии, и в Беслане среди руководителей терактов помимо Шамиля Басаева фигурировал некто Магас. 22 июня, переодетый в форму с надписью "ОМОН", он лично расстрелял и.о. министра Ингушетии Абукара Костоева и двух сотрудников прокуратуры на Экажевском перекрестке Назрани.
В конце июня прошло сообщение: Магомед Евлоев, он же Магас, убит при задержании. На самом деле настоящий Магас скрылся тогда в лагерях "Талибан", в лесах Ингушетии и Чечни. Скорее всего там он и сейчас.
Кстати, и Евлоев, и Аушев - тейповые фамилии. Руслан Аушев был в школе 2 сентября и вывел 26 заложников, в основном грудничков. Почему его туда пустили? Боевик Магомед Аушев не только родственник бывшего президента Ингушетии, но и его бывший охранник.
Уже после захвата школы выяснилось, что Магас-Евлоев на самом деле бывший ингушский милиционер Али Мусаевич Тазиев, якобы героически погибший при исполнении служебного долга еще четыре года назад. Однако среди убитых боевиков Магаса-Евлоева-Тазиева нет. Как нет пока информации, что Магас-Евлоев-Тазиев вообще лично участвовал в нападении на бесланскую школу. Не подтверждает это и единственный живой боевик Куваев. "Пока не подтверждает", - впрочем, оговариваются следаки, намекая, что при теракте могло быть и по-другому.
- Тазиев еще в 2000 году по суду признан погибшим, и его родственники получают за него приличную пенсию - как за героя! И прокуратура до сих пор не подала протест, - возмущаются наши источники. - А Тазиев с тех пор, как был "убит", участвовал в подрыве колонны федералов в Ножай-Юртовском районе в мае 2003-го, а спустя два месяца убил главу села Гордали.
Родные Сабины Мамаевой, совсем не богатые люди, отказались получать 100 тысяч рублей, которые выдают родственникам за погибших. Для них Саба жива. Они верят, что найдут ее, - и никто не посмеет отнять у них эту надежду. Даже если никогда не подтвердится, что Магас-Евлоев-Тазиев в школе все-таки был. И, захватив детей, невероятным образом сумел скрыться...
Кому сказать спасибо, что живой?
ВОПРОС ТРЕТИЙ: о роли директора школы Лидии Цалиевой и спасшихся учителей.
"Вы кинули наших детей, поэтому и выжили!" - бросают в глаза тем, кто все-таки сумел выбраться из пекла. Лидии Александровне за 70, она всю жизнь отдала детям. В Беслане ей теперь лучше не появляться - разорвут на части. Весь город обвиняет ее в том, что это она по дешевке наняла чеченов и ингушей на ремонт школы. А те устроили в спортзале склад.
Следствие установило, что ремонта в спортзале не было. Склада - тоже. Так же как и "дешевых" чеченов и ингушей. Боевики действительно вскрывали полы - боялись, что "альфовцы" смогут таким образом незаметно к ним подобраться. А "косметику" успели сделать лишь в нескольких классах. Как обычно, за копейки, с утра до ночи в школе работали трудовик Александр Михайлов и завхоз Светлана Баликова. Оба погибли.
- Лидия Александровна невероятно мудрая женщина. И очень деликатная, - говорят про своего директора коллеги. - Конечно, нам хотелось, чтобы директор был помоложе, но этого никто не сказал бы ей в лицо. Пусть работает до тех пор, пока может, - это было наше общее решение. Она же никому отказать никогда не могла. Школа рассчитана на 900 человек, а у нас всегда больше тысячи училось, классы переполнены.
"Она пила с боевиками чай!"; "Как она, старуха, выжила, если у нее сахарный диабет? Ведь дети с таким диагнозом поумирали? Значит, втайне от всех колола инсулин и что-то ела!" - из уст в уста передаются по Беслану все новые подробности. Как итог - на стенах школы появилась надпись: "Директриса - сволочь!"
- Да, она пила с ними чай! Потому что Лидия Александровна - дипломат и до последнего верила, что разговорами можно что-то изменить... - не сдаются учителя.
В принципе те же самые претензии - почему живой? - можно было бы предъявить и 84-летнему бывшему учителю истории Заурбеку Харитоновичу Гутиеву. Первый раз его похоронили еще на Мамаевом кургане - его фамилия в числе погибших до сих пор значится на мемориальной доске. Он тоже оказался в заложниках в школе и сумел спастись.
- Он же у нас спортсмен, всю жизнь работает, поблажек себе не делает, - говорит его невестка Алла. - Как он выпрыгнул? Что делал? Ничего не помнит. Болеет теперь, на улицу редко выходит. Последние дни все у него перемешалось - и Беслан, и Сталинград. Воюет во сне...
Покалеченным солдатам-афганцам, вернувшимся домой не в цинке, советские чиновники бросали в лицо: "Мы вас туда не посылали". Спустя двадцать лет молоденькой учительнице бесланской школы, вытащившей на себе троих детей, пришлось, рыдая, оправдываться:
- Ну простите, что они меня не убили!..
Что будет дальше?
ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: будет ли война с Ингушетией?
40-й день, точка отсчета, после которого, по осетинской традиции, у родственников погибших развязаны руки для кровной мести. По оперативной информации, осетины сейчас активно скупают оружие у преступных группировок. Существует даже негласное табу: им - не мешать.
Аслан Тебиев стал заложником во второй раз. До этого он был в плену в Урус-Мартане. Похищения людей и продажа в рабство к ингушам и чеченцам еще лет пять назад были в Осетии обычным делом. В Беслане нет ни одной улицы, где бы не скидывались на выкуп соседа.
В школе у Аслана погибла мать, Фатима Тебиева, начальник Пенсионного фонда района, старики за доброту и долготерпение называли ее "нашей матерью Терезой". Погиб муж Зарины, его родной сестры, Руслан Фраев - его застрелили еще в первые минуты захвата, он сутки лежал перед школой и истекал кровью. Погибла от взрыва мать Руслана Фариза. Зарина до сих пор в больнице. Их дочку, трехлетнюю Алину-Алсу, с ожогом правой ноги уже выписали домой.
...Его украли вместе племянником в декабре 1998-го, когда они продавали машину.
- Сначала за них требовали три миллиона долларов - или пришлют отрезанные головы, - вспоминает отец Аслана Руслан. - А потом, через четыре месяца, когда от ребят остались лишь кожа да кости, отдали за 120 тысяч. И посредников, и похитителей мы искали сами, прокуратура даже дело не возбудила. "У нас сейчас 60 человек в рабах, некогда всеми заниматься", - вот так мне и сказали.
- У меня уже кости скрипели. Буханка хлеба на неделю, да еще круглые сутки в бетонном подвале. Выводили только к телефону, чтобы плакал в трубку, - рассказывает Аслан. - Я сразу понял: ЭТИ никого не пощадят. Они кидали малышей в окна, те бились, дети орали от порезов и ужаса - чтобы остальные быстрее бежали внутрь школы... Помню Абдуллу-Ходова, его ранили в руку при захвате. Он все время был в спортзале, проклинал нас: "Вы все пропащие люди. Не верите в Бога, пьяницы, наркоманы. Была б моя воля, поголовно бы всех расстрелял!"; "Любого вашего милиционера можно за пять рублей купить". На второй день, когда они злились и перестали давать воду, Ходов откровенно радовался - развязка близка. "Молитесь! Кто попадет в ад, кто в рай. Вы все умрете вместе с нами!" Надо было штурмовать еще 1 сентября, боевики полдня развешивали взрывчатку. Конечно, многие бы погибли. Многие, но все равно не столько.
Муж Марины Куркузашвили погиб на границе с Ингушетией, он был милиционером. Марина осталась одна с тремя детьми. Из-за т.н. осетино-ингушского конфликта Осетия несколько лет была "особой зоной" - с соответствующими надбавками. Три года Марина судилась с МВД из-за "боевых", выиграла все процессы и все равно ни копейки не получила. Сказали, что денег в бюджете на выплаты нет. Чтобы купить детям форму, она продала единственный телевизор...
В заложниках кроме Марины с тремя детьми была ее родная сестра Тоня с двумя сыновьями, из села на праздник приехала бабушка. Тоня погибла, бабушка в больнице, а Марина собирает справки на усыновление, - теперь она одна, не имея даже квартиры, будет поднимать пятерых малышей.
- Памперс и инвалидная коляска - это все, что вместо обещанных "боевых" в 37 лет получил мой брат Петька за отличную службу, - устало говорит Надежда Гуриева, преподававшая в 1-й школе историю. - Ему предложили поделиться - отдать нужным людям половину. Петька ни в какую: "Я здоровье потерял, а кто-то будет жировать?" Такие предложения поступают всем - законных "боевых" никто не видел.
Двое детей погибли у Надежды Ильиничны в школе. Она спаслась с самой младшей, 7-летней Ирочкой. Борю и Веру узнала по кусочкам костюмов - они все лето репетировали мамбу, хотели станцевать на празднике.
- Нам говорят: помиритесь с ингушами. А я с 3-го числа их людьми не считаю, - качает головой Руслан Тебиев. - Наши предки называли их "танак шар" - в переводе "мягкое темя", как у ребенка, или "тонкая голова". Ненормальные, недоразвитые значит. "Ты будешь настоящим осетином, если убьешь 10 чеченов и ингушей", - теперь я всем говорю только так.
Кто крайний?
ВОПРОС ПЯТЫЙ: кто ответит за четыре сотни погибших? И уже набившая оскомину гуманитарка - когда, наконец, до пострадавших дойдут гигантские суммы, которые присылают в Беслан со всего мира?
- Знаешь, чем мы занимаемся? Отписки сочиняем, - матерятся опера. - То одна комиссия, то вторая, то десятая. Ищут крайних. И ищут только в Осетии. Не в Ингушетии, откуда они пришли. И не в Чечне, где годами оттачивали свое "мастерство".
Президент Путин сразу после теракта отправил в отставку двух осетинских министров - ФСБ и МВД. Потом об отставке правительства заявил Александр Дзасохов, хотя сам остался на месте. Реально же за бесланскую школу ответили лишь министр здравоохранения и министр культуры Северной Осетии, остальные уже хорошо пристроены.
Снят с должности глава администрации Беслана Борис Уртаев ("Он не дворец себе строил, как другие, а город хоть немного в порядок привел"), под следствием бывший начальник РОВД Мирослав Айдаров ("Хороший опер был, и месяца на должности не продержался").
- Северная Осетия - банановая республика с тотальной коррупцией. Большинство жалоб парламентской комиссии, работавшей в Беслане, - из этой серии. На всех ключевых должностях только свои люди... С деньгами, которые перечисляют для пострадавших, тоже не все так просто. Все средства переводятся в Банк развития регионов (БРР), они остаются там на транзитном счете. Его открыли еще до Беслана, после очередного теракта, мягко говоря, не совсем законно, - утверждают наши источники. - Банк этот в народе называют дзасоховским, министр финансов Уртаев его раньше возглавлял. Впрочем, дальше прокурорской проверки дело не пошло - всю информацию тут же закрыли.
Все деньги, которые переводят в БРР на конкретных пострадавших, никто из заложников еще не получил. И в том объеме, в каком их присылают, вообще вряд ли получат. Выдаются лишь обещанные 100 тысяч рублей (за погибшего), 50 тысяч (тяжелораненым) и 15 тысяч (просто заложникам).
- В первую очередь нужно обеспечить сирот - их у нас 26 человек, - говорит председатель объединенной рабочей комиссии по распределению средств Маирбек Туаев. У него самого в школе погибла дочка, а из 40 членов комиссии - почти все пострадавшие. - Потом - тяжелораненых. Ну, а дальше мы еще не решили, будем разбираться в каждом конкретном случае.
- Мы не знаем, сколько реально денег приходит - все суммы нам неподконтрольны, документы нам не показывают, все на словах, - утверждает другой член комиссии Олег Фраев. - Только после "354 заложников" я не верю ни единому слову властей. Душевный онанизм - вот как называется то, чем мы сейчас занимаемся. Пока наша комиссия не получит юридического статуса, власти с заложниками считаться не будут.
А в администрации президента Дзасохова уже вовсю обсуждают, что распределением средств должны заниматься специалисты. Чтобы было у них отдельное помещение, свой счет, зарплата и т.п. - короче, все как у людей.
Бывшие заложники приходят на почту - адресные переводы им выдают. И со слезами благодарят таких же простых людей за любую копейку.
...Вместе с письмом Бэлла Цгоева принесла шампанское и вышитую скатерть. Шампанское мы выпили в редакции. Скатерть я подарила маме. Письмо мы публикуем. Только вот непонятно, кто и когда ответит на проклятые вопросы Беслана.
Московский Комсомолец
Елизавета МАЕТНАЯ, Беслан-Владикавказ-Москва.
http://www.mk.ru/numbers/1310/article40254.htm
Преступник, приговоренный к смертной казни, не имеет милосердия к этому миру. Мир не имеет милосердия к преступнику - вот так тянется длинная, прочная цепь бесчеловечных отношений между людьми. Это история о том, как человек судит такого же человека, как и он сам, и назначает цену, которую, по его мнению, тот должен заплатить за свое действие или бездействие. Всегда что-то нужно платить...
Сейчас считают, что проявить милосердие - это признак слабохарактерности. Вовсе нет. Напротив, это признак огромной силы и мудрости. Быть милосердным - значит показать точное понимание жизненных ситуаций, понимание, идущее за пределы очевидного.
Милосердие указывает на возвышенность сознания, которое столь высоко, что, несмотря на плохие поступки других, мы в силах сказать: "Я понимаю и прощаю".
Если кто-нибудь оскорбляет вас, осыпьте его цветами, улыбками и добрыми пожеланиями.
Если в то время, когда кто-нибудь раздражен вами и говорит вам плохие вещи, вы спросите, почему он так говорит, это все равно что подлить масла в огонь.
Если я держу в мыслях слабости других, скоро они станут частью меня самого.
Когда ум устал, каждое действие требует больших усилий.
Если на вашем лице много волнения, вы заставите волноваться и других. Разве это хорошо?
Когда другие ошибаются, не продолжайте подсчитывать эти ошибки. Сотрудничайте в их исправлении.
Заблуждение можно устранить, поделившись в нужное время любящими и чистыми мыслями и пониманием.
Если мы оступимся, это поправимо, но если мы оговоримся, это оставляет глубокий отпечаток.
Красота и добродетели привлекают каждого. А вот помогать уродливым и не имеющим никаких добродетелей - это редкое качество.
Плакать внутренне, в мыслях, более опасно, чем плакать открыто. Явные слезы легко вытереть, но после скрытых слез остаются шрамы.
Многие люди в мире голодают из-за жадности других. Если бы мы умели делиться, проблема была бы решена.
Умение пользоваться глазами - это особый дар. Почему же не излучать своим взглядом любовь, покой и счастье?
Не соперничайте с другими. Помогайте им. Почему бы не быть инструментом для решения проблем других вместо того, чтобы самому быть проблемой?
Лучше воспользоваться шансом, чтобы измениться, чем пытаться изменить свои шансы.
Если в уме тучи, из глаз будет лить дождь слез.
Что приносит больше боли - ошибка или критика за ошибку?
Даже если вы больны, никогда не теряйте терпения.
Страшась будущего, мы упускаем возможности, которые предлагает нам настоящее.
Зачастую одиночество - результат вашего неумения общаться.
Размеры помощи, которую мы можем оказать другим, ограниченны. Гораздо лучше дать душе приблизиться к Богу; тогда она получит помощь.
Насмехаться над неудачей другого - значит показывать свое невежество.
Иногда из зависти мы пытаемся унизить других и тем самым унижаем себя.
Если вы гордитесь собой, очень скоро придет время, когда вы начнете презирать других.
Чем больше вы заботитесь только о себе, тем меньше другие будут заботиться о вас.
Единственное, что можно с определенностью сказать о людях, - это то, что они меняются.
Величайшее служение - делиться с другими радостями жизни.
Терпеть чью-то ошибку - хорошо. Простить ее - еще лучше.
Тому, кто видит красоту Творца, легко оценить красоту Творения.
Покой и счастье увеличиваются, когда вы вспоминаете о Боге, и уменьшаются, когда вы про Него забываете.
Сотрудничать - не значит быть рабом.
Пусть ваш авторитет будет твердым, но, применяя авторитет, будьте мягки и ласковы.
В любых обстоятельствах продолжайте оказывать уважение.
Способ оградить себя от чувства ненависти - это ко всему относиться с уважением.
Если кто-то смеется над вами, не раздражайтесь. По крайней мере, вы приносите счастье.
Если вы соглашаетесь со сплетниками, вы станете их следующей жертвой.
Радуйтесь своей неповторимости и неповторимости других.
Никогда не обвиняйте других, чтобы защитить себя, потому что у времени есть такая особенность - открывать истину.
Ваши качества влияют на других, поэтому используйте их наилучшим образом.
Нет ничего питательнее счастья.
Дарить другим счастье - великая благотворительность.
Если я позволю своему уму носить в себе тяжелые мысли, я буду быстро уставать.
Разве может тот, кто доставляет боль другим, испытывать настоящее счастье?
Оскорбляя своего ближнего, я теряю уважение других.
Прилагая усилия, чтобы возвысить себя, не падайте - мы сами себе друзья и враги.
Пожертвовать деньги на благотворительность - это хорошо; но быть чистой, благодетельной душой гораздо лучше.
Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет
http://www.brahmakumarisru.com/book/thoughts/kindness.html