Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Факты:

ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: ЗАВИСТЬ

Сегодня в выпуске:

  • Зависть сушит

  • Зависть

  • ЗАВИСТЬ КАК ИСТОЧНИК БЕДСТВИЙ

  • ЗАВИСТЬ - КЛЮЧ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ






    Зависть сушит


    Зависть сушит
    Поразмышляем об одной из человеческих страстей, которая веками живет и здравствует в наших грешных душах.

    Почему сон пропадает на трое суток при одном упоминании приятельницы о том, что муж вывозит ее в Альпы покататься на лыжах? Что с собой поделаешь, когда начинаешь испытывать все симптомы, описанные в Большой медицинской энциклопедии, лишь краем уха услышав о привалившем любимой подруге наследстве? Мозг отказывается функционировать, и лишь один вопрос мучает наше бедное сознание: "А как же я? А как же мне?"

    На голос совести: "Завидовать нехорошо!" - мы, как правило, упорно отвечаем: "Я не зло, я по-доброму завидую!" На самом деле зависть свой природный цвет не меняет. Она всегда существует сама по себе. А так как чувство это неразумное, потому как абсолютно непродуктивное, следует научиться с ним справляться.

    История дружбы

    Жили-были две подруги "не разлей вода". И удивляли они окружающих своей непохожестью во всем. Одна - бывает же такое! - умная и красивая, другая - соткана из среднестатистических показателей. Последняя, назовем ее Ариной, совершенно не комплексовала по поводу Маринкиных успехов. Наоборот, она радовалась больше, чем сама обладательница "светлых мозгов", ее успехам в школьных олимпиадах, безупречно сданным сессиям, диплому с отличием, бурному карьерному росту. При этом новыми подругами Марине обзавестись никак не удавалось: все они демонстрировали признаки жутчайшей зависти.

    Казалось, ничто не разрушит этой светлой чистой дружбы, но жизнь расставила свои акценты. Марине упорно не везло не только на подруг, но и на "подругов", то есть мужчин. Конечно, были товарищи по работе, воздыхатели и шапочные знакомые, ни с одним из которых у нее ничего серьезного не получалось. В лучшем случае любовное единичное свидание, после которого мужчина исчезал по-английски. Гордость не позволяла Марине выяснять отношения, проявлять инициативу и вообще хоть как-то действовать. Зато однажды вся сила гнева и оскорбленного женского самолюбия обрушилась на голову несчастной подруги.

    Да, Арина не обладала Маринкиным шиком, но успех у мужчин она имела. Ей легко давались новые знакомства, причем с мужчинами вполне достойными. Она много раз слышала предложения руки и сердца. Что-то было в ней такое, по-детски наивно-свежее, от чего суровые мужские сердца таяли, а руки тянулись защитить это, как казалось, беззащитное создание.

    Когда однажды, заскочив к подруге без предварительного звонка, Марина обнаружила в ее квартире красавца, скоротавшего с ней однажды ночь и затем бесследно испарившегося, она потеряла рассудок. Даже не желая объясниться, Марина спровоцировала скандал, и дружба, проверенная годами, прервалась. Сама превратившись в завистницу, девушка забыла, что в жизни ей и так выпадало в отличие от подруги много счастливых лотерейных билетов, а, позавидовав, она лишила себя единственного человека, который по-настоящему ее любил.

    Детство золотое

    Как мы ни убеждаем себя, что не одиноки в проявлении зависти, а потому вроде бы не так грешны, это на самом деле не так. Поверьте, существуют еще редкие исключения. А нашептывают мысли-опровержения наши защитные механизмы, еще стариком Фрейдом описанные. Они-то и не дают нам понять весь ужас, который несет с собой это чувство прежде всего самому завистнику.

    В факте рождения зависти виновато наше желание все время что-то с чем-то сравнивать. И направлена эта коварная страсть на то, чего человек лишен. Предметом может выступать как имущество ближнего, так и его человеческие качества. Индивид не может обладать всем и сразу. Соответственно, всегда существует в пределах досягаемости кто-то, кто имеет больше и лучше. Весь этот "сравнительный марафон" тянется с самого детства. Вспомните первый класс школы. У кого больше, у кого меньше? Кто сделал лучше, кто хуже? А вечные вопросы родителей: "Деточка, что тебе поставили за контрольную? А остальным ребятам?" Радуются, неразумные, если их дитятко обогнало товарищей. Ругают, если чадо не лидирует. Детский опыт не забывается и воодушевляет нас на дальнейшие "подвиги". Если своих детей мы будем постоянно сравнивать между собой или с другими детьми, зависть будет основной чертой их характера во взрослом возрасте. "Вот, Петенька, Максим младше тебя, а учится (кушает, читает) лучше!"

    Всегда сравнивайте достижения ребенка только с его собственными! "Еще в пятом классе у тебя была тройка по математике, а теперь твердая четверка!" Если вы лично уже вышли из детского возраста, то вполне можете повернуть время вспять, взявшись за самовоспитание. Чуть отметили в себе начало "завистливого" приступа ("Ну, Светка, опять похудела и глаза блестят! Не то что я!"), волевым усилием остановите поток негативных мыслей. Уверенно сообщите себе: "Я-то какая молодец, уже два занятия аэробики посетила! Скоро тоже стану стройной!"

    Поближе к реальности!

    Многие люди не могут принять чужие победы лишь по той причине, что сами точно не знают, чего хотят от жизни. Нет, конечно, они вам тут же выпалят по просьбе список "на восемь листов", чего сильно хочется. Но, скорее, это будут не личностно-индивидуальные желания, а образец для подражания, снятый под чужую копирку. Просто трехэтажную дачу в 15 километрах от Москвы, как считает большинство, иметь престижно, а машину к 35 годам - должно, "мобильник" нужен для веса в обществе, а шуба из шиншиллы расценивается как входной билет в светский салон.

    По большому счету, ему это все и не очень-то необходимо. Спросите себя и дождитесь честного ответа, готовы ли вы взвалить на себя заботы по уходу за загородным домом, выгодно ли вам иметь "сотовый" телефон, чтобы оплачивать лишь звонки мамы да подруг, с которыми по обычному телефону можете поговорить, действительно ли нужно вам то, в чем щеголяет подружка, обладающая абсолютно противоположным темпераментом, складом характера и фигурой? Если да, начните действовать. Для начала поняв, что только в сказках случается все вовремя, а герой получает и царевну в жены, и полцарства в придачу. Сохраняйте реалистичный взгляд на мир.

    А получится ли у меня?

    Часто бывает так, что завистник просто не уверен в своих силах, не уверен, что способен достичь того, чего хочет. Страшно как завидно, что подруга основала свою фирму и теперь является образцом "успешной бизнес-леди". Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но не было ведь завидно, когда она крутилась как белка в колесе, мотаясь по учреждениям, собирая ворох бумаг для нового дела, два раза теряла огромные деньги, три раза была обманута бывшими партнерами. Завидно только тогда, когда она приходит к вам, дыша духами и туманами, в норковой шубке, с красавцем-охранником.

    Задайте себе вопрос: можете ли вы повторить ее "марш-бросок"? Хотите ли вы этого? В жизни существует не одна цель, с крушением которой все становится не мило. Когда мы имеем несколько целей и задач, равных нашим силам, предмета для зависти не находится. Чего завидовать ученой степени брата, если сама не потрудилась даже среднюю школу окончить с приличными результатами?

    Интересно, что чем шире сфера интересов, чем больше мы хотим достичь в каждой области жизни, тем легче воспринимаем поражения.

    Сын моих знакомых Андрей после окончания института попал в один из крупнейших московских банков Москвы и, как человек тщеславный, отложил все помыслы и стремления в сторону, включая личную жизнь, только ради единственной цели - занять место начальника крупного отдела. Он работал с утра до вечера, успехи не заставили себя ждать, но, когда долгожданное кресло занял его однокашник, Андрей загремел в больницу с обширным инфарктом. Мало того что цель не была достигнута, еще оказалось, ко всему прочему, что стремиться больше не к чему, во всяком случае, именно так казалось нашему герою.

    Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить


    Татьяна обратила внимание на тот факт, что у нее рушатся все планы, которые еще вчера были вполне реальны, стоит ей поделиться радостью с Ольгой, своей "заклятой" подругой и соседкой в одном лице. Похвалит бригаду, делающую ремонт в квартире, обязательно ребята пускаются во все тяжкие. Похвалит своего мужа, практически в этот же вечер начинается с ним ссора на пустом месте. Продемонстрирует обновку, непременно на ней появится пятно неизвестного происхождения. Татьяна все свои злоключения, связанные с подругой, списала на сглаз, которым и награждает ее завистливая Ольга. Пришлось к притолоке привязать зверобой, натыкать булавок и использовать другие хитроумные способы защиты от порчи. Но все продолжалось в прежнем духе, пока однажды Татьяна не взглянула на ситуацию без "мифических" очков.

    Дело вовсе не в сглазе и не в зависти окружающих. Если вы чувствуете, что сотрудница на работе глаз не спускает с ваших новых туфель, отбросьте суеверия: то, что вы попали в них в тот же день под ливень, ровным счетом ничего не значит. Просто происки погоды. Если самой себе при каждом недобром взгляде попутчика в купе говорить: "Плохи мои дела! Теперь точно прыщи на лице вскочат!" - то они действительно не заставят себя долго ждать, ведь вы своему организму дали недвусмысленную команду. Не нужно также злобно плеваться через плечо, когда знакомые, встретив вас, радостно говорят, что вы прекрасно выглядите. Ничего с вами не случится, если вы поймете, что реагировать на комплимент надо вежливо.

    С другой стороны, бывают ситуации, когда имеет смысл проявить сдержанность и, что называется, не дразнить судьбу. Например, вы привыкли рассказывать всем и каждому о своих планах, мечтах, намерениях. Если разговор идет о грандиозных замыслах, поймите, что для воплощения плана в жизнь потребуются огромные энергетические силы, которые вы серьезно подорвете, в подробностях смакуя детали. Пустопорожние разговоры высасывают массу энергии.

    Или: вам наконец удалось познакомиться с известным холостым актером, в которого вы были тайно влюблены три года? Не спешите тащить на свидание с ним свою лучшую подругу. Просто так подсказывает здравый рассудок. Не стоит также и рассказывать ей в подробностях, как прекрасно за вами ухаживает красавец-мужчина. При условии, что причин для зависти у нее хоть отбавляй: неудачная личная жизнь, неуспехи во всех начинаниях.

    Действительно, надо быть святой, чтобы мысли не возникло - "везет!", когда вашу персону каждый вечер на белом лимузине привозят и увозят импозантные кавалеры, забрасывая двери квартиры охапками роз, а подруга нянчит троих детей и пьющего мужа. Возможно, вы сами и провоцируете ненужные вам реакции у людей. В сущности, для чего мы хвастаемся знакомствами, успехами, победами? Чтобы поднять свою самооценку за счет принижения успехов ближнего. Что же мы тогда можем получить взамен?


    11 способов избавиться от зависти

    # Признайтесь себе, что зависть в вас живет и здравствует. Осознание этого - уже 70% успеха. Те люди, которые громогласно открещиваются от наличия у себя какого-либо социально не одобряемого качества, и являются его главными носителями.

    # Задумайтесь над тем, что зависть способна довести вас до серьезного нервного расстройства. Оно вам нужно?

    # Проанализируйте, кому и чему в основном завидуете. Можно даже составить список. Если, к примеру, зависть посещает вас чаще всего по поводу чужих мужей, осознайте, что это идеализация. Лучше обратите самое пристальное внимание на своего. Найдите в нем плюсы. Не может же быть, что он у вас - скопище больших минусов? Откуда тогда он у вас взялся?

    # Чаще сравнивайте себя с самой собой (а не с другими): радуйтесь прогрессу и принимайте меры, если налицо регресс.

    # Человек никогда не бывает доволен всем. Поэтому не грызите себя, думая все время о богатой неработающей приятельнице. Вы очень удивитесь, узнав, что, скорее всего, она недовольна своей полной зависимостью от мужа или еще чем-то .

    # Чьи-то успехи не дают вам покоя? Возьмите у "везунчика" бесплатные уроки, даже не сообщая ему об этом. Просто понаблюдайте за его поведением, манерой общения, внешним видом.

    # Найдите положительные моменты в том случае, когда другие люди вас обошли в профессиональном плане. Руководителем отдела назначили не вас? Зато вам не придется работать в вечном напряжении от огромной ответственности. Дети будут чаще видеть маму.

    # Превратите зависть в здоровую конкуренцию. Гете говорил, что мы могли бы постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Это вместо того, чтобы расходовать силу и энергию на зависть.

    # Не стоит успокаивать себя тем, что кто-то живет хуже, чем вы. Это помогает только на первый взгляд, но на самом деле расслабляет. Если же сравнивать свои успехи с недостижимыми чужими, самооценка навсегда понизится. Лицо прорежут скорбные складки. Оценивайте свои способности реально. Не можете выучить один иностранный язык? Не сравнивайте свои скромные успехи с коллегой, свободно изъясняющейся на пяти. Если все же задевает, не злобствуйте, а посадите себя за учебники.

    # Не старайтесь спровоцировать других людей на "нехорошее" чувство. Думайте, когда, что и кому следует говорить.

    # Верьте в свои потенциальные возможности, стремитесь осуществить свои надежды и мечтания, рассчитывайте только на себя.

    текст: Алла Занимонец, психолог
    http://www.goodhouse.ru/archiv/misc/aissue_13813.html
  • В оглавление



    Зависть



    Зависть - это сравнение себя с другими, признавая, что они являются в жизни победителями, а мы - проигравшими. От этого мы поражены в самое сердце. По сути, в этот момент у нас <отказывает> здравый смысл, мы не собираемся жить своей жизнью, и не проявляем уважения к своей природе.

    Зависть - это душевная болезнь. Когда бы мы ни взялись проводить параллель своей жизни с жизнью другого человека, то будем побеждены, распластаны и никогда не сможем стоять в полный рост, потому что в зависти это просто невозможно. У нас есть только наша энергия, мы можем ее развить, а можем и не развивать. Причем тут другой? Другой, он и есть другой, с самого рождения. У него другой потенциал, другие возможности, деньги, комплекция и т.д. Но на этом сравнении строятся целые индустрии, а у человека возникают все виды невроза. Нас эксплуатируют, показывая нам, что такие, как есть, мы несовершенны. У нас несовершенная фигура, одежда, здоровье, у нас кариес, перхоть, целлюлит и т.д. Мы не в чем не совершенны. Но мы и не должны быть совершенными. Мы должны быть собой.

    А наш общий, психологический <бзик>, в полном смысле этого слова, заключается в том, что мы хотим быть не тем, кто мы есть. И мы сходим с ума, растрачивая свою собственную энергию на сравнение, растравливая и поражая самого себя стрелами недовольства, самодиверсий, ненависти к себе за то, что мы не такие, как другие. Но, по сути, мы даже и не видим другого человека. Мы выбираем лишь его фрагменты: ноги, волосы, лицо, деньги, одежду, машину. Завидуя, мы мысленно натягиваем, цепляем на себя какие-то детали, отсекая их от жизни другого человека в целом.

    Разумность заключается в том, что даже если мы хотим сравнить себя с другим, то нужно знать о человеке все, начиная с его рождения, и до момента, когда мы начинаем себя с ним сравнивать. То есть, всю его жизнь, все, что он получил, какой ценой, все, что с ним происходит - взять целое полотно его жизни. И даже в этом случае мы ничего не будем знать - ни человека, ни его жизнь, ни то, что случилось или случится с ним. Сегодня он может быть на гребне волны, а завтра уже нет. Жизнь непредсказуема.

    Но мы выбираем детали, самые лучшие детали жизни другого человека, и сравниваем с собой, тем самым, нанося удары по самому себе, разрушая веру в себя и подтачивая свои же силы, а потом жалуемся на судьбу. И это при полном здравии ума. Если нас учат логике, то даже простая логика подразумевает, что <мы> - это <мы>, а <другой> - это <другой>. Это ясно даже чисто логически.

    Но мы этого не слышим. Вся образовательная система построена на соревновательности. Знамя соревновательности подхвачено с самого рождения, когда одних детей начинают сравнивать с другими - кто-то лучше учится, кто-то лучше кушает, у кого-то лучше зубы, оценки, все, что угодно, но лучше. Так работает наш ум - он все разделяет на <лучшее> и <худшее>. Как он это определяет? Он просто берет какую-то часть, фрагмент из целого, и делает выводы. Наш ум - великий делитель, он делит все.

    Поэтому, что бы мы ни услышали и ни увидели в самих себе, мы должны знать, что это всего лишь часть, фрагмент целого. Но этот фрагмент мы принимаем за целое. И самопознание необходимо для того, чтобы постепенно узнавать фрагмент как фрагмент, понимать истинную причину, мотивацию того, что с нами происходит, и создавать в себе единство, чтобы видеть себя, жизнь и других людей во всей целостности.
    http://www.tomalogy.com/articles/zavist.shtml
  • В оглавление



    ЗАВИСТЬ КАК ИСТОЧНИК БЕДСТВИЙ



    О грядущей России

    Наше время принесло людям страдания, скажем прямо, беспримерные в истории; и конца этой эпохи еще не видно. И тот, кто даст себе труд вдуматься и вчувствоваться в развертывающиеся за двадцатый век мировые события, тот быстро нащупает их главный источник -- человеческую зависть. Эти события как бы подводят итог предшествующим векам -- их развитию, их вырождению и их доктринам.

    Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель); о первозданном акте зависти повествует египетский миф (злой и коварный Сэт убивает благостного Озириса)... В мире всегда были завистники, ожесточавшиеся от всякого чужого преимущества. Но никогда еще в истории зависть не становилась главным движущим фактором, руководящей лжеидеей мирового кризиса. А в наши дни зависть не только осознала себя, но и выговорила себя как доктрину, превратилась в мировой заговор (точнее -- в несколько параллельных мировых заговоров!) и выработала программу, систему борьбы и организацию. Она становится основным побуждением народов или как бы тем отравленным воздухом, которым дышит современная масса. Почему? Как это сложилось? Чем это объясняется?

    Ответить на эти вопросы мы можем здесь только вкратце, с тем, чтобы наши читатели и единомышленники сами додумали все до конца...

    1.-- Различие между богатыми и бедными было всегда и будет всегда. Но развитие машинной техники и капиталистического производства -- резко противопоставило друг другу все возрастающее богатство одних и все возрастающую зависть других, бедных. Производственная беспомощность бедной массы населения -- является первым источником обостренной зависти; именно -- не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего. Этого не должно быть никогда и нигде; об этом должна быть постоянная забота государства.

    2. -- Рано или поздно от этого должна была вспыхнуть массовая зависть: "почему ты, а не я? твое, а не мое?". Отсюда и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового'ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, "материальный" фактор. Идея "материи", "материализма" получила затем ложно-философское истолкование, что означало сразу: а) "на свете реальна только материя", "ни Бога, ни духа нет", 6) имущественно-хозяйственно-производственные условия ("материя") решают все вопросы истории и культуры. Плоские души с формальным мышлением сразу и навсегда удовлетворяются этой ничего не объясняющей пошлостью, и вот, из зависти родится доктрина безбожия и безнравственности --экономический материализм. У людей неволевых и бестемпераментных ("меньшевики") все это прикрывается понятием социального равенства, принимаемого за "справедливость"; у волевых и аморальных людей слагается учение тоталитарного большевизма-коммунизма.

    3. -- Отсюда возникла и современная доктрина социализма-коммунизма. Личный дух рассматривается как начало антисоциального произвола и анархии. Надо передать все -- в полное ведение и распоряжение государства. Но во главе государства становится вместо прежней элиты -- новая элита, элита зависти и экономического материализма. Она все отбирает, все перераспределяет и все организует из единого тоталитарного центра. Она дышит классовой идеей, классовой завистью и ненавистью, местью и расправой. Социализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а коммунизм отличается от него только тем, что он проявляет эти особенности открыто, беззастенчиво и свирепо.

    4. -- Этим определяется и характер новой "элиты". Она поднимается снизу и проходит школу чужемыслия и слепой покорности. Это суть люди с величайшими претензиями (продиктованными слепою завистью) -- они притязают на всепонимание, всеумение и всемогущество; и в то же время это -- люди лично и духовно нисколько не оформленные; у них нет ни религии, ни совести, ни правосознания, ни художественного вкуса, ни очевидности. Говоря словами Аристотеля, это -- "рабы от природы, которые достаточно причастны уму, чтобы понимать чужие мысли" (Маркса, Ленина, Сталина), "но недостаточно, чтобы иметь свои"... Они их и не имеют: повторяют без конца затверженные чужие формулы и влагают в них свой неисчерпаемый заряд зависти и карьеризма.

    5. -- Так слагается и протекает современный мировой переворот: всплывают новые силы -- новые диктаторы, новые классы, новые нации. Эти диктаторы принадлежат к полуинтеллигенции (см. пункт 6), думают упрощающе, не ведают ни правосознания, ни чувства ответственности, но одержимы волею к необузданной власти. Эти новые классы не имеют ни малейшего представления о религии, о душе и о культуре; они ценят только технику и власть, и покупают себе власть ценою холопского подчинения; сами застращенные, они умеют править только страхом; из зависти рожденные, они разумеют только то, что ее насыщает.

    Эти новые национальности, не имеющие истории, не выносившие ни творческого созерцания, ни духовного акта, раздвигают и разлагают культурных соседей, с тем, чтобы занять их место и водворить духовно-культурную пустоту, -- свое ничтожество, -- на место прежних духовных садов и виноградников. Мир длится и дробится, от этого слабеет и выходит навстречу величайшей опасности в состоянии безсилия.

    6. -- Всем этим процессом руководит та социальная среда, которая от начала была лучшим рассадником зависти: это мировая полуинтеллигенция.

    Полуинтеллигент есть человек весьма типичный для нашего времени. Он не имеет законченного образования, но наслушался и начитался достаточно, чтобы импонировать другим "умственною словесностью". В сущности, он не знает и не имеет ничего, но отнюдь не знает, где кончается его знание и умение. Он не имеет своих мыслей, но застращивает себя и других чужими, штампованными формулами; а когда он пытается высказать что-нибудь самостоятельное, то сразу обнаруживает свое убожество. Сложность и утонченность мира, как Предмета, совершенно недоступна ему: для него все просто, все доступно, все решается с плеча и с апломбом. Главный орган его -- это чувственное восприятие, обработанное плоским рассудком. Духа он не ведает; над религией посмеивается; в совесть не верит; честность есть для него "понятие относительное". Зато он верит в технику, в силу лжи и интриги, в позволенность порока. "Полунаука", пишет Достоевский, "самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны. Полунаука -- это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым все преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, перед которым трепещет даже сама Наука и постыдно потакает ему" ("Бесы").

    И при этом он знает о своей полуинтеллигентности: он обижен ею, он не прощает ее другим, он завидует, мстит и добивается во всем первенства: он ненасытно честолюбив и властолюбив. И легко усваивает и практикует искусство -- играть на чужой, на массовой зависти.

    Таково большинство революционеров. Достоевский показал "подпольную" жизнь такой души -- ее бешеную обидчивость и уязвляющееся самолюбие. Коммунизм развернул это царство пошлости и безбожия, обезьянего подражания и самодовольного "изображения".

    7. -- Именно в этой среде созрела химера всеобщего равенства и предрассудок всеобщей свободы.

    Именно здесь идея справедливости была подменена "уравнением": вот она, французская революция, требовавшая сноса всех колоколен, как оскорбляющих чувство равенства; вот она иронически-гениальная формула германского поэта Эйхендорфа: срезать верхи, пока все не станут оборванцами; вот лозунг Степана Разина, "чтобы всяк всякому был равен". Доктрина, направленная сразу против Бога, против природы и против справедливости. Вещие строки записаны у Достоевского в "Бесах": "Рабы должны быть равны... Не надо образования, довольно науки!.. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание; мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство"...

    Здесь же зародилась и созрела лжеидея недуховной свободы: не свободы веры и Богосозерцания, а свободы безбожия; не свободы совести, а свободы от совести -- от ответственности, от духа, от вкуса, от правосознания. Все это мешало зависти и завистнику; и все это было низвергнуто. Свобода стала разнузданностью в нравах, бесформенностью в искусстве, тоталитарностью в политике (свобода власти и произвола).

    8. -- Все это привело к величайшему религиозному кризису, известному в человеческой истории. Люди не "утратили Бога", как было в эпоху падения язычества, а ополчились на самую идею Бога; они стремятся скомпрометировать и разложить религиозный акт души; они готовы искоренить на земле всех верующих. В истории человечества меркнут и исчезают чувства священного, тайны, созерцания, благоговения, ответственности, греха и зла. Остается одна пошлость и одно злодейство. Фридрих Ницше возвеличил эти остатки культуры и призвал людей к дерзающему преступлению.

    9. -- Замечательно, что этому соответствует рост человеческого народонаселения во всех частях света. Количество людей исчисляется уже миллиардами. Плотность населения все возрастает. Города становятся какими-то "Вавилонами" и разрастаются вширь без меры. Это обостряет конкуренцию и многозаботливость жизни; это разжигает зависть и жажду обогащения на любых путях. Мало того -- это ведет к истребительным международным войнам, которые равносильны самоистреблению человечества. Вопрос перенаселения земли разрешается по способу массового убийства -- войнами и революциями. И там, где медицина и гигиена находят все новые способы оградить человечество от болезней и эпидемий, и продлить человеческую жизнь, там вступает в свои права процесс массового убиения людей: класс против класса, государство против государства.

    10. -- Понятно, как воздействует на рост социальной зависти технический прогресс. Невозможное становится возможным; пространство побеждается; воздух завоевывается; комфорт избаловывает людей; развлечения умножаются и принимают все новые формы; претенциозность и зависть все возрастают;. а демократический строй поощряет людское самомнение; переоценку своей особы и склонность не брезгать никакими путями и средствами для достижения желанного. Теперь всякий рабочий имеет велосипед, всякий лавочник -- автомобиль, всякая кухарка-- свой несмолкающий радиоаппарат. Всякой лягушке предносится облик еще не достигнутого по ее размерам вола (Крылов); всякому "гитлеру" снится диктатура; всякая горничная собирается в кругосветное путешествие; всякий лодырь имеет право отравлять вам жизнь своей мотоциклеткой. Техника снижает духовный уровень жизни по всей линии: шум импонирует массе, радиовыкрики и граммофонные диски становятся все пошлее, "кино" демагогирует толпу, товары снижаются в качестве, падение газетного уровня пугает и удручает. Земные "утехи" и "развлечения" манят людей. Жажда наслаждений растет, а с нею вместе и воля к богатству и власти. Трезвые удержи слабеют, мудрая мера утрачивается, порок не отталкивает; современный человек верит в свою окончательную смертность, но не верит в свое бессмертие и в вечную жизнь; и самая молодость кажется ему кратким и непрочным даром. Поэтому он торопится; ему "некогда". Обманчивые радости естества кажутся ему главными или даже единственными. И вот он спешит улучшить или использовать свою "земную конъюнктуру", он боится "упустить" и "не успеть". Совесть его смолкает, честью он не дорожит. Он начинает ломить без стыда и "оправдывает" свою дерзость нравственным релятивизмом ("все условно"). Расталкивая друг друга, люди добиваются "лучшего" и "большего" и затаптывают слабых и беззащитных на смерть. И уже трудно бывает отличить -- человека от зверя, партию от шайки, парламентария от взяточника-авантюриста, народ от черни. Люди нашего времени утрачивают духовный хребет: они одержимы завистью и жадностью.

    Вот откуда эти новые в истории образы порочности: политических разбойников, профессиональных предателей, партийных палачей, садистов государственности, врагов благочестия, артистов клеветы, истребителей праведности, откровенных лжецов, закулисных властолюбцев и т. д...

    Избранные статьи. под ред. Н.П.Полторацкого. Изд. Св.-Троицкого Монастыря и Корпорации Телекс Джорданвилл, Н.-Й. США, 1991. //М.: Воениздат, 1993., 368 с.

    Статья перепечатывается из "Библиотеки думающего о России" - http://patriotica.narod.ru/
    Иван Александрович Ильин
    http://www.hrono.ru/statii/ilin_zavist.html
  • В оглавление



    ЗАВИСТЬ - КЛЮЧ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ




    Если перефразировать знаменитую поговорку, то предмет данной краткой работы можно выразить так: "Если чувства загораются - значит это кому-то надо". На мой взгляд, чувства, которые мы испытываем, необходимы и нужны в первую очередь нам самим. Попробуем ответить на вопрос: Зачем мне надо завидовать? Хорошо это или плохо, в чем смысл и позитивное значение этого порой "иссушающего душу" смотрения за забор соседа?
    В самих словах "зависть" и "завидовать" содержатся ответы на вопрос. "За - видовать", "видеть за другого". Другими словами, отринуть самоценность своей жизни, перестать жить своей собственной жизнью, перестать радоваться ей. Отдать свое видение и внимание жизни других.
    В царстве природы нет зависти. Каждый вид птиц или животных вполне доволен самим собой. Цветы не завидуют друг другу. Такое может происходить только в баснях про животных да сказках.
    Чести завидовать удостоен только человек благодаря приобретению второй сигнальной системы и опосредованного, т.е. независимого от непосредственного видения, мышления. Например: эта уникальная способность позволяет мучиться бессонницей всю ночь, даже если источник беспокойства и несчастья находится от вас за несколько сот километров. Или же, сидя перед экраном телевизора, завидовать жизни других стран и континентов, размышляя о благах тамошнего проживания.
    Мы мало задумываемся над этим, но человеку предоставлена фантастическая способность бегства из своей собственной жизни, благодаря своему отвлеченному мышлению. И зависть - это просто одно из достижений эволюции человечества в целом.
    По моим наблюдениям, каждый из нас интуитивно понимает, что зависть - это нормальное явление. В то же время в христианской культуре содержится запрет на завидование. Завидовать - грех. Но тем и интересен человек, что выкрутится из любой ситуации. И возникло понятие черной и белой зависти. Белая - соответственно хорошая, нечто вроде похвалы и даже заверения в том, что вы или ваша семья - идеал для подражания. Сравните - "видеть за другого" и "подражать другому". Параллель более чем явно просматриваемая. А рассказы о черной зависти что-то не слышны из уст наших близких. И не могут быть слышны. По моему мнению, зависть становится черной, когда она неосознаваема и непонимаема или непроизносима самим завидующим. В таком случае она становится ядом, отравляющим душу и тело. Если вы ее подавляете, она может отомстить.
    Проблема как раз в том и заключается, что мы не умеем завидовать. Зависть наша какая-то кривая да на костылях. Мы ее забили до смерти тем убеждением, что зависть удел слабых да немощных людей. Ее надо подлечить, вдохнуть в нее жизнь и свет, сделать краснощекой и крепкой телом красавицей.
    Суть моих рассуждений проста.
    1. У каждого человека есть все, что ему надо для счастья. Окружающая его вселенная дружественна.
    2. Но человек не животное, радующееся от того, что у него есть. Он хотел, хочет, и будет хотеть чего-то большего, а следовательно и завидовать другим, у кого есть то, чего у него нет.
    3. Рано или поздно, в зависимости от своей внутренней честности, зависть будет обнаружена (большая или маленькая, к одному человеку или к какой-то группе), как нормальное чувство неудовлетворенности какой-либо культуральной или физиологической потребности.
    И здесь у каждого из нас есть два выбора.
    1. Не допуская в сознание само это слово, вздыхая и сожалея взирать на "чудесную и прекрасную" жизнь окружающих, а также на свое "жалкое" существование". То есть жить по неписаному правилу: "За забором трава всегда зеленее".
    2. Открыто признать это чувство, как присущее человеку по его уникальной природе, и счастливо сотрудничать с ним, отслеживая его проявления в себе и примирившись с ним.
    Заметим - в обоих случаях речь идет об одном явлении. Но в первом случае от него разит гнильцой и нечистотами, а в другом запахи приобретают оттенки прекрасной и бурной весны (ведь речь идет о возрождении и духовной трансформации). Только тот, кто действительно открыто и честно завидует, имеет все шансы достигнуть просветления.
    Чтобы задавить в себе зависть, требуются большие силы. То же самое происходит, когда мы пытаемся удержать под поверхностью воды надувной круг, который постоянно норовит вырваться из под нашего контроля. Мы действительно расходуем попусту много сил и энергии, которые могли бы потратить на радость себе и людям.
    Если вы боретесь с завистью - вы стали ее жертвой. Если вы знаете, что она есть и отмечаете ее, то происходит чудо. Зависть может превратиться в радость, радость за других людей.
    В основе за-видования лежит со-радование успехам окружающих, что было в какой-то момент необходимым для выживания нашего племени. У каждого из нас в генетической памяти содержится опыт родового мышления, когда успехи окружающих людей вели всех, в том числе и вас к успешной задаче выживания и процветания целого рода. Именно благодаря этой способности выйти за пределы "здесь и теперь", за пределы своего пуза и оценить другого возникли многие прекрасные чувства - товарищество, гордость за своих героев-победителей, почитание вклада человека в общее дело.
    Только благодаря развитию нашей психики стало возможно это чудо - жить с завистью, жить не своей жизнью, но жизнью других. Да-да, именно благодаря этому прорыву из царства животных, вспышке сознания у наших далеких предков, сделавших нас Человеком, мы обзавелись этим чувством. В то же время наша цивилизация познала и другую сторону выхода за пределы себя - это неудовлетворенность собственной жизнью, которая издревле возрождает к жизни различные духовные практики, ведущие нас по пути большей целостности и просветленности.
    Зависть - это ступенька, через которую нельзя перепрыгнуть на пути к душевному благополучию. Единственное, что может сделать человек, это, став на нее, почувствовать ее под ногами, чтобы спокойно оттолкнуться от нее и пойти дальше.

    И да откроются перед завидующим врата рая!

    Николай Орёл.
    http://www.aquarun.ru/psih/zavist.html
  • В оглавление



    Обзор скомпанован Толстобровым Николаем © журнал "Русский Размах" - Империя Информации, © "Fox-журнал" Апрель 2005 г.


    Обсудить на форуме >>
    Оставить отзыв (Комментариев: 0)
    Дата публикации: 27.04.2005 18:29:24


    [Другие статьи раздела "Факты"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  •   ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



      ХИТРЫЙ ЛИС
    Ведущий проекта - Хитрый Лис
    Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

      НАША РАССЫЛКА

    Анонсы FoxЖурнала



      НАШ ОПРОС
    Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































    Голосов: 4572
    Архив вопросов

    IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
    РЕКЛАМА


     
    Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
    © 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
    Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
    Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
    По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
    Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
    Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
    :