FoxЖурнал: Русский вклад:
АЛЕКСЕЙ ФАНТАЛОВ: ЛЕВ ГУМИЛЕВ И ЕГО "ТЕОРИЯ ПАССИОНАРНОСТИ".
Автор: Алексей Фанталов
Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепций исторического процесса. Гумилевский термин <пассионарность> стало модным цитировать по поводу и без повода, причем бросается в глаза, что большинство <толкователей> толком не знакомы с работами Льва Николаевича (на этом фоне и появляются верноподданнические рассуждения типа: <пассионарии Москвы - от Юрия Долгорукого до Юрия Лужкова>).
Итак, вкратце - у теории Гумилева имеются несколько аспектов: пассионарность; понятие этноса; его периоды развития; системность и антисистемность. Для нашей темы важно следующее.
Согласно историку (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским) народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни - <фазы>: подьем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация. Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.
В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит <перегрев системы> - борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).
В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Этот период особенно благоприятен для <собирания плодов земных> - золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является Западный мир 18 - 20 веков.
Наконец, обскурация - новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.
Надо добавить, что (по Гумилеву) имеются три категории людей: пассионарии, гармоничные особи, субпассионарии. У пассионариев энергетика избыточна. Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики. В любом случае, пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина - <чудики>).
У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга. Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д. При одном условии - если за это платят. Если нет - он займется каким либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).
Субпассионарий же ни на что полезное не способен. Биологические импульсы - первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику. Типичные субпассионарии - бродяги, наемники, проститутки. Хотя, разумеется, они могут проявлять свои таланты и в иных сферах. Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества, как в России, так и на Западе. Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.
Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов (цивилизаций). Вот как это выглядит относительно западного мира.
В 9 веке нашей эры пассионарный толчок затронул территорию Франции и Германии (<феодальная революция>). После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа. В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.
В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.
В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война 17 века, с разгулом субпассионарного бандитизма.
В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания. Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира. Эта фаза тянется до наших дней. Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960 гг. и величается загадочным словом <постмодерн> есть просто европейская форма вступления в обскурацию. Со всеми ее хищничеством и паразитарностью.
Алексей Фанталов
(: 1) Дата публикации: 28.04.2005 20:12:28
[Другие статьи раздела "Русский вклад"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|