Между днями рождения Гитлера и Ленина - всего день
МВД России рапортует: "На территории страны в минувшие сутки не произошло массовых выступлений, беспорядков и погромов со стороны националистических группировок". Однако по всей России продолжается проведение спецмероприятия "Вихрь-антиэкстремист", начатого в пятницу приказом министра внутренних дел Бориса Грызлова. Спецмероприятие по предотвращению массовых выступлений экстремистов продлится после 20 апреля, дня рождения Гитлера, до 22 апреля, дня рождения Ленина. Между тем ни поклонники фюрера, ни фанаты вождя мирового пролетариата, тоже мечтавшего о новом мировом порядке, себя экстремистами отнюдь не считают. И те и другие скорее всего сочтут крайне возмутительным и кощунственным, если их причислят к экстремистам. "Ленин - это основатель советского государства", - возмущенно воскликнет ветеран зашедшего в тупик строительства светлого завтра (в тупик - потому, что строилось оно на костях и лишениях тех, кто жил вчера и живет сегодня). "Гитлер строил в Германии дороги, произвел индустриализацию страны, заботился о чистоте и здоровье нации", - найдутся защитники фюрера. Дороги, государство, здоровье нации... Вопрос всегда в цене. В этом смысле русские нацисты - внуки поколения, победившего во Второй мировой, - стали порождением и ленинско-сталинской национальной политики, и проверок паспортного режима по национальному признаку, проводимых нынешними охранителями порядка. Нетерпимость к инородчеству, "инакомыслию" и даже к иному внешнему виду - это все оттуда же, из большевизма и национал-социализма. И не надо делать вид, что речь идет о принципиально разных вождях - о "добром", большевистском, и "злом", нацистском. И тот, и другой слишком много сделали для того, чтобы превратить собственные страны в моральных уродов.
К погромам не подготовились только скинхеды
В субботу Россия ожидала погромов. Скинхеды, они же бритоголовые, собирались в день рождения Адольфа Гитлера бить всех нерусских, которые попадутся им под руку. Московская милиция, узнав о таких планах, приняла необходимые меры. В итоге столичные скинхеды вынуждены были в массе своей покинуть Москву. А в четверг из правоохранительных органов "утекла" информация о том, что "скины" намерены провести "съезд бритоголовых всея Руси" на Кубани, в самом националистическом регионе России. Чтобы не привлекать к себе лишнее внимание милиционеров, в качестве города базирования бритоголовые выбрали не столицу края Краснодар, а провинциальную курортную Анапу.
Бритый призрак
Анапа замерла от ужаса еще в четверг. Именно тогда, то есть на следующий день после погрома нерусских могил на Краснодарском кладбище, в СМИ появилась первая информация о планах скинхедов пройти по Анапе многотысячной толпой с факелами в руках. Оправившись от первого шока, курортный город мобилизировался до предела и решил дать достойный отпор "бритой нечисти". Улицы общероссийской здравницы патрулировали все: милиционеры, воины-"афганцы", члены армянской общины и даже простая местная молодежь, вооруженная бейсбольными битами и арматурой. Однако ожидаемого шествия бритоголовых так и не произошло. А разрозненные подразделения анапской самообороны в темноте чуть было не перебили друг друга.
- Мы все дороги на Анапу патрулируем, - браво сообщил гаишник на подъезде к городу. - Видите, с нами даже автоматчик дежурит. В среду все УВД перевели на чрезвычайный режим, так даже поспать не удается. Но пока бритоголовых не видно. Обидно. У меня тоже сегодня день рождения. Получается, что я праздную не его, а день рождения какого-то Гитлера.
По набережной и центральным аллеям здравницы разгуливали группы местной молодежи с бейсбольными битами и арматурой в руках. Они, кстати, тоже были коротко стрижены, но от скинхедов их отличали спортивные штаны и кроссовки. Мы всякий раз интересовались, не видели ли они скинхедов.
- Да мы сами их ищем, - отвечали молодые анапчане. - Они где-то здесь, но нам пока не попадались. Приходите к десяти вечера в центральный парк. Вроде бы они там будут факельное шествие устраивать.
Центральный парк патрулировали анапские ветераны войны в Афганистане.
- Пока их что-то не видно, - лидер "афганцев" Володя тоже был слегка расстроен. - Но пусть только покажутся, мы им дадим жару.
Тем не менее мелкие группки скинхедов действительно были где-то рядом. То и дело на улицах раздавались крики:
- Бежим к "Родине" (местный кинотеатр - Г.П.), их там человек двадцать! - толпа анапских малолеток с гиканьем бросилась в указанном направлении, однако перед кинотеатром было тихо.
Единственным реальным доказательством присутствия скинхедов в Анапе явилась свастика, нарисованная в ночь на субботу на стене одного уличного кафе у самого моря. Кроме свастики бритоголовые обозначили свое столичное происхождение словом "Москоу", а цель прибытия - фразой "Смерть хачикам".
Не меньше других к погромам приготовились и армяне. Председатель анапского центра армянской культуры Левон Адамян сидел в своем офисе и выполнял функции начальника штаба маленькой армии, занявшей круговую оборону. Он беспрерывно обзванивал свои патрули, которые объезжали на машинах районы города. А основные силы армян были сконцентрированы на рынке, возле здания Армянского культурного центра, на кладбище и у памятника воинам Великой Отечественной войны.
- Пусть они только нос покажут, мы их сотрем в порошок, - обещал Левон. В эти обещания легко верилось - после погрома на кладбище все кубанские армяне только и ждут, что им под руку попадется какой-нибудь бритоголовый.
Активность на улицах Анапы увеличивалась с наступлением темноты. К девяти часам в центральном парке появилась рота милиционеров с дубинками во главе с начальником УВД Сергеем Шаглиевым, который, правда, был в штатском. Здесь их уже поджидали журналисты и местная молодежь.
- А вы что здесь делаете, ну-ка марш по домам, - рявкнул Шаглиев на молодых анапчан. - Даю вам пять минут, иначе будем разговаривать в отделении.
- Мы тоже хотим их встретить, - робко ответил кто-то из толпы, которая тем не менее быстро ретировалась из парка и заняла выжидательную позицию на прилегающих улицах.
Не хотели покидать боевые позиции лишь воины-интернационалисты. К десяти вечера они были уже хорошо подогреты спиртным, и им очень хотелось вспомнить ратные подвиги.
- Мы устали уже их ждать, - пожаловался один "афганец". - Быстрее бы скинхеды появились. Отдубасим их как следует, да разойдемся по домам.
Милицию такое положение дел не устраивало. Они предпочитали очистить улицы Анапы от всех местных жителей и самостоятельно разобраться с бритоголовыми. Но бритоголовых все не было.
Общее напряжение усиливалось на глазах.
- А ну дыхни, - приказал один милиционер пошатывающемуся воину-интернационалисту. Тот грубо ответил стражу порядка в том духе, что, мол, я и в Афгане пил перед боем, и вот уже замелькали кулаки.
Разнимать моментально завязавшуюся потасовку бросились другие "афганцы", но милиционеры не восприняли их мирную инициативу и решили затащить всех в "воронок". Закончилась драка комично. "Афганец" - зачинщик потасовки забрался под милицейский автобус и кричал, что не вылезет оттуда, пока милиционеры от него не отстанут. Успокаивать и тех и других пришлось главе армянской общины Левону Адамяну, человеку весьма уважаемому в городе. В этот момент он тоже патрулировал улицы Анапы на своей новенькой "Ауди А-6".
К полуночи на анапских улицах остались только милиционеры. От них бегали редко встречающиеся группы молодых горожан. Тех, кто попадался в руки милиции, сразу доставляли в УВД. В итоге к утру там оказалось около десяти человек.
Утром в воскресенье Анапа снова стала похожа на курортный город, ожидающий летнего сезона. Владельцы кафе готовились к открытию своих заведений. Кто-то чинил крышу ювелирного магазина, кто-то мостил тротуар новенькой плиткой, кто-то красил кинотеатр.
А один армянин по имени Артур в воскресенье с утра пораньше пришел к тому самому кафе на набережной и стал оттирать свастику.
Скинхед Сержант объявлен в розыск
Тем временем в Краснодаре полным ходом продолжается расследование погрома на городском кладбище, в результате которого было разрушено девятнадцать армянских, одна адыгейская и одна азербайджанская могила. Этот инцидент действительно взбудоражил весь город.
- На данный момент нам удалось задержать 11 участников погрома, трое из них арестованы, остальные на подписке о невыезде, - прокурор Прикубанского округа Краснодара Андрей Снежко лично курирует расследование. В четверг он сам шесть часов подряд допрашивал пойманных скинхедов.
- Теперь уже точно ясно, что это не футбольные фанаты, как говорилось ранее. А именно скинхеды, - говорит прокурор. - Просто сначала было трудно их квалифицировать. Бритоголовые ведь тоже на футбол ходят.
Из показаний задержанных следует, что всего в Краснодаре примерно 300 бритоголовых. Активных членов организации - человек 80 в возрасте от 14 до 21 года. Руководит ими некто Сержант. Про него известно, что он служил в армии, поэтому и получил такую кличку.
Собираются краснодарские "скины" возле заброшенного кинотеатра "Виктор" на окраине города. Там по выходным устраиваются концерты групп, играющих патриотический рок.
Во вторник, 16 апреля, скинхеды отправились на футбол. "Кубань" принимала подмосковные "Химки" и проиграла 0:1. Больше всего болельщики возмущались игрой нового нападающего "Кубани" армянина Гарика Акопяна. Хотя даже такой заядлый болельщик, как прокурор Андрей Снежко, говорит, что смотрел игру и Акопян играл вполне прилично.
После футбола скинхеды, которых было человек 80, под предводительством своего вожака Сержанта собрались у Дома книги на центральной улице Краснодара бить витрины магазинов. Кто-то из жителей ближайших домов вызвал милицию, и та быстро разогнала буйствующих бритоголовых, не дав им разбить ни одной витрины. Сержант предложил отправиться на городское кладбище. Громить, как сказано в показаниях самих бритоголовых, "могилы черных".
На кладбище события развивались стремительно.
- Сержант ходил по аллее и указывал нам на могилы пальцем, - рассказал "Известиям" один из задержанных. Его фамилию, имя и кличку он попросил не называть, опасаясь мести соратников по организации. - Я лично даже надписи на надгробиях не читал - темно было. Сержант распределил нас примерно по трое на каждую могилу, и мы начали валить гранитные камни. У меня не было ничего под рукой, а некоторые по дороге выдернули из оград железные прутья. Сам Сержант орудовал цепью со свинчаткой. Я только повалил вторую плиту, но тут все вдруг куда-то побежали и я побежал за ними.
Из 11 задержанных участников погрома пока признались только восемь. Их отпустили под подписку о невыезде. Троих, отказывающихся давать показания, пока держат под стражей. Их клички звучат так: Пупс, Танк и Беляш.
- Пупс из этих троих самый агрессивный, - говорит прокурор. - Ему 21 год, он высок, хорошо накачан и вообще не признается в том, что был на кладбище. Однако остальные скинхеды эти показания опровергают.
По словам прокурора, Пупс считается в стае скинхедов вторым человеком после Сержанта. Сам себя называет начальником штаба.
- Не пойму я этих скинхедов, - прокурор Снежко разводит руками. - Мы проверили данные о личности этого Пупса, так он оказался таджиком. Правда, внешность у него - как у хорошо загорелого русского. Но имя и фамилия таджикские. Как он к ним в группировку затесался, не пойму.
Скинхед по кличке Спаун, отпущенный под подписку о невыезде, тоже согласился побеседовать с нами в кабинете прокурора. Он сейчас учится в 11-м классе средней школы, вступил в группировку бритоголовых год назад. Живет с младшей сестрой, отцом-дальнобойщиком и бабушкой. Мать-алкоголичка несколько лет назад бросила семью.
- Прошлым летом меня сильно избили трое адыгейцев. И друзья сказали, что нужно становиться скинхедом. Потому что скинхеды бьют всех нерусских. Я познакомился с Сержантом. Но он первым делом меня тоже избил - это было такое посвящение в скинхеды.
Мы поинтересовались, почему же скинхед Спаун не присоединился к общине избивших его адыгейцев. Но на этот вопрос он затруднился ответить.
По словам Спауна, кубанские скинхеды держат связь с московскими скинхедами из Народной национальной партии (ННП), про которую "Известия" подробно рассказывали в предыдущем номере. Сержант даже раздавал своим краснодарским бритоголовым газету "Я - русский". Ее издает в Москве именно ННП.
- Сейчас главное - найти Сержанта, - говорит прокурор Снежко. - Он объявлен в розыск. Ориентировки на него разосланы во все кубанские отделения милиции. Так что скоро мы его возьмем. Никуда не денется.
Предложение опубликовать эту ориентировку в "Известиях" прокурор отверг.
- Мы должны найти его первыми. Потому что если армяне найдут его раньше, Сержант уже не сможет дать никаких показаний следствию.
Что общего между Гитлером и Лениным?
Владимир РЫЖКОВ, депутат Государственной думы:
- Общее у них то, что они довели до последней крайности главное явление XX века - тоталитаризм. Ленин создал марксистский, большевистский тоталитаризм, а Гитлер - национал-социалистический. Результаты были катастрофические - как для немецкого, так и для русского народов. А различие у них одно: в Германии этот режим просуществовал 13 лет, а в России - 70. Поэтому Германия пришла к концу века преуспевающей страной, а нам только еще предстоит это сделать.
Еремей ПАРНОВ, писатель:
- Ничего общего. Гитлер пришел к власти в результате путча, переворота, а Ленин - законным образом, в результате голосования. Их даже нельзя сближать. Это все равно что сравнивать Чингисхана с Наполеоном: и тот и другой - завоеватели и диктаторы, но ничего общего у них нет.
Владлен СИРОТКИН, историк, профессор Сорбонны:
- То, что они родились в апреле, - случайность, а что пришли к власти в то время - закономерность. Обоих привели к власти правящие элиты Европы и мира начала XX века. Именно они развязали Первую мировую войну, а она породила и Ленина, и Гитлера. Это была варварская война, которая закончилась тем, что победители внаглую ограбили побежденных. А послевоенную Европу построили на национальном принципе, полагая, что все страны объединятся в Соединенные Штаты Европы и будут процветать. На практике эта благородная идея выродилась в национализм, а тот - в фашизм. Другую форму протест против Версальской системы принял в России. Здесь тоже к власти пришли экстремисты и маргиналы, но под флагом интернационализма. Это две стороны одной медали: национал-социалисты и интернационал-социалисты.
Юлия РУТБЕРГ, актриса:
- Это фигуры одного ряда, и то, что Создатель поставил их рядом - оба появились на свет в апреле, - для меня не случайно. И в Германии, и в России была абсолютно одинаковая система тоталитаризма, жесточайшая цензура, и самое главное - страх. И Гитлер, и Ленин были чрезвычайно умными и талантливыми от природы людьми, но при этом абсолютно жестокими.
Юрий ДАВЫДОВ, президент футбольного клуба "Старко":
- Общего у них довольно много: рост, вес, цвет глаз. Злые языки утверждают, что еще - и национальность, и источники финансирования. А самое главное - оба прожили короткую, яркую жизнь, не успев завершить начатое. Благодаря этому мы можем сегодня нормально жить.
Андрей БОГДАНОВ, менеджер, член Клуба "Известий":
- И Ленин, и Гитлер были маленького роста, оба обладали огромным комплексом неполноценности, поэтому хотели изменить весь мир под себя. Правда, Гитлеру повезло меньше. Он столкнулся с сопротивлением современной цивилизации - и был уничтожен. А Ленин - до сих пор в Мавзолее лежит. И его сторонники открыто поклоняются его мощам.
А что Вы думаете об этом?
Григорий ПУНАНОВ, Москва - Краснодар - Анапа
http://main.izvestia.ru/community/article17439
Милиционера зарезали за кавказскую внешность скинхеды?
Начальник дежурной смены 8-го отдела Управления охраны объектов высших органов государственной власти и правительственных учреждений Главного управления вневедомственной охраны МВД России 48-летний майор милиции Адалят Гулиев был зарезан в среду вечером неподалеку от своего дома на Поречной улице.
Как стало известно "МК", офицер служил в системе управления с 1978 года. Будучи выходцем из простой азербайджанской семьи, он сумел получить в столице высшее юридическое образование, служил в основном на объектах МИДа. В последнее время - в пресс-центре Министерства иностранных дел. В обязанности милиционера входила организация службы охранников, распределение сотрудников по постам. Гулиев (сослуживцы называли его Аликом) пользовался среди товарищей уважением, будучи, по их отзывам, отзывчивым, добрым, что называется, рубахой-парнем. Для того чтобы поставить на ноги двоих детей - сына - второкурсника юрфака МГУ, и дочь, окончившую 10-й класс, мужчине приходилось работать с повышенной нагрузкой. Он заступал на службу через сутки, а не через трое, как другие сотрудники вневедомственной охраны. Зарплата майора составляла 6 тысяч рублей, а с прибавками выходило не более 10 тысяч. На досуге мужчина занимался спортом (он был инструктором по самбо, увлекался футболом).
В роковой день у Гулиева выдался выходной, который он посвятил семейным хлопотам. Домой Адалят вернулся лишь за полчаса до полуночи. Скорее всего он приехал на Поречную улицу на маршрутке. Путь от остановки до дома занимал не более 7 минут. Трое головорезов напали на милиционера буквально в десятке метров от подъезда. Они несколько раз ударили несчастного ножом, последнее ранение оказалось смертельным. Соседи и домочадцы охранника (он жил на 9-м этаже) услышали крики Гулиева: "Я - сотрудник милиции". Сын, выглянув в окно, увидел расправу над отцом и вместе с матерью поспешил во двор. Бедолага умер буквально на руках родных... К этому времени убийцы, бросив на месте происшествия складной нож, скрылись.
Кстати, бандиты (юноши славянской наружности 16-18 лет от роду) не сделали попытки обчистить карманы мужчины. Кроме того, небогато одетый гражданин и не мог привлечь внимания грабителей. Судя по всему, парни поругались с Гулиевым по дороге и убили его в отместку. Не исключено также, что, будучи скинхедами, негодяи зарезали милиционера за типичную кавказскую внешность.
http://www.mk.ru/numbers/1112/srochno.htm
Россия - тюрьма для <цветных> людей ("The Financial Times", Великобритания)
Более трех четвертей выходцев из Африки утверждают, что в 2002 году подвергались избиениям или словесным оскорблениям со стороны блюстителей порядка или бритоголовых
Российский президент произносит тост за высшее образование, "великую традицию, всегда открытую для талантливой молодежи, вне зависимости от классов, богатства, религиозного и этнического происхождения". Аплодисменты. Владимир Путин поднимает бокал в честь собравшихся в зале именитых гостей и ученых, главным образом из развивающихся стран, почти все они чернокожие. Они - дипломированные специалисты Университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Основанный в 1970 году, в разгар <холодной войны>, для обучения студентов из Африки и Азии, университет был назван в честь убитого агентами ЦРУ лидера Конго Лумумбы. Университет был призван готовить специалистов, которые были бы привержены ценностям советского социализма.
Российский президент произносит тост за высшее образование, за "великую традицию, всегда открытую для всех талантливых молодых людей, независимо от социального происхождения, уровня доходов, религии или этнического происхождения>. Звучат аплодисменты. <Я хочу повторить: в России, дорогие друзья, Вы всегда самые долгожданные гости>, - продолжает Владимир Путин. Звучат еще более дружные аплодисменты. За пределами зала, на главной площади университета, банда из 20-ти бритоголовых пытается совершить нападение на чернокожих, и лишь наличие усиленного кордона безопасности спасает гостей церемонии от нападения.
Внутри Университета дружбы народов - официальная дружба. А инциденты, происходящие за его стенами, попросту не комментируются. Россия все еще страдает от повышенной ненависти к иностранцам. Российский лидер предупредил о недопустимости <подстрекательских лозунгов, а также фашистских и националистических символов, которые угрожают правам человека и приводят к погромам и к убийству людей>.
Большинство тех, кого избивают и убивают, - это студенты Университета дружбы народов и других подобных учебных заведений, оставшиеся без средств к существованию, после того, как развал советской системы лишил их финансовой помощи. Но президенту в торжественном зале аплодировали другие люди: именитые сановники и дипломаты. Однако и им угрожает опасность. Избирая своими мишенями иностранных дипломатов, живущих в Москве, фашиствующие головорезы не дают покоя сотрудникам посольств. В прошлом году были совершены нападения на дипломатов из посольств Мадагаскара, Кении и Мали. Бритоголовые напали также на жену посла Южной Африки, в результате она получила многочисленные ожоги от сигарет.
<Мы не можем молчать, видя беззаконие, которое царит в Москве, и мы хотим предупредить об этом наших российских друзей, - говорит посол Швеции в России Свен Хирдман. - Мы не хотим, чтобы Россия считалась страной, где на людей можно нападать и убивать только за то, что у них другой цвет кожи>. Хирдман предпринял попытку предупредить российское правительство о масштабе опасности, которая затрагивает дипломатический корпус африканских стран. Во время поддержанных российским правительством мероприятий, направленных против скинхедов, Хирдман во главе высокопоставленной делегации иностранных дипломатов встретился с главой МИД РФ Игорем Ивановым.
По итогам визита Иванов в своей типичной манере выступил с заявлением, которое соединяло в себе серьезную озабоченность и официоз. Завершалось оно достаточно причудливым софизмом. <Мы разделяем беспокойство дипломатов по поводу роста числа нападений молодых хулиганов на иностранных граждан, а также угроз в адрес посольств,- заявил Иванов. - Однако, поскольку ситуация с преступностью в России остается довольно сложной, не только иностранцы, но и россияне становятся жертвой преступных нападений>.
<В России не существует прав человека, если у вас черная кожа, - считает Таддел Жебре Алемайеху (Tadelle Gebre Alemayehu), диссидент эпохи <холодной войны> из Эфиопии. - Я смотрел по телевидению, как Путин говорил о <правах человека>. Но это ерунда. Это только слова. Мы здесь - никто>. Алемайеху боролся против режима бывшего эфиопского президента Менгисту Хайли Мариама, которого поддерживал Советский Союз. Когда этот режим рухнул, он вошел в новое правительство. Но в 1991 году правительство, куда входил Алемайеху, было свергнуто мятежниками, и он вынужден был бежать в Россию, спасая свою жизнь.
В 2001 году Алемайеху был задержан и избит милицией на станции метро <Текстильщики>, затем его отвели в отделение милиции, где снова избили и обработали слезоточивым газом. Все это он рассказал мне на кухне в квартире поблизости от Мосфильма. <Россия напоминает тюрьму для <цветных> людей, - считает Алемайеху. - Вы не можете свободно пойти куда-нибудь, потому что везде, куда вы идете, есть бритоголовые. Проблема в том, что встреча с милиционерами тоже не сулит ничего хорошего>.
Прошлым летом Алемайеху помог организовать пикник для африканцев в одном из московских парков. Это событие было омрачено дракой, так как там бесчинствовали банды хулиганов. Однако вместо того, чтобы прислать машины скорой помощи, местная милиция пригнала фургоны, чтобы арестовать чернокожих, которые стали жертвами нападения. <Честно говоря, - говорит он, - я быстрее бегу от милиции, чем от бритоголовых. Как только я пошел в отделение милиции написать жалобу, офицер сказал мне: <Вы зачем сюда пришли, господин <Негр>. У нас здесь нет бананов>.
По данным московского офиса Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR), на территории России находится почти 14 тысяч перемещенных лиц. Большинство из них - выходцы из бывшего Советского Союза. Многие из более чем 730 беженцев из Африки, которые зарегистрированы в документах Верховного комиссариата ООН, прибыли в Россию в советский период. Это бывшие студенты из Анголы, Демократической республики Конго (бывший Заир), Эфиопии и Судана, которые по завершении учебы вынуждены были остаться в России, так как на их родине один за другим вспыхивали вооруженные конфликты.
Только шестерым из них Федеральная Миграционная служба предоставила официальный статус. Девятнадцать африканцев имеют временный статус беженцев и 469 числятся в списке ожидающих. Ходатайства остальных африканцев были отклонены. По данным Центра приема беженцев Управления Верховного комиссариата ООН в Москве, Федеральная Миграционная служба отклоняет около 96% ходатайств о предоставлении убежища.
По другую сторону расового барьера - скинхеды. Сегодня от 15 до 20-ти тысяч российских бритоголовых являются членами тайной сети крайне правых экстремистских группировок. По словам Валерия Комарова, главы отдела МВД РФ по борьбе с организованной преступностью, за минувшие пять лет число фашистов в стране возросло на 30%, что является неизбежным итогом краха советского коммунизма, имевшего место десять лет назад. Некоторые из российских бритоголовых входят в группировки футбольных фанатов, например московского <Спартака>. Другие больше идентифицируют себя как неонацистов, и, по словам Путина, именно они представляют <более серьезную угрозу стабильности нашей страны>.
Недавно МВД РФ приступило к реализации общенациональной операции под названием <Вихрь-антитеррор>. Операция была призвана предотвратить нападения бритоголовых, которые угрожали убивать всех иностранцев в день рождения Адольфа Гитлера 20-го апреля. Хотя скинхеды далеко не едины в своих взглядах, у них есть одна общая черта - ненависть к иностранцам.
<Ксенофобия в России остается очень сильной, - говорит Абдул Кан, студент из Сенегала, который является активным участником кампании против расизма в Москве. - В советский период здесь мало что знали о том, что такое Африка, и это стало причиной возникновения у российских граждан фантастических предубеждений в отношении чернокожих. Даже сегодня, некоторые россияне удивляются, услышав, что в Африке тоже есть города. Они думают, что все африканцы живут в грязных хижинах". Как-то меня спросили, действительно ли африканцы приезжают в Россию, чтобы раз и навсегда избавиться от своих хвостов?
Бритоголовые обычно нападают, следуя определенной тактике. Группа, насчитывающая от 10 до 30 подростков, собирается и выбирает жертву для нападения. Во время нападения они наносят своей жертве удары военными ботинками, используют бутылки, ножи или тупые предметы. Чаще всего жертвами таких жестоких нападений становятся молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет.
Женщины здесь чаще становятся жертвами другого рода преступления: расизм в России связан со статусом этой страны как одной из баз работорговли и транзитного пункта для перевозки нигерийских женщин, которых через российскую территорию переправляют на Запад для работы в качестве проституток. Полурабская жизнь, зависимость от новых малопонятных условий существования лишают этих женщин человеческого облика и низводят их до уровня рабынь: их часто подвергают различным формам сексуального насилия.
19-летняя Джаклин родилась в Санкт-Петербурге, а ее родители являются уроженцами Танзании. Джаклин не является беженкой или сексуальной рабыней. Она работает как стриптизерша и проститутка в одном из ночных клубов города на Неве. "Клиенты обращаются со мной хорошо, - говорит она. - Иногда мне приходится иметь дело с особенным отношением, так как я отличаюсь от других по цвету кожи. Для клиентов я как бы не настоящий человек. Даже для тех, кто шлепает меня и называет 'черной шлюхой'".
Джулиус Тантох (Julius Tantoh), которому недавно исполнилось тридцать лет, находится по другую сторону спектра, если говорить о профессии. Однако, несмотря на это, он также ощущает нечто подобное, только в более утонченной форме, и знает, что такое унижение человека, не понаслышке. Тантох, если выражаться буквально, высоко летает.
Он приехал в Россию семь с половиной лет назад. Правительство Камеруна направило его сюда для изучения авиации и космонавтики в престижном вузе - Московском государственном техническом университете. Сегодня Тантох сомневается, что когда-либо сможет завершить свое обучение. <Речь идет о своего рода сегрегации, так как чернокожие не имеют российского гражданства>, - жалуется он.
Однако Тантоху знакомы и менее изысканные расовые предрассудки. Год назад его доставили в больницу с многочисленными переломами. Это произошло после того, как на местной автобусной остановке на него напали около 20 бритоголовых. <Россия - для русских. Возвращайся домой, черная обезьяна!>, - кричали они ему. <Прежде такие слова могли меня покалечить больше, чем удары палок, которыми они ломали мне кости, - говорит Тантох. - Но расизм меняет людей. Я раньше думал, что в Москве у меня есть будущее. Теперь вижу, что я в том же положении, что и любой чернокожий в этом городе. Нас оскорбляют, избивают и вышвыривают вон>.
В России не ведется точной статистики по преступлениям, совершенным по расовым мотивам. Тем не менее более трех четвертей выходцев из Африки, участвовавших в опросе московской протестантской церкви, заявили, что в 2002 году они подверглись словесным оскорблениям или избиениям. Российские следователи, однако, нередко расценивают насилие в отношении этнических меньшинств как "хулиганство", и отказываются квалифицировать его как <подстрекательство к расовой ненависти>, которое подпадает под статью 282 Уголовного кодекса РФ.
Директор Центра межэтнического сотрудничества армянин по происхождению Ашот Айрапетян предупреждает, что рост расизма в России вызван упущениями в работе милиции и недостатками российской системы юриспруденции. <В советский период считалось, что все беды страны были вызваны происками внешнего врага, например, империализма или сионизма. Но теперь мы наблюдаем различные виды <измов>, врага теперь ищут внутри России и находят их в лице иммигрантов, живущих в России>, - говорит Айрапетян.
Город Воронеж, закрытый для посторонних глаз в советский период, расположен на берегу реки Дон, между Москвой и Черным морем. Здесь в 1696 году Петр Великий основал Российский флот. И именно здесь в 2001 году Роджер Кайесса Диппах (Roger Kayesse Dippah), принц из Камеруна, который учился во всемирно известном Воронежском университете, подвергся нападению бритоголовых в шарфах с символикой местного футбольного клуба. В течение десяти лет, пока он продолжал свою учебу, он не мог вернуться на родину. Все это время он жил в университетском городке для африканских студентов на городской окраине и всячески пытался стать органической составной частью местной жизни.
Однако после нападения Диппах, которому теперь 32 года, вновь задумался о планах на будущее. <Когда я жил в России, я чувствовал опасность каждый день в течение 10 лет. И лишь после нападения бритоголовых я понял, что не смогу избавиться от психической травмы, если останусь в Воронеже>, - говорит Диппах, который возвратился в свою родную камерунскую деревню.
Визит к Диппаху два года назад напомнил мне осаду средневекового города. Ветхий дом, в котором королевский отпрыск проживал вместе с другим камерунским студентом, был буквально осажден фанатиками партии <Русское национальное единство>. Уставившись в окно, за которым открывался пейзаж с разваливающимися домами и вытоптанным футбольным полем, Диппах делился со мной впечатлениями о том, как он однажды ходил в воронежское отделение милиции подать жалобу против своих преследователей.
<Сержант милиции приказал мне поднять руки>. <Я спросил: <Почему? Я не виноват. Я - жертва, я гость вашей страны и прошу вашей помощи>. Тогда один из милиционеров начал бить меня кулаками в живот. Причем так сильно, как будто я был боксерской грушей. Затем меня арестовали, поскольку милиция впустую потратила на меня время. Верится с трудом? И все это время парни, которые избили меня, смеялись и разгуливали по университетскому городку, планируя новые бесчинства.
В камере со мной обращались грубо, морили голодом, не давали пить и не разрешали пользоваться ванной. Меня оскорбляли, называли <черномазым>, <нищим>, <бомжом> и <беженцем>. Милиционеры, особенно один дежурный сержант, были пьяны при исполнении служебных обязанностей>, - вспоминает Диппах, добавив что такое поведение милиционеров усиливает веру расистских фанатиков в свою безнаказанность.
Проблема не ограничивается одними расовыми предубеждениями. В нынешнем постсоциалистическом российском обществе отношение к преуспевающим чернокожим напоминает то, с которым мы имеем дело у себя на Западе.
После "кухонного общения" с Алемайеху, я направляюсь в модный ресторан "Япона мама" на Цветном бульваре, чтобы встретиться с Григорием Сьятвиндой (Grigory Syatwinda), 30-летним россиянином из Замбии. <Вряд ли деньги меня испортят", - отвечает он на вопрос о наградах, полученных им за известную передачу "Сегодня утром" на канале НТВ. Сьятвинда - это образец современной супертелезвезды. Его обаяние и легкость могли бы оценить на любом британском и американском телеканале.
Как ни странно, Сьятвинда не единственный чернокожий на российском телевидении. В стране, где проживает - по крайней мере по статистике - не так уж много чернокожих, не знакомых с проявлениями агрессивного расизма, выбор замбийца в качестве телеведущего, может удивить кого угодно.
Я спрашиваю Сьятвинду, не является ли он и другие чернокожие телеидолы, такие как Елена Ханга и Антон Зайцев, чем-то вроде современного аналога дядюшки Тома, скрывающего катастрофическое положение дел в межэтнических отношениях в России. <Я не считаю себя дядей Томом, - говорит он. - Я далек от политики. Но думаю, что я - образец не только для чернокожих россиян, но и для большинства расистов, ненависть которых объясняется в основном невежеством".
На фоне пустых заявлений Путина и мрачной действительности насилия и отчаяния, с которой столкнулось чернокожее население России, оптимизм Сьятвинды, кажется, дает единственный проблеск надежды в стране, где привыкли к тому, что реальная жизнь отличается от показухи. Возможно, он больше, чем журналист, способен постичь странный успех чернокожих в СМИ России.
<Чернокожие - это экзотика, что касается российского рекламного рынка, моды и СМИ, - считает Татьяна Прокофьева, представитель российской неправительственной организации для беженцев Gratits. - Они рекламируют тот или иной товар, но при этом их "не хотят терпеть на заднем дворе". Зрители жадно поглощают телевизионные шоу, но если их пустить в соседнюю комнату, они начнут лупить ведущих".