", посвященный 60-летию Победы в ВОВ. На сцене выступят <нестандартные> для таких акций, но всегда ожидаемые аудиторией Дельфин, <Уматурман>, Чичерина, <Небо здесь>, <Саранча>, <Запрещенные Барабанщики> и др.
"История - это всего лишь вереница веков, лет, дней, часов, секунд. Это значит каждый миг, уходящий в вечность - частица истории, - говорят участники альтернативного коллектива <Небо здесь>. - Именно в такие дни начинаешь задумываться: а кто ты, какой ты, и для чего ты в этот миг".
В программе акции ожидается также театрализованное историческое представление, обещающее поразить сценическим оформлением, пиротехническими спецэффектами. Хроникальные видеоролики и лазерно-анимационные фильмы о войне будут демонстрироваться на трех огромных проекционных экранах.
В оглавление
The Velvet Underground
"The Velvet Underground" появились в Нью-Йорке в 1966 году. Состав группы первоначально был следующим: Лу Рид (вокал, гитара), Джон Кэйл (бас, альт, клавишные), Стерлинг Моррисон (гитара), Ангус МакЛайс (ударные, перкуссия). Именно последний и предложил новой группе название "The Velvet Underground" (<Бархатное Подполье>), - заинтересовавшее его словосочетание, подхваченное им из какой-то дешёвой книжки. Однако МакЛайс покинул группу после того, как внутри коллектива было решено брать за свои выступления деньги. Его место заняла Морин Такер. Чуть позже в состав группы был принят пятый член - немецкая певица и актриса Нико (настоящее имя Криста Паффген).
Чтобы наиболее ярко представить себе, чем были в период своего существования, нужно для начала вспомнить, что это было за время для рок-музыки и рок-сознания. В некотором смысле были на рубеже 60-70-х годов на фоне хиппарей тем же, чем была клинически-новаторская в начале 90-х на фоне умирающего <классического> рока. Интересно, что четверть века спустя именно стала одной из первых команд, взявших в свой репертуар кавер-версии песен "Velvets". Определённо, эти две совершенно разные группы - и - несмотря на непреодолимую разницу во времени в чём-то очень близки друг другу по духу.
Творчество не имело ничего общего с исполнявшейся в то время музыкой; сами музыканты выглядели и вели себя диаметрально противоположно любой группе того периода. На своих концертах группа для разогрева, раззадоривания, возбуждения публики не использовала абсолютно ничего. Яркое тому подтверждение - сделанные в разное время в разных местах записи живых концертов "Velvets". Это, прежде всего, альбомы-концертники "Live at Max' s Kansas City" (1970) и "Live with Lou Reed" (1969).
Они были монотонны и холодны - но не безжизненны.
Странным в группе было многое и многие. Это и вокалистка Нико - эффектная немка с яркой модельной внешностью и практически нулевыми вокальными данными, и навсегда оставшийся в памяти как продюсер группы гений поп-арта 60-х Энди Уорхол, который, по сути, продюсером-то фактически и не являлся (его роль сводилась к финансированию проекта и созданию обложки для первого альбома ). Но определять основную идею и звучание Уорхол, естественно, не мог. Однако именно с его подачи и появилась в составе группы Нико. Явная необходимость присутствия в группе и той, и другого - до сих пор вопрос весьма сомнительного характера.
Но самым странным были, конечно, сами песни. Музыка настораживает, выводит из равновесия, а временами даже пугает своим атональным диссонирующим примитивизмом. Это не тяжёлый рок, нет. Это даже не рок. Звучание и текстовое содержание группы определял тандем Рид - Кэйл (так было до ухода Джона Кэйла из "Velvets" в 1969 году в результате внутренних разногласий в коллективе). Кэйл пришёл в группу с идеей найти новое звучание рок-н-ролла, а Рид - выразить в своих песнях (и в музыке, и в текстах) <одиночество больших городов>, урбанизированность действительности и современных ему среднестатистических американцев. И группа принялась экспериментировать. О результатах можно судить уже по первому альбому 1967 года . На фоне помпезной элегантности и вычурности, уже цветущей пышным цветом на тогдашней рок-сцене эти песни выглядели чужими и даже шокирующими. И это было не благодаря какому-либо эпатажу: группа, как уже говорилось, вела себя на сцене во время выступлений крайне пассивно. Никаких средств для разогрева публики, никакого шоу - только песни.
Тексты Лу Рида - это отдельный разговор. Многословные и в то же время не слишком замысловатые, они содержали в себе то, о чём в то время не пела ни одна даже самая разнузданная и эпатажная рок-группа. Конечно, новая молодёжь уже начала петь о наркотиках и прочих <прелестях> хипповской жизни, но так откровенно-шокирующе об этом не пел ещё никто - ни до "Velvets", ни даже в следующие лет пятнадцать. Рид многого достиг в воплощении своей идеи. В дебютном альбоме песни о наркотиках и тяжких беспросветных наркотических буднях ("Heroin", "Waiting For The Man"), садомазохизме ("Venus In Furs"), депрессии ("Sunday Morning") и прочих <радостях> соседствуют с песнями о несчастной любви ("Femme Fatale") и душевном очищении ("I' ll Be Your Mirror"). И всё это сопровождается музыкой, которая звучит странно и необычно даже сегодня. О реакции на неё публики конца 60-х можно судить по воспоминанию Стерлинга Моррисона о том, что видели музыканты, когда начинали играть на сцене "Venus In Furs" - одной из эффектнейших композиций первого альбома с совершенно диким сочетанием диссонирующих гитарных аккордов, атональных визгливых всплесков кэйловской скрипки, похоронного ритма перкуссии и текста Рида на тему садомазохизма (само название песни - <Венера в мехах> взято Ридом из мемуаров небезызвестного Захер-Мазоха). <Народ даже не разбирался, о чём в этой вещи поётся - он просто пугался>:
И потому неудивительно, что коммерческий и любой другой успех творчества группы равнялся нулю. Успех этот пришёл гораздо позднее, почти двадцать лет спустя после того, как прекратили своё существование. На протяжении всего своего существования группа так и не вышла за тесные стены крохотных клубов. Многие выступления группы проходили в почти пустых залах. Очень часто на смену закончившейся очередной композиции приходила гробовая тишина - немногочисленная публика порой просто не знала, как реагировать на то, что она только что услышала. в конце 60-х опередили своих современников на десять-двадцать лет, и их творчество было понято и оценено только в начале 90-х годов.
В 1967 году, решив начать сольную карьеру, из группы ушла Нико. Тогда же отходит на задний план и Энди Уорхол - якобы потеряв интерес к . Группа стала работать самостоятельно под руководством Рида и Кэйла. Результатом этой работы стал альбом 1967 года "White Light / White Heat". В нём звуковые и поэтические эксперименты группы достигли своего апогея - достаточно вспомнить такие вещи, как "White Light / White Heat", "Lady Godiva' s Operation" и, конечно, "Sister Ray" - почти двадцатиминутную импровизацию, записанную группой вживую, в которой на первый взгляд монотонная кульминационная гитарная часть внезапно <рассекается> дикими, но виртуозными вставками Джона Кейла на флейте.
Однако в 1969 году группу покинул и Кэйл. С его уходом изменилась и группа. Место бас-гитариста занял Дуг Юл, а роль лидера - Лу Рид. Следующий альбом, называвшийся просто , содержал уже несколько другую музыку. Песни Рида стали более многогранными, в какой-то степени - даже балладными.
В это же время "Velvets" покинула Морин Такер, чьё место тут же занял брат Дуга Юла Билл. В составе Рид - Моррисон - братья Юлы в 1970 году был записан альбом "Loaded", в котором ощущался явный крен в сторону традиционного рок-н-ролла. Альбом даже содержал песню с претензией на хитовость - "Sweet Jane" (её обработку в исполнении "Cowboy Junkies", кстати, использовал Трент Резнор при создании саундтрека к фильму "Natural Born Killers" - <Прирождённые убийцы>). У "The Velvet Underground" с этим альбомом появились даже какие-то намёки на коммерческий успех. А в том же 1970 году, разочаровавшись во всём и вся, из группы ушёл сам Лу Рид. И тогда стало ясно, что - это именно он. Группа, в составе которой из <ветеранов> оставался некоторое время только Стерлинг Моррисон, продолжала существовать, и даже записала в 1972 году отвратительнейший альбом "Squeeze" - и осталась абсолютно незамеченной.
В 1993 году состоялась попытка воссоединения в оригинальном составе. Был даже записан концертный альбом "Live MCMXCIII", но после всплыли разногласия и обиды прошлого, и все дальнейшие планы относительно существования группы пошли прахом.
После распада "Velvets" в 70-х судьбы её участников сложились по-разному. Нико занялась неудачной сольной карьерой и умерла в 1988 году. Годом раньше скончался Энди Уорхол. В 1995 году, за несколько месяцев до посвящения в <Зал славы Рок-н-ролла>, умер бессменный гитарист Стерлинг Моррисон. Лу Рид и Джон Кэйл занимаются сольной работой - каждый со своей степенью успеха. А музыка, созданная этими людьми почти сорок лет назад, и до сих пор не утратила способности удивлять и интриговать.
Автор: Константин Боенко
Источник: Рассылка: "Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов Выпуск 14 код: culture.music.mnwmusic"