Синий полусумрак зала постепенно заполнял белесый дым и нарастающие органные аккорды. Казалось, тени потустороннего мира затаились под сводами и теперь с ужасом ждут своей участи. И вот сквозь прозрачную звуковую пелену наконец взревела гитара. Ее звук отразился эхом, и ритм накрыл оцепеневший зал... Два часа ДК <Юбилейный> пребывал в ударной атмосфере психоделического тяжелого рока - в Тамбове впервые давал свой концерт экс-гитарист группы <Ария>, а ныне один из королей <металлической> гитары Сергей Маврин.
- Сергей, не секрет, что вы после ухода из <Арии> стали буквально нарасхват: работали и в группе Валерия Кипелова, и одновременно записывали альбомы со своей группой <Маврик>. Не тяжело так разрываться?
- Вообще-то нелегко. Но дело не в этом, была бы музыка по душе. С Валерием мы давние друзья, но полгода назад я все же решил уйти из его команды. Так что теперь вся моя жизнь в <Маврике>, и хотя группе этой уже семь лет, думаю, по-настоящему мы только начинаем. А концерт в Тамбове, надеюсь, не случаен, ведь отсюда лет двадцать пять назад с легендарной группы <Круиз> начинался весь российский тяжелый рок.
- Да, но коли вы так дружили с Кипеловым, то почему же разошлись?
- Дружба здесь не при чем. А разошлись, как говорится, в связи с чисто творческими разногласиями. Просто мне надоело играть снова и снова старые песни <Арии>. Фэны их, конечно, любят, и это как бы беспроигрышный вариант, но хочется делать свою музыку. А исполнять арийские песни можно в любом составе и с любым нормальным гитаристом.
- Ваша музыка, однако, будет посложнее, чем у <Арии> и коммерческой ее никак не назовешь. Один заумный альбом <Химический сон> чего стоит! На кого это все рассчитано?
- Если сказать, что я это делаю для себя, то это будет просто рисовка. Нет, рок-музыка без отдачи от зала не бывает. Но время идет, и музыка становится более сложной, более осмысленной. Ведь публике все равно, какими трудами это достигнуто, главное чтобы в ней было настроение. Не надо считать публику глупее себя. И когда про Россию говорят, что мы <страна победившей попсы>, то это полная ерунда. Просто людям надо дать свободу выбора, а судя по нашему центральному телевидению, такого выбора на экране просто нет. В этом вся проблема, а не в музыке.
- Металлических групп в стране действительно много. Но Сергей, как помочь молодым музыкантам пробиться наверх?
- Спроси что-нибудь полегче! Это проблема всего нашего шоу-бизнеса, где известность и талант порой никак не сочетаются друг с другом. Ну а что касается меня, то в своей передаче <Железный занавес> на радио <Юность> я просто стараюсь показать стране эти молодые таланты. Чем тут можно помочь? Но только лишь тем, что я безвозмездно ставлю в программе записи рок-групп из разных городов на всю страну. Устраиваю слушательское голосование по этим командам и надеюсь, это их стимулирует, чтобы играть еще круче. Однако, полные залы на рок-концертах доказывают, что вовсе не попса у нас правит миром.
- У нас в стране бытует мнение, что рок-музыка - это такой учитель жизни. Все согласны?
- Да нет, конечно. Музыка - это пища для души, и это развлечение в лучшем смысле слова, причем независимо от стиля и жанра. Я никого не хочу своей музыкой учить жизни, я хочу просто делать качественную музыку, о чем у нас принято забывать, ставя на первое место текст. Рок-музыкант - не гуру поколения. А рок-музыка - это прежде всего искусство. Если мы это поймем, то тогда сможем на равных конкурировать с западными грандами. А учить жизни должна не музыка, а сама жизнь.
- Сергей, но у вас есть кумиры в роке?
- У меня были кумиры. Конечно в первую очередь это великие гитаристы Речи Блэкмор, Ингви Мальмстин, Стив Вай и много других. Но сейчас я уже не оглядываюсь на них, а стараюсь больше смотреть на себя и требовать с себя. Наверное, если тебе за 40 и у тебя есть кумиры, то это по-моему уже не нормально...
- Вот вам уже за 40, а большинству ваших поклонников еще 20-ти нет, это нормально?
- Абсолютно нормально. На концерты приходят и прежние фэны, кто еще двадцать лет назад слушали <Арию>, и их дети. Просто они воспринимают эту музыку по-разному. Я раньше тоже <металл> по другому воспринимал, для меня это было лишь выражение энергии и выброс адреналина. А теперь я отношусь к этому, как высокому искусству, так же, как и классической музыке, тем более что эти жанры проникают друг в друга. Случайные фэны со временем отсеиваются, а истинные остаются с этой музыкой навсегда. Это какая-то особая химия.
- Но есть еще и особая химия, благодаря которой создается рок-группа. <Маврик> трудно создавался?
- Хороших музыкантов вокруг много, но людей, которые могут сложиться в крутую группу найти действительность трудно. Тут и правда должна произойти между музыкантами какая-то <химическая реакция>, чтобы появилась оригинальная команда, чтобы люди подходили друг другу и дополняли друг друга. Мы семь лет к этому шли. И надеюсь, это, наконец, случилось.
- А нет соблазна рвануть на Запад?
- Нет. И не из-за боязни конкуренции. Просто наше место здесь, мы поем и будем петь на русском языке, и такой публике как здесь мы нигде не найдем. Я же сегодня видел эти глаза! Ну и что еще нужно?!
Виталий ПОЛОЗОВ
http://www.mobydickrock.ru/portal/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=9&page=1
Определена предварительная дата проведения фестиваля "Тамбовский волк-3".
Оргкомитет фестиваля решил провести небольшую реформу "Тамбовского волка".Чтобы не повторилась ситуация прошлого года, когда фест не состоялся из-за того, что не был найден генеральный спонсор, к сожалению, от некоторых вещей придется отказаться...
Вход для зрителей будет платным, хотя и ОЧЕНЬ доступным. Музыкантам тоже надо будет внести оргвзнос. Надеемся, все отнесутся к этому с пониманием, ведь сегодня взносы с групп берут за участие в ЛЮБОМ концерте, даже районного масштаба. Но мы в любом случае не хотим быть как все. Не удовлетворяющие уровню фестиваля (если судить по предварительным заявкам - намного выше ВОЛКА-1 и ВОЛКА-2) не попадут на него ни за какие деньги. Те же, кого отберет НЕЗАВИСИМАЯ отборочная комиссия, за относительно небольшой взнос получат возможность не только выступить на приличной сцене перед большим количеством зрителей, но и показаться перед серьезными людьми из российского рок-бизнеса. Плюс к этому мы готовим целый промо-пакет для участников фестиваля. Упреждаю возможные опасения - никакой попсы по-прежнему не будет! Более того: мы постараемся сохранить значительную долю некоммерческой, в частности "тяжелой" музыки. И вообще - мы заинтересованы в том, чтобы было как можно больше самобытных, со своей "фишкой" команд. Этим мы и интересны сейчас (действительно интересны!) различным серьезным продюсерам. У них есть возможность присмотреть на ВОЛКЕ что-нибудь новое.
Возможно, фестиваль состоится не в Рассказово, а в Тамбове на одном из стадионов (может, "Динамо"?). Ориентировочная дата - 30 июля.
Цифры, которые всех интересуют (количество участников, цена билета, оргвзнос!), пока не определены. Как только появится что-то конкретное - тут же будет предано огласке. Желающие узнать предварительные расклады или поделиться своими соображениями - пишите на мыло.
Хочу сказать, что предварительный просмотр возможных участников фестиваля уже давно идет. За последнее время я посетил несколько фестивалей и сборных концертов в Тамбове (Пчелиный рой, Паутина, Неформат!), Липецке (Рок-революция), Мичуринске (Cover party), Москве (Антиформат), прослушал множество записей и побывал в гостях у многих групп на их репетиционных базах. Поэтому прошу - приглашайте в гости, присылайте информацию о себе и о своих выступлениях. Желательно знать не только состав участников концертов, но и их идеологию, задачи организаторов. Например, я отменил запланированную поездку в город Данков на "Мартовский кот", поняв, что организаторы имеют лишь одну цель - срубить побольше "бабок" с групп, используя повышенный интерес к рок-музыке. Я вообще с такими циничными принципами организации столкнулся впервые, такого нет даже в Москве. Ну это так, к слову.
В общем, можно сказать, что организационная работа по проведению фестиваля "Тамбовский волк-3" набирает обороты. Как говорится, следите за рекламой. Надеемся, что скоро наш сайт www.ozarenie.ru активируется и вновь станет мощным рок-порталом региона. Пишите.
Юрий Солотин
http://www.mobydickrock.ru/portal/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=292&mode=nested&order=0&thold=-1
Хиты, которые в разное время были под запретом (СПИСОК)
Песенные композиции, которые сейчас считаются классическими, в разные времена подвергались цензуре, гонениями и запретам. The Guardian приводит список 10 таких хитов и рассказывает об истории их запрета.
1) Je t'aime, moi non plus ("Я тебя люблю, а я тебя нет", 1969), Серж Генсбур и Джейн Биркин.
На счету выдающегося провокатора Генсбура - несколько пикантных хитов-дуэтов с национальной французской иконой Бриджит Бардо (одно время бывшей его любовницей), однако скандальную репутацию глобальных масштабов он завоевал только после дуэта с Биркин, которая была на 20 лет его моложе и стала истинной любовью его жизни.
Эта песня, в которой похотливый и хрипловатый от "Житана" голос звучит на фоне свидетельствующих о приближении к оргазму вздохов Биркин и органа, песня "Je T'Aime" была поп-эквивалентом фильма "Эммануэль". На ее исполнение был наложен запрет в Испании, Швеции, Бразилии и Великобритании, где она стала табу номер 1. Однако в Италии ее не запретили, несмотря на поношения со стороны Ватикана.
2. Strange Fruit ("Странный фрукт", 1940), Билли Холидей
Когда первая леди джаза решила спеть песню о бандах линчевателей на юге, ее продюсер и звукозаписывающая студия пытались помешать ей, а мать Билли думала, что ее дочь играет со смертью. Холидей настаивала на своем, и песня вышла, хоть и в другой студии. Несмотря на то что ее не крутили в эфире, она стала хитом. Основатель студии Atlantic Ахмет Эртеган позднее назвал ее "объявлением войны... началом движения за гражданские права".
3. God save the Queen ("Боже, спаси королеву", 1977), Sex Pistols
В этой песне нет никакого мата, грязи и политики - "пистолетам" удалось получить запрет исключительно на основе тематики. В то время как страна молилась на королевские "безумные парады", это был редкий голос несогласия. Ор насчет "отсутствия будущего" (No Future) продавался лучше, чем Род Стюарт в юбилейную неделю, однако в хит-парадах лидировал Стюарт, а не они.
4. What a Wonderful World' ("Этот удивительный мир", 1968), Луи Армстронг
После терактов 11 сентября администрация Clear Channel Communications выпустила рекомендательную записку для своих радиостанций в США (1300 штук), в ней были указаны около 150 "неподходящих" песен. Среди весьма предсказуемых вариантов, таких, как War ("Война") Эдвина Старра и Killing an Arab ("Убивающий араба") Cure, список включал Something in the air ("Что-то в воздухе") Фила Коллинза и добродушный гимн Армстронга детям и цветам.
5. Jazz from Hell ("Джаз из ада", 1986), Фрэнк Заппа
В 1980-е Типпер Гор, жена будущего вице-президента Альберта, возглавляла PMRC, кампанию в США за мораль в музыке. Прозвав Гор и ее друзей "матерями запретов", Заппа уподобил их стратегию "лечению перхоти обезглавливанием". Чтобы доказать его точку зрения, власти налепили стикер "содержит непристойную лексику" на его альбом.
6. Straight outta Compton ("Прямо за Комптоном", 1989) N.W.A.
Когда лос-анджелесские рэпперы включили протест против жестокости полиции в свой дебютный альбом (естественно, песня называлась Fuck The Police), полиция препятствовала в организации их турне, MTV запретило показ их клипа, радиостанции не крутили их песни. Результат: альбом разошелся тремя миллионами, дело Родни Кинга в 1992 году подтвердило жестокость лос-анджелесской полиции, а главный рэппер Айс Кьюб стал звездой семейных фильмов.
7. Back in the USSR ("Назад в СССР", 1968), Beatles
Москва запрещала песни Beatles как "враждебную идеологию". Во мраке империи зла их песни проповедовали пестроту и свободу, сия игривая интерпретация Back in the USA ("Назад в США") Чака Бери превратилась в подпольный гимн России. В США Общество Джона Берча, правого толка, назвало эту песню "поддерживающей коммунизм". Это навряд ли, товарищ.
8. Another Brick in the Wall ("Еще один кирпич в стене", 1980), Pink Floyd
При апартеиде южноафриканское правительство наложило торговое эмбарго на песни протеста, такие, как Biko ("Бико") Питера Гэбриела и, как ни странно, "Иисус Христос - Суперзвезда". Концептуальный альбом Pink Floyd - The Wall ("Стена") - тоже попал в этот список после того, как чернокожая молодежь превратила песню про еще один киприч и фразу "Мы не хотим, чтобы наши мысли контролировали" в девиз бойкота национальных школ.
9. Tell Laura I Love Her ("Скажите Лоре, что я люблю ее", 1960), Рей Петерсон
Поток песен о смерти, таких, как Endless Sleep ("Бесконечный сон") Джоди Рейндолдса, Teen Angel ("Ангел-подросток") Марка Дайнинга и "Скажите Лоре", вызвал опасения, что поп превращает смерть в гламур. Несмотря на запрет, "Скажите Лоре" вошла в первую пятерку в США. Английская студия, с которой работал Рей Петерсон, отказалась выпускать эту песню, но поскольку запрета не было, ее исполнил местный парень Рикки Вэленс, ставший благодаря ей популярным.
10. Give Ireland back to the Irish ("Отдайте Ирландию ирландцам", 1972), Wings
Ответ Пола Маккартни на убийственное "кровавое воскресенье" (30 января 1972 года британские солдаты расстреляли 13 безоружных людей, принимавших участие в марше за гражданские права в Дерри, Северная Ирландия) вряд ли был песней протеста, однако все же был запрещен и в Великобритании, и в Ирландии. После этого Маккартни выдал болеутоляющее - Mary Had a Little Lamb ("У Мэри был барашек"), однако уже следующая песня - Hi Hi Hi - снова была запрещена - за тексты, содержащие лексику, носящую откровенно сексуальный характер и связанную с курением марихуаны. (перевод на сайте Inopressa.ru).
Группа "Оптимальный Вариант" и компания "Репей" проводят очередной IХ ежегодно-ежеводный фестиваль "Улица Яблочных Лет"
Трёхчасовой заплыв на чудо-корабле "Silver" (им. Жёлтой Подводной Лодки) состоится 27 мая 2005 года (пятница) в 20.00 от причала ЭКСПО-ЦЕНТР (метро "Улица 1905 года"), прибытие туда же.
Участники торжества: группа "Beatween" (лучший подарок битломанам после посещения наших краёв Пола эМ.), группа "Зёрна" - мужчины и музыканты, "Сакмар-бэнд" Олега Сакмарова (экс-"Аквариум" и экс-"Наутилус"), Евгений Згодов (ансамбль "Группа Авторов"), джазовый во всех смыслах Юрий Крашевский и собственно группа "Оптимальный Вариант". Стоимость билетов 500 отечественных рублей. VIP-билеты (гарантированное посадочное место за столом, за которым можно пить и есть всё, что есть) 1000 рублей. Ожидается хорошая погода (по прогнозам +25).
Заявки на приобретение билетов принимаются по телефону 8-910-409-17-43 (Александр);
по электронной почте ovariant@mai2.rcnet.ru.
Группа "Без комментариев" играет концерты и готовит новый материал
Группа "Без комментариев" отыграла несколько клубных концертов с новым ударником, и готовится к работе над новыми песнями для второго альбома. "Без комментариев" планируют сесть в студию и дописать новый альбом ориентировочно в августе месяце. Часть материала для второго по счету CDуже записано, поэтому к сентябрю этого года новый альбом должен быть полностью готов.
Параллельно с работой над новыми песнями, "БК" готовят видеоклип на песню "День понедельника", презентация которой состоялась на радио "Максимум" в "утреннем шоу Бачинского и Стилавина"
Тремя концертами в Москве завершится победное майское шествие группы Сансара по городам России и Украины. Музыканты подготовили три абсолютно разные программы для московских выступлений. Их можно рассматривать как три отделения одного концерта или как три части одного целого. У поклонников фактически нет шансов не увидеть группу, но есть все шансы ее не узнать. Опережая модные тенденции Сансара идет на шаг впереди отечественной музыкальной индустрии. Они выросли. Они развернулись на 180 градусов. Они стали жестче и неожиданнее. Теперь их любят еще и музыкальные критики. В Запаснике 27-го мая состоится премьера совершенно новых песен, в клубе "Мир приключений" 28-го будет сыгран аккустический сет, а любители экспериментальных версий проверенных временем хитов группы смогут услышать их в "Ниагаре" 3-го июня.
Это первый серьезный тур музыкантов, которые славятся своей любовью к крайностям. Сансара отыграла 12 концертов в 10 городах среди которых Киев, Нижний Новгород, Ростов, Тверь и Белгород. Продолжая традиции мирового рок-н-ролла, они собрали по дороге целую коллекцию приключений. Ввязывались в драки с таможенниками, опаздывали на самолеты, оказывались потерянными на берегу Черного моря, пьяные гуляли под дождем на девственно чистой площади перед Софийским собором. Концерты стали сочнее и насыщенные, неприлично свежий Александр Лебедев возмужал и отрастил усы, гитарист Сергей Королев превратился в настоящего электронного гения. Весна для группы выдалась крайне жаркой. Сансара была представлена на выставке "Мода и стиль в фотографии", выпустила переиздание альбома "Зверобой", записала "Письмо Татьяне Яковлевой" для трибьюта Маяковского и приступила к работе над новой пластинкой.
Самая яркая концертная команда возвращается в столицу.
28 мая - Клуб "Art Garbage (Запасник)"
29 мая - Клуб "Мир Приключений" (Старый Арбат 20) Акустика.
3 июня - Клуб "Ниагара" (Азовская улица, 18)
Телеканал "Муз-ТВ" обнародовал списки номинантов на свою премию. Списки не вызывают особых вопросов, за исключением чересчур явного перекоса в сторону "Фабрики Звезд 4". В остальном - вполне достойные номинанты.
Противостояние АРСа и Первого канала отчасти повлияло на окончательный список номинантов. Однако повлияло незначительно. Мы предоставляем самим читателям ознакомиться с тройками номинантов, и высказаться о степени достойности их званиям лучших.
Лучшая песня
Билан Дима "На Берегу Неба
Глюк'оzа "Снег Идет"
Уматурман "Проститься"
Лучший исполнитель
Билан Дима
Данилко Андрей (Верка Сердючка)
Меладзе Валерий
Лучший дуэт
Кадышева Надежда / Зацепин Антон "Широка Река"
Меладзе Валерий / Виа Гра "Притяженья Больше Нет"
Моисеев Борис / Гурченко Людмила "Петербург-Ленинград"
Лучшая поп-группа
Виа Гра
Глюк'oza
Дискотека Авария
Лучшая рок-группа
Би-2
Звери
Земфира
Лучший танцевальный проект
Грув
Hi-Fi
Reflex
Лучшее видео
Алсу "Always On My Mind"
Глюк'oza "Снег Идет"
Уматурман "Проститься"
Лучшее концертное шоу
8 июня, Фабрика Звезд-4, Финальный концерт, С/К "Олимпийский"
10 декабря, Уматурман, МХАТ
11 декабря, Звери, С/К "Олимпийский"
Лучший альбом
Данилко Андрей (Верка Сердючка) "Жениха Хотела"
Звери "Районы-Кварталы"
Уматурман "В Городе N"
Прорыв года
Дубцова Ирина
Серёга
Уматурман
Лучший Рингтон
Ленинград "Мобильник" (тема из к/ф "Бумер")
Серёга "Черный Бумер"
Триплекс "Бригада" (тема из к/ф "Бригада")
Имена победителей будут объявлены на торжественной Церемонии вручения, которая состоится 3 июня 2005 года в с/к "Олимпийский".
Музыкальная индустрия и сетевые анархисты (Пиратские технологии легализуются и поступают на службу к крупному шоу-бизнесу).
Человек - существо, склонное ценить разного рода проявления прекрасного. Считается, что от животных его отличает, в том числе, способность любить искусство. Поэтому он регулярно испытывает потребность в нетрадиционных для животного мира вещах - например, потребность в музыке.
История музыки и способов ее воспроизведения и записи весьма обширна. Однако нельзя не признать, что за последние 100 лет человечество в этой сфере, как и во многих других, достигло ранее невиданных высот и что в настоящее время в нашем распоряжении имеются технологии, позволяющие в кратчайшие сроки заполучить запись почти любого музыкального произведения. Среднестатистический владелец компьютера со звуковым адаптером и достаточно быстрым подключением к Интернету обладает почти неограниченными возможностями в выборе той музыки, которая наиболее ему по вкусу. Потому что в Интернете имеется почти всё. Другое дело, нужно ли за это платить и как это делать, если нужно.
Массовая компьютерная музыка начиналась с систем простейших генераций звуковых сигналов, которые оформились в единое "массовое" компьютерное устройство PC Speaker - оно и по сей день присутствует почти в любом компьютере платформы IBM PC. Во времена первичной массовой компьютеризации уже существовало достаточно программ, использующих простейшие возможности PC Speaker'а и звуковых систем других платформ для создания и прослушивания различного рода "электронной" музыки, созданной из базовых звуковых сигналов.
По мере увеличения среди компьютерщиков числа неравнодушных к музыке людей звуковые технологии стали развиваться - появились специальные звуковые карты, возможности которых были куда богаче "спикеров", и всевозможное ПО, работавшее со звуком. Когда компьютеры начали объединяться в сети - в локальные, а затем и глобальные, способность компьютеров к музицированию привела к возникновению новых социальных явлений.
Простейшие возможности массовых ПК на раннем этапе компьютеризации породили так называемые "трекеры" (от слова track - "дорожка") - программы, позволяющие сочинять музыку из коротких звуковых фрагментов, проигрывая их по заданной программе и накладывая один на другой. Готовые файлы первого массового трекера имели расширение .mod ("modules"), поэтому созданную с их помощью музыку принято называть "mod-музыкой".
В результате с распространением сетей FIDONet и Internet стали возникать своеобразные "клубы по интересам", объединявшие "трекерных" музыкантов - люди писали музыку сами и свободно обменивались ею между собой, создав музыкальный аналог программистской идеологии "open source" (свободного бесплатного ПО). Со временем эти объединения превратились в довольно серьезное международное движение, условно называемое "демосценой". Demo - это компьютерный видеоклип, созданный исключительно программными методами в домашних условиях. Поклонники этого вида искусства в начале-середине 1990-х годов разработали своеобразный "культ", а "mod-сцена" стала его частью, хотя во многом она всегда была и остается обособленной.
По мере совершенствования трекерных технологий повышалось и качество "свободной" музыки, которое вскоре стало в среднем вполне сравнимо с качеством профессиональной продукции. Учитывая, что mod-музыка традиционно распространяется по "открытым" принципам, mod-композиторы обычно и не пытаются зарабатывать на ее создании, сочиняя музыку "от души". Что приводит к появлению многочисленных шедевров, с которыми многое из профессиональной музыки сравнения не выдерживает. Впоследствии по похожим принципам стали действовать и "обычные" "местечковые" музыканты, распространяющие свои записи на базе сайтов, наиболее популярным из которых являлся (до смены владельца) культовый mp3.com.
Общее развитие технологий в какой-то момент позволило полноценно использовать ПК в качестве бытовой аудиосистемы. Компьютеры начали оснащаться CD-приводами, с помощью которых можно было уже не только проигрывать музыку, но и копировать ее на жесткий диск. Музыка, скопированная в "сыром" виде (например, в формате .wav), занимает на носителе очень много места, поэтому для полноценной работы с ней были необходимы носители большой емкости, которые на заре компьютеризации доступны были далеко не всем. Для борьбы с этой проблемой ведущими производителями компьютерной техники и ПО разрабатывались технологии сжатия медиафайлов (графики, звука и видео). В определенный момент наибольшего успеха в области звуковой компрессии добилась немецкая исследовательская фирма Fraunhofer Gesellschaft, создавшая стандарт сжатия звука MPEG-1 Layer III, известный как MP3.
Файлы, закодированные в mp3, занимают примерно (усредненно) в десять раз меньше места на носителях, чем wav-файлы (условно говоря, 1 мегабайт - 1 минута звука), и когда общепринятые носители стали достаточно вместительными (стандартный CD-диск - 650 мегабайт, то есть более 10 часов mp3-звука вместо 74 минут записи в стандартном формате Audio CD), а скорость и устойчивость интернет-соединений стала достаточной для передачи mp3-файлов между разными компьютерами, возник mp3-рынок, участники которого изначально даже и не думали о каких-либо авторских правах.
Места для поиска музыки в Интернете "забесплатно" традиционно делятся на mp3-архивы и файлообменные сети. История их появления и развития богата и насыщенна. Начинались они с альтруистических усилий отдельно взятых пользователей, которым не жалко было поделиться своей музыкой с другими абонентами. Затем появился класс собирателей-архивариусов, организовывавших ftp-серверы, где для того, чтобы что-то скачать, надо было предварительно что-нибудь закачать.
Впоследствии появились и файлообменные сети, где никакого специального сервера заводить было не надо, а надо было просто установить на своем компьютере клиентскую программу (в большинстве случаев программа называлась Napster) и задать директорию для размещения файлов общего доступа. Из содержимого общих папок составлялась база данных, по которой все участники сети искали то, что им нужно. Естественно, сети эти были доверху набиты всевозможным контрафактом. Любители технологий долгое время беспрепятственно играли в коммунизм, пока это не стало чересчур популярным среди жителей стран Запада занятием.
К тому времени самой большой и популярной пиринговой сетью являлась сеть Napster, управляемая одноименной компанией, которую создал американский студент Шон Фэннинг (Shawn Fanning). Свою программу, ставшую основой сети, Фэннинг, которого называют "отцом" файлообменной идеологии, разработал в 18 лет. Против Napster выступила американская Ассоциация производителей звукозаписи (RIAA), которая представляет интересы крупнейших американских правообладателей. RIAA подала серию исков против компании Фэннинга, обвиняя его в нарушении авторских прав музыкантов, чьи композиции распространялись по ее сети. В качестве "показательного" правообладателя выступила известная рок-группа Metallica. Фэннинг настаивал на том, что его фирма только производит программное обеспечение, а то, чем меняются в сети пользователи, от Napster не зависит. Однако в 2001 году суд постановил блокировать распространение по сети всех контрафактных файлов, а впоследствии было принято и решение об окончательном закрытии Napster.
Но идею Фэннинга задушить уже было невозможно. Стали расти альтернативные файлообменные сети, которые учитывали главный недостаток Napster - наличие единого "центра", который может стать объектом судебного иска. Наибольших успехов в деле программирования таких сетей добилась студия Nullsoft, с 1998 года разрабатывающая самый популярный в мире программный mp3-плейер WinAmp - она создала механизм Gnutella, реализующий именно эту задачу.
Правообладатели же решили идти до конца и приступили к системной "зачистке" Интернета, подавая выборочные иски против организаций и частных лиц, ответственных за появление в Интернете нелегальной музыки. К RIAA присоединилась ассоциация американских кинопроизводителей MPAA, а за ними в коалицию вступили и остальные крупные мировые ассоциации правообладателей. На каком-то этапе звучали призывы объявить незаконным весь формат mp3 как таковой, потому что именно он стал главным пиратским стандартом (пусть после него были разработаны и другие, более эффективные). Из-за этих трений ведущие производители аудиотехники долго не могли начать массовое производство бытовых аудиоустройств с поддержкой mp3, хотя это обещало принести ощутимые прибыли (и уже успешно приносило производителям "неведущим"). Однако летом минувшего года спецификацию mp3 признала даже фирма Sony, державшая оборону до последнего, и теперь функциями проигрывания mp3 оснащено все, что только можно.
Как было сказано, правообладатели пошли войной и на публичные mp3-архивы, которые стали постепенно закрываться или по крайней мере менять методы работы. Многие владельцы архивов переориентировались на "внутреннюю" аудиторию, блокируя доступ для посетителей из других стран или вводя обязательную регистрацию.
Сторонники авторских прав начали войну против пиратства со своей "вотчины" - США и других индустриально развитых стран, нещадно штрафуя нарушителей, в том числе простых граждан, установивших у себя на домашнем компьютере клиент Napster или KaZaa. Или просто имеющих на жестком диске какие-нибудь "не те" файлы с расширением mp3. По оценкам правообладателей, в год музыкальная индустрия теряет от деятельности пиратов 2,4 миллиарда долларов. Сторонники авторских прав обещают добраться и до "рассадника пиратства" - стран, не относящихся к мировым лидерам индустриального развития.
Так, в декабре 2003 года Международная федерация звукозаписывающей индустрии IFPI подала иск против подмосковного завода "Руссобит-софт", который производит компакт-диски. Федерация обвинила завод в производстве многочисленного контрафакта и потребовала компенсацию в размере 1,3 миллиона долларов, но Арбитражный суд Московской области ей отказал через год после начала разбирательства. Федерация собирается инициировать дело заново, а тем временем готовит процесс против популярного российского сайта Allofmp3.com, который давно и успешно торгует музыкальными файлами с композициями множества мировых исполнителей по цене около 10 центов за штуку. В заявлении о своей копирайтной политике сайт утверждает, что действует на основании договоров с Российским обществом по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), делая отчисления в пользу авторов.
Несмотря на то, что процедуру "скачивания музыки по Интернету" одно время пытались вовсе объявить непристойным занятием, мимо рыночного потенциала такой технологии крупным компаниям пройти было нельзя. В мае 2003 года фирма Apple, создавшая самый на сегодня популярный в мире портативный mp3-плейер iPod, открыла первый музыкальный интернет-магазин iTunes Music Store. По сути он является тем же онлайновым музыкальным архивом, но при этом выполняет роль легального магазина, так как вся музыка в нем размещена с разрешения правообладателей (и закодирована в специальном формате). Цена одной композиции - 99 центов вне зависимости от исполнителя и альбома. Необходимо оплатить покупку и скачать песню, после чего она оказывается в распоряжении покупателя. За первую же после запуска магазина неделю клиенты официально - за деньги - скачали более миллиона файлов.
Новый рынок заметили все высокотехнологичные компании, и помимо Apple на нем готовилась развернуться Microsoft и другие крупные игроки. Одна из компаний-партнеров Microsoft - Roxio (бывшая Adaptec) - даже выкупила многострадальный бренд Napster, создав на его базе еще один легальный музыкальный магазин. Теперь детище Шона Фэннинга, воплощенное в имидже схематичного кота-меломана в наушниках, символизирует технологическую революцию в музыкальном потреблении, стихийно поднявшуюся из народных масс, но вставшую в итоге на сторону закона.
Недавно обнародованные данные IFPI свидетельствуют, что в 2004 году потребители в США и Европе купили через Интернет 200 миллионов записей, что в 10 раз превышает уровень 2003 года. Прибыли от продажи музыки через Интернет увеличились в шесть раз, достигнув 330 миллионов долларов. Число песен, проданных через iTunes, в начале 2005 года превысило 250 миллионов.
На этом фоне звукозаписывающие компании уже подумывают о повышении "отпускных" цен на свою продукцию для оптовых закупщиков. По сведениям газеты The Financial Times, крупнейшие правообладатели объявили, что начальные цены для интернет-реселлеров были занижены для стимуляции роста рынка. Теперь пришло время цены повышать, чтобы прибыли были в балансе с себестоимостью исходного продукта. Реселлеры заявляют, что рынок еще не оформился до конца, и повышение цен может привести к обратному "скатыванию" аудитории в пиратство. Переговоры только начинаются, и их итог пока неизвестен.
Вместе с тем рынок интернет-музыки уже претерпевает внутренние изменения. Шон Фэннинг, продав Napster, основал в Калифорнии программистскую компанию Snocap, которая продолжила работу над созданием механизмов пирингового файлообмена. Однако сети, которые можно построить на базе продукции Snocap, учитывают все возможные аспекты работы с авторскими правами, и по таким сетям невозможно будет передавать контрафакт.
В минувший четверг Фэннинг выступал перед публикой по случаю того, что его фирма подписала договор о сотрудничестве с одним из крупнейших производителей фонограмм Sony BMG. Договор с медиагигантом Universal у него уже был, а с другим гигантом EMI ведутся переговоры. Медиаимперии собираются строить на базе технологии Фэннинга легальные пиринговые сети.
В своей речи Фэннинг объявил, что файлообмен откроет для музыкальной индустрии новые горизонты - с той же легкостью, с какой музыка добывалась по пиратским сетям, можно будет скачивать различные медиафайлы легально (разумеется, за деньги). Технология "защищенного" пиринга позволит пользователям почувствовать себя в привычной "нелегальной" среде, но при этом они не будут являться нарушителями закона. Далее, в разных магазинах, у которых могут быть разные договоры с поставщиками, та или иная музыка может отсутствовать, в "объединенной" сети вероятность возникновения таких проблем существенно меньше. Кроме того, по сети будет равномерно распределяться интернет-трафик, что позволит избежать нагрузок на центральные серверы интернет-магазинов.
Не склонны демонизировать файлообмен по Интернету и сами артисты, интересы которых представляют те самые правообладатели. В минувшем декабре мониторинговый центр Pew Internet and American Life Project обнародовал данные опроса, проведенного среди популярных музыкантов и актеров об их отношении к Интернету. Большинство опрошенных артистов не усматривают в Интернете угрозы, а наоборот, видят в нем площадку, с помощью которой можно эффективнее общаться со своими поклонниками и привлекать внимание к своей деятельности. По мнению 47 процентов опрошенных, непосредственно файлообменные сети действительно наносят музыкантам материальный ущерб, однако 43 процента считают, что они при этом способствуют популяризации творчества исполнителей.
Многие музыканты в последнее время сами активно используют Интернет для распространения своей музыки непосредственно "из первых рук". Например, помимо дисков с альбомами, они выпускают дополнительные "бонусы", которые не продаются в магазинах. Зато их можно скачать с сайтов музыкантов - бесплатно или за деньги.
16 июня в московском клубе "Б2" пройдет концерт молодой певицы Леры Массквы. Во время шоу семнадцатилетняя рок-дива презентует свой новый клип "7 этаж" - результат ее сотрудничества с режиссером Сэмом Дорманом и оператором Владом Опельянцем. Видео представляет собой яркий мини-фильм в жанре комедии, где Массква предстанет в новом имидже. "Мне надоело быть "девочкой с косичками", - считает Лера. - Новый образ и звук гораздо больше соответствуют моему настоящему состоянию и мироощущению".
На концерте в "Б2" публика впервые услышит несколько новых композиций, а также революционную версию песни "Я так хочу", над аранжировкой которой поработал саунд-продюсер Олег Баранов, известный по сотрудничеству с группами "Мумий Тролль", "Сегодня ночью" и "4ехов".
Справки и аккредитация: 961 2420, 8 (903) 528 3611 (Ксения Маренникова, МИА "Кушнир продакшн" maren@kushnir.ru)
Open-air "ВЫПУСК!05" теперь пройдет в четырех городах
С 23 по 26 июня в России одновременно состоятся четыре грандиозных after-party школьников и студентов "ВЫПУСК!05". Праздники, приуроченные к окончанию учебы, пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Идеолог праздника - сеть центров мобильной связи "СВЯЗНОЙ" организовывает этот масштабный open-air для вчерашних школьников и пятикурсников, а также их друзей. Виниловым балом будут править звезды отечественной электронной музыки и приглашенные зарубежные гости: Bomfunk MC's, Benassi Bros feat. Sandy, DJ Alligator, Arash, Triplex, DJ Санчес, DJ Пименов (ППК), МС Вспышкинъ и Никифоровна, DJ Dlee, X-Mode, DJ Vinilkin, DJ Хобот.
В Москве на нескольких сценах Престижной аллеи СК "Лужники" будет установлено множество светодиодных экранов, демонстрирующих специально подготовленный праздничный видеоряд. Представители сети центров мобильной связи "СВЯЗНОЙ" ожидают, что "ВЫПУСК!05" соберет огромное число гостей в каждом городе. Попасть на праздник сможет каждый, кто проявит долю активности: приглашения распространяются среди покупателей центров мобильной связи "СВЯЗНОЙ", посредством SMS-розыгрышей и через конкурсы в СМИ.
Cправки и аккредитация по тел.: 961-24-20 (Ольга Демидова, МИА "Кушнир Продакшн" od@kushnir.ru)
Важную роль в обеспечении шоу легендарной группы "Автограф" 31 мая в Ростове-на-Дону сыграют крупнейшие мировые авиакомпании. Одному из ведущих мировых специалистов, работающих с системой Surround Sound 5.1., шведскому звукорежиссеру Хакану Седерстрему (Bror Hakan Soderstrem) предстоит совершить 27-часовой перелет по маршруту Сан-Паоло - Париж - Стокгольм - Москва - Ростов-на-Дону. Сойдя с трапа авиалайнера, Седестрем сразу отправится на площадку, чтобы успеть настроить 3-D саунд в соответствии с индивидуальными особенностями зала ростовского Дворца Спорта.
"С "Автографом" я быстро сработался, - комментирует ситуацию Хакан, - мы люди одного поколения, поэтому легко понимаем друг друга. Концерты этой культовой команды для меня важны так же, как и для самих музыкантов. Я очень ответственно подхожу к своей работе и уверен, что нелегкий путь в Россию не отразится на звучании группы".
Дополнительная информация по тел.: 961-24-20 (Андрей Бурихин, Светлана Богачева МИА "Кушнир Продакшн" burihin@kushnir.ru)
Московская группа "Плюм-Бум", известная своим ярким неоромантическим имиджем и забойными концертами в латиноамериканских ритмах, наконец-то решилась записать дебютный альбом. Рабочее название пластинки - "Чистая Правда".
"Нам надоела репутация исключительно концертной команды, поэтому мы решили зафиксировать на пленку все сливки нашего репертуара, - объясняет свое решение лидер группы и вокалист Алексей Карайчев. - Эту программу мы в течение семи лет обкатывали на площадках России, Украины, Прибалтики и Румынии".
Запись будет происходить в течение всего июня на студии "FM Division" с участием саундпродюсера Алексея Мартынова, известного по работе с группой "Звери". В альбом войдет одиннадцать композиций, среди которых уже ставшие популярными "Чай" и "Южная Ночь", а также рэгги-версия знаменитого "Жирафа" на стихи Николая Гумилева. Релиз запланирован на июль 2005 года рекорд-компанией "Пролог Мьюзик", в активе которой выпуск альбомов "Токио", Олега Чубыкина и др.
Накануне концерта "Саранчи" в родном Ставрополе толпы фанатов сорвали половину городских рекламных щитов, анонсирующих выступление земляков-музыкантов. Многочисленные конструкции с изображением кумиров украшали улицы и площади города в течение месяца перед выступлением команды в местном Зеленом Театре. Решительные поклонники группы пришли на концерт с трофейными плакатами, изрядно подпортив внешний облик города.
"В Ставрополе мы действительно востребованы и очень любим своих фанатов, - говорит фронтмен и идеолог "Саранчи" Димосс. - Однако зачем портить облик города? Мне это непонятно и чуждо".
Сексуальные вокалистки группы Reflex 16 июня в 20-00 и 18 июня в 19-00 примут участие в праздничной передаче "12 злобных зрителей" - "12 злобных звездных девушек с обложек PLAYBOY" на канале MTV. Специальный телевыпуск посвящен 10-летию существования легендарного мужского журнала в России. Во время шоу будет продемонстрирована подборка клипов откровенного содержания и задан ряд провокационных вопросов. "Русское издание PLAYBOY многие годы держится на очень высоком уровне, - комментирует Ирина Нельсон. - Нам приятно было сотрудничать с настоящими профи, и не приходится краснеть за свою фотосессию, абсолютно незаконно перепечатанную немецким таблоидом Bild".
Кроме дэнс-трио Reflex в съемках программы участвовали "Сливки", Жанна Фриске, Лада Дэнс, Лена Перова, а также главный редактор журнала Максим Маслаков.
29 мая на праздничном концерте радиостанции "Маяк-24" гитарист-виртуоз Темур Квителашвили зажег публику исполнением своей эпохальной композиции "Страна цветов". Праздничное шоу, посвященное дню Москва-реки, проходило на открытой сцене музея-заповедника Коломенское. "Во время игры я почувствовал полную органичность сочетания моей музыки и этого красивейшего места российской столицы, - комментирует свое выступление Квителашвили. - Несмотря на сложившийся стереотип, что джаз - академичная музыка, многие танцевали".
23 июня в Государственном Кремлевском Дворце состоится единственный концерт знаменитого итальянского композитора и дирижера Эннио Морриконе. "Миллиардер мелодий", как его называют критики во всем мире, представит публике уникальную программу своих лучших произведений в сопровождении хора и Государственного оркестра радио и телевидения России. Благодаря проекции на гигантские экраны, установленные на сцене ГКД, зрители смогут вновь пережить захватывающие мгновения популярных фильмов и сериалов, в которых звучат сочинения маэстро.
"У меня всегда была мечта стать классическим композитором, а создавать киномузыку мне никогда не приходило в голову, - рассказывает Эннио Морриконе. - Свое первое произведение я написал, когда мне было шесть лет. Музыка всегда была частью нашей семьи, отец был трубачом и играл все от оперы до джаза".
Мелодии "Моцарта киномузыки", как его назвала английская Guardian, звучат более чем в пяти сотнях фильмов, среди которых "Однажды в Америке", "За пригоршню долларов", "Хороший, плохой, злой", "Неприкасаемые", "Профессионал", "Малена", "Убить Билла" и "72 метра".
Дополнительная информация и фото в полиграфическом разрешении: официальная пресс-служба Эннио Морриконе в России - +7(095)961-24-20 (ИМА "Кушнир Продакшн", Августина Матвиенко, Денис Каргаев) cinema@kushnir.ru
С 11 по 13 июня в Стамбуле пройдут гастроли первой русской r'n'b группы DIVA. На одном из предстоящих концертов участницы проекта Карина и Люсине выступят вместе с национальной звездой Турции Сертаб Эренер, ставшей победительницей конкурса "Евровидение" в 2003 году. Молодые певицы не знакомы лично, но слышали музыку друг друга, после чего заочно приняли решение провести совместные летние гастроли по Европе.
"Победа в "Евровидении" - не показатель качества работы артиста, это политический конкурс, - комментирует Карина. - Но Сертаб действительно талантливая певица, к тому же - очень зажигательная! Думаю, вместе мы будем просто взрывать залы!"
14 июня в клубе Б2 состоится презентация нового альбома группы "Умка и Броневичок" "600". Название альбома - прямая аллюзия на известный анекдот: "Приборы?" - "600!" - "Что 600?" - "А что приборы?". На этой строчке построена титульная песня диска, которая посвящается Бобу Дилану. Все композиции, вошедшие в альбом - новые, самая старая из них написана летом 2004 года.
"Странный был период, все вокруг рушилось, умирало и рождалось одновременно, как у Воннегута в романе "Времетрясение", - говорит Умка - и я надеюсь, что это странное, жесткое и великолепное состояние зафиксировалось на диске".
Адрес клуба "Б2": ул. Б.Садовая, 8, ст. м. "Маяковская"