Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Факты:

ПЛАЧЕВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В МАРОККО

Автор: Редуан ТАУИЛЬ

Ремесленники

В своем известном романе <Кандид> Вольтер изобразил одного из главных персонажей по имени Панглосс как символ слепого человеческого оптимизма. Невзирая на муки и бедствия людей, проявления жестокости и несправедливости в окружавшем его мире, Панглосс не переставал утверждать, что <всё идет к лучшему в этом лучшем из миров>. Мысли об этом литературном герое невольно приходят в голову, когда слушаешь официальные заявления министерства финансов Марокко о результатах проводимой им экономической политики. Согласно данным министерства, макроэкономические показатели за период с 1998 по 2003 гг. свидетельствуют о значительном улучшении ситуации в экономике страны. Среднегодовой экономический рост с 1998 по 2002 год составил 3,9%, в то время как с 1993 по 1997 год этот показатель составлял всего 2,6%. Годовой темп инфляции был доведен до 1,6%, тогда как раньше он превышал 4,1%. Дефицит государственного бюджета в среднем снизился с 3,2% до 2,4%. Показатели за 2003 год также указывают на сохранение макроэкономической стабильности в стране.

Тем не менее, если учитывать последствия, к которым привела политика бюджетного ограничения и снижения темпов инфляции с точки зрения экономического роста, занятости и общественного благосостояния, то следует полностью пересмотреть такую хвалебную оценку результатов политики правительства и экономической ситуации в стране. Следует признать, что сегодня в Марокко сохраняется огромный разрыв между тем, что происходит в реальности, для которой характерна квазистагнация производства, массовая безработица и абсолютная бедность населения, и радужными оценками чиновников результатов проводимой ими экономической политики.

Снижение темпов инфляции ведет к спаду производства

Политику снижения темпов инфляции до уровня ниже 2% годовых оправдывают тем, что стабильные цены позволяют предприятиям лучше контролировать и прогнозировать издержки производства, что благоприятно сказывается на их инвестиционных решениях, ведет к экономическом росту и сокращению безработицы. Более того, строгое соблюдение данного правила органами денежно-кредитного регулирования якобы позволяет им завоевать доверие населения и гарантирует стабильность ценовых ожиданий хозяйствующих субъектов. Однако, если обратить внимание на неизбежные результаты подобной политики, становится очевидным, что вызванные ею издержки намного превосходят извлекаемые выгоды. Например, высокий уровень реальной ставки процента, установленный с целью поддержания стабильности общего уровня цен, оказывает двойное отрицательное воздействие на частные инвестиции: (1) увеличивает финансовые расходы предприятий-должников, что понижает их рентабельность; (2) подавляет желание предприятий инвестировать в расширение производственных мощностей. Таким образом, ограничительная логика денежно-кредитного регулирования идет вразрез с интересами предприятий, которых лишают свободного доступа к кредитам, а также с интересами безработных, численность которых во многом зависит от объемов инвестиций на предприятиях.

Стабилизация цен посредством инструмента ставки процента не имеет под собой оснований, поскольку в нынешних условиях Марокко расширение совокупного спроса не приведет к росту инфляции. Дело в том, что в условиях безработицы и неполного использования производственных мощностей послабление бюджетных ограничений на предприятиях не сможет привести к росту цен. Понижение Центральным банком страны своих кредитных ставок, наблюдаемое в течение последних трех лет, не оказало никакого положительного влияния на объемы финансирования экономики. Доступ к кредитам по прежнему остается дорогим в силу того, что банки слабо реагируют на понижение ставки рефинансирования Центрального банка и продолжают политику ограничения при предоставлении займов предприятиям.

Слишком низкий уровень инфляции не может рассматриваться как положительное явление, так как он препятствует достижению полной занятости труда и стимулированию прочих факторов производства. Предприятия, работающие в условиях снижения цен на свою продукцию и жесткой ценовой конкуренции, будучи не в состоянии существенно снизить издержки производства, вынуждены сокращать количество рабочих мест. Умеренная инфляция, наоборот, может иметь положительный эффект. Благодаря облегчению финансового бремени предприятий за счет понижения реальных ставок процента она может стимулировать текущее и новое производство, что дает дополнительные рабочие места. При таких экономических механизмах существующая денежно-кредитная политика, направленная исключительно на поддержание стабильного уровня цен, приводит к неоправданным потерям с точки зрения занятости и экономического роста. Сегодня государство неукоснительно соблюдает свои обязательства по поддержанию стабильности цен: за последние пять лет темпы инфляции в среднем упали на 1,5%. Однако подобная добросовестность наших органов денежно-кредитного регулирования является экономически неэффективной. Увеличение инвестиций и темпов роста экономики, которое власти рассчитывали получить благодаря проведению ценовой стабилизации, пока не наступило. Инвестиционный спрос остается низким. Инвестиции в основной капитал в 2003 году едва достигли 23,5% от валового внутреннего продукта (ВВП), в то время как в 1999 они составляли 23,7%. Этот показатель продолжает сильно зависеть от притока внешних инвестиций, который стимулируется исключительно за счет приватизации государственных активов. При таких результатах остается лишь задаться вопросом, насколько обоснованной является антиинфляционная политика, которая лишает государство возможности проводить политику в соответствии со сложившейся экономической конъюнктурой?

Борьба с бюджетным дефицитом - научная бессмыслица

В сфере государственных финансов Марокко наблюдается сокращение дефицита бюджета, которое достигнуто благодаря жесткому ограничению расходов на инвестиции, поступлению доходов от приватизации государственной собственности и сокращению объемов внешнего заимствования. Бюджетная статья расходов на государственные инвестиции, постоянно сокращаемая вследствие высоких расходов по обслуживанию внешнего долга и содержанию бюджетных учреждений, в настоящее время сведена до минимума. В увеличении доходной части бюджета значительную роль сыграла продажа государственных активов частным инвесторам. Успешно была решена задача прогрессивного снижения уровня государственной задолженности: в течение 1998-2002 годов показатель соотношения государственного долга к ВВП был равен примерно 74,6%, а в 2003 году он снизился до 69,4%. Заметно сократился объем внешнего долга страны: его доля в ВВП составила менее 27% в 2003 году против 41% в 1997 году. Это снижение объясняется тем, что политика осуществления внешних займов была заменена на активное привлечение прямых иностранных инвестиций в государственные и частные предприятия Марокко, а также тем, что прошлые дорогостоящие займы были заменены на новые, менее дорогостоящие и предоставленные другими кредиторами. Вместе с тем доля внутреннего долга в ВВП значительно возросла с 38,2% в 1997 году до 72% в 2003 году.

На первый взгляд эти показатели кажутся вполне радужными. Однако экономическая реальность намного сложнее. Сокращение дефицита бюджета не всегда является положительным явлением. При этом, когда речь идет о необходимости устранения дефицита бюджета, политики зачастую прибегают к аргументам вненаучного характера, не имеющим под собой никакого научного обоснования. Как правило, они проводят аналогию между государственной казной и семейным бюджетом. Мол, бюджетом следует управлять так же, как заботливый отец семейства должен управлять бюджетом своей семьи. Перед очередным повышением налогов или сокращением расходов нередко приходится слышать, что <все должны жить по средствам, в том числе и государство!>. Обыденные представления, согласно которым следует избегать долгов и ограничивать себя в расходах, неосознанно или в целях пропаганды переносятся на уровень всего государства. Без всякого научного основания эти житейские установки, имеющие смысл на уровне людей, берутся за основу при управлении целой системой - государством, которому предписывается увеличение доходной и сокращение расходной части бюджета при любой экономической конъюнктуре, даже в тех случаях, когда подавляющая часть населения пребывает в глубокой нищете.

Политика снижения бюджетного дефицита до уровня ниже 3% от ВВП предполагает наложение больших ограничений, ведущих к тяжелейшим последствиям. Сводя бюджетную политику к обычной бухгалтерии с подсчетом сальдо государственных финансов, правительство лишает себя двойственной функции экономического регулирования и перераспределения доходов. Заставляя себя руководствоваться принципами бюджетной дисциплины, несмотря на потрясения, которым постоянно подвергается экономика, руководство страны лишает себя возможности использовать бюджет в качестве инструмента управления экономической конъюнктурой, т.е. сокращения амплитуды колебаний уровня деловой активности. В условиях низкой деловой активности неукоснительное соблюдение бюджетной дисциплины неизбежно ведет к принятию мер по сокращению сначала государственных, а затем и частных расходов, что в свою очередь ведет к еще большему углублению экономического спада.

Государственные органы, отвечающие за бюджет, налагают на себя бессмысленные ограничения. Сокращение доли внешнего долга в ВВП дает государству прекрасную возможность развязать себе руки в управлении государственным бюджетом. Специфика внутреннего долга, за счет которого можно финансировать дефицит бюджета, и его отличие от внешнего долга заключается в том, что он не является долговым бременем для страны. Важность внутреннего долга состоит не в его объемах, а в его роли перераспределителя доходов между производителями, кредиторами и государством посредством налоговых отчислений. Дефицит государственного бюджета может повысить деловую активность отечественных производителей через повышение расходов на государственные инвестиции. Вопреки устоявшемуся мнению, финансирование этих расходов не будет вытеснять частные инвестиции, поскольку в банковской системе сегодня наблюдается переизбыток ликвидности. Другими словами, в стране есть кредитные ресурсы и есть спрос на них, но механизмы рынка не в состоянии наладить прочную связь между ними. В таком случае роль катализатора частных инвестиций должно взять на себя государство. Жесткая же бюджетная политика лишает экономику потенциальных доходов и разрушает условия для будущего экономического роста. Более того, она не оставляет места политике перераспределения доходов, смысл которой заключается в смягчении последствий социального неравенства в обществе. Во имя сокращения дефицита бюджета, критерия, не имеющего под собой никакого научного обоснования, бюджетная политика становится краткосрочной и недальновидной, а исполнительная власть связывает себя ограничениями, препятствующими полноценному использованию экономического потенциала страны, и не позволяют государству выполнять свои социальные функции.

Что посеешь, то и пожнешь

Действия государства по снижению инфляции до 2% и дефицита государственного бюджета до уровня ниже 3% от ВВП в итоге привели к слабому росту экономики и массовой безработице, что указывает на неэффективность политики ограничительной стабилизации.

По поводу динамики роста марокканской экономики можно отметить, что в период с 1998 по 2003 год наблюдается крайне слабый экономический рост. Рост реального ВВП на душу населения между 1984 и 1991 годами составил 2,5% и продержался на уровне 1% с 1998 по 2002 год. В то время как в 2003 году он составил 5,2%, в основном благодаря производству аграрных и добывающих отраслей. Если не учитывать вклад сельского хозяйства, то этот рост не превышает 3,2%. Масштабы безработицы остаются огромными. Средний национальный уровень безработицы равен 11,6%, однако городская безработица в 2003 году составила 25%. В основном она распространена среди населения в возрасте 15-25 и 25-35 лет. Почти 54,5% безработных являются людьми, которые прежде никогда не выходили на биржу труда. Недобровольная безработица на самом деле намного выше официальных показателей, так как следует принимать во внимание все теневые виды занятости, оплачиваемые на уровне биологического минимума.

Уровень абсолютной бедности увеличился с 13% в 1991 году до 20% в 2002 году. Расходы 10% самой бедной части населения составляют менее чем 2,5% от общих расходов страны. Свыше 25% сельского населения живет за чертой бедности. Расходы 50% самых бедных домохозяйств составляют всего 24% от всех расходов населения. Уровень концентрации доходов свидетельствует о сильном социальном расслоении: 20% самых богатых домохозяйств обладают 55,4% от совокупного дохода страны, в то время как 20% самых бедных домохозяйств имеют право только на 4,1% от общего дохода. Период с 1998 по 2003 год является далеко не самым лучшим, так как в течение этого времени наблюдался недостаток деловой активности, а также ухудшение условий питания населения, доступа к здравоохранению и образованию.

Такие явления, как низкий совокупный спрос, сокращение государственных расходов на инвестиции и неполное использование факторов производства, тормозят рост экономики. Объем спроса на потребительские товары и услуги продолжает оставаться низким из-за неравенства в доходах населения и оплаты труда на уровне биологического минимума. Слабые государственные инвестиции, неспособные оказать положительное влияние на уровень занятости и доходов, являются причиной нехватки эффективного спроса, что приговаривает экономику страны на бесконечное пребывание в порочном кругу экономической слаборазвитости, то есть в состоянии, при котором слабая деловая активность и массовая безработица ведут к стагнации производства и не дают экономике возможность воспользоваться своими резервами роста и занятости. В силу своих негативных последствий политика жесткого бюджетного ограничения не только препятствует развитию экономики, но и ограничивает доступ населения к основным гражданским свободам. Лишая население базовых средств к существованию, она приводит к ситуации, когда формально существующие права в реальной жизни теряют для граждан страны всякий смысл.

Досадная арифметика результатов проводимой в Марокко денежно-кредитной и бюджетной политики приводит к невеселым выводам. Мы полагаем, что для стимулирования деловой активности в стране политикам необходимо взять на вооружение экономическую политику, которая в состоянии действенно решить проблемы роста экономики и сокращения безработицы. Если руководство Марокко, отвечающее за экономическую политику страны, будет и дальше упорствовать в проведении политики жестких бюджетных ограничений, то решение старого как мир вопроса о том, <что значит жить хорошо?> будет вновь отложено на неопределенно долгое время.


Редуан ТАУИЛЬ, д.э.н., профессор Гренобльского университета.

Перевод Нурадила РАИМБЕКОВА, магистранта экономики Гренобльского университета.


Обсудить на форуме >>

Источник:   www.pr.kg/
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 02.07.2005 10:25:02


[Другие статьи раздела "Факты"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4583
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: