Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: История очевидцев:

ПАГУБНЫЕ ИДЕИ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ

Автор: Редуан Тауиль

Эта статья написана и переведена по инициативе Всемирной академии молодых ученых в числе которых член исполнительного комитета академии Чингиз Шамшиев. Цель публикации - ознакомить кыргызстанцев с идейными корнями и практическими последствиями экономической политики, основанной на соблюдении властями жестких правил сокращения инфляции и дефицита бюджета. Материал рассчитан, прежде всего, на молодежь, особенно на ту ее часть, которая интересуется вопросами, связанными с проведением в Кыргызстане на протяжении всего периода независимости экономической политики жестких ограничений. В этом отношении размышления известного французского ученого, признанного специалиста в вопросах макроэкономической политики, представляют для нашей аудитории несомненный интерес.
В 2004 году Нобелевская премия по экономике была присуждена двум экономистам - Финну Кидленду (Норвегия) и Эдварду Прескотту (США) за их вклад в разработку проблем экономической политики. Основным результатом их научных исследований является идея, что политика конъюнктурного регулирования не имеет никакого смысла, поскольку является абсолютно неэффективной. Согласно мнению ученых, если в своих прогнозах предприятия и домохозяйства наилучшим образом используют информацию, которой они располагают, то есть, если они имеют рациональные ожидания, то экономическая система способна самопроизвольно, без всякого государственного вмешательства, приходить в состояние полной занятости всех производственных ресурсов, включая труд. В такой ситуации меры правительства в денежно-кредитной и бюджетной сферах не способны оказывать положительное воздействие на уровень занятости и благосостояния в стране. Правительство должно ограничить свои действия политикой, которая сводится к выбору и неукоснительному соблюдению ясных, четко определенных, понятных и полностью прозрачных для населения правил поведения. В целях создания условий для экономической стабильности такая политика должна завоевать доверие хозяйствующих субъектов, убедив их в том, что правительство будет строго следовать этим правилам и не отступится от них.
Что может быть общего между предписаниями этих маститых ученых и странами, пребывающими в состоянии глубокого экономического спада? Ознакомившись со статьями нобелевских лауреатов, насыщенными бесчисленными уравнениями, любой неискушенный человек, скорее всего, придет к мысли, что между теоретическими выкладками этих ученых и экономиками стран, таких, к примеру, как Марокко, нет абсолютно ничего общего. Однако такой вывод будет ошибочным. На самом деле, экономическая политика в Марокко, как и во многих других странах мира, в которых проводится жесткая политика борьбы с инфляцией и сокращения бюджетного дефицита, находится под огромным влиянием моделей Кидленда и Прескотта. И это является ярким свидетельством того, насколько эффективно идеи ученых, особенно наиболее титулованных из них, могут влиять на жизнь обычных людей.

Жесткие правила и гибкий подход. О чем идет речь

В экономической науке проводят различие между экономической политикой, основанной на жестких, зараннее оглашенных и законодательно закрепленных правилах, которым должны следовать правительство и центральный банк, и политикой конъюнктурного регулирования, предполагающей свободные действия властей. Первый тип политики отличает незыблемость, неизменность во времени и отсутствие гибкости. Конъюнктурная экономическая политика, наоборот, предполагает гибкие и заранее не определенные решения властей, которые в каждый отдельный период принимаются с учетом текущего состояния экономики страны.

Утверждение о неэффективности конъюнктурной экономической политики основано на идее, что действия властей с учетом текущей экономической ситуации не приведут к положительным результатам в случае, если хозяйствующие субъекты будут делать рациональные прогнозы относительно будущей политики государства. По утверждению Кидленда и Прескотта, хозяйствующие субъекты способны прогнозировать будущий ход событий на основе обширной информации и правильного понимания механизмов функционирования экономики. Если экономические субъекты в состоянии предвидеть будущие действия государственных органов, то меры, предпринимаемые государством с учетом текущей ситуации в экономике, будут неэффективными. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, осведомленные о способности правительства отходить от ранее взятых им обязательств, будут принимать свои решения таким образом, что понятие эффективности гибких государственных решений потеряет всякий смысл.

В качестве иллюстрации приведем пример с защитой прав интеллектуальной собственности. Для развития инновационных процессов Агентство интеллектуальной собственности может способствовать принятию законов, защищающих права собственников изобретений. Подобная политика государства вполне эффективна на момент ее оглашения и может стимулировать инновационные проекты. После того, как осуществлены инвестиции в разработку новых технологий и получены конкретные результаты, наиболее оптимальной политикой для властей станет отмена авторских прав, так как это позволит другим производителям свободно перенять новые технологии. Разумеется, власти сумеют одновременно обеспечить технический прогресс и дешевое распространение технологий только в том случае, если инвесторы, финансирующие инновационные проекты, не предвидят такой поворот событий с самого начала. Если же инвесторы будут изначально осведомлены о вероятности подобных действий со стороны государства, они не пойдут на вложение средств в инновации даже при наличии всех необходимых законов. Они будут понимать, что их права не будут соблюдены. В итоге власти смогут обеспечить создание новых технологий только при проведении политики, основанной на полном доверии инвесторов, тогда как конъюнктурная политика, рассчитывающая на недальновидность хозяйствующих субъектов, провалится с самого начала по причине их осведомленности.

Экономическая политика жестких правил. Предписания лауреатов

Применяя подобный подход для анализа проблем экономической политики, Кидленд и Прескотт пришли к выводу, что осуществление правительством стимулирующей конъюнктурной политики ведет к снижению уровня общественного благосостояния. Согласно ученым, государство должно отдать предпочтение заранее заданным, жестким правилам действий в условиях рациональных прогнозов частных хозяйствующих субъектов.

В упрощенном виде рассуждения Кидленда и Прескотта имеют следующий вид. Предположим, что органы денежно-кредитного регулирования берут на себя обязательства по обеспечению официально заявленного уровня инфляции. Полагая, что в своих расчетах и контрактах хозяйствующие субъекты руководствуются этим уровнем инфляции, власти ради сокращения безработицы могут пойти на превышение темпа инфляции сверх официально заявленного уровня. Другими словами, они могут сначала заявить общественности о намерении сдерживать инфляцию, но на самом деле проводить расширительную денежно-кредитную политику для стимулирования инвестиций и увеличения занятости населения. По мнению нобелевских лауреатов, следствием такой политики будет рост цен и потеря всякого доверия со стороны населения относительно способности исполнительной власти управлять темпами инфляции. Поскольку хозяйствующие субъекты не могут постоянно быть застигнутыми врасплох неожиданными действиями органов денежно-кредитного регулирования, они будут вынуждены пересмотреть свои прогнозы-ожидания и отныне включать в них вероятность того, что правительство не сдерживает своих обещаний. Таким образом, стимулирующая политика государства приведет к росту инвестиций и занятости населения только один раз. В дальнейшем она столкнется с отсутствием всякого доверия хозяйствующих субъектов к органам экономического регулирования. Экономические субъекты будут ожидать высоких темпов инфляции, в итоге цены на самом деле будут расти, что вызовет спад инвестиций, снижение занятости и покупательской способности населения.

Во избежание подобных последствий правительство должно заботиться о сохранении доверия населения относительно проводимой им экономической политики. Во-первых, ему необходимо установить и неукоснительно следовать определенным правилам поведения вне зависимости от текущей экономической ситуации. Правительство должно отказаться от своих полномочий проводить свободную экономическую политику и высказаться в пользу закрепленных законами или соглашениями жестких правил. По мнению Кидленда и Прескотта, только с помощью подобных институциональных ограничений можно стабилизировать и сделать оптимистичными ожидания хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, необходимо утвердить принцип независимости Национального банка. Дело в том, что накануне выборов правительство может пойти на повышение темпов инфляции сверх ранее оглашенного уровня для краткосрочного стимулирования деловой активности, необходимого для привлечения на свою сторону электората. Во избежание таких действий со стороны властей проведение денежно-кредитной политики необходимо передать в распоряжение независимого от правительства Национального банка, основной целью которого является обеспечение стабильности цен в экономике. Поскольку в таких условиях невозможно использовать рост цен для стимулирования занятости, целью денежно-кредитной политики будет исключительно сокращение или стабилизация темпов инфляции.

В-третьих, следование жестким правилам денежно-кредитной политики и создание независимого центрального банка не являются достаточными мерами для борьбы с инфляцией. По мнению нобелевских лауреатов, расширительная бюджетная политика (увеличение расходов, понижение налогов, дефицит бюджета) воспрепятствует сокращению инфляции независимыми органами денежного регулирования. Если правительство решает увеличить объемы своих расходов при помощи внутренних займов, вытекающая отсюда динамика внутреннего государственного долга в итоге приведет к дополнительной денежной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита. Другими словами, центральный банк будет вынужден выкупить долговые обязательства правительства или повысить уровень банковской ликвидности, что обязательно приведет к инфляции. При расширительной бюджетной политике, учитывая увеличение дефицита бюджета и внутреннего государственного долга, частные хозяйствующие субъекты будут ожидать со стороны властей отказа от ограничительной денежно-кредитной политики и, следовательно, увеличения уровня инфляции. Если хозяйствующие субъекты ожидают инфляцию, она на самом деле произойдет, что приведет к спаду инвестиций и росту безработицы.

Во избежание этого правительство должно строго соблюдать правило равенства между доходами и расходами бюджета при управлении государственными финансами. Для наведения порядка в ожиданиях хозяйствующих субъектов государство должно неукоснительно следовать правилу нулевого дефицита бюджета, так как соблюдение бюджетной дисциплины является важным условием для достижения стабильности цен.

Итак, регулирование уровня деловой активности не может осуществляться инструментами конъюнктурной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Согласно Кидленду и Прескотту, экономика способна самопроизвольно приходить в состояние рыночного равновесия благодаря механизму свободного предпринимательства и ценообразования. Если всё же в условиях свободного рынка и отсутствия стимулирующей политики государства наблюдается уровень безработицы, то это может быть только добровольная безработица, являющаяся результатом того, что трудоспособное население не желает работать и предпочитает отдыхать.

Экономика Марокко расплачивается за необдуманный выбор

"Их работы не только повлияли на характер экономических исследований, они также оказали огромное влияние на практику проведения экономической политики, в частности, денежно-кредитной политики, во многих странах мира в течение последних десяти лет",- считает Королевская академия наук Швеции. Ситуация с выбором денежно-кредитной и бюджетной политики в Марокко представляет собой наглядный пример того, каким влиянием пользуются идеи этих нобелевских лауреатов. Экономическая политика, проводимая в Марокко с 1998 года, основывается на твердых правилах и оправдывается тем, что соблюдение правил якобы позволяет стабилизировать прогнозы хозяйствующих субъектов. Центральный банк Марокко заявляет, что его главной задачей является стабилизация инфляции на уровне, не превышающем 2%. Правительство страны наложило на себя правило максимального дефицита бюджета, уровень которого не должен превышать 3% к ВВП. По мнению руководства страны, сведение экономической политики к неукоснительному соблюдению этих правил должно способствовать созданию стабильной экономической среды и таким образом облегчить прогнозы инвесторов. Правительство страны считает, что ограничительная денежно-кредитная политика способствует лучшему контролю и прогнозированию хозяйствующими субъектами своих производственных издержек, что благоприятствует принятию инвестиционных решений на предприятиях, экономическому росту и сокращению безработицы. В свою очередь, строгая бюджетная политика позволяет устранить инфляционные ожидания и снизить ставки процента на рынке капиталов, что также способствует экономическому росту.

Анализ экономической ситуации в Марокко показывает, что экономическая политика соблюдения жестких правил является крайне неэффективной. Промежуточные цели снижения дефицита государственного бюджета и темпов инфляции достигаются в ущерб основной, конечной цели экономической политики - экономическому росту. Об отрицательных результатах проводимой денежно-кредитной и бюджетной политики, основанной на фиксированных, не зависимых от политиков правилах, свидетельствуют слабый экономический рост и массовая безработица в Марокко. С 1998 по 2003 годы реальный рост ВВП на душу населения не превысил отметки в 1%. Если национальный уровень безработицы за этот же период составил 12%, то городская безработица превысила 25% от трудоспособного населения.

Правила сокращения инфляции и дефицита бюджета загоняют экономику в порочный круг

Результаты политики соблюдения правила сдерживания инфляции в Марокко показывают, что связанные с ней издержки намного превышают извлекаемые благодаря ей выгоды. Высокий уровень реальной ставки процента, устанавливаемый для обеспечения стабильности цен, имеет двойное отрицательное воздействие на инвестиции частного сектора. С одной стороны, высокие ставки процента, означающие высокую стоимость кредита, подавляют желание предпринимателей осуществлять проекты по расширению производственных мощностей. С другой стороны, это увеличивает финансовое бремя предприятий, уже имеющих в своем пассиве задолженность перед кредиторами, что доводит некоторые из них до состояния банкротства. Подобное явление больше всего распространено среди предприятий малого и среднего бизнеса. Перед лицом возможного банкротства заемщиков банки вынуждены создавать страховые резервы по каждому сомнительному кредиту, что вынуждает их устанавливать непомерно высокие ставки процента и таким образом лишать многих заемщиков доступа к кредитам. Экономика попадает в порочный круг: центральный банк увеличивает ставки процента, предприятия попадают в тяжелое положение, их пассив обременяется сомнительными долгами, это вынуждает банки увеличивать объемы страховых резервов, то есть выводить деньги из оборота и увеличивать свои издержки, что в свою очередь вынуждает их еще больше увеличивать стоимость предоставляемых кредитов.

Правительство Марокко неукоснительно соблюдает свои обязательства по поддержанию стабильности цен: за последние пять лет темпы инфляции в среднем упали на 1,5%. Однако, подобная добросовестность наших органов денежного регулирования является экономически неэффективной. Увеличение инвестиций и темпов роста экономики, которое власти рассчитывали получить благодаря проведению ценовой стабилизации, пока остается очень слабым. Инвестиционный спрос остается низким. Инвестиции в основной капитал в 2003 году едва достигли 23,5% от валового внутреннего продукта (ВВП), в то время, как в 1999 г. они составляли 23,7%. Этот показатель продолжает сильно зависеть от притока внешних инвестиций, который стимулируется исключительно за счет приватизации государственных активов. Именно политика ограничения совокупного спроса, проводимая совместно центральным банком и министерством финансов, является причиной сдерживания внутренних частных инвестиций, а не разного рода помехи рыночных информационных сигналов, порождаемые инфляционными процессами. Сама по себе стабильность цен не в состоянии решить проблему доверия со стороны инвесторов.

В сфере государственных финансов Марокко соблюдение правила сокращения дефицита бюджета требует жесткого ограничения расходов в рамках программы государственных инвестиций, получения доходов от поспешной распродажи государственной собственности и резкого сокращения объемов внутреннего государственного долга. Сводя бюджетную политику к обычной бухгалтерии с подсчетом сальдо государственных финансов, правительство лишает себя функции перераспределения доходов. Заставляя себя руководствоваться принципами бюджетной дисциплины, несмотря на потрясения, которым постоянно подвергается экономика, руководство страны лишает себя возможности использовать бюджет в качестве инструмента управления экономической конъюнктурой. В условиях слабого экономического роста, неукоснительное соблюдение бюджетной дисциплины неизбежно ведет к принятию мер по сокращению совокупного спроса, что в свою очередь ведет к еще большему экономическому спаду.

Слово в защиту гибкой экономической политики

Политика снижения уровня инфляции, проводимая вне зависимости от экономической конъюнктуры, приводит к спаду объемов производства из-за появления слишком жестких бюджетных ограничений на предприятиях. Если в экономике имеются свободные финансовые ресурсы, органам денежно-кредитного регулирования следует использовать свои полномочия для стимулирования предложения этих кредитных средств. Отметим, что в условиях слабого совокупного спроса и массовой безработицы расширительная денежно-кредитная политика не приведет к сильному росту цен. Вместе с тем, не следует бояться инфляции, так как в умеренных масштабах она может облегчить финансовое бремя предприятий благодаря снижению уровня реальных ставок процента, что позволяет увеличить объемы текущего и нового производства, а значит, и количество новых рабочих мест на предприятиях. Политика плавающего уровня инфляции является более подходящей для решения проблем, связанных с избыточной ликвидностью банков и потребностью предприятий в банковских займах для закупки оборудования.

Гибкость в управлении государственными финансами способна адаптировать решения правительства к изменениям экономической конъюнктуры. В условиях массовой безработицы расширительная бюджетная политика может устранить нехватку совокупного спроса, не вызывая роста цен на товары и услуги. Сокращение доли внешнего долга в ВВП и наличие свободных финансовых ресурсов в банковской системе дают правительству прекрасную возможность развязать себе руки в управлении государственным бюджетом. Использование механизма дефицита бюджета, финансируемого за счет внутренних заимствований, является эффективным инструментом политики как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельных предприятий. Благодаря дефициту бюджета можно увеличить уровень деловой активности, поддерживать уровень совокупного спроса на продукцию частного сектора, улучшить ожидания предприятий относительно получения прибыли в будущем и создать необходимые ресурсы для их последующего самофинансирования.

Политика соблюдения жестких правил и политика гибкого конъюнктурного регулирования не являются взаимоисключающими. Жесткие правила, дающие отрицательные результаты, должны уступить место гибким правилам, основанным на "вилочных" показателях, т. е. диапазоне величин, ширина которого учитывает неопределенность окружающей среды и необходимость ответных действий в ответ на экономические шоки. Решения в области экономической политики должны пересматриваться при любых конъюнктурных изменениях, что оправдывает необходимость сохранения в руках правительства свободы действий при проведении денежно-кредитной и бюджетной политики. Такой пересмотр действий должен рассматриваться частными хозяйствующими субъектами не как самовольные решения властей, наносящие урон экономике в интересах определенных групп людей, а как необходимые приспособления к постоянно меняющимся условиям. Проведение экономической политики должно основываться на правилах, сохраняющих в руках исполнительной власти свободу действий, которая необходима для регулирования уровня деловой активности в стране.

Слово в защиту в демократии

"Деньги имеют слишком большое значение, чтобы доверять управление ими политикам",- таково в общих чертах интеллектуальное послание нобелевских лауреатов. Однако данное утверждение сопряжено с одной важной проблемой. Дело в том, что подчинение экономической политики жестким, независимым от коньюктуры правилам, по сути, означает откат от принципов демократии. Действительно, если политики являются представителями электората, то ограничение или устранение их влияния на проведение экономической политики означает образование пропасти между гражданским населением и экономической политикой страны. Другими словами, сведение экономической политики к соблюдению незыблемых правил поведения лишает граждан возможности путем диалога и выборного механизма определять такой экономический курс страны, который им кажется наиболее подходящим. Ведь, в конечном итоге, единственным источником власти в демократическом государстве является народ.

По мнению Кидленда и Прескотта, решения о целях и инструментах экономической политики должны приниматься за пределами сферы открытых демократических дебатов. Неприкосновенность таких правил, как максимальный уровень инфляции в 2% и дефицита бюджета в 3% является ярким примером ограничения демократии. Выходит, что идеи экономистов воздействуют не только на уровень доходов граждан, но и на их положение в плане гражданских прав и свобод. В связи с этим уместно вспомнить слова Амартии Сэна, нобелевского лауреата по экономике за 1998 год: "Общественные дилеммы могут быть решены только благодаря государственному управлению, которое основано на гражданском участии, диалоге и открытых дебатах. Одностороннее принятие решений, даже если оно основано на рекомендациях лучших в мире экспертов, не может дать положительных результатов". Другими словами, экономика имеет слишком большое значение, чтобы ее полностью отдавать в руки экспертов.

Редуан Тауиль, доктор экономических наук, профессор Гренобльского университета

Перевод Нурадила Раимбекова, магистранта экономики Гренобльского университета


Обсудить на форуме >>

Источник:   www.pr.kg/
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 01.08.2005 19:16:05


[Другие статьи раздела "История очевидцев"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4583
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: