Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Факты:

ДИСКРЕТНЫЙ СОННИК: ПОЛЕТЫ, СОН И ЯВЬ...

Сегодня в выпуске:


  • Полеты во сне


  • Полеты не во сне, а наяву


  • Полеты во сне и наяву







    Полеты во сне

    ПОЛЕТЫ ВО СНЕ

    Знаете ли вы, что можно научиться летать во сне лишь за один день?
    И для этого вам потребуется только воображение и сила воли.

    Многие люди начинают понимать, что они видели сон, только после того, как окончательно проснулись. Те, которые отдают себе отчет в том, что видят сон, могут в прямом смысле управлять своими сновидениями и изменять их содержание: например, поговорить с Эйнштейном, жениться на кинозвезде или же представить себя суперменом.

    После десятилетних исследований полетов во сне, два психолога - Стефан Ляберж из Стэндфордского университета и Джейн Гакенбах из Университета в Альберте (Канада) - разработали серию упражнений, цель которых - помочь людям, видящим сны, осознать, что это сон, а тем, кто осознает это - обрести власть над ночными видениями. Они смогут быть участниками интересных увлекательных приключеннн, которые вряд ли могут осуществляться в реальной жизни. Эти упражнения улучшают самоконтроль и способствуют развитию личности.

    Сталкиваясь со страхом и обучаясь тому, как найти выход из неприятной ситуации, можно справиться с ночными видениями.

    Психологические видения показали: существует устойчивая взаимосвязь между сном и биологической работой тела - значит, научившись контролировать сновидения, можно улучшить и свое здоровье. Следовательно, контроль за сновидениями позволит подключаться к новому источнику энергии - нашему подсознанию, и это поможет при решении самых различных проблем.

    Для желающих овладеть загадочным миром сна предлагаем несколько упражнений. Чтобы достигнуть ощутимых результатов, рекомендуется повторять их как можно чаще в течение двух недель. Одним потребуется всего лишь день тренировок, другим - несколько недель.

    При помощи нескольких упражнений вы сможете овладеть техникой контроля за миром ваших сновидений. Первое упражнение заключается в том, что в течение дня вы должны несколько раз задать себе вопрос, не спите ли вы. И каждый раз пробовать найти доказательство тому, что вы действительно не спите.

    Испытайте на себе достаточно надежный тест, который приводится ниже. Возьмите книгу, внимательно прочтите одну-две страницы, потом отложите ее, посмотрите по сторонам, и снова прочитайте те же страницы. Если во второй раз вы получили точно такое же впечатление от прочитанного, как в первый, - значит, вы не спите. Доказав себе это, представьте, как вы занимаетесь вашим любимым делом. Затем мысленно прикажите себе: "Когда в следующий раз во сне я увижу кошмар, я хочу знать, что это сон". Суть этого феномена чрезвычайно проста. Включаются те же самые механизмы мозга, которые действуют, когда вы заранее напоминаете себе, какие покупки вам необходимо сделать.

    Обычно когда с людьми происходит нечто совершенно невероятное, они осознают, что видят сон.

    Если посреди ночи вы проснулись из-за того, что вы увидели странный сон, то для вас исключительно важно немедленно вернуться к нему на сознательном уровне. Теперь представьте себе, как вы даете себе отчет в том, что это был сон. Скажите себе самому: "Когда в следующий раз я увижу сон, я хочу запомнить его и разобраться во всем, что мне приснилось". Если намерение было ясным и сильным, то, уснув, обнаружите, что обрели способность контролировать свой сон.

    Многие люди, научившиеся управлять своими сновидениями, утверждают, что полет - это удивительный способ путешествовать, средство выбраться из бесконечных падений во сне и переключиться на сновидения другого типа.

    Почему же полеты во сне имеют такое большое значение? Во-первых, такая форма сновидений легко поддается сознательному контролю, дает человеку пьянящее чувство свободы. И, кроме того, это основной способ путешествия в мире сновидений. В течение двух следующих недель занятий уделяйте особое внимание полетам во сне. Если вы падаете, то попробуйте перейти из падения в полет. Помните, что во сне нет силы притяжения. А если вы направляетесь из одного места в другое, то попытайтесь взлететь и совершить небольшой полет. Это совсем несложное упражнение поможет вам осознать, что вы на самом деле видите сон.

    Как же заставить себя взлететь? Перед отходом ко сну несколько раз повторите про себя слова "Сегодня ночью я буду летать". И затем, пока еще не спите, попытайтесь представить себе ваш полет. Если пришло ощущение полета, значит, это сон.

    В любом случае, постарайтесь во сне припомнить, что вы хотите летать. Вы парите в воздухе? Скажите самому себе: "Это сон". Начните с малого. Пусть полет вначале длится недолго. А когда вы почувствуете уверенность в том, что научились контролировать свои сновидения, можете поставить перед собой более сложную задачу. Представьте, что бежите, подолгу зависая в воздухе, словно космонавт, прогуливающийся по поверхности Луны. Постарайтесь зависнуть в воздухе, а затем полететь на небольшой высоте.

    По мере укрепления уверенности в себе будет совершенствоваться и умение летать. Во сне попытайтесь набрать высоту, улучшить маневренность и увеличить скорость. Вы, конечно же, не сможете удариться - ведь вы спите. Как и в связанных со скоростью видах спорта, прежде чем набрать скорость, нужно полностью овладеть маневренностью и контролем за высотой. И, самое главное, не пугайтесь.

    Когда овладеете способностью летать во сне, задайте себе вопрос: "Как высоко я могу взлететь? Могу ли я перемещаться с такой скоростью, чтобы полностью отдаться этому ощущению?"

    Во время полетов постарайтесь постоянно отдавать себе отчет в том, что это происходит во сне. Тогда не будут одолевать страхи, а мир сновидения станет постепенно подвластен воле.

    Вам уже удается контролировать сновидение, но вы все же просыпаетесь среди ночи и не чувствуете себя способным придать снам ту форму, какую бы хотели. Тогда перейдите к третьему упражнению.

    За несколько лет исследований ученые Ляберж и Гакенбах обнаружили, что воображаемое вращение тела во сне помогает продлить период сна и достичь больших успехов в контроле за миром сновидений.

    Описанные ниже приемы позволяют увеличить продолжительность сна и дают возможность путешествовать в понравившихся мирах сновидений.

    Как и в упражнении с полетами, вращение начинается перед тем, как вы отойдете ко сну. Вначале решите, в какой эпохе вы хотели бы побывать и с какой личностью встретиться. Целью вашего фантастического путешествия может быть как реальная, так и выдуманная личность в настоящем, прошлом или будущем. Например, вы хотите нанести визит президенту Солнечной системы в 2990 году. Запишите и запомните цель вашего путешествия, личность и место, выбранное вами. Затем представьте себя у цели путешествия и твердо прикажите себе выполнить поставленную перед собой задачу сегодня же ночью.

    Только после пробуждения вы сможете отдать себе отчет в том, что посетили намеченное вами место и личность в непроизвольном сне.

    Однако напомним: вы должны стараться выполнять все упражнения, представленные в части первой данной статьи, и лишь затем переходить непосредственно к цели.

    Чтобы использовать технику вращения, необходимо несколько раз повторить фразу, где сформулирована цель путешествия. Представьте, что вы приняли вертикальное положение и развели руки по сторонам. После этого вращайтесь или делайте пируэты, и вы ощутите, что ваше тело находится в движении.

    Эти упражнения помогут во сне, когда вы вдруг почувствуете постепенное просыпание. Как только осознаете это, повторите последнее упражнение. По мере увеличения опыта контроля за сновидением вы научитесь возвращаться к выбранной цели сна, времени и месту.

    Вращаясь, постарайтесь запомнить, движетесь вы по часовой стрелке или же против нее.

    После того, как вы овладели описанной методикой, перед вами откроется мир творчества и во сне вы можете проверить правильность той или иной идеи, решить проблемы.

    Перед тем, как лечь в постель, решите, на какой вопрос вам бы хотелось получить ответ. Сформулируйте поставленную перед собой задачу в форме вопроса. Спросите у себя: "Какая тема моей будущей книги?", "Как мне стать менее стеснительным?", "Как поправить свое здоровье?".

    Определившись с вопросом, вы должны запомнить его. Было бы неплохо изложить его на бумаге. Перед отходом ко сну вспомните вопрос, и во сне представьте себе поиски ответа.

    Попытка окажется более удачной, если будет применяться непосредственный, прямой подход. Например, вы очень застенчивы, так постарайтесь во сне быть менее стеснительным. Если проблема связана со здоровьем, попробуйте вылечить себя во сне. Потом поразмыслите о том, как принятое во сне решение может отразиться на самой проблеме.

    Полезно также спросить у приснившихся людей, что они думают о вашей проблеме. Если вы хотите решить задачу по физике, то Альберт Эйнштейн, пожалуй, будет именно тем персонажем, которому стоит задать вопрос. Эту задачу следует совместить с вращениями и с полетами, используя их как способ перемещения, чтобы добраться до человека, с которым вы намерены поговорить.

    Изучайте мир снов, которые помогут вам найти ключ к решению проблем.

    http://tanic.boom.ru/kan2/kan33.html
  • В оглавление



    Полеты не во сне, а наяву



    Полеты не во сне, а наяву
    Это были, наверное, самые поразительные соревнования в истории. Группа мужчин со скрещенными ногами оторвалась от пола и воспарила над ним. Лица их не отражали и тени напряжения, а ведь они ниспровергли фундаментальный закон всемирного тяготения! Судейская коллегия фиксировала высоту подъема, превышавшую порой полметра. Уникальные фотографии и сообщения о состязаниях "летающих йогов" обошли печать всего мира. Кроме разве нашей страны.

    Победа человека над гравитацией, по утверждению последователей индийского ученого и мыслителя Махариши Махеш Йоги, может быть достигнута в результате упорных тренировок по разработанной им методике. Кое-кто в Индии и других странах принимает Махариши за фокусника экстра-класса, другие поддерживают его идеи, видя в них путь реализации огромных, еще неизведанных возможностей человека.

    Встретиться с самим знаменитым гуру мне так и не удалось. Он постоянно в отъезде - то за океаном, то в Европе. У себя на родине - в городке, названном его именем, бывает считанные дни в году. Поэтому знакомиться с доктором Махариши и его учением мне пришлось заочно. Впервые о нем заговорили в 1957 году. Тогда он поразил современников своей программой трансцендентальной медитации, а позднее - новым направлением, назван ным им "наукой творческого разума и технологией объединенного поля". Мысля глобально, он предложил также свой путь достижения дерзновенной цели - обеспечить здоровье всего населения Земли. В 70-х годах Махариши основал Международный университет в США и Европейский исследовательский университет в Швейцарии и ФРГ, где изучается деятельность человеческого сознания и мозга. Не успокоившись на этом, необычайно энергичный и предприимчивый Махариши вскоре создает Университет по изучению законов природы в Великобритании и еще один центр, на этот раз - ведических наук, отделения которого сейчас действуют в США, Голландии и Индии.

    Кто же он, доктор Махариши? Прежде всего вполне современный человек, интеллектуал, физик по образованию, признанный авторитет в области древнеиндийских философских учений. Идеи о помощи всему страждущему человечеству сочетаются в нем с прагматизмом делового человека. Выпускник университета в Аллахабаде, он в конце 50-х годов с весьма скромными средствами отправился в США. Благодаря большому интересу в этой стране к древнеиндийской философии, йоге, их прикладным направлениям Махариши быстро снискал известность. При финансовой поддержке состоятельных лиц он приступил к созданию сети специальных учебных и просветительных заведений. Большую поддержку Махариши оказали и некоторые известные американские ученые, подтвердившие его выводы о скрытых возможностях человеческого сознания.

    В 60-х годах под влияние Махариши неожиданно попали участники популярнейшей британской группы "Битлз". Правда, известно, что отношения между ними и гуру порой были довольно напряженными. Не нам судить - кто был прав. В Индии считают, что, путешествуя с "Битлз" по всему миру, Махариши многократно умножил личные капиталм которые затем использовал для создания своих учебных заведений в разных странах. Вычленить и отделить друг от друга филантропические и деловые черты, тесно переплетающиеся в этом человеке, - задача трудноразрешимая. Однако многое из известного о Махариши говорит о его подвижничестве, преданности своим идеям.

    Квинтэссенция идей доктора Махариши - учение о творческом разуме и объединенном поле. Он считает установленным существование некоего поля, согласующегося со всеми известными науке законами природы и общественного развития. Понять суть этого феномена трудно, поэтому ограничусь тем, что добросовестно процитирую слова из полученного мною в центре Махариши буклета. "Достижения квантовой физики, - говорится в нем, - демонстрируют унификацию всех частиц и сил природы в едином поле. Оно представляет всеобщий закон природы, по которому развивается жизнь на нашей планете и сообщество людей. Вступить в прямой контакт с объединенным полем, существование которого доказано современной наукой и ведами в древности, позволяет техника трансцендентальной медитации. Опыт и понимание такого поля позволяют создать новый базис для успешного обучения фундаментальным основам каждой науки".

    Ну как, все понятно? Не огорчайтесь, если нет. Чтобы постичь эту премудрость, необходимы основательные представления о древней индийской философии, принципах, на которых основана народная индийская медицина - аюрведа. Махариши считает, что вступать в контакт с полем и изменять уровень воздействия гравитации позволяют необычно высокая степень концентрации человеческого сознания, глубочайшая взаимосвязь нервной и физической деятельности человека. Это достигается путем медитации, основы которой заложены древним учением индийских йогов. Таковы краткие сведения об идеях доктора Махариши и о нем самом, почершгутые из индийской печати. Однако впервые мне довелось с ними познакомиться из других источников.

    ... Пришедшие к нам в отделение ТАСС в Дели летним днем 1986 года двое мужчин, казалось, не замечали изнуряющей жары. Строгие костюмы и тугие узлы галстуков, вежливые улыбки - такими запомнились мне посетители, от которых я впервые услышал о Махариши.

    Вевен Моррис, президент Международного университета в американском городе Фейерфилде, и его коллега прибыли в Индию для проведения международных соревнований "летающих йогов". Но это, так сказать, внешнее проявление учения Махариши. В числе же главных целей обучения по программе Махариши, как сообщили гости, - овладение глубокой умственной и физической релаксацией, при которой изменяется характер деятельности нервной системы.

    В результате улучшается здоровье обучаемого, достигается гармония с окружающей природой, повышаются творческие возможности человека. Более сложная программа носит название Сидхи. Она, по словам моих собеседников, помимо прочего, помогает благодатно воздействовать на общество. Признаюсь, для меня это прозвучало как фантастика - ведь описываемые события происходили в эпоху "до Кашпировского".

    Зримые же плоды таких занятий проявляются в "полетах йогов". Правда, Моррис признал, что в то время последователи Махариши в единоборстве с гравитацией достигли лишь первой стадии - стали чуть-чуть отрываться от опорной поверхности и незначительно перемешаться в пространстве. Однако он был уверен в прогрессе.

    Увы, соревнования в Дели закончились провалом. Заполненный до отказа стадион имени Индиры Ганди ждал чуда и гудел от нетерпения. Именно из-за этого ажиотажа, утверждали организаторы, "полеты" не получились: дикий шум на трибунах мешал ученикам Махариши концентрироваться, и они были вынуждены отказаться от поединка с гравитацией. Однако "частная" неудача не поколебала их веры в возможность успешного публичного выступления в недалеком будущем.

    А вот последователям гуру, собравшимся в июле 1986 года в Вашингтоне, сопутствовала удача. Участие в "Соревнованиях "летающих йогов" Северной Америки", состоявшихся, в столице США, приняли более десятка учеников Махариши. Вот как описывала их печать. Участники соревнований, занявшие исходное положение в "позе лотоса" на упругих матрасах, поднимались с них в воздух, не изменяя положения тела. Они скромно пояснили, что пока достигли лишь первой, предполетной ступени - своеобразных подскоков. Однако постепенно смогут овладеть второй и третьей ступенями - парением, а затем и полетом в прямом смысле этого слова.

    Некоторым, по их словам, такое уже удается, но без посторонних свидетелей. За тем же, что происходило в Вашингтоне, наблюдали более тысячи человек. Они были потрясены увиденным, но старались сдерживаться - награждать участников аплодисментами разрешалось только после окончания соревнований. Иначе йоги могли выйти из состояния глубокой ментальной концентрации. А делать это можно только постепенно, осторожно, чтобы не нанести ущерб здоровью.

    "Подскоки участников соревнований "летающих йогов" были впечатляющим зрелищем, - сообщило агентство АП. - Эти относительно молодые люди, находящиеся явно в отличной физической форме, сначала медитировали, сидя на матрасах со скрещенными ногами в "позе лотоса". Через некоторое время они начали подскакивать строго вертикально, а затем, не изменяя позы, прыжками передвигаться в воздухе над прорезиненной дорожкой, разостланной перед зданием "Конвеншн сэнтр". Далее корреспондент сообщал о зафиксированных результатах. 11,5 секунды потребовалось победителю для преодоления дистанции 25 метров с препятствиями высотой 8 дюймов (1 дюйм - 2,54 см). Лучший результат на 50-метровой дистанции - немногим более 23 секунд, в прыжках (мини-полетах!) в длину - почти 1,8 метра, в высоту - 60 сантиметров. Сенсационные соревнования в Вашингтоне породили много споров в научных кругах. А последователи Махариши выступили в связи с этим с публичными заявлениями об открытии огромных резервов человека, что подтвердили ряд авторитетных ученых - физиологов, медиков, физиков. Исследованиям, связанным с идеями Махариши, посвящены десятки докторских диссертаций, сотни научных докладов. По его программе в разных странах уже прошли обучение около трех миллионов человек.

    Повторю: для Махариши эффект преодоления гравитации и образовательные программы всего лишь начальный этап. Стратегическая же цель определяется девизом: мир без войн и болезней. "Человечество - это единая семья народов, которая больше не может жить в постоянном страхе перед угрозой войны и растущего терроризма", - подчеркивалось в одном из манифестов Махариши.

    Для спасения мира от уничтожения он считает необходимым достижение гармоничных отношений между отдельными людьми, нациями, народами и государствами на основе использования законов природы, сконцентрированных в объединенном поле. Путь предельно конкретен, хотя и эксцентричен. Нескольким группам людей в разных районах мира (по 7 тысяч учеников Махариши в каждой) предлагается одновременно путем медитации войти в контакт с объединенным полем и, опираясь на его законы, внушать правительствам, государственным и политическим деятелям мысль о необходимости отказа от войн и насилия. Не знаю, насколько эффективно средство, но выбранная цель, несомненно, благородна.

    Чтобы проверить действенность своей теории, Махариши и его последователи провели несколько таких экспериментов, продолжавшихся порою по нескольку лет. Их итоги обобщил Международный институт Махариши. Мне довелось ознакомиться с результатами одного из них. В документе утверждалось, что во время проведения эксперимента несколько улучшилась обстановка в мире, появились сдвиги в урегулировании региональных конфликтов. Была зафиксирована также взаимосвязь между выполнявшимися программами трансцендентальной медитации и уровнем преступности в некоторых американских городах наметилась тенденция к ее сниже- нию. Кроме того, в период групповой медитации статистика засвидетельствовала некоторое сокращение смертности, числа катастроф и даже известный спад потребления алкоголя и табачных изделий.

    Не упрекайте меня в пропаганде мистических химер. Во-первых, я лишь излагаю документ, с которым меня познакомили. А во-вторых, нам, жестко воспитанным на материалистической философии, в которую с трудом вписываются даже ставшие популярными телесеансы экстрасенсов, можно попробовать посмотреть на мир шире и раскованней. Сторонники Махариши отвечают скептикам так: сомнения надо отбрасывать - для защиты человечества не стоит пренебрегать никакими гуманными мерами.

    Пока идеи Махариши о спасении человечества не осуществились. Но подготовка к групповой медитации во имя мира в учебных заведениях Махариши не прекращается. Я имел возможность убедиться в этом, совершив поездку в город, носящий его имя.

    Езда из Дели в Махаришинагар на автомобиле занимает несколько часов. Но без предварительной договоренности в индийской столице попасть туда невозможно. Хорошо охраняемый город застроен двухэтажными жилыми корпусами - общежитиями студентов. Около 1200 юношей изучают здесь ведические науки. В местном госпитале, рассчитанном более чем на тысячу мест, больных лечат методами, основанными на традиционной индийской медицине - аюрведе. Тут же в хорошо оснащенных лабораториях тайны древних врачевателей переводятся на язык химических формул, воплощаются в физиотерапевтических комплексах.

    В центре городка возвышается голубой купол "Зала полетов". Это просторное чашеобразное помещение для занятий 7 тысяч (с этим числом мы уже знакомы) учеников Махариши по программе трансцендентальной медитации. Именно здесь по мере профессионального роста они должны превращаться в "летающих йогов".

    К сожалению, посмотреть самую эффектную часть тренировок - "полеты" мне не пришлось. И не только потому, что в то время строители еще не окончили отделку куполообразного сооружения. Как мне объяснили, даже ветераны Центра к моменту моего визита в Махаришинагар лишь приближались к овладению техникой полетов. Да и во всей Индии тогда еще не было людей, способных уверенно парить в воздухе. Любопытно, что последователи Махариши в США с присущей американцам целеустремленностью добились в этой области больших успехов. Не без горечи сообщив об этом, представители Центра пригласили меня посетить их городок через два года. Тогда - это было заявлено твердо - я смогу увидеть в воздухе сотни парящих студентов. Что ж, выберу время - проверю...

    - Наш городок - лишь один из созданных Махариши 75 центров для обучения трансцендентальной медитации, - сказал мне ближайший соратник основателя учения, выпускник физического факультета Делийского университета Брамачари Шайлендра. Несколько лет назад началась реализация программы, по которой основы медитации преподаются и в 200 индийских школах.

    - Чем привлекает студентов программа Махариши?

    - Регулярные медитации ведут к духовному и физическому возрождению человека, помогают полностью раскрыть все его возможности. Наши преподаватели - высококвалифицированные специалисты в разных областях знания. Практика показала, что подготовка, полученная студентами в центрах Махариши. позволяет им потом успешно учиться в любом университете мира. Несколько наших выпускников, например, стали недавно студентами престижного Гарвардского университета и по успехам в учебе превосходят многих сокурсников.

    Между тем в Махаришинагаре начинался учебный день. Студенты собирались группами на практические занятия, связанные с восприятием объединенного поля, которое описано тысячи лет назад в ведических трактатах как "поле чистого сознания". График занятий этим предметом весьма специфичен: от 5 до 15 минут утром и в полдень. Считается, что постижение этого загадочного поля помогает студентам максимально углубляться в изучение физики, химии и других общеобразовательных предметов. Махариши как бы приоткрыл завесу над процессами познания и творчества, чтобы указать ученикам кратчайший путь к овладению всем богатством знаний о мире.

    Молчаливым и прилежным юношам, за занятиями которых я наблюдал, этот путь еще только предстоял. Вначале был сеанс медитации, основанный на упражнениях йоги. Так они достигали состояния самоуглубленности, когда расслабляется весь организм и происходит усиленная работа мозга. Ученики предельно концентрировали внимание на восприятии слов преподавателя, добивались самоконтроля над расходом умственной и физической энергии. Затем последовала 20-минутная лекция по физике, прерывавшаяся показом учебных материалов по видеомагнитофону. Занятия завершились опросом студентов и общей дискуссией по теме урока. Учебная программа, как отметил Шайлендра, рассчитана на то, чтобы воспитать у студента самостоятельность, развить интеллект, укрепить нервную систему, делающую его невосприимчивым к стрессам. Одновременно поставлена цель добиваться хорошего физического развития, а в конечном счете - гармонизации всех сил человека.

    Войдя в один из кабинетов клиники в Махаришинагаре, я увидел новейшую аппаратуру для наблюдений за состоянием больных. Но это лишь вспомогательная техника, главное здесь другое - лечение на основе древнеиндийских трактатов. Тысячелетний опыт таких систем врачевания, как аюрведа, сидха, натуропатия, методы, заимствованные у йогов, в этой клинике - равноправные партнеры современной медицины.

    С любопытством наблюдал я за обследованием пациента. Слушая пульс больного, врач рассказывал о его явных и скрытых недугах. Это принцип, если хотите - психотерапия: уверенная постановка диагноза в самом начале обследования рождает у пациента веру в исцеление. Другой принцип - в прописываемых больным лекарствах нет и доли химических препаратов. Почти все известные заболевания излечиваются здесь средствами натуральной фармакологии и массажем. И, как мне сказали, весьма успешно.

    Вообще же аюрведа Махариши предлагает два десятка путей предупреждения болезней и борьбы с ними. Среди них - стимуляция иммунной системы, рациональное питание, психологическая релаксация. Все это дает результаты более зримые, хотя и не столь эффектные, как полеты.

    Аюрведа Махариши быстро обрела сторонников в медицинских кругах многих стран. Отличные результаты лечения разных, в том числе тяжелых заболеваний, низкая его стоимость и отсутствие неблагоприятных побочных явлений убеждают лучше любых доводов., На состоявшейся в 1989 году в Швейцарии международной конференции медики из 18 стран Европы и Америки обратились к коллегам, общественности и правительствам всех стран с призывом способствовать широкому внедрению аюрведы Махариши в медицинскую практику. Быстрее других эффективность этой системы распознали врачи США.

    Сейчас в клиниках большинства крупных американских городов используются достижения древнеиндийской медицины, адаптированные доктором Махариши к современным условиям. Над раскрытием секретов древних индийских врачевателей работают в таких известных научных учреждениях! США, как Массачусетский технологический институт, Университет штата Огайо.

    Наверное, не следует удивляться, что не "полетам йогов" и не остающейся пока неосуществленной программе Махариши по достижению всеобщего мира, а борьбе за здоровье суждено было в короткий срок завоевать убежденных сторонников во многих странах. И в нашей - тоже. Советская медицина наконец-то решила повернуться лицом к аюрведе. Летом 1989 года в Москве подписан документ о намерении открыть в СССР-Институт аюрведы Махариши - первое подобного рода советско-индийское предприятие в области здравоохранения. Институт-предполагается создать на основе Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины при Министерстве здравоохранения СССР. В связи с этим событием в Махаришинагаре было распространено заявление, в котором подчеркивалось: "Для многих, включая тех, кто наблюдает за развитием гласности в СССР, стало полной неожиданностью решение открыть в Москве - цитадели коммунизма - Институт аюрведы Махариши".

    Признаюсь, и для меня, присутствовавшего на пресс-конференции в Дели по случаю этого события, оно явилось сюрпризом. Что ж, пора пристальнее присмотреться к многовековому опыту индийского народа и его древней системе философских взглядов, чтобы взять из них все лучшее, рациональное для пользы советских людей. Ну а полеты? Как знать, может и летать научимся.

    Фото предоставлено организацией "Всемирная ассамблея за совершенное здоровье" (США) и Центром аюрведения в Махаришинагаре, а также АП - ТАСС ДЕЛИ

    Эхо планеты N14, 1990
    Леонид Котов
    http://skyzone.al.ru/human/flying.html
  • В оглавление


    Полеты во сне и наяву




    Я заболел, это случилось буквально в один день, хотя до этого никаких симптомов не было. Мне поставил диагноз <рак> мой близкий друг, врач в больнице имени Калинина, он проводил все исследования.Отчаяние у меня длилось минут 30. Я решил не делать операцию. Мне сказали: максимум два-три месяца протянешь, а потом начнутся наркотики. Навел справки, узнал, что умирать с таким диагнозом - удар по близким. И решил, что умирать я буду где угодно, но только не дома. Ощущение обиды в конце жизни - это прежде всего неблагодарность Богу за то, что Он дал тебе эту возможность жить. Ты должен быть счастливым не только когда живешь, а и когда умираешь. ...за месяц на кефире мой вес упал килограммов на десять. 29 августа 1999 года меня вывезли на машине за город. На Московском шоссе за постом ГАИ я вылез, и там у меня начался выбор: я понял, что куда бы я ни поехал, я все равно приду к своей могиле.
    Фотография храма во имя Архистратига Божия Михаила в Виловатом Самарской области недавно замироточила. Самарец Виктор Пылявский фотографирует церкви. Он взлетает в небо на параплане и снимает храм с высоты. Во время работы (а она длится неделями) Виктор ничего не ест и пьет только воду из источников. Таких фотографий больше не делает никто.
    Он появился в редакции <Благовеста> внезапно, однажды зашел под вечер.
    - Я не знаю, зачем я к вам пришел. Я уперся в стену. Мне осталась только зима, мне надо доделать работы до лета, - с этими словами он положил на стол редактора свои работы. Мы обступили неожиданного гостя, с интересом разглядывая большие цветные фотографии, которые он принес с собой. Снимки были необыкновенные, неотмирной красоты, на них были дивные храмы, реки, озера, острова, летящие птицы, городские крыши. Они выглядели как чудо, в них была любовь. Все фотографии были сделаны с высоты птичьего полета. Старинные церкви, как корабли, взрезали русскую землю и плыли по ней. От целых или полуразрушенных, от них нельзя было оторвать взгляда. Так, наверно, видят церкви птицы небесные, которым Господь даровал крылья и полет. И Ангелы.

    Мироточение фотографии

    Настоятель церкви села Виловатого Самарской области иеромонах Алексий (Медведев) обрадовался звонку: <Виктор Пылявский - это феномен, - с энтузиазмом объяснял мне он. - Я его полюбил. Какие у него снимки храмов! Они сделаны с любовью. Он служит этим Богу, всего себя отдает и ничего взамен не просит, и Господь его тоже любит. Поэтому произошло чудо. Он приехал к нам прошлой осенью, сфотографировал наш храм, а потом привез мне две большие фотографии, одну я повесил в своей келье, другую - в трапезной. Одну из фотографий я повез в редакцию местной газеты, и когда мы ее развернули, почувствовали благоухание и увидели две маслянистые струйки, которые стекали с креста главного купола. Миро покрыло снимок сверху вниз полосой около пяти сантиметров. Это было 18 ноября 2003 года, незадолго до Михайлова дня. Я тогда хотел совсем уехать из села, но Господь меня укрепил, явил это чудо, и я остался>.
    Виктор фотографирует храмы в Самарской области и часто дарит снимки настоятелям этих храмов. Мироточение снимка - для него подтверждение того, что дело его угодно Богу. Мы долго сидели и разговаривали в его уютной квартире, пили терпкий чай <Серый граф>, у моих ног удобно устроилась маленькая собачка, чуть поодаль выгибал спинку сиамский кот. Уютный и налаженный быт ничем не выдавал, что хозяин этого дома в душе и в жизни - отчаянный бродяга. Эти дивные фотографии имели чудесную предысторию. Трудно было поверить, что этот крепкий и сильный человек несколько лет назад умирал от рака и по неизреченному Промыслу Божьему пережил второе рождение. И тогда он в знак благодарности Богу стал фотографировать храмы. Его жизнь началась заново с осени 1999 года.

    Смертельный диагноз

    - Нужно уметь полюбить то, что с тобой происходит, - серьезно и убедительно говорил Виктор.- Я заболел, это случилось буквально в один день, хотя до этого никаких симптомов не было. Правда, я замечал, что мясо есть тяжело стало для меня. В один день у меня отказала полностью вся система пищеварения. Кроме кефира, я ничего не мог есть. Мне поставил диагноз <рак> мой близкий друг, врач в больнице имени Калинина, он проводил все исследования.
    Отчаяние у меня длилось минут 30. Я стоял на крыльце больницы, смотрел на проходящих мимо людей и видел, что они остаются, а меня вычеркнули из этой жизни. Я считал себя не самым плохим человеком: я не был ни подлецом, ни жадным, и вдруг такое. Было обидно. Резаться - однозначно я не хотел. И минут через сорок, наверное, наступило счастье. Я вдруг понял, что от всего этого ликую. У меня более тысячи часов налета на параплане. В среднем, если брать по одному часу полета, больше тысячи взлетов. Каждый раз на одной чаше весов - полет, на другой - твоя жизнь. Любой полет может оказаться последним. Все, кто у нас летает, готовы к этому. И я готов умереть за то, что я люблю делать. Но при этом за тобой останутся недоделанные дела, долги. Я понял: Господь только лишь тому дает знать дату своей смерти, кого любит. Мне дается целых два месяца, чтобы я мог нормально уйти из жизни. Я, конечно, не знал точно день, но знал срок. Я сумел ощутить это счастье и начать радоваться своим последним дням.
    Это глупо звучит, может быть, но ты должен научиться этому радоваться. Потому что если ты уходишь несчастливый из жизни, в депрессии, - это неблагодарность Богу. Я представил, как мне говорят: хочешь прожить сорок лет, испытать вот это, увидеть вот это, или ты можешь вообще ничего не увидеть. Конечно же, я бы выбрал эти сорок лет. Но: подходят мои последние дни, и я становлюсь несчастным, начинаю обижаться, что мне дали так мало. А многие вообще этого не видели, или жили всего двадцать, десять лет. Ощущение обиды в конце жизни - это прежде всего неблагодарность Богу за то, что Он дал тебе эту возможность жить. Ты должен быть счастливым не только когда живешь, а и когда умираешь.
    - А вы до этого верили в Бога?
    - У меня к вере был довольно сложный путь. Отец у меня был искренним коммунистом, он был первым секретарем райкома партии Хворостянского района десять лет, а у нас даже не было машины. С того момента, когда он умер в 1986 году, со мной начали происходить странные вещи. Я слышал внутри себя голос. Он говорил: <Сейчас остановится автобус, из него выйдет такой-то человек>, - так и происходило. Сначала я этим забавлялся, а потом понял: это для того, чтобы я поверил в любое, что мне начнут говорить. Как только я это понял, все сразу кончилось. Я начал читать Библию. В начале 90-х я занимался бизнесом, это были заграничные поездки, очень многое зависело от везения, от удачи. Я видел, что никаким умом своим и расчетом не сумею долго продержаться, а ответ, как это везение держать, я находил, как ни странно, в Библии. Но глубокой веры тогда еще не было.

    Уход

    Я решил не делать операцию. Мне сказали: максимум два-три месяца протянешь, а потом начнутся наркотики. Навел справки, узнал, что умирать с таким диагнозом - удар по близким. И решил, что умирать я буду где угодно, но только не дома. За месяц я успел попрощаться со всеми, отдать все долги, простить все долги, переписал имущество на жену, объехал все дорогие мне места, Ульяновск, где прошла моя юность, там повидался с моей первой любовью. Мы с ней до сих пор дружим, она приезжает к нам со своей семьей, у нас теплые отношения. Я сказал ей, что мы видимся в последний раз. Она рассказала об этом своей маме. Молитвы тети Зины я слышал, когда ушел, сильнее всех, сильнее, чем своих близких. В день, когда она умерла, я вижу такой сон. Я иду по какому-то селу, говорю: так хочется полетать! Меня берут на руки, поднимают над собой, я начинаю махать руками, лечу все выше и вижу, что летит группа людей, а в середине - немолодая женщина. И все машут руками, чтобы лететь, а она машет, чтобы не отличаться от нас. На мой вопрос - почему, она отвечает: <Это зависит от размера души>. В этот день тетя Зина умерла.
    О своем диагнозе я только за неделю до ухода сказал своей жене и близкому другу.
    Для своей дочери, жены, матери, сестры я что-то сделал, как-то их обезпечил. Какая разница для них, прожил я сорок лет и два месяца или сорок лет и четыре месяца. Я хочу прожить эти последние два месяца для себя. Пообщаться не с ними и не с кем-то, а с Богом. Он дал мне эту жизнь. Должен я хоть раз сказать Ему спасибо за свою жизнь. И мне дается этот шанс.

    Муромский городок

    - И вас жена отпустила?
    - Как она меня могла не отпустить, если я всю свою жизнь был бродягой. Я же не говорил, что ухожу навсегда. Я сказал, что пойду поброжу. Все, что я мог унести с собой, это спальный мешок и кусок брезента. Палатку я не брал, потому что было тяжело, за месяц на кефире мой вес упал килограммов на десять. 29 августа 1999 года меня вывезли на машине за город. На Московском шоссе за постом ГАИ я вылез, и там у меня начался выбор: я понял, что куда бы я ни поехал, я все равно приду к своей могиле. И я захотел прожить остаток жизни так, как мне подсказывает мое естество. Я постоял час и почувствовал, что меня тянет не туда, куда я изначально собирался. Поехал в Ташлу, искупался в святом источнике, у меня сразу что-то высыпало на теле. После Ташлы, как только я переехал Волжскую ГЭС, я понял, что не хочу никуда, хочу быть здесь. Побродил по Жигулям, вспомнил про Муромское городище, дошел туда. Там два оврага сходятся в один, там был построен большой древний город, он был уничтожен, там до сих пор сохранились заградительные валы, на полях встречаются кости. Я там остановился. Молился, спал очень мало. Ничего не ел, только пил воду из источников. Иногда забредали грибники. Я выглядел очень дико, заросший весь. Там много яблонь, я выбрал себе свою яблоню, под которой ночевал, - с этой яблони яблоки упали самыми последними. Я это наблюдал - а что еще было делать? Тем более что над тобой висят такие крупные яблоки - для дикуши это крайне редко. Мне очень хотелось их попробовать, но я точно знал, что сорок дней ничего в рот не возьму. Два лучших яблока я положил в развилку яблони, чтобы попробовать их после. Но я забыл про эти яблоки, когда я прожил сороковую ночь и понял, что я это сделал. Мне всегда нравилось все экстремальное. В юности я впервые прочитал в Евангелии о том, как Господь сорок дней и ночей постился в пустыне. И мне захотелось попробовать, что такое сорок дней в лесу одному, без еды, религиозный аспект для меня был тогда далек. Я собирался много лет, начиная с 90-го года, планировал: вот, на следующее лето уйду на сорок дней. Но нужно было зарабатывать деньги, я знал, что если я уйду, обрубятся многие связи. А в этот раз я к тому же ничего абсолютно не мог есть, у меня сразу начиналась рвота. А таскать с собой кефир - смешно. И потом, мне захотелось исполнить эту юношескую мечту.
    Я там читал Евангелие и прочитал его совершенно иначе, чем раньше. Постарался забыть все, чему меня учили. Когда я начинаю понимать, как бы Он хотел, чтобы мы жили, начинаю понимать, как мне надо жить сейчас. Я выдержал эти сорок дней и не умер. И понял: надо возвращаться. И вернулся. Еще понял, что должен быть верен прежде всего Тому, Кто меня спас. Я обязан Богу за вторую жизнь и буду служить только Ему.
    Я видел там Престол Божий. Была ночь. И было какое-то особое состояние. И вдруг понял, что сейчас я могу увидеть Бога. Мне дается эта возможность, на меня смотрят: насколько я поддамся своему любопытству - или я увижу только то, к чему я сейчас готов. Я знал, что могу поднять выше взгляд и увидеть Его. Но я понимал, что не готов сейчас это сделать. От этого выбора зависела моя дальнейшая судьба. Если я поддамся этому любопытству, то проиграю. Это был момент выбора. Я понял, что на данный момент могу смотреть только на Престол и Его ступни. Все очень светлое - и одновременно у меня было чувство собственного ничтожества. Настолько несопоставимые вещи - я и Он. Наверное, это самое большое, что я вынес из голодовки.
    Диагноз болезни у меня сняли через два месяца после моего возвращения в той же больнице имени Калинина. Врачи просто развели руками.

    Благодарение

    Если в первый раз в 99-м году я шел в голодовку в последний раз, думая, что не вернусь, то второй раз это был уже акт благодарности. Я пошел в горы через год в тот же самый день 29 августа просто сказать спасибо за то, что мне продлили жизнь. В первый раз у меня с собой были только Библия, нож, спальный мешок и брезент, больше я с собой унести не мог. Назад я сумел принести только Библию, все остальное пришлось бросить. Во второй раз я уже взял с собой палатку. В третий раз поехал на микроавтобусе, надо было летать, и я летал. Первая голодовка была крайне тяжелой, а во второй был только один тяжелый день, было очень хорошо и легко. Хотя я шел туда с большим страхом. В четвертую голодовку я был удивлен, что сумел сфотографировать 46 храмов. А в пятую голодовку осенью прошлого года я уже переснял их все, потому что перешел на широкую профессиональную пленку, и снял всего 81 церковь. Но больше в Муромский городок меня почему-то не тянет. Каждую голодовку я там оказываюсь, но могу провести там несколько часов.
    Я понял, что организм - такая хитрая вещь, которая привыкает ко всему. Но полной голодовки больше не будет, будет только пост, потому что из-за истощения у меня были провалы в памяти. Вес падает больше чем на 20 килограммов, уменьшается объем не только мышц, но и головного мозга. Я восстанавливаюсь месяца три. В позапрошлом году я не сумел снять одну церковь в селе Маза, потому что не позволила погода. В прошлом году я вспомнил, что я здесь уже был и провел всю ночь, когда споткнулся у дороги точно так же, как и год назад.
    После той осени настолько изменилась жизнь. Началом жизни я считаю 99-й год. Я понял, что не буду заниматься прежней работой. Что жизнь слишком коротка для того, чтобы просто зарабатывать деньги. Что я никогда не буду жить так, как я жил раньше. У меня появились новые друзья, многие прежние друзья отвернулись. После первой голодовки со мной начали происходить странные вещи. Практически все мои мечты, даже детские, начали исполняться. Я обрел другое отношение к жизни, к себе, к людям. И было такое лето, когда все приходило само собой, надо мной всегда было самое голубое небо, под ногами - самая зеленая трава, вокруг - самые замечательные люди. И я испугался. К концу лета мне было страшно узнать, что я взял не свое. Я попытался это отдать, если это не мое. Во второй мой уход первое, что я сделал, я встал на колени и сказал: <Ты мне дал гораздо больше, чем я имел до 99-го года. Если это не мое, то забери это>. Я испугался, что поклонился не тому. Слишком много мне стало даваться. Но у меня не взяли.



    - Все ваши фотографии храмов сняты с высоты птичьего полета. Что это за съемки?
    - Раньше я снимал на видео, однажды сделал видеоролик - снимал с параплана над Самарой и живописными местами Самарской губернии, его часто крутили, да и сейчас крутят по СКАТу. Многие пытались повторить такие съемки, и несколько человек погибли. После этого я бросил снимать на видео. Если видео можно сделать хулиганским, то фотографию такой не сделаешь, она более духовна.
    - А как вы начали летать?
    - Меня всегда тянуло на экстрим. Я пытался плавать под водой, прыгал с парашютом. С детства был бродячим. А сейчас вот больше бываю дома, мне пришлось купить компьютер - я должен делать фотографии сам с начала до конца.
    - Откуда это стремление к авантюризму, к риску - от родителей?
    - Нет, мои отец и мать - спокойные люди. Но в детстве мама мне прочитала книгу <Карлсон, который живет на крыше>, а бабушка - <Робинзона Крузо>, эти книги мне дали определенный толчок. Мы жили в Хворостянке, все лето в детстве я проводил в охотничьем хозяйстве на острове. Там была палатка, я там был один. Первые мои поездки на остров начались с пятого-шестого класса, отец мне доверял уже с раннего возраста. Вначале я ездил туда с другом, потом стал ездить один, и в одиночестве мне было еще лучше. Я и сейчас постоянно убегаю из города. В юности я занимался парашютным спортом, но из-за очков меня вытурили из секции. Прошло лет 17, я узнал, что уже лет 15-20 существует параплан. Человек на нем становится настолько свободным - ни самолет, ни дельтаплан не дают такой свободы. На нем можно взлететь с любого ровного места. Я завожу мотор, надеваю параплан на себя, при этом особым способом раскладывается купол, и начинаю бежать. И если есть ветерок, достаточно сделать несколько шагов, чтобы взлететь, если ветра нет, шагов десять. Эти полеты опасны. Все, что связано с воздухом, опасно, потому что непредсказуемо. Порой резко налетает ветер. А летом жесткая <термичка> - круговороты холодных и теплых потоков воздуха, в воздухе возникают пузыри, купол параплана ударяется о них, как о стену, и может сложиться. Кто летает, все битые, сам ломал спину. Мы и с Леной вместе (Лена - жена, прим авт.) разбивались. Я иногда ее брал в полет, но сейчас нет. Преимущество параплана в том, что можно снимать с небольшой высоты, ведь если снимать с самолета, с большой высоты, то на снимке все выходит плоским.
    Снимать начинают все, кто летает на параплане. Но не такие снимки. Тут не в технике дело. Надо было долго учиться уметь выбрать ракурс, находиться точно в нужном месте - ведь все время движешься. Иногда это погоня за кадром. Иногда - совершенная уверенность, что это надо делать именно сейчас. Самые удачные фотографии не планировались, я просто знал, что сейчас надо снимать.

    Все объединилось ради одного

    - Как вы начали снимать церкви?
    - Я ушел в свою четвертую голодовку и там понял, что буду снимать церкви. Вся эта работа по съемке храмов и собиранию преданий о них ведется нами втроем - мной, моей женой Еленой и Юлей Курдиной, их вклад просто неоценим. Они опрашивают старожилов и стариков, собирают легенды о храмах. Это важно сделать именно сейчас - умирают старики, и с каждым годом и даже днем безвозвратно уходят предания о старых храмах. Елена еще занимается организационной работой, Юлия проводит много времени в библиотеках и архивах, разыскивая сведения о старых церквях, затем обрабатывает эти тексты. Без пояснительного текста выставлять эти фотографии смысла нет, тогда это просто архитектура.
    Я их снимаю полтора года. Первый храм я снял в Переволоках. Сейчас я понял, зачем мне нужно было зарабатывать деньги - сделать эти фотографии стоит огромных денег. Понял, зачем мне нужно умение летать, почему я в детстве увлекся фотографией, всегда любил бродяжничать - все это объединилось и выливается в эти кадры. Если бы чего-то не хватало, фотографий бы не было.
    Когда я ухожу в голодовку и снимаю храмы, я должен отречься ото всего. Есть я и есть мой Бог. Вот эту часть своей жизни, эти сорок дней в году я должен посвятить общению только с Ним. Не думая о том, кому и что я должен. Я должен только Ему. А потом можно вернуться и заниматься обычными делами. Для меня было очень сложно отречься от всего, особенно в первый раз, именно отречься.
    - Вы себя чувствуете счастливым человеком?
    - Да, с 1999 года. Но не потому, что я летаю. А потому, что я узнал, что такое смерть. Если бы я не летал, я все равно был бы счастливым. Только узнав, что такое смерть, человек узнает, что такое жизнь. Вот тогда он начинает жить, а не откладывать, потому что основная масса людей считает, что сначала надо заработать, воспитать детей, а потом мы начнем жить.
    - А что же такое - смерть?
    Тут Виктор замолчал и задумался.
    - Смерть - это прежде всего взгляд назад, на то, как ты прожил, что от тебя осталось. Я прожил почти сорок лет, и оказавшись на пороге смерти, понял, что я ничего не оставляю после себя. Дети, деньги, жена, и построенные дома, и посаженные деревья остаются после всех. Мы думаем, что после нас остается только это. На самом деле после нас остаются наши поступки.

    Церкви построены ради любви

    - Ваши фотографии храмов с высоты - это поступок?
    - Дело не в фотографии. Дело в том, что единственное, что осталось после наших прадедов и прапрадедов, - вот эти разрушенные церкви. Я имею в виду, единственное из того, что сделано с любовью. Можно найти красивые старые дома в Самаре, но они построены ради удобства или выгоды, или гордыни. А вот церкви построены ради любви. Я прикоснулся ко всем церквям, которые я снял, и везде почувствовал эту любовь. Ни от одного дома невозможно ощутить такое. Я это фотографирую из уважения к той любви, которая в них вложена. Я сфотографировал все храмы, которые есть в Самарской области. Возможно, какие-то пропустил. Я не сумел найти точного списка. Пришлось объезжать села, опрашивать старожилов, стариков. Это 81 церковь - старые церкви, которым больше ста лет, дореволюционной постройки. Из них 46 действующих. Я чувствую от старых церквей очень мощную энергию. Уверен, что если буду лететь на параплане ночью, не пролечу мимо церкви, я ее почувствую. Потому что концентрация человеческой любви в них настолько огромна. Лишь несколько церквей из этих восьмидесяти строились за два-три года, и они не имеют монолитного строения, как церкви, построенные за 25 лет. Как, например, одна из самых красивых наших церквей в Верхнем Санчелееве. По легенде, ее строили всего два человека - отец и сын. Эти старые церкви не поддавались разрушениям и взрывам, а как только их не ломали. Церковь в Курумуче раза три пытались взорвать и бросили, потому что школа рядом начала сыпаться. За два года такое здание не поставишь. И без любви не поставишь. То, что раствор замешивали тогда на яйцах, это действительно так. Я знаю людей, у которых деды занимались только тем, что собирали яйца. Строится церковь двадцать лет, и двадцать лет человек ездит по деревням и собирает яйца для раствора.

    Нам интересны предания о храмах, в них есть народный воспитательный дух. В селе Малое Ишуткино сейчас есть церковь. По легенде, лет сто сорок назад три соседние деревни сбросились, купили сруб церкви и начали тянуть жребий - кому достанется. Вытянуло жребий одно село, и мужики на радостях пили и гуляли всю ночь. В это время мужики из Малого Ишуткина подняли жен, стариков, детей и за ночь украли этот сруб. Когда утром те проснулись, развели руками, но отнимать не стали. Поняли, что вера тех людей оказалась сильнее. Девочка, которая участвовала в этом похищении сруба, став взрослой, в годы войны, когда церковь была закрыта, добилась личного приема у Сталина, церковь была открыта по его указу и больше не закрывалась. Говорят, что его очень тронула эта история.
    Историй, связанных с храмами, очень много, они иногда страшные, иногда красивые. У каждой церкви они есть. Я понял, что надо сохранить не только церкви, но и предания вокруг них. Раньше люди общались больше, собирались на посиделки, рассказы передавались из столетия в столетие, а сейчас молодежь уже не знает этих вещей. Они не знают, в каком году образовалось село, когда была разрушена или восстановлена церковь. Я считаю, что все старые церкви надо сохранить.
    - Мы обычно видим храм вблизи или вдали, но только Ангелы и птицы видят храмы с высоты. Как воспринимается с воздуха храм среди природы? Правду ли говорят, что без храма русский пейзаж пуст?
    - Без храма пейзаж просто скучен, ни за что не цепляется взгляд, какие бы там ни стояли особняки. Нет искорки.

    Распятая церковь

    - Виктор, это ваша картина храма над столом?
    - Нет, эту картину нарисовал известный актер Виктор Евграфов. Он рисует в приступах боли после тяжелой травмы, которую он получил на съемках фильма <Дети капитана Гранта>. Он нарисовал это интуитивно, не задумываясь. Я ему говорю: <Вить, это распятая церковь! Смотри, она прибита гвоздями>. Наши церкви, они распятые. И не кем-то распятые, а своими прихожанами.
    Для меня было открытием, что у нас ни одна церковь не была разрушена кем-то со стороны. Не было таких бригад, которые приезжали в село и ломали церковь. Приходила директива, приходило искушение. Могли в голодный год привезти два мешка муки из города и сказать: кто скинет кресты, тому два мешка муки. Это была стандартная цена - сбросить крест. Мы опросили людей везде, где разрушали церкви: ломали свои. Практически в каждом селе есть предание о том, что случилось с человеком, который скинул крест с купола храма, уничтожал святой источник. В Русской Селитьбе одна женщина умерла от жажды. Во время революции она стреляла в икону, которая висела на святом источнике, до сих пор там есть следы от пуль. И когда она стала старой и умирала, никто не подал ей воды. В Покровке председатель колхоза сломал крест на святом источнике. Через месяц из его дома в какой-то момент все вышли, остался только младенец в люльке. Из печки вылетел уголек и угодил не куда-нибудь, а в люльку - ребенок сгорел заживо. Ничего не сгорело больше.
    :Вот уникальная церковь, она стоит одна среди полей. Тут было село Хмелевка, оно сейчас разрушено, уже лет пятьдесят здесь ничего нет, кроме церкви. Но с церкви не сброшен крест! Это самая уцелевшая церковь в области, от нее разобрали только крыльцо. В Кинель-Черкассах церковь не закрывалась. Потому что старики собрались и сказали: сначала убейте нас, потом убивайте церковь. Церковь не тронули. А есть такое - село растет, а церковь разграблена. Насколько сильна была вера в людях, можно судить по тому, как сохранилась церковь. И у меня вызывают уважение именно те села, где кресты не сбросили, там никто не продался за два мешка муки. Это села героев. Вдумайтесь, даже в советское время стоит церковь среди села, а на ней крест не сброшен. Руководство, которое там было, все-таки боялось идти против своих стариков.

    Съемки

    - А сколько возникает преград и искушений, чтобы я не ехал снимать очередную церковь. Я давно мечтал купить гараж для микроавтобуса возле дома, без автобуса - как без рук, на нем возим все оборудование. У нас выезд - снимать церковь, и вдруг звонок: мне предлагают купить гараж рядом с домом - но сейчас. Я поехал снимать. Потому что если Господь дает мне гараж, я его куплю и потом.
    Мы приезжаем в село Мордово, там нет церкви. Но остались некоторые фрагменты фундамента, который продолжают разбирать местные жители. Мы немножко растерялись: так надругались, что нечего даже снять. Но пусть снимок никуда не войдет, но это место я сниму из уважения. А все вокруг засеяно, поля, леса - неоткуда взлетать. Солнце садится, освещение падает, и в последний момент мы оборачиваемся и видим, что посреди засеянного поля комбайн прорубил полоску (до уборочной было еще далеко), как раз для того, чтобы разложить купол параплана и пробежать по ней. Таких вещей - странных, необычных - при съемках происходит очень много.
    Удивительный случай был в селе Малячкино. Перед съемкой в нашей маленькой группе произошел конфликт, и мы уехали, не сняв храм. Поехали в Бинардку, и священник вдруг начинает рассказывать, что он сам родом из села Малячкино, что там удивительная церковь, когда там сжигали иконы, люди своими телами их тушили. Мы возвращаемся домой, и я еду в Малячкино уже один. Весь день идет сильный дождь, дует порывистый ветер, я не смог снять церковь. Поехал домой, в километрах двадцати от села я вдруг спать захотел. Заснул, поспал и понял, что надо вернуться. Хотя никаких шансов из-за дождя снять нет. Возвращаюсь, нахожу какую-то поляну, взлетаю, моросит, но когда я подлетаю к селу, выглядывает солнце и освещает только церковь, я успеваю за считанные минуты ее сфотографировать. Возвращаюсь счастливый, проявляю пленку. И обнаруживаю, что все 9 кадров испорчены царапиной! Господь подсказал мне, в какой момент снимать храм. Но на заводе, где делают пленку, нечто темное, зная о съемках, перечеркнуло именно эти кадры. Пленку я в отчаянии бросил на полку: они выиграли. Однажды просыпаюсь и бросаюсь к этой полке, поняв, что эта царапина для меня очень дорога - в этом кадре сложилось единоборство: Господь дал солнце, нечистый зачеркнул кадр. Я не буду убирать эту царапину. Разворачиваю пленку: царапина исчезла!
    А на снимке одной церкви рядом с ней проявился: бес.
    Когда я снимок загрузил в компьютер, с ним начали происходить такие странные вещи, что компьютерщики говорят: такого не может быть. Оператор сначала решил, что это откол эмульсии, но программа, которая чистит пленку, на это пятно не реагирует. Внешний вид этого существа - классический черт, как его обычно рисуют: лохматое туловище, бычья голова и свалявшиеся лохмы, голенькие ножки, большие тупые рога и хвост. Этот объект висит достаточно далеко, по расчетам, он размера от собаки до коровы. На следующих кадрах, которые я сделал там же через три минуты, в воздухе появилось несколько странных объектов, вроде черных клякс, одна похожа на крокодила или оторванную клешню, что-то тревожное, неприятное, похожее на грязь. Так же, как и этот черт, они не отражают свет. Ученые это называют преломлением внутреннего пространства, черной дырой. В Италии сейчас делают много подобных снимков. Люди этих существ не видят. Я тоже при съемке этого не видел. Все священники, которые видели этот снимок, говорят одно и то же: это он!
    (К такому же выводу пришли и сотрудники газеты <Благовест>, внимательно рассмотрев эту фотографию)
    После проявки этой пленки на Покров у меня в доме замироточила большая старинная икона Пресвятой Богородицы <Умягчение злых сердец>, которая пришла ко мне несколько лет назад чудесным образом. Проявилось противоборство этих двух противоположных миров.
    Изначально я снимал церкви не для себя, а для того, чтобы показать их людям. Я знаю, что это надо сделать. Сейчас я начал печатать фотографии храмов больших размеров - выставочного формата, метр двадцать на метр сорок. Я почему-то уверен, что найдутся люди или человек, которые помогут тому, чтобы эта выставка состоялась.
    ...В разрушенном храме на месте алтаря Ангелы невидимо служат Литургию. Это место ничем занимать нельзя. На Святой Горе Афон такие места сохраняют и огораживают, чтобы никто не ходил по ним. Храмы - это самое святое и прекрасное, что создал человек на земле. Как много еще их - разрушающихся, заброшенных по нашей земле, до сих пор не дождавшихся заботы потомков тех, кто их сокрушал или отстаивал. В фотографиях Виктора Пылявского - покаяние и любовь. Слава Богу, что старые церкви сохранятся на этих дивных фотографиях. Неужели они сохранятся только на этих фотографиях?

    Людмила Белкина
    http://www.kiev1.org/page-715.html
  • В оглавление



    Обзор скомпанован Толстобровым Николаем © журнал "Русский Размах" - Империя Информации, © "Fox-журнал" Август 2005 г.


    Обсудить на форуме >>
    Оставить отзыв (Комментариев: 0)
    Дата публикации: 04.08.2005 18:35:01


    [Другие статьи раздела "Факты"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  •   ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



      ХИТРЫЙ ЛИС
    Ведущий проекта - Хитрый Лис
    Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

      НАША РАССЫЛКА

    Анонсы FoxЖурнала



      НАШ ОПРОС
    Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































    Голосов: 4583
    Архив вопросов

    IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
    РЕКЛАМА


     
    Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
    © 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
    Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
    Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
    По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
    Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
    Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
    :