Социальные гендерные отношения – это отношения между мужчинами и женщинами в обществе, рассматриваемые как на макроуровне (представители гендерных групп), так и на микроуровне (индивид, личность).
Взаимоотношения женщин и мужчин – важный фактор социального развития, поскольку они представляют собой две самые большие социально-демографические группы. Характер их взаимоотношений есть причина и следствие многих экономических, культурно-социальных, политических, духовных сторон жизни общества, поэтому исследование этих отношений обладает широким эвристическим потенциалом.
Наличие множества конфликтов и противоречий между полами говорят нам о том, что сегодня, как никогда ранее, важно изучать социально-половые проблемы, выявлять их специфику с целью предотвращения насилия и выработки согласительных мер по сдерживанию, ослаблению гендерной конфликтности, придавать им нравственно-культурную доминанту, чтобы женщины и мужчины в своем поведении могли совершенствоваться.
Основной путь к ослаблению гендерной конфликтности, к консенсусу – это согласие, представляющее собой состояние, признак или процесс взаимодействия между гендерными субъектами, стремящимися иметь сходные ценности, потребности, интересы, цели. При этом гендерная система тяготеет к интеграции, упорядоченности, устойчивости и сохраняется как целостность, благодаря мерам по коррекции гендерной асимметрии.
Гендерное согласие как система состоит из элементов: субъектов (мужчин и женщин), их взаимодействия, и гендерно чувственного социального настроения. Гендерное согласие является основой устранения конфликтности между полами в условиях современного общества и выступает, как антипод гендерной конфликтности.
Согласие и конфликт неизбежные атрибуты социальной реальности. В обществе никогда не бывает полного гендерного согласия или абсолютного гендерного конфликта. Но при этом важно учитывать позитивные функции согласия и конфликта для возможности адаптации полов. Важнейшим фактором, определяющим особенности процесса становления гендерного согласия выступают отношения полов в супружеской паре.
Рассмотрим отношения полов с позиций социального согласия на микро- и макроуровнях.
На микроуровне, на первое место во взаимоотношениях полов выступает гендерно-согласительное общение. Оно основывается на развитии гармонизирующих отношений между мужчинами и женщинами, к которым относятся любовь, взаимное уважение, взаимная симпатия, сочувствие, сопереживание, доброжелательность.
Американский ученый Ф. МакГро считает, что в отношениях между мужчиной и женщиной, должен стать девиз: воссоединись с самим собой. Он так пишет об этом: «Воссоединения с любимым человеком не может произойти и никогда не произойдет, если сначала вы не воссоединитесь с самим собой. … Вы должны вернуть себе силы и стать для близкого вам человека таким партнером, который владеет собой, внушает уважение и не согласен на меньшее, чем на активную, деятельную, постоянную любовь. Чтобы произвести эти изменения, нужны только вы. Эти изменения начинаются «изнутри наружу», когда вы возвращаетесь к самому себе, к тому, кто вы есть на самом деле, и к тому, что вы сделали со своей любовью, своей жизнью, и во что вы превратили свои мечты» . Другими словами, гендерно-согласительное общение начинается с преобразования себя, с разрешения в первую очередь своих внутренних конфликтов и противоречий. Самонастрой на позитивное поведение имеет основополагающее значение при налаживании контактов с противоположным полом.
Согласие человека с самим собой дает ему уравновешенность, моральную устойчивость, рождает ответственность за свои поступки, единство слова и дела. Это формирует в человеке самосогласительный настрой, который выражается в стабильных положительных чувствах и эмоциях, в удовлетворенности социальным статусом и ролью (это особенно важно для женщин, постоянно испытывающих ролевой конфликт между публичной и приватной сферами жизни), в реализации моральных и правовых ценностей, установок, жизненных ориентаций, убеждений, позитивного жизненного опыта. С преображением самих себя начинает кардинально меняться сама жизнь индивида, его жизненная среда, приоритеты и ценности. Чувство собственного достоинства, самоуважение, честность по отношению к самому себе могут стать отправным моментом для изменения межличностных отношений.
Духовная любовь является уникальной и одновременно высшей степенью согласия, возможной в человеческих отношениях. Любовное согласие между полами воспитывает в них склонность к гармонизации всех сфер межличностных отношений, морального поведения, культуры и образа жизни.
В семье любовь обретает форму организованного союза мужчины и женщины, где все стороны их жизнедеятельности: интимные, физиологические, этические, экзистенциальные – получают своё реальное воплощение и облекаются в соответствующие отношения между супругами, родителями, детьми, родственниками. М.Г. Алиев отмечает: «Внешне семья для любви есть определенное ограничение чувств, свободы и индивидуальности. Внутренне в семье любовь расцвечивается множеством постоянно обновляющихся, возникающих и обогащающих друг друга красок. Не ограничивая свободу и творчество, семья образует пространство все более полного проявления её сущностных, субстанциональных сил» .
По существу, в рамках проблем семейных отношений мы можем говорить о своего рода социализации согласия. Ведь семья выступает естественным пространством, где человек с самого рождения вступает в два взаимодействующих процесса – индивидуализацию и интеграцию. Он уже на бессознательном уровне входит в согласительные процессы, вбирая в себя их природную и социальную части. Чем сплоченнее семья, тем более согласительным процессом выступает социализация ребёнка в семье. Согласительная природно-социальная и духовно-нравственная субстанции, в которой находятся супруги, способствует формированию целостного нравственного ориентира будущего поколения.
Основной проблемой, затронувшей страны Запада, а также Россию, являются центробежные силы, действующие и внутри самой семьи. Кризисное состояние семьи проявляется, прежде всего, в увеличении количества разводов. За период с 1991 г. по 2001 г. в России ежегодно заключалось от 850 тыс. до 1075 тыс. браков, а количество разводов колебалось от 500 тыс. до 763 тыс. Ежегодно в России без отцов остается примерно 300 тыс.детей. Одновременно растет число внебрачных детей с 10.8% в 1979 г. до 28.8% в 2001 г. Увеличивается число фактических браков и союзов. По данным переписи 2002 г., 3 млн. супружеских пар, или более 11% общего числа, состояли в фактическом, но юридически не оформленном брачном союзе.
Сегодняшние проблемы семьи, её кризисное состояние сокращают согласительный потенциал семьи, расширяя зоны перманентной конфликтности. Разногласия в семье способствуют созданию конфликтной энергии, что никак не может стать позитивным моментом в интеграционных процессах.
С гендерно-согласительным общением тесно связано такое понятие, как «толерантность».
Наиболее объемное и целостное определение этого понятия дают А.А. Деркач и Е.В. Селезнева, которые пишут: «Толерантность выступает не просто как позволение бытия другого, а как признание ценности этого бытия, наряду с ценностью бытия собственного. Из характеристики толерантности исчезает оттенок страдания, так как толерантность перестает быть простым вынужденным пассивным допущением зла. Напротив, толерантность сегодня – это активное отношение к миру. В то же время активное отношение к Другому не означает активного влияния на Другого с целью его «улучшения». Активное отношение к Другому подразумевает сознательное признание прав и свобод другого, вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик и безотносительно к его силе или слабости. Следует говорить о деятельном допущении существования Другого даже при возможности оказать то или иное воздействие на это существование» .
На межличностном уровне между полами должна преобладать позиция сотрудничества, основанная на положительной оценке Другого (партнера), на признании его ценностных установок, достоинств и недостатков.
Как отмечалось, гендерное общение несёт в себе всегда потенциал конфликтности, но, чтобы он не превалировал в отношениях полов, необходимо в общение ввести критерии толерантности. М.С. Мириманова пишет: «Толерантность в общении – позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей» . Основными критериями толерантности в гендерном общении должны стать:
- отказ от насилия и дискриминации; равноправие и учет интересов другого;
- осознанное отношение к себе и противоположному полу;
- позитивные цели в общении;
- способность сохранять внутреннюю устойчивость и равновесие в трудных, проблемных ситуациях.
Во взаимодействиях полов следует придерживаться равноправного отношения друг к другу как к личностям. Диалогическое гендерное общение возможно лишь в случае соблюдения определённых правил:
- учет настроения собеседника и собственное психологическое отношение к нему;
- позитивное восприятие противоположного пола и установка на доверие;
- ведение диалога без ссылок на авторитеты, без использования чужих мнений.
Диалогическое общение, построенное на этих правилах, призвано сглаживать проблемные ситуации и противоречия между мужчинами и женщинами.
Толерантное гендерное общение должно также содержать в себе и невербальные признаки взаимодействия. Так, невербальными проявлениями толерантности при отношениях полов являются: стремление к демонстрации партнеру доверительного согласия с ним (кивки головой, взгляд, направленный на него, ободряющие жесты, например, улыбка, согласованность речи и жестикуляции).
Все эти правила толерантности в гендерном общении направлены на смягчение конфликтности между полами, преодоление коммуникативных барьеров на пути передачи и приёма информации, вызванные гендерными стереотипами и различными стилями поведений полов.
Гендерно-согласительное общение предполагает наличие у его участников толерантного сознания. Оно выражается:
- в согласии, в достижении общих интересов и целей;
- в терпимости к партнеру, то есть осознание трудностей, с которыми сталкивается партнер, выражение сочувствия, уважения к его мнению;
- во взаимном духовном обогащении партнеров на основе совместной жизни и деятельности;
- в отказе от попыток доказать на основе различий между полами превосходство одного над другим;
- в поддержании хорошего настроения, положительных эмоций по самым разных поводам, в выражении симпатии к партнеру.
Итак, в отношениях между полами на микроуровне должны преобладать духовные ценности: обоюдное стремление (не за счет друг друга) к творческой деятельности, склонность к саморазвитию и самосовершенствованию, к познанию смысла и назначения своего существования, помощи ближнему.
Гендерное согласие на макроуровне определяется степенью межгруппового согласия, которое зависит от статусно-ролевых и ценностных соотношений между гендерными группами. Статусные и ценностные соотношения женской и мужской групп населения явно находятся в дисбалансе и полны противоречий, особенно эти тенденции заметны в нашем обществе.
Для наглядности рассмотрим положение женщины в сфере науки. ХХ век вошел в историю как век стремительного роста значения науки и образования. «Вхождение» женщин в науку сегодня является неоспоримым фактом, хотя оно не было непрерывным поступательным процессом.
Особенностью положения женщин в науке является то, что они «завоевывают» преимущественно малопрестижные и низкооплачиваемые сферы деятельности. Несмотря на то, что все больше женщин получают университетское образование, они по–прежнему уступают мужчинам в научной иерархии, в получении научных степеней. В России в 2002 г., удельный вес женщин среди кандидатов наук составлял 34,7%, а докторов – 19,1%. В США доля женщин-докторов наук также мала и составляет 27,7% . Особенно низка их численность в Португалии (17%), в Германии (5,9%) и в Нидерландах (5%) . Данная ситуация зависит в первую очередь от социальных условий и традиций той или иной страны. Например, в Германии и Нидерландах женщины, выйдя замуж, склонны уделять карьере меньше внимания, отдавая предпочтение дому. В Испании, Франции, Италии у женщин сохраняется традиция не прерывать карьеру, так как здесь развита система детских учреждений.
Н.А. Винокурова проводила в конце 90-х гг. социологические опросы на многочисленных российских конференциях, где предлагала респондентам охарактеризовать свой служебный статус. Среди мужчин гораздо выше был процент руководителей и профессоров. Женщин-докторов наук было всего 8%, тогда как среди мужчин – 33% .
Ситуация ещё более усугубляется, если мы обратимся к статистике, касающейся член-корреспондентов и академиков РАН. В 2002 г., среди них было всего 2,8% женщин. По этому показателю РАН находится на 18-м месте из 19 академий ведущих стран мира, значительно уступая Норвежской академии наук (11,1% женщин), Национальной академии наук США (7.1%), Академии наук Королевского общества Канады (5,3%) . Многие социологи отмечают тот факт, что женщинам труднее продвинуться на руководящие должности в науке по причине их сильной загруженности домашними обязанностями, воспитанием детей. Есть и другая причина дефицита женщин-ученых в верхних эшелонах российского научного сообщества. Это – сильная конкуренция и противодействие со стороны мужчин. На это указали 2/3 опрошенных женщин-ученых из 10 регионов России (опрос проводился в 2002-2003 гг.) .
Учитывая данные статистики, можно заключить, что, как правило, стартовые условия у женщин и мужчин равные. Однако женщины добиваются преимущественно низших научных степеней. Женщины зачастую вынуждены выполнять технические, нетворческие виды работ, не дающие ни удовлетворения, ни признания, ни материального достатка. Сохраняется диспаритет в научной продуктивности женщин и мужчин, сохраняется и разрыв в уровне их заработной платы.
На положение женщин в науке значительное воздействие оказывает экономическая ситуации той или иной страны, и общий уровень научно-технического прогресса, и социокультурные традиции, и система законодательства. Например, в Японии до сих пор законодательная система не гарантирует женщинам права на служебный рост после вступления в брак и рождения детей. Их научной карьере препятствует устойчиво сохраняющаяся в японских семьях традиция оплачивать в первую очередь образование сыновей. Поэтому в Японии нет женщин среди почетных членов Японской академии наук.
Социальный статус полов и социальная половая стереотипизация являются реальными факторами конфликтности в социополовом поведении мужчин и женщин, которая фигурирует на индивидуальном, межличностном и социетальном уровнях.
Следует также отметить, что женщина, независимо от национальности и места проживания, занимающая высокие должности в верхнем эшелоне власти, - явление нетипичное. Половой признак является серьезным определяющим фактором в сфере политической карьеры. Так, в России наблюдается крайне малый процент женщин-политиков в «высших» эшелонах власти. Из общей численности лиц, занимающих должности в органах государственной власти РФ, женщины составляют 70,6 %, мужчины – 29,4%, тогда как «высшие» должности занимают 23,3% женщин и 76,7 % мужчин. Среди депутатов законодательных собраний регионов насчитывается около 9% женщин. Только 3 из 89 региональных законодательных собраний возглавляют женщины, в то время как в органах местного самоуправления женщины-депутаты составляют 40% . Такая структура власти, где на «низших» должностях трудятся в основном женщины, а «высшие» занимают мужчины, получила название «гендерной пирамиды».
Выравнивание дисбаланса во взаимоотношениях полов должно проявляться в продуманной гендерной политике государства, а также в общей направленности развития того или иного общества.
Данное направление политики является составной частью общей социальной политики государства, которая регулирует вопросы гармонизации интересов всех социальных групп общества.
Всемирный банк поставил своей задачей в XXI веке бороться с гендерным неравенством. В этой связи он сделал соответствующее заявление. Оно гласит: равенство предполагает, что женщины и мужчины свободны выбирать различные (или сходные) роли и различные (или сходные) конечные результаты – в соответствии со своими предпочтениями и целями. Разные культуры и общества могут следовать разными путями в своем стремлении достичь гендерного равенства .
Всемирный банк предлагает три составные части стратегии по обеспечению гендерного равенства:
- реформирование социальных институтов в целях установления равных прав и возможностей для мужчин и женщин;
- создание благоприятных условий для экономического развития, в котором усиливались бы стимулы к более равномерному распределению ресурсов и участия;
- принятие активных политических мер в целях выравнивания устойчивых гендерных несоответствий в распоряжении ресурсами и в возможности отстаивать свои интересы.
Стратегия Всемирного банка в области гендерной политики разработана с учетом опыта ведущих стран мира. Она является универсальной и достойна быть взятой на вооружение всеми государствами, стремящимися к стабильности в развитии.
Доктор политических наук Т.А. Мельникова отмечает, что для российского общества стратегия гендерного развития призвана:
- определить систему требований и критериев, отражающих современные представления о социальной справедливости в распределении ролей между женщинами и мужчинами в политической и общественной жизни, социально-трудовых и семейных отношениях, бизнесе, при распределении собственности, а также в информационной сфере;
- наметить перспективы развития социального государства в контексте укрепления гендерной демократии, обеспечивающей проведение социально ответственной политики и раскрытие гражданского потенциала личности;
- повысить уровень общей и политической культуры российского общества, показателями которого служат возможность самореализации граждан и обеспечение равенства полов во всех сферах жизнедеятельности, включая общественное производство, социально-трудовые и семейные отношения.
При разработке стратегии гендерного развития учитываются все международные критерии и нормы, определенные мировым сообществом: Декларация ООН по правам человека о ликвидации всех форм дискриминации, об искоренении насилия в отношении женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции МОТ, Европейская социальная хартия, Пекинская платформа действий.
Каждому государству необходим национальный механизм по реализации гендерного равенства. В России он находится в стадии разработки и становления. Речь идет о следующих документах: Конституции РФ, Конвенции улучшения положения женщин, Конвенции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, многих социально-экономические и социально-защитные актах.
Одной из самых насущных задач является переориентация сознания людей, направленная на преодоление патриархальных устоев, отводящих женщине второстепенную роль. Задачи этой стратегии в России такие:
- проведение гендерной экспертизы социально значимых документов, планов и проектов;
- введение женских квот на рабочие места и при приеме на работу, а также при выборе в органы государственной власти и местного самоуправления в качестве временных мер для устранения дискриминационных моментов, связанных с наймом и увольнением женского населения;
- повышение роли гендерной статистики с целью выявления реального положения мужчин и женщин во всех сферах политической, общественной и экономической деятельности, то есть включение в статистические отчёты гендерных показателей изменения положения населения ;
- проведение широкомасштабных акций и просветительских кампаний, направленных на повышение гендерной культуры;
- внедрение гендерного образования на всех ступенях образовательного процесса;
- обучение специалистов по вопросам гендерной политики. С этой целью - внедрение специальных курсов по подготовке данных кадров в систему образования.
Для обеспечения решения задач, указанных в Стратегии, необходим действенный национальный механизм по его введению в практику. Эгалитарная политика должна осуществляться через деятельность национальных институтов, призванных заниматься гендерными проблемами: Департамент по проблемам семьи, женщин и детей при Министерстве труда и социального развития РФ, Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи при Государственной Думе. Кроме того, в регионах должны действовать комитеты и комиссии по делам женщин, семьи и детей. Пока же, как отмечают специалисты в области феминологии Е.М. Зуйкова и Р.И. Ерусланова, « реальных результатов нет. Видимо, следует начинать вновь с гражданской инициативы снизу, со стороны женских организаций и ответных позитивных действий со стороны государства» .
Но в некоторых регионах РФ ведется успешная деятельность по разработке и претворению в жизнь программ, ориентированных на достижение гендерного баланса в соответствии с Пекинской платформой и Декларацией целей развития тысячелетия. В республике Коми впервые были разработаны и реализованы такие проекты как «Гендерный бюджет», «Общественный институт уполномоченного по правам женщин», «Защита мужчин и женщин в неформальном секторе экономики», «Общественная социальная адвокатура» и зарубежные страны приглашают специалистов из республики поделиться опытом по созданию аналогичных проектов. В этой связи депутат Государственного совета Республики Коми О.В. Севастьянов заявляета: «Однако меры социальной поддержки на сегодняшний день не способны сдержать падение реальных доходов, ухудшение условий воспитания детей, сохранения здоровья и работоспособности женщин и мужчин, изменить самоохранительное поведение, создав мотивацию к оздоровлению образа жизни в стране. Сегодня проблемы нуждаются в решении не только на местном, а, что важнее, на государственном – федеральном уровне».
Одним из положительных примеров в достижении гендерного равенства служат Скандинавские страны. Их гендерная политика основывается на позитивной, охватывающей все слои населения социальной политике и системе мер по допуску женщин к принятию решений на всех ступенях власти через систему квотирования.
Страны-«лидеры» (Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия) в области политики равенства относятся к государствам всеобщего благосостояния, основная идея которого состоит в том, что правительство несет ответственность за благополучие своих граждан. Здесь на практике осуществляется продуманная социальная политика, есть социальные технологии, способствующие благосостоянию женского населения. Доступ к властным структурам этой группы населения, за счет системы квот при выборах в политические структуры, что способствует тому, что женщины-парламентарии выдвигают на передний план борьбы меры по обеспечению в стране гендерного равенства. Одновременно в скандинавских государствах расширяется государственный сектор экономики, который выступает в качестве работодателя, предоставляя услуги по уходу за детьми и обеспечивая доступность образования, медицинской помощи и социального обеспечения.
Страны скандинавского региона имеют разработанную единую гендерную политику, называемую «Скандинавской программой взаимодействия по гендерному равенству» . Скандинавским Советом Министров были определены основные вопросы взаимодействия по реализации принципов гендерного равенства.
Во-первых, это экономическая независимость и гендерное равенство на рынке труда. Несмотря на практические шаги в сторону увеличения женской занятости и политики экономической независимости женщин, они продолжают оставаться дискриминируемой стороной. За свой труд женщины получают на 10-20% меньше, чем мужчины . Это означает, что при внедрении в жизнь разработанный проект имеет определенные трудности.
Во-вторых, это достижение гендерного равенства в сфере политики. Здесь женщины достигли действительно больших высот (по сравнению с другими государствами). В этих странах женщин-парламентариев почти столько же, сколько и мужчин.
В-третьих, это сочетание работы и семейной жизни, которое по-прежнему даёт женщине двойную нагрузку. Но в отличие от других государств, скандинавское правительство оказывает существенную помощь в реализации социальной политики в области улучшения положения женщин, поддерживает те проекты, которые пытаются решить данную проблему.
В-четвертых, это внедрение в практику исследовательских разработок, касающихся гендерного равенства. Так, Скандинавский Совет Министров поддерживает женские и гендерные исследования, которые ведутся в Скандинавском институте женских и гендерных исследований. Растет сеть и мужских исследовательских программ.
Опыт скандинавских стран подтверждает, что научно обоснованная и экономически обеспеченная гендерная политика способна ослабить конфликтность между социодемографическими группами населения, мужчинами и женщинами, выровнить статусные позиции полов в обществе, укрепить институт семьи и сделать более нейтральными гендерные стереотипы. Гендерного согласия на макроуровне можно добиться усилиями прежде всего самого государства и собственно участников гендерного взаимодействия, женщин и мужчин. Для его достижения необходимо изменение не только самих женщин и мужчин, но и общества, в котором они живут, на основе становления государства всеобщего благосостояния.
Коростылева Н.Н., кандидат философских наук, доцент
http://www.ifpc.ru/index.php?cat=165
Массовая коммуникация – как способ формирования гендерных и внутрисемейных отношений.
Основная задача СМИ - способствовать распространению социально значимой информации.
СМИ являются составной частью сложной системы социальных коммуникаций, куда входят так же телефонная и телеграфная связь, почта и т.д. и т.п. Да и сами СМИ по своему составу не однородны: тут и телевидение, и радио, и видео, и различная печатная продукция, уличные подписи, лозунги и т.д.
Подавляющее большинство исследователей средств массовой коммуникации, как правило, рассматривают их только в контексте общественно-политической деятельности. Реже – как способ влияния на нравственность населения. И практически не исследуются СМИ как механизм воспроизводства и/или изменения общественных, гендерных и внутрисемейных норм и отношений.
Это особенно актуально для государств бывшего СССР и стран-сателлитов.
В связи с ускорением социально-экономических процессов общества, когда поток поступающей информации все быстрее и быстрее превышает возможности ее восприятия, а тем более, оценки и анализа, увеличивается потребность в успешной продаже эфирного и печатного продукта.
С развитием телевидения появились так называемые «телевизионные семьи», в которых единственным признаком, характеризующим данную совместность как «семью», является телевизор, а единственными общими совместными переживаниями - переживания по поводу телепередач, фильмов и так далее.
Появление же на рынке России и иных государств Содружества огромного числа низкопробных сериалов и «легкого чтива» не лучшим образом сказалось на массовом потребителе.
СМИ в целом, и телевидение, в частности, задают определенные модели, нормы поведения, а также формируют мнение относительно этих моделей и норм.
В советский период СМИ и, в первую очередь телевидение, продуцировали нормы поведения согласно некой идеологии, задавало направление развития человека в соответствии с представлениями о «социалистическом труженике», и, таким образом, «подтягивало» массового потребителя до определенной «идеальной» модели поведения.
В настоящее время телевидение, как наиболее демократичное и доступное СМИ, скорее репродуцирует ожидания зрителя, стараясь оставаться конкурентоспособным, теряет в качестве передач, как задавая через те же сериалы крайне скудную модель эмоционального поведения, по типу «добрый - злой», «черный - белый», без промежуточных величин, так и не способствуя мыслительным процессам у зрителя, подавая разжеванную и разложенную по «полочкам» историю.
Это оказывает деструктивное воздействие на внутрисемейные и гендерные отношения, сводя их либо к примитивным моделям в соответствии с некой «традицией» (например, «муж – глава семьи») либо задаёт принципиально новое восприятие определенного сообщества, например, через миф («Будапешт – столица свободного секса»).
Вместе с тем, средства массовой коммуникации имеют огромный потенциал формирования взвешенного подхода к рассматриваемым вопросам.
Одним из таких способов может быть обряд инициации подростков через СМИ, который сейчас редуцирован в акт выдачи паспорта.
Таким образом, СМИ можно рассматривать как инструмент формирования определенных гендерных отношений в сельском и городском сообществах, что в той или иной степени безусловно будет влиять и на развитие потребления, и на вопросы миграции, и на новое восприятие истории.
Гендерные отношения в религиозно-мистических сообществах (на примере коми этноконфессионального движения "бурсьыласьяс")
Гендерная проблематика в исследованиях религиозно-мистических сообществ может включать различный круг вопросов: половой символизм в религиозной идеологии, дифференциация половых ролей и стереотипов поведения, регуляция семейных отношений, различные формы аскетизма и т.д.
Среди различных религиозных течений, получивших распространение у коми, особое место занимает конфессиональное движение бурсьылысьяс (певцы добра). Исследователи отмечали сходство отдельных деталей обрядовой жизни данного вероучения (пророчества, видения) с мистическими сектами (хлысты, пятидесятники), но как и представители официальной церкви (ВЕВ. 1912. Приб. ¦22. С. 560-561) рассматривали данное направление в рамках официального православия (Гагарин 1976. С. 60-75; Гагарин 1978. С. 218-221; Жеребцов, Лашук 1960. С. 90).
Возникновение бурсьыласьяс относится к концу XIX века. Основателем этого учения стал крестьянин из с. Мыелдино (Верхняя Вычегда) Степан Артемьевич Ермолин. После окончания приходской церковной школы Степан Ермолин совершал паломничества по святым местам и различным монастырям. Возвратившись в Мыелдино, он стал заниматься переводом различных текстов Священного Писания на коми. Заметив его религиозное усердие и рвение, местный священник Саватий Сумороков привлек его для помощи в богослужениях: Степан Ермолин переводил и читал на коми религиозные поучения священника. Затем Степан Ермолин стал проводить самостоятельные религиозные беседы, перевел на коми Псалтырь и ряд духовных стихов, а также написал на коми несколько религиозных текстов для духовных песнопений. В первое время местное духовенство в его действиях не усматривало какого-либо отхода от официальной церкви, но в дальнейшем, когда некоторая часть прихожан из-за богослужений Степана перестала посещать богослужения в православных храмах, епархиальные власти предприняли ряд суровых санкций: он был дважды оштрафован за проведение домашних богослужений, под угрозой высылки ему было воспрещено выезжать из Мыелдино.
Богослужения у бурсьылысьяс - бур кывз(м (духовные беседы) - включали в себя проповеди и толкования Священного писания (на коми), пение религиозных песен и гимнов. Во время богослужений мужчины и женщины сидели отдельно: женщины на лавках перед проповедником, мужчины позади их. Чтобы не отвлекаться от молений и не думать о греховном, женщины закрывали лицо платками, мужчины - руками. Признаком особой благодати считались видения, пророческие дары. Как отмечали православные миссионеры, в качестве примера различных духовных проявлений в жизни верующих Степан Ермолин указывал на сошествие Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы. При этом Ермолин подчеркивал, что "как солнце не видно из-за облаков, так и у некоторых пелена на глазах и сердце, чтобы не уразуметь духовные явления" (ВЕВ. 1912. Приб. ¦ 20. С. 511). Женщины количественно преобладали среди последователей Степана Ермолина. Первоначально в религиозном движении Степана Ермолина, как и в официальном православии, бытовала половая дифференциация - примат мужского в управлении религиозной общиной: религиозные богослужения - бур кывз(м проводили только мужчины. Но эта дифференциация не касалась харизматических проявлений (пророчеств, видений): среди пророков были как мужчины, так и женщины.
В 1920-е годы, после смерти Степана Ермолина, в религиозно-обрядовой жизни бурсьыласьяс происходят некоторые изменения. Как и раньше, богослужения бурсьыласьяс включали проповеди на коми и толкования Священного Писания, видения, пророчества. Кроме того появилось ряд новых мистических элементов богослужения, в частности, Распинание: во время молений некоторые пророки падали на пол и какое время пребывали в бесчувственном состоянии. Другие участники богослужения пели над ними заупокойные молитвы, а после того как "умершие" начинали приходить в чувство, осеняли их крестным знамением и повторяли: "Христос воскресе!" "Воскресшие" рассказывали о своих видениях, беседах с ангелами, пророчествовали (Гагарин 1978. С. 253-254). Руководящую роль среди бурсьыласьяс 1920-е годы исполнял Степан Паршуков из д. Коджувдор Мыелдинской волости. Поскольку он не обладал таким авторитетом как основатель движения Степан Ермолин, то среди бурсьыласьяс под влиянием местных проповедников наметились некоторые различия. Значительную часть общин возглавляли женщины-проповедники. Так, в с. Мыелдино, в 1924 г. общиной бурсьыласьяс, руководили две женщины: Устинья Федоровна Паршукова и некая Парасковья. Следует отметить, что аналогичные явления (выдвижение женщин на руководящие должности в общинах) происходили и в других религиозных движениях, в частности, среди старообрядцев (наглядным примером является так называемое бабушкино согласие).
Значительного размаха в этот период среди бурсьыласьяс достигает пророческое движение. Так, в одном из донесений ОГПУ (1925 г.) сообщается, что среди бурсьыласьяс насчитывается около 80 пророков (КРАОПДФ. Ф. 18. Оп. 3. Д. 61. Л. 289). Феномен пророчества с точки зрения гендерной проблематики интересен в различных аспектах: половая стратификация, особый круг религиозных предписаний для людей, обладающих пророческим даром. Относительно половой стратификации мы можем предполагать, что здесь, как и вообще в этой религиозной группе, женщины количественно преобладали над мужчинами. Ряд фактов позволяет предполагать, что дар пророчества подразумевал особый круг религиозных запретов (особую форму аскетизма). Так, про одну из последних пророчиц бурсьыласьяс в селе Мыелдино Тит Марпу информантами сообщается, что из-за ссор со своей невесткой, она утратила святость и перестала пророчествовать. Возможно, среди бурсьыласьяс существовали также определенные требования воздержания в супружеской жизни, как у пророков пятидесятников.
В 1930-е годы влияние бурсьыласьяс среди верхневычегодских коми заметно уменьшилось. Объясняется это рядом причин: начавшаяся в этот период коллективизация и привлечение молодежи для работ на лесозаготовках, а также репрессивные акции местных Советских органов. Некоторое оживление бурсьыласьяс, как отмечают исследователи, наблюдалось в период войны и в первые послевоенные годы.
В 1999-2000 г. нами проводились этнографические исследования в Усть-Куломском районе Республики Коми (сс. Деревянск, Усть-Кулом, Керчомья, Нижняя Вочь, Мыелдино, Усть-Нем). Как показывают материалы данных исследований, в этих селах в настоящее время нет какой-либо активной группы верующих, в религиозно-обрядовой жизни которых можно было бы обнаружить черты, присущие бурсьыласьяс. Информанты отмечают, что такие явления как пророчества, видения прекратились. В то же время в обрядовой жизни местного населения продолжают бытовать различные религиозные тексты на коми, возникшие в среде бурсьыласьяс: духовные стихи, приуроченные к определенным календарным датам и ритуальным действиям (похороны, поминки), различные проповеди, тексты эсхатологического содержания. Последние, как правило, связываются с именами местных "пророков". Так, в с. Мыелдино "авторство" подобных текстов приписывается известной местной пророчице Поч( Наст(. Во многих верхневычегодских селах в настоящее время открыты православные храмы. Местные священники отмечают активную религиозную жизнь своих прихожан: интерес к храмовым службам, местным святыням (святые источники, обетные кресты), почитание которых нередко также связывается с видениями, явлениями Богородицы известным в прошлом местным "пророкам". Столь активный интерес к различным религиозным явлениям и недифференцированный подход к ним вызывает обеспокоенность православных священников, опасение, что развитие религиозной жизни может вновь пойти иными от православия путями. Информанты также отмечают двойственное отношение со стороны священников: призывы к активной церковной жизни, включение в богослужение переводов псалмов на коми (Пс. 33) и порицание за домашние собрания и песнопения на коми (духовных стихов).
Таким образом, подводя краткое обобщение рассмотренного материала, можно отметить, что в религиозном движении бурсьыласьяс, как и в ряде других мистических религиозных движений, нет жесткого полоролевого разделения, как в ортодоксальном христианстве (достаточно вспомнить одно из увещаний св. ап. Павла - 1 Тим 2, 12-15).
Литература:
1. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.
2. Гагарин Ю.В. "Бурсьыласьяс" как местная разновидность православия в Коми крае // Этнография и фольклор. Труды ИЯЛИ КФАН СССР. ¦ 17. Сыктывкар, 1976. С. 69-75
3. Жеребцов Л.Н., Лашук Л.П. Этнографический уклад населения Верхней Вычегды // Историко-филологический сборник. Вып. 5. Сыктывкар, 1960, С. 53-98
4. Новый "братец" Стефан Вологодский (Материалы для истории новейшего исследования мистического сектантства). // Вологодские Епархиальные Ведомости. Прибавления. ¦ 19. С. 477-483; ¦ 20. С. 504-512; ¦ 21. С. 531-532; ¦ 22. С. 557-561.
Сокращения:
ВЕВ - Вологодские Епархиальные Ведомости
КРАОПДФ - Коми республиканский архив общественно-политических движений и формирований
Aleksandr Chuviurov (St.-Petersburg)
Gender relations in religious mystical communities (on the example of the Komi ethnoconfessional movement Bursilasiyans (The Singers of good)
Komi ethnoconfessional movement Bursilasiyans has emerged in the end of the 19th century. Religious life of the Bursilasiyans was in a number of aspects (prophesies, visions) similar with that of various mystical religious movements (the Pentecostals, the Khlysty). There is no strict differentiation in the gender roles in Bursilasiyans unlike in a number of other mystical religious movements: the community was headed both by men and women. It is worth to mention that in 1930-40s the role of woman in the religious movement Bursilasiyans as also among the Old-Believers was more important than of man.
Реформы царя Ираклия Величайшего как переломный момент в развитии гендерных отношений
Речь графа Александра-Марии Солженовича на юбилейной Минутке Национально-Этнической Толерантности (МИНЭТ) в Центральном Государственном Доме Терпимости и Скорби. Tmp-сервер Бригады народного просвещения при ЕИВ Феодоры IV Цензорском полку, 2267г.
Милостивые государственники!
Первоначально царь Ираклий собирался лишь внести некоторые изменения в церемонию приема иностранных послов, приведя ее к международным стандартам. Проблема состояла в том, что официальные лица Северо-Заморских территорий, задававшие тогда тон в эстетике международных отношений, любой свой иностранный визит начинали с ритуала Манифестации Духа (принесение в жертву черного петуха, помазание представителей принимающей стороны петушиной кровью и внутренностями, свальные гендерные отношения с обязательным вхождением в коматозный транс). На пути прогресса встало духовенство: обер-старец Ананий Урюпинский, выступая в Думе, не без оснований утверждал, что "Император и без того помазанник, чтобы его еще калом курьим мазати". А Верховный резник Всероссийской Церкви Скопцов-Порицателей Сионизма (ВЦСПС) Акакий Гроссебейцин добавил к этому в своем интервью для "Голубиной почты", что "многие принятые за рубежом правила этикета не являются политкорректными с точки зрения оскопленных граждан". Именно выступление А.Гроссебейцина послужило тому, что малозначительная реформа этикета обернулась полномасштабной модернизацией Российской Империи - подобной тем, через которые наша страна проходила при Владимире Святом, Иоанне Грозном, Петре Великом, Иосифе Усатом, Никите Волосатом, Велимире Носатом, Пинхасе Пейсатом, Робинбобине Пузатом, Луке Удатом, Борисе Датом, Сатанииле Придурковатом и Роланде Гунявом.
Безусловно, выступлениями дело не ограничилось. ВЦСПС развернула полномасштабную кампанию по анафемации заморских культурных веяний - таких, например, как испано-британский обычай масленичного сожжения на костре бедных родственников или южнозаморский обычай поедания живых пингвинов (вместо традиционных российских устриц).
Чтобы успокоить скопцов и при этом все же провести реформу этикета, Ираклий Величайший издал знаменитый Декрет о Дворянском Целомудрии, согласно которому все служащие дворяне должны подвергаться кастрации - "дабы политкорректность соблюсти и политический капитал для Отечества приобрести". Государь опирался на опыт Петра Великого, рубившего боярам бороды топором (топор этот до сих пор хранится в Музее Раскольникова), - причем опирался в самом прямом смысле и пользовался тем самым топором Петра.
Некоторые дворяне не проявили должной лояльности, в связи с чем Ираклию пришлось в спешном порядке реформировать спецприказы. Так Потешный Приказ был преобразован в Цензорский полк, а Приказ народного здравоохранения - в Имперскую эвтанологическую службу при Императоре РИ. Этого оказалось недостаточно, поскольку многие дворяне вышли из императорской "партии власти" со своими вооруженными фракциями (фракция гетмана польско-аляскинского Эдисона Денисовича Шестакофьева, например, составляла 3000 сабель, столько же автоматов системы Мосина, 200 базук и 3 стратегических бомбардировщика). В результате назрела реформа армии. С кастрацией нижних чинов проблем не возникло - чему способствовала правильно поставленная пропагандистская работа (исполнителем коей выступил собственноручно резник А.Гроссебейцин). Работа эта, однако, оказалась несколько более эффективной, чем предполагалось вначале, - в связи с чем ВЦСПС заняла лидирующее положение среди российских религиозных организаций, а кастрацию младенцев - по массовым просьбам молодых матерей - стали производить во всех родильных домах Российской Империи.
По прошествии двадцати лет после публичной гальванизации бунтовщиков (электрический кол, стоявший на Лобном месте, хранится сейчас в Музее Раскольникова) постаревший Ираклий Величайший столкнулся с неожиданной демографической проблемой. Сперва он пытался решить ее, реставрировав (для себя лично) "право первой ночи", но выяснилось, что к возрасту 94 лет способность Государя иметь детей несколько снизилась и уже не могла удовлетворить потребности страны в квалифицированных кадрах.
Спасая ситуацию, Дума приняла в первом чтении предложенный Государем законопроект об искусственном воспроизводстве населения. Реформы, заложенные в закон, коснулись не только инновационной сферы, но и сферы идеологической. В частности, было введено симпрактическое воспитание лояльности в младшей и средней школе - по достижении трехлетнего возраста юному гражданину одевали на голову неснимаемый шлем определенной формы; дальнейший рост головы приводил к заполнению пустот внутреннего пространства шлема, что, в свою очередь, приводило к формированию как внешнего, так и внутреннего мира гражданина.
Значение реформ Ираклия Величайшего трудно переоценить. Освобожденные от гендерного гнета, граждане Российской Империи целиком сублимировали свои личные устремления в агрессию созидания. И сегодня, спустя два века, мы продолжаем уверенно маршировать в будущее под торжественный хор кастратов.
Срочно: в рамках национальной инновационной программы предусмотрен ряд мер по развитию института лабораторного чаепития
На тему гендерных отношений у нас рассуждает только Жириновский
Значимые перемены в российском обществе повлекли за собой изменений гендерных отношений в различных сферах - начиная с семьи, кончая политикой. Эти изменения столь стремительны, что мы едва успеваем осознавать их, а тем более анализировать. Последние десять лет наша страна активно перенимает гендерные отношения, свойственные западному обществу. Отношения между мужчиной и женщиной отныне регулируются всякими там контрактами: гендерным, брачным и пр. Как бы там ни было, а пути назад нет: надо как-то осваиваться в новых условиях.
В конце марта в Горбачев-фонде состоялась международная конференция в рамках российско-канадского проекта "Женщины третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность". Координатор этого проекта с российской стороны, руководитель Общественно-политического Центра Горбачев-фонда, кандидат философских наук, социолог Ольга Здравомыслова - автор книги "Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации". С ней беседовала корреспондент ПСДП.ру Мария Ряховская.
- Вопрос поставлю глобальный: вы не боитесь, что, по мере того, как гражданское и политическое влияние женщины в нашем обществе растет - ее женское влияние падает? Я, например, не согласна обменять свое женское влияние на гражданское и политическое. Могу привести массу примеров того, как женщина перестает быть женщиной и становится просто партнером - партнером по бизнесу, партнером по воспитанию детей, сексуальным партнером, наконец. Мне кажется, тут теряется сама суть отношений между мужчиной и женщиной. Парень зовет девушку на свидание, они идут, скажем, в кафе и он платит за себя, а она за себя. Вам не страшно, когда вы видите такие проявления равноправия? Уродливые, с моей точки зрения.
- Ничуть. Этот парень работает? И девушка тоже работает? А вообще мне очень жаль, что Вы не участвовали в нашем проекте, которому была посвящена конференция. Ваша позиция - это позиция большинства женщин (да и мужчин) в нашей стране. Все они находятся за пределом того круга идей, которые обсуждаются во всем мире и касаются изменившегося положения женщин и мужчин в современном мире. На эту тему написано масса книг и статей - и среди них есть абсолютно выдающиеся имена. Но у нас их не знают.
И трагедия нашего общества даже не в том, что их у нас совсем не знают, - прочтут, в конце концов, - а в том, что эти монографии не стали для нас предметом серьезного рассмотрения и изучения. И в науке, и в публичной сфере. На эту тему у нас, к сожалению, рассуждает только Жириновский. Но вообще вы правы - когда мужчина начинает относиться к женщине как к партнеру, он перестает относиться к ней как к существу слабому, которому следует потакать, которое следует баюкать-ласкать.
- Вам не жаль этого?
-Это вопрос о том, насколько женщина чувствует себя комфортно, счастливо, если она ощущает себя существом слабым и зависимым и нуждающимся в постоянной заботе со стороны мужчины. Этот вопрос как раз обсуждается в книгах, которые необходимо прочесть - "Второй пол" Симоны де Бовуар, "Другим голосом" Кэрол Гилиган, "Тайна женственности" Бетти Фридан.
Все эти авторы говорят о том, что положение женщины в обществе, где она чувствует себя слабой и зависимой, нуждающейся в опеке - это положение крайне уязвимое и ненадежное. Женщины, которые находятся в таком положении, платят за него депрессией и неудовлетворенностью жизнью. Бетти Фридан проанализировала положение довольно обеспеченной американской домохозяйки и сделала вывод, что женщина платит за свое внешне благополучное положение глубокой депрессией. Она чувствует себя неполноценным существом в этом мире, и когда дети подрастают, она оказывается в полной пустоте. У нее развивается страшный комплекс жертвы - она пожертвовала чем-то в себе - ради тех, кто ее покинул.
- И все-таки речь идет о выборе, который женщина делает между положением существа зависимого и опекаемого и положением независимой сильной личности. Нельзя ли при всех успехах современной женщины в профессиональной, гражданской и других сферах сохранить и то романтическое к себе отношение, которое, скажем, было у наших отцов по отношению к нашим матерям в шестидесятые-семидесятые? Помните у Окуджавы: "Ваше Величество Женщина"?.. Не представляю такой текст в устах какого-нибудь современного певца.
- Романтическое отношение?.. А что вы понимаете под этим романтическим отношением? Еще говорят - "рыцарское отношение". Прекрасная дама - это только образ. Рыцарское отношение при всей его красоте никогда не было отношением к живой реальной женщине. Это мир нарисованных женщин и мужчин.
- Игра в образы.
- Да, игра в образы. Есть картинка, а есть живая женщина. Реальная - не хуже и не лучше - просто есть разница между образом и реальностью. И если человек не хочет отказаться от образа - он просто не может жить с живым человеком.
- Цель ваших конференций - обсудить эти вопросы между собой, в профессиональной среде, или донести прогрессивные идеи до широкого общества?
- Весь смысл нашей последней конференции был в том, что мы попытались ввести в круг этих идей людей, которые совсем ничего об этом не знали. Но при этом это были молодые люди с высшим образованием. В Москве, Петербурге, Петрозаводске и Иркутске мы набрали группы молодых людей и девушек от 25 до 35 лет. Перед дискуссиями, которые проходили по месту их жительства, они получали специальную литературу, а в завершение программы они съехались в Москву на конференцию. Ребята читали как раз вот эти тексты, с которыми у нас так мало знакомы. На московской конференции были с одной стороны, общественные деятели, исследователи, а с другой стороны, вот эти молодые люди.
- И какова была цель этого эксперимента?
- Цель проекта была в том, чтобы вывести это знание, которое существует в феминистской теории, в гендерных исследованиях, в социологии, в психологии - из круга узкоспециального - в широкий. Сделать его предметом публичной политики. Заставить людей пересмотреть те позиции, которые они считают неподлежащими никакому сомнению. То, что не подлежит сомнению - очень часто является источником наших жизненных неудач.
- И какие же конкретно представления, по-вашему, являются источником наших неудач? В масштабе страны, так сказать?
- Вот как раз представления о том, что женщина, выходя из своей традиционной роли, непременно теряет в этом. И что мужчина есть изначально сильное существо, которое призвано исключительно для того, чтобы охранять семейный очаг. Помимо всего прочего, эти два персонажа почти не пересекаются друг с другом, потому что существуют в разных мирах. Один мир мужской - мир публичности, борьбы, а другой мир - приватный, домашний, мир чувств, в котором живет женщина. Как эти двое могут понять друг друга?
Как показывают наши исследования, у всех, без исключения, женщин и мужчин - эти картинки в голове - мужчина, бряцающий доспехами, и женщина, которая рыдает на пороге, провожая его. И когда носители этих образов сталкиваются с реальностью - они оказываются в полной растерянности. Не цепляйтесь за традиционные образы! Они мешают человеку увидеть, как мир устроен реально.
-А как он, по-вашему, реально устроен?
- Реально вы должны быть готовы к тому, что этот мужчина или эта женщина - тоже личность, у которой есть много разных сторон. Не надо создавать затверженных истин, отклонение от которых кажется полной катастрофой. Оставим миру возможность быть живым - то есть быть разнообразным.
О. Здравомыслова.
http://www.gorby.ru/rubrs.asp?art_id=23483&rubr_id=22&page=1