FoxЖурнал: Костадинова Елена:
CHIPPENDALE – СТИЛЬ КРАСОТЫ И УДОБСТВА
Автор: Елена Костадинова
Имя Томаса Чиппендейла в мебельном искусстве стоит в одном ряду с именем великого скрипичного мастера Страдивари и олицетворяет собой стиль эпохи.
Надо признаться, сегодня немногие знают, что такое исторические стили дизайна, и лишь единицы могут отличить «классицизм» от «кантри» или «кич» от «минимализма». Вкус – вещь врожденная. Или он есть, или его нет. Если нет – тут уж ничего не попишешь. А вот, если есть, то рано или поздно, оглядев свои хоромы, вы понимаете, что дальше так жить нельзя. Ну, что это за диван, современный и неудобный, который никак не гармонирует с антикварным столиком. Что это за кресло, за которое вы отдали кучу денег, а сейчас видите, что оно, ну совершенно не подходит ни к столику, ни к дивану. А этот апофеоз безвкусицы – «стенка». Она, конечно, итальянская, и в нее, конечно, помещается «вагон и маленькая тележка», но смотреть больше на это убожество невозможно.
Хочется, чтобы мебель отражала вашу благородную натуру, чтобы она была уместна в ваших огромных комнатах, чтобы она была произведением искусства, в конце концов. Чтобы она была антикварной.
И вы ныряете в энциклопедию, чтобы понять, какой же стиль подойдет именно вам, какой стиль не будет вас «напрягать», в каком антураже вы будете чувствовать себя наиболее комфортно. От одного только перечисления стилей голова идет кругом.
Вот, например, романский стиль. Первое тысячелетие нашей эры. Простота, лаконичность, В настенной росписи много религиозных сюжетов. Мраморный пол или плитка с рисунком. Зеркала из шифоновой бронзы. Цвета мебельной обивки и гобеленов красный, коричневый, белый, зеленый…Нет, это слишком, особенно мраморный пол и настенная роспись. Дома хочется думать о домашнем, а не витать в духовных сферах.
Ренессанс. Так называемая «эпоха возрождения» 16-17 век. Цвета пурпурный, синий, коричневый, желтый. Форма мебели простая, геометрическая, вся в декоре. Но, где достать такую мебель? Это же антиквариат из антиквариатов. Нужно что-нибудь поближе, хотя бы на пару столетий…
Барокко.17-18 век. О, это прекрасный, очень женский, эротичный стиль. Мебель оставляет впечатление неустойчивой, воздушной. Красивый шпон покрытый лаком. Все, что можно, инкрустировано нежными узорами и цветами. Это прелестный стиль, легкомысленный, мебель изящна, легка, декоративна. Цвета пастельные, приглушенные – красный, розовый, белый, голубой с желтизной… Как продолжение стиль рококо – более приземленный, , как сейчас говорят, приближенный к потребителю. Ну, хорошо, спальню можно обставить в стиле рококо, а остальные комнаты?
Классицизм, в частности – стиль ампир. Стиль, в котором явственны тенденции античности, как образца для подражания. В отделке интерьеров натуральное дерево, шелк, камень. Комнаты украшены скульптурами, лепниной, в ампире появляется военная тематика – барельефы знамен, мечей, шлемов. Везде пафос – ножки мебели в виде грифонов, львов, сфинксов. Везде позолота, обивка – вощеный ситец. Цвета насыщенные – розовый, зеленый, пурпур с золотом, небесно-голубой. Барельефы в круглых медальонах. О, это стиль для консерваторов в чистом виде!
Далее модернизм, постмодернизм, арт-нуво, арт-деко, глобал, глобал-модерн, экзотический, стиль английской деревни, индустриальный и кантри-индустриальный, Мемфис, азиатский, миссионерский, богемский, британский колониальный, викторианский, примитивизм, растик, скандинавский, французская деревня…
О! Фли-маркет-стиль (блошиный рынок в переводе). Можно смешивать стили, происхождения, все что угодно. Вы сами себе дизайнер. Все, что вы поставили в свою квартиру приобретено на распродажах, на блошиных рынках… Нет, превращать свою квартиру в барахолку…Для этого вы недостаточно экзальтированны!
Вы то и дело возвращаетесь к старой доброй Англии. Красиво, добротно, комфортно, и как-то особенно вам по душе. Вот, например, стиль Чиппендейл…
Нет, известный английский стиль восемнадцатого века не имеет ничего общего с веселыми бурундучками Чипом и Дейлом из диснеевских мультиков. Видимо, подобным образом американские аниматоры пытаются приобщить подрастающее поколение к мировой культуре. Не даром, ниндзи-черепашки в известном мультике носят имена Микеланджело, Рафаэль, Донателло и Леонардо. Конечно, проблематично таким образом приобщить кого-то к культуре, но отнесем это за счет своеобразного американского юмора, вроде торта в физиономию.
Оговоримся сразу, настоящий Chippendale в магазине не продается. А обычно выставляется в мебельных музеях, например, в “Victoria and Albert Museum” в Лондоне, “Harewood House” в Йоркшире, “Paxton House” в Шотландии. Раритетную мебель можно купить на аукционах – по внушительным ценам. Например, когда в 1990 году шла распродажа коллекции знаменитого собирателя Говарда Джойнта, один стул работы Томаса Чиппендейла из гарнитура 1762 года продан был за 418 тысяч долларов. На World Auction в 1999 году, который проходил в Рокфеллеровском центре Нью-Йорка, комод из красного древа, выполненный Томасом Чиппендейлом в стиле «“George III» «ушел» за один миллион 654 тысячи 950 долларов.
Знатоки утверждают, что имя Томаса Чиппендейла в мебельном искусстве стоит в одном ряду с именем великого скрипичного мастера Страдивари. Именем “Chippendale” был назван стиль эпохи. Безусловно, английский мебельщик был гением, потому что сумел объединить в своих работах изящество мебели времен правления королевы Анны с причудливыми ракушечными орнаментами, характерными для рококо и спокойную классику. В его произведениях смешивалась строгая готика с восточными китайскими мотивами. Чиппендейл – это уже не рококо, но еще не классицизм. И в этом – его прелесть.
Уже потом открытия и наработки великого английского мебельщика позволили его последователям развить их в новые направления и стили…
О великом англичанине, создавшем новый стиль дизайна, известно не слишком много. Родился в 1718 году, вернее, есть запись в церковно-приходской книге небольшого йоркширского городка Отли о крещении Томаса Чиппендейла. В Отли сегодня стоит памятник великому мебельному мастеру. Отец его был то ли столяром, то ли плотником, но факт тот, что маленький Томас жил в окружении дерева и поделок из него.
Когда Томасу исполнился 21 год, он уехал в Лондон. Там он работал резчиком по дереву ( что потом отразилось в его произведениях), потом всерьез стал заниматься изготовлением мебели из красного дерева. Мебель в Европе изготавливалась обычно из дуба, бука, ореха и ясеня. Красное дерево ввез в Европу с Ямайки в 1725 году капитан одного английского судна. Дерево это – прочное и красивое, красно-коричневого цвета, хранилось в трюмах корабля как балласт. Именно с этого момента и можно отсчитывать начало «эпохи махагони» и лучшего краснодеревщика Томаса Чиппендейла. Надо сказать, красное дерево ценится не из-за цвета, а по причине твердости и в то же время податливости резцу.
По-видимому, великий мебельщик «женится на деньгах», потому что свадьба с Кэтрин Рэдшоу произошла за год до открытия Томасом собственной мастерской. В этом же году у мастера родился первенец, тоже Томас, которому предстояло продолжить отцовское предприятие после смерти мастера.
В Англии в это время основным модным направлением считался стиль королевы Анны. На мебели вырезались ракушки, цветы и листья, начал применяться лак. Каждый зажиточный подданный считал своим долгом иметь в интерьере вещи в королевском стиле. Но мир меняется, и основным покупателям мебели нужен уже другой дизайн, не столь слепо повторяющий стиль Анны Стюарт.
Томаса Чиппендейла можно назвать первым, кто выпустил торговый каталог. В 1754 году он издал «Руководство для джентльмена и краснодеревщика», в котором было 160 гравюр и описания пяти классических направлений в архитектуре, которыми он пользовался для изготовления своей мебели.
Вообще, стиль Чиппендейл нельзя отделять от архитектуры, в окружении которой мебель находилась. Все решение было в одном ключе – мебель дополняла архитектуру и наоборот. В первом издании «Руководства…» описывались «Gothick, Chinese, and modern тastes» («Готические, Китайские и современные вкусы»).
Долгие годы «Руководство…» Томаса Чиппендейла было настольной книгой мебельщиков. По всем правилам PR – издание принесло мастеру славу. По его проектам работали все лондонские мастера. Стиль «Chippendale» господствовал в английском мебельном дизайне тридцать лет с 1750 по 1780 годы.
Томас Чиппендейл разрабатывал для каждого заказчика уникальные гарнитуры. Он никогда не повторялся, каждый стул, вышедший из-под рук мастера индивидуален и является произведением искусства. Его мастерская решала весь интерьер в целом, вплоть до дверных молотков и ручек, зеркал, гардин и гобеленов.
Да, стиль Чиппендейл напоминал французское рококо, но был более практичным, приземленным, комфортным. Например, знаменитый, английский книжный шкаф мастер сделал отдельным предметом обстановки, тогда как прежде книжные шкафы были встроены в стены.
Особенно прославился мастер своими креслами и стульями, которые были удобны и в то же время, прекрасны. С формами спинок в виде скрипки или арфы, с «китайскими решетками» на спинках. Ножки стульев и кресел изогнуты и заканчиваются птичьей или львиной лапой.
В конце 1766 года англичанин – бизнесмен и коллекционер Джеймс Кристи начинает свои и по сей день знаменитые аукционы. Одним из почетных поставщиков товаров на респектабельные аукционы Кристи стал Томас Чиппендейл.
Собственно, сегодня можно купить мебель великого мастера именно на этом престижном аукционе. Во всяком случае, к подобным покупкам стоит стремиться. Потому что жизнь в окружении настоящего благородного Чиппендейла не может быть суетной и мелкой. Во всяком случае, не должна.
Елена Костадинова
Публикуется впервые
В журнале опубликован материал Елены Костадиновой:
Ваше бумажное лицо
(: 0) Дата публикации: 07.09.2006 19:31:05
[Другие статьи раздела "Костадинова Елена"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|