FoxЖурнал: История очевидцев:
БИЗНЕС-ЛЕДИ, ГОТЫ И ХАЙ-ТЕК
Автор: Екатерина Богданчикова
80-е ХХ века были не только самым безвкусным десятидетием в истории моды – именно в это время появилось большинство стилей в одежде, которые популярны до сих пор.
В конце 70-х – начале 80-х наметился новый экономический подъем, во многом определивший модный облик 80-х. Это время беспечной траты денег и погоней за удовольствиями. Именно тогда шопинг стал новым способом развлечения и снятия стресса.
80-е в каком-то роде являлись и завершением сексуальной революции – всемирная организация здравоохранения объявила о начале эпидемии СПИДа.
На сцену вышли новые герои своего времени – yuppi, крайне неравнодушные к внешним признакам своего благосостояния.
Костюмы от Armani, Hugo Boss, Ralf Loren, часы Rolex, автомобиль Porch, Jaguar или BMW. 80-е – время, когда стало модным тратить деньги на дорогие известные марки (или на их подделки). Именно тогда стали пользоваться популярностью одежда и аксессуары фирм с узнаваемыми стилями – Chanel, Lacrois, Versace, Moschino. Женщины стали более активно проявлять себя в бизнесе. Бизнес-леди привлекал стиль, получивший название power dressing ("одежда власти"), одновременно подчеркивающий могущество авторитета и сексуальную женственность. В выборе брендов, бизнес-леди были столь же строги: если сумка , то Luis Vouitton или Hermes, украшения желательно Cartier и пр. К середине 80-х оформился стиль casual – одежда известных фирм, носимая с намеренной небрежностью. Одеваться старались агрессивно-вызывающе – короткие юбки, широкие плечи, обилие блестящих, мерцающих тканей, массивных украшений.
Популярный в конце 70-х романтический стиль стал еще более популярным в 80-е.
В Британии появилась новая молодежная субкультура – New Romantics, создателями были те же панки, но более романтически настроенные, обратившиеся к истории.
В 1981 году Вивьен Вествуд выпускает новую коллекцию под названием "Новые романтики", затем – коллекцию "Пираты". В это время она в авангарде моды и известна под именем WWD как самый влиятельный дизайнер своего времени, не смотря на то, что Вивьен никогда и нигде не училась этому ремеслу. Вивьен черпает вдохновение в истории западноевропейского костюма, плюс ее маниакальное внимание к деталям помогает Вивьен создавать костюмы, которые, основываясь на историческом прошлом, смотрят далеко в будущее. Ее дизайн хорошо узнаваем: объем, использование большого количества материала, нетрадиционный крой.
Благодаря парадоксальному характеру своей одежды, Вивьен – представитель одновременно и официальной и неофициальной моды.
Ее коллекции вызвали волну подражаний "бандитам-денди", как были названы эти образы, в уличной моде. Вивьен говорила: "В настоящее время трудно быть авангардным. Люди уже ко всему привыкли". В 80-е царит большое смешение стилей: ретро, футуризм и классика, смешение несовместимых в традиционном понимании цветов, предметов костюма и тканей: бархата, атласа, парчи, кружев одновременно с джерси; асимметрия и, конечно, – эпатаж и ирония. Экстравагантней всего выглядели Freaks (blitz-kids), выходящие на улицы города с наступлением сумерек. Хозяева увеселительных заведений, клубов и дискотек приглашали последних специально для привлечения публики. Стиль New Romantics отобразился и в образе представителей New Wave: Boy George (Culture Club), Adam Ant (Adam and the Ants), Duran Duran и многие другие.
Еще одна трансформация стиля punk – Goths.
Этот стиль исконно лондонский: романтические готические сказки и легенды, на персонажей которых старались быть похожими готы – вампиры, мертвые невесты, ведьмы, ночные жители. Все это подразумевало обилие театрального грима, предпочтение черному в цвете волос и одежде, латекс и кожа – образы невероятно патетичные.
Стильными противниками новых романтиков были приверженцы новой танцевальной музыкальной культуры 80-х.
Рождение новых танцевальных музыкальных стилей – tehno, house, rap, hip hop, первые британские рейвы, brake dance, требовали от модной индустрии новой формы одежды.
Стали популярны фирмы, выпускающие спортивную одежду не только для профессионального спорта: Nike, Adidas, Reebok. Кроссовки и кеды – хит 80-х. Конечно, как и во всем, ценился оригинал, но для тех, кто не мог себе этого позволить, черный рынок предлагал массу качественных подделок, производимых в странах Азии.
В официальную моду 80-х уверенно вошел неоклассицизм. Здесь, так же как и в уличной моде, актуально пародирование и цитирование истории. Цитировалось все яркое и узнаваемое, знаковое.
В 80-е признания и успеха добивались те, у кого в творчестве присутствовал гротеск и ирония: Lacrois, Moschino, Gotier.
Ив Сен-Лоран застывает в статусе живого классика моды. В 1983 году в музее "Метрополитен" состоялась ретроспективная выставка моделей дизайнера, в 1985-м Ив Сен-Лоран награждается "Оскаром моды" и орденом Почетного Легиона.
Символом же неоклассики становятся модели Лагерфельда для дома моды Chanel, в которых он сумел выразить основную идею этого периода – игровой подход к классике. Дизайнер не стеснялся свободно играть с незыблемыми традициями дома Chanel, оставив в стороне осторожность и даже вкус, смешивая элементы и намеренно искажая пропорции. Дизайнер говорил: "Шанель – это идея, но не абстрактная,.. ей нужно придать дух настоящего времени, забыв об уважении. Уважение авторитетов в моде – конец моды". Его коллекции производили ошеломляющий эффект. За коллекцию для дома Chanel в 1986 году дизайнер получил "Золотой наперсток".
Свободная игра с цитатами из прошлого породила новую волну дизайнеров 1980--1990 годов, увлекавшихся историзмом.
Символом таких тенденций в моде стал стиль Лакруа, которого в 1981 году пригласили в качестве арт-директора в дом моды "Жан-Пату". Всего за несколько месяцев Лакруа стал одним из самых модных дизайнеров. Играя с историческим костюмом, Лакруа ввел в моду, так называемые мини-крини, короткие пышные юбки, маленькие лифы, корсеты, мини-юбки с турнюрами, атласные туфли. Создавая невероятно женственную игривую одежду, Лакруа сумел привлечь внимание новых молодых клиенток к высокой моде.
80-е продлили начавшийся в 70-е культ красивого здорового тела. Теперь на поддержание идеальных форм люди готовы были тратить все больше денег и усилий.
В 80-е очень моден стиль sexy, популярны мини, максимально облегающая одежда: трикотажные платья-трубы, леггинсы, лосины, элементы белья в одежде, корсеты и пр.
На фоне этого прославился дизайнер Алайа – "автор самой сексуальной одежды", продолжив в своем творчестве идею "осознания тела" 60-х. В 1985-м дизайнер получил "Оскар моды" за лучшую коллекцию pret-a-porter – линию Stretch Look. Его модели во многом отличались от популярных платьев-труб, вопреки традиции, он делал швы на трикотаже, что помогало достичь эффекта каркасного костюма – облегающие платья утягивали живот и поднимали грудь.
В похожем стиле работали в то время дизайнеры Версаче, Монтана, Мюглер, создавая образ эдаких сексуальных хищниц-соблазнительниц. У Мюглера женский образ это – непременно сексуальная, агрессивная и властная. Мюглера обвиняли в фетишизме, своих моделей он одевал в сложные конструкции, позволяющие создать идеальное тело. Моделям Клода Монтана была присуща несколько другая сексуальность – сексуальность андрогинна, образ актуальный в 80-х (Grace Jones, Michael Jackson) связанный с тенденцией стирания границ между полами и популярностью гей-культуры. Монтана перенес на подиум агрессивный стиль уличной моды завсегдатаев ночных гей-клубов: черная кожа, обилие металлических украшений, затянутая талия, неестественно широкие плечи.
Большим успехом пользовался в период 80-х французский дизайнер Жан-Поль Готье, которого после показа в 1981 году его коллекции "High-The" стали называть "хулиганом моды".
Использовав для костюмов помойные ведра, консервные банки и прочий мусор, в своей коллекции Готье смотрел вперед, воплотив идею "рециркуляции", которой будет озабочено общество в 90-х. Еще больший успех имела коллекция 1985 года "Бороды", где публике предстали знаменитые корсеты и платья с рогами на месте грудей, и которая закрепила за Готье имя самого авангардного и непредсказуемого французского дизайнера.
В 1980-е не лучшие времена переживает итальянская Альта-мода, зато в области промышленной моды в этот период Италии нет равных.
Екатерина Богданчикова. Иллюстрации предоставлены автором.
На иллюстрации: Экстравагантность -- визитная карточка Жан-Поля Готье
(: 0) Дата публикации: 04.01.2007 11:20:31
[Другие статьи раздела "История очевидцев"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|