Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Факты:

ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: КРОМЕ ШУТОК


  • Больные шизофренией предпочитают интеллектуальный юмор
  • Культура бандитско-воровской жизни России
  • КРОМЕ ШУТОК!
  • Банк как учитель порядка
  • Сумашедший горшечник
  • Сумашедший Автобус
  • Вы никогда не задумывались
  • Сумасшедший американец напугал ФБР "Кока-колой"
  • Американец изобрел утку-убийцу
  • Код Тесла










  • Больные шизофренией предпочитают интеллектуальный юмор



    Мышление у больных шизофренией нарушается по другому принципу – они совершают обобщения по каким-то неявным признакам.



    Ежегодно официально за психиатрической помощью в России обращаются 8 млн. граждан. 3% населения страдают депрессией и 1% – шизофренией. В соседнем Китае ситуация еще более напряженная: шизотипические расстройства встречаются у более чем 4 млн. китайцев. И при этом до сих пор нет удовлетворительного, общепринятого всеми учеными и медиками определения, что же такое шизофрения. Именно поэтому так ценны любые новые исследования, приближающие нас к разгадке тайн этого психического недуга. Тем более если это исследование носит очень неожиданный характер – «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах». Такая работа выполнена на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Об этом – беседа с автором исследования кандидатом психологических наук Аленой Ивановой.
    Рисунок больного шизофренией

    – Алена Михайловна, а из какого определения шизофренических расстройств исходили вы, приступая к изучению такой интригующей темы, как «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах»?

    – Очень характерно, что первый вопрос, который вы мне задали, касается не того, что такое юмор, а что такое шизофрения. Это очень показательно: что про юмор спрашивать – и так все понятно! У каждого по поводу юмора есть свое собственное представление.

    – А разве не так?

    – Действительно, каждый уважающий себя философ, начиная с античных времен, что-нибудь про юмор да сказал. Традиционно принято изучать юмор в лингвистике, литературе. А вот экспериментальная наука заинтересовалась юмором относительно недавно. Это относится не только к психологии, но и, например, к прикладной лингвистике, или исследованиям искусственного интеллекта. Комическое, юмор постепенно выделяется в самостоятельный предмет изучения, о чем свидетельствует появление тематических ассоциаций, таких как Американская ассоциация по изучению юмора (American Humor Studies Association) и Международное общество изучения юмора (International Society for Humor Studies).

    – И все-таки, если учесть, что, по экспертным оценкам, только в России почти полтора миллиона людей страдают шизофреническими расстройствами, мой первый вопрос вполне оправдан.

    – Вы правильно заметили, что какого-то единого четкого взгляда на то, что такое шизофрения, нет, хотя классификаций ее форм очень много. В моих исследованиях участвовали три группы пациентов: больные вялотекущей и приступообразно-прогредиентной шизофренией, а также аффективными расстройствами.

    В отечественной психиатрии выделяют малопрогредиентную, или вялотекущую, шизофрению, в отличие от более тяжелых форм. Малопрогредиентная означает медленно прогрессирующая; то есть вялотекущая шизофрения ограничивается психическими нарушениями, как правило, не доходящими до стадии выраженного психоза. Приступообразно-прогредиентная шизофрения – одна из более тяжелых форм расстройства, наиболее яркие проявления которой – психотические явления: бред и галлюцинации.

    Больные с аффективными расстройствами – это больные с депрессиями или, наоборот, маниакальные больные.

    У больных шизофренией любой формы всегда выявляются специфические нарушения мышления. Но это не значит, что они глупы. Наоборот, больные, участвовавшие в моих исследованиях, были очень умными – например, студенты философского и математического факультетов, переводчики. Это специфические нарушения мышления, которые могут приводить и к специфическому восприятию юмора.

    – Уточните, пожалуйста. Получается, что с различными формами шизофрении можно изучать философию и математику?

    – Безусловно, никакого противоречия в этом нет. С вялотекущей шизофренией вообще часто нет никаких ограничений. Но и с грубыми формами шизофрении это вполне реально. Дело в том, что шизофрения не нарушает формальной логики. Наоборот, формальная логика может быть даже развита лучше у этих больных… Мышление у больных шизофренией нарушается по другому принципу. Это называется «искажение процессов обобщения». То есть они совершают обобщения по каким-то неявным признакам.

    Характерный пример. Больному шизофренией предлагают сравнить разные понятия – что в них общего, что различного. И больной говорит, что ботинок и карандаш – очень похожие между собой предметы. С обыденной точки зрения это очень далекие понятия. Но пациент удивляется: «Как же! И тем и другим можно что-то написать: карандашом – на листе бумаги, мыском ботинка – на песке».

    Такого рода мышление в принципе правильно. С точки зрения формальной логики все верно! И больные шизофренией, делая обобщения, опираются на эти критерии. Кстати, за счет этого и происходит сближение шизофрении с гениальностью, ведь творчество тоже основано на каких-то неожиданных обобщениях, порождении каких-то необычных метафор.

    Считается, что у больных шизофренией по такому же механизму нарушается и восприятие комического, юмора. Шутки у них связаны с объединением далеких понятий. Есть даже такое мнение, что особенно интеллектуальные шутки – сейчас у нас ими пестрят всякие рекламные плакаты: когда объединяются совершенно разные понятия и на этом строится юмор, – придумывают больные шизофренией. Но, тем не менее, здоровые люди могут его оценить.

    – Сразу рисуется такая картинка в стиле киберпанк: больные шизофренией сидят в нашпигованных компьютерами подвалах или, наоборот, в высотных офисах рекламных фирм и сочиняют рекламные слоганы, которые мы и читаем...

    – Я могу только сказать, что далеко не все больные шизофренией находятся в клиниках, очень большое их число работает, и вполне успешно.

    – Но все-таки уже банальностью стала фраза: «Смех, чувство юмора – это признак психического здоровья». А вы, значит, занимались исследованием юмора у людей не совсем психически здоровых. Нет ли здесь противоречия?

    – Является ли юмор признаком психического здоровья – этот вопрос сейчас активно обсуждается на очень серьезном научном уровне. Это большая тема. По ней выполняется очень много экспериментальных и теоретических работ. Эти работы уходят и в область физиологии, связаны с иммунитетом (есть гипотеза, что смех повышает иммунный статус организма), с психическими заболеваниями, с психотерапией. Обобщающий вывод, который делают ученые в последнее время, заключается в том, что не весь юмор – это здоровый юмор. Есть позитивный юмор, адаптивный. А есть формы юмора, которые, наоборот, разрушительны, дезадаптивны – например, агрессивный, так называемый саркастический юмор.

    Но, как это ни парадоксально, исследований чувства юмора у психически больных людей практически нет. В нашей стране, насколько я знаю, моя работа – чуть ли не первое исследование. Да и в мире это направление пока только еще начинает развиваться. А между тем оно очень интересно с разных точек зрения.

    В моих исследованиях, например, выяснилась такая очень полезная для диагностики вещь: при грубых формах шизофрении нарушается само узнавание юмора. Мы предъявляли больным фразы – перемешанные: юмористические и неюмористические. Оказалось, что здоровые испытуемые, больные с аффективными расстройствами и больные вялотекущей шизофренией легко выделяли, где юмор, а где не юмор (независимо от того, нравится шутка или нет). И только больные приступообразно-прогредиентной шизофренией испытывали трудности с распознаванием шуток. И это позволяет выделить эту группу больных и провести диагностику.

    Реакция – смех или улыбка – означает, что человек оценил вашу шутку. Это дело вкуса прежде всего. А в наших исследованиях речь шла именно об узнавании юмора. Вам может не понравиться та или иная шутка или анекдот, но вы поняли, что собеседник пошутил. Другое дело, что юмор очень разнообразен. Это уже тонкий нюанс. Есть полуироничные высказывания, и тому подобное.

    – А есть еще «идиотский смех»…

    – Идиотский смех, вообще говоря, с юмором не всегда связан. Он может и без юмора возникать – веселящий газ или марихуана… Поэтому существует некая размытая граница, где и здоровый человек не всегда может определить – с юмором это сказано или нет.

    В нашем исследовании мы говорили о более четком юморе, более однозначном. Тот юмор, который все испытуемые – и здоровые, и больные с аффективными расстройствами – определили точно как юмор. А вот больные шизофренией с этой задачей не справились.

    Еще раз подтвердилось, что больные с депрессией ценят юмор, но у них снижается смеховая активность, внешние эмоциональные проявления.

    Мы пытались выявить, какие виды юмора разные больные предпочитают, а каких, наоборот, избегают. В итоге удалось выделить пять видов юмора, которые разделили наших больных.

    Во-первых, юмор нелепости. Это шутки, которые основаны не столько на интеллектуальном усилии, а на абсурдности самой ситуации. Восприятие такого юмора больше связано именно с эмоциональной составляющей. Самый мой любимый анекдот из этой серии: «Купил мужик шляпу, а она ему как раз». К юмору нелепости у больных шизофренией нет особого отношения.

    Противоположностью юмору нелепости является юмор, связанный с разгадкой. Мы называли этот вид юмором разрешения противоречия. Это сходно с восприятием загадок. И этот юмор как раз особенно предпочитают больные шизофренией. Причем чем больше выражены нарушения мышления, тем больше им нравится такой юмор. Скорее всего они сами и придумывают такие шутки в больших количествах. Вот пример: «Что сегодня пьем? – Да вот вино сухое. – Ну насыпай!» Здесь чисто лингвистическая двусмысленность.

    Что касается аффективных больных, то они любят специфический юмор – мы его назвали цинично-пессимистическим. Он отражает циничный, депрессивный взгляд на мир: все плохо, все будет только хуже. Но тем не менее это тоже юмор. Например: «Стоит узнать человека поближе – хочется послать его подальше». Или: «Доктор говорит пациенту: у меня для вас плохая новость. Пациент: я умру? Доктор: мы вас будем лечить».

    Если говорить о маниакальных больных, то у этой группы обнаружились очень интересные закономерности в восприятии комичного. С одной стороны, по определению они очень любят смеяться, все время находятся в состоянии эйфории. Тем не менее считается, что маниакальное состояние является защитным: на заднем плане, на уровне подсознания, присутствует депрессия. И вот маниакальные больные больше всего и оценили этот специфический, депрессивный юмор.

    – Получается: увидел на улице веселого человека – обойди!

    – Вообще аффективные больные у меня вызывали море эмоций, пока я проводила исследование. Они совершенно непредсказуемы. А ведь считалось, что депрессивные больные вообще не смеются, не реагируют на юмор. Оказалось, что это не так, категорически не так! Я предъявляла депрессивным больным анекдоты для чтения. Бывало, что пока такой больной читает анекдот – он хохочет. Но как только он закончил чтение, у него выражение лица, что называется, «сползает», и он возвращается к своему депрессивному состоянию. Или наоборот. У меня был маниакальный больной, который хохотал все время, пока мы с ним общались, совершенно без повода. Кроме тех моментов, когда он читал анекдоты. К анекдотам он подходил серьезно.

    – Итак, мы добрались до четвертого вида юмора…

    – Это неприличный юмор. Этот вид юмора не очень жалуют, игнорируют даже, больные при депрессиях. То же самое – при вялотекущей шизофрении.

    – И как эти результаты можно интерпретировать?

    – При депрессиях снижается уровень экспансии в мир, человек закрывается от всего и от всех. А восприятие неприличных анекдотов все-таки связано с неким эпатажем: вот какой я анекдот рассказал!

    У больных с вялотекущей шизофренией скорее всего такая реакция на неприличный юмор связана тоже с депрессией. Дело в том, что больные шизофренией, которые находятся в клинике, лежат там очень часто с жалобами на депрессию. Интересно, что чем больше депрессия, тем меньше любят неприличный юмор.

    Пятый вид юмора. Его условно мы обозначили как юмор, дискриминирующий противоположный пол. Пример. «Какая разница между женщинами и комарами? Комары досаждают только летом».

    Анализируя эти анекдоты, я поняла, что, несмотря на дискриминирующий, агрессивный их характер, их целью является скорее флирт, установление отношений между полами, чем агрессия и изоляция. Интересно, что слишком «черный» анекдот («Она была прекрасно сложена, хотя правая рука торчала из чемодана») получил отрицательную нагрузку по данному фактору. Парадоксальный момент!

    Поэтому депрессивным больным этот юмор нравится меньше, они не настроены на какие-либо отношения. А при усилении нарушений мышления больные шизофренией, наоборот, начинают любить этот вид юмора. Потому что такой юмор более броский; агрессия не такой уж тонкий юмор, это нарочитая манифестация своих намерений. Для больных приступообразно-прогредиентной формой шизофрении агрессия может являться признаком шутки. И даже самый типичный для шизофреников юмор разрешения противоречия тоже связан с агрессией: когда мы рассказываем кому-то интеллектуальный анекдот, то мы как бы меримся интеллектом с противником – поймет, дойдет до него?

    Мы просили таких больных самих шутить. Так вот, оказалось, что у них все шутки были очень агрессивные, а некоторые вообще не содержали в себе никакого юмора, это была чистая агрессия. Правда, пока это еще не на уровне научных результатов, а на уровне наблюдений.

    – Я вас слушаю, и мне все время приходит на память высказывание Фрейда: «Человечество всегда смеется над тремя вещами: сексом, отправлениями прямой кишки и над своим правительством»…

    – Вы знаете, похожие исследования с факторизацией оценок анекдотов, но на здоровых людях проводил швейцарский ученый Виллибальд Рух. Есть, конечно, некоторые нюансы, но в общем-то три фактора совпадают: юмор нелепости; юмор разрешения противоречия и сексуальный юмор. (В наших исследованиях получился не сексуальный, а неприличный юмор: речь шла не только про секс.)

    А вот при подключении к этой выборке больных испытуемых возникают два дополнительных фактора – цинично-депрессивный юмор и юмор, дискриминирующий противоположный пол. То есть для здоровых людей два последних фактора не играют заметной роли при оценке, например, анекдота.

    И этот факт очень важен для диагностики. Циничный юмор предпочитают депрессивные и маниакальные больные, а юмор, дискриминирующий противоположный пол, – пациенты с шизотипическими нарушениями мышления. А ведь у больных шизофренией одновременно может быть и депрессия, и нарушения мышления.

    Если удастся придумать рабочую методику, основанную на восприятии юмора, то это даст возможность диагностировать структуру дефекта. Ведь для врача очень важен наличный статус больного: что в данный момент преобладает, на что надо в первую очередь обратить внимание – на нарушение мышления или на депрессивное состояние.

    Алена Михайловна Иванова – кандидат психологических наук, кафедра нейро-и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

    http://www.ng.ru/printed/77213



  • В оглавление



    Культура бандитско-воровской жизни России
    Действующие лица ресурсного государства

    Петербург с его проходными дворами между прямыми улицами – идеальное место для гоп-стопа. От налетов до масштабных реформ.
    А.Н. Бенуа. «Парад при Павле I». 1907 г. Государственный Русский музей

    В сентябре 2006 года «НГ-сценарии» публиковали фрагменты из готовящейся книги Симона Кордонского «Ресурсное государство». Ее автор считает, что в России на протяжении всей ее новейшей истории действует система управления ресурсами, а не законы рыночной экономики. Задача ресурсного государства – мобилизация ресурсов и безраздельное управление ими ради реализации великой идеи и достижения великой цели. В ресурсы превращается все, что нужно государству: территория, полезные ископаемые, флора и фауна. Люди в таком государстве – это тоже трудовые ресурсы (в рыночном обществе люди – человеческий капитал).

    В ресурсном государстве периодически возникают кризисы дефицита ресурсов: они исчерпываются физически или расхищаются теми самыми «трудовыми ресурсами». Следствием кризисов дефицита становится социальная нестабильность, чреватая ослаблением государства, а иногда его распадом.

    В периоды стабильности управление ресурсами монополизировано государством, и их распределение осуществляется согласно идеологизированным принципам социальной справедливости и государственной целесообразности. В периоды нестабильности (перестройки и революции) государство теряет монополию на управление ресурсами, которые расхищаются новыми негосударственными распорядителями. В такие периоды проявляется до того скрытое социальное неравенство, выраженное прежде всего в разных возможностях доступа к ресурсам. Для возврата к стабильности и социальной справедливости государство вынуждено вновь концентрировать управление ресурсами. Для этой цели оно репрессирует негосударственных распорядителей ресурсов, то есть расхитителей.

    Ниже мы приводим очередной отрывок из книги Симона Кордонского, переработанный специально для «НГ-сценариев». Типы расхитителей ресурсов в этом отрывке описываются как явление российской культуры.

    Ресурсные группировки

    Расхитители различаются по способу отчуждения ресурсов у государства. Есть расхитители-воры и расхитители-бандиты. И есть расхитители – удельные князья.

    Воровство по-российски – это вовсе не залезть в карман в трамвае. Это прежде всего образ мыслей и картина мира, и лишь потом способ деятельности. Ресурсы должны быть уведены – у государства или в пользу государства. Все, что плохо лежит, надо украсть, и не суть важно, можно ли украденное пристроить. Ресурсы расхищаются с аппетитом, который несоразмерен возможностям их освоить. Поэтому украденное складируется: запас, как известно, карман не тянет.

    Бандитизм по-российски – это не гоп-стопнуть прохожего. Это прежде всего мышление «по понятиям» социальной справедливости, основанное на жестком разделении на лохов и пацанов, пролетариев и буржуев – ярлыки варьируются от одной исторической эпохи к другой. И лишь потом – действия по силовому перераспределению ресурсов в пользу, соответственно, «правильных пацанов», пролетариев или социально близких, согласно специфическим «понятиям» того или иного исторического периода. «Силовое предпринимательство» в равной степени характерно для времен Петра Великого, социалистической революции и постперестроечного перераспределения ресурсов.

    Мафиозность российских удельных княжеств не в том, что в них действует «омерта», а в том, что «местные» противопоставляются «неместным», которые отторгаются. Удельные князья живут с ресурсов, которые есть на контролируемой ими территории. Эти ресурсы князья скрывают от государства, оставляют в своем распоряжении и преумножают, завышая нормативные потребности, играя с тарифами и коэффициентами конверсии ресурсов в товары и деньги, организуя «левые» потоки и пр. В роли ресурса может выступать все, что находится на контролируемой территории. Удельные князья пребывают в постоянном поиске неизвестных государству ресурсов, а когда ресурсы находятся, князья налаживают отношения с ворами или бандитами для их освоения. Специфика княжеств определяется именно тем, какие отношения преобладают: бывают княжества по преимуществу воровские, а бывают бандитские.

    Уровни взаимосвязи

    Подобные отношения нерефлектирующие политики считают криминальными – но они таковыми, по сути, не являются. Это не нарушение законов. Скорее, это применение принятого порядка управления ресурсами в областях, которые само государство из этого порядка управления вывело или в него еще не включило.

    Во времена депрессий потенциальные удельные князья, воры и бандиты, до смутного времени скрытые в ресурсном государстве, становятся главными актерами российской драмы. Функционеры, в стабильные периоды знающие свое место и расхищающие «по чину», переходят к масштабной конвертации государственных ресурсов в товары «для рынка» и личные деньги. Как только государство дает слабину и начинает «либерализацию экономики», они начинают воровать, торговать краденым, гоп-стопничать или готовиться к отделению своих княжеств. Отчуждение ресурсов становится для них самоцелью, причем порядок управления отчужденными ресурсами сохраняется, меняется только их распорядитель. Так называемые экономические реформы проводятся, как правило, для легитимизации новых распорядителей, а не для замены ресурсных отношений рыночными.

    Удельные князья прикарманивают ресурсы. Воры «крысят» и «щучат», в зависимости от ситуации. Бандиты поначалу «свинячат» по принципу «сам не гам и другому не дам», а потом переходят к обычному гоп-стопу, мотивируя свои действия тем, что ограбить вора «не западло». Следствием этого становится катастрофический рост преступности, так как новые распорядители ресурсов гораздо более жестко, чем государство, преследуют себе подобных за нарушение порядка их использования.

    Во времена процветания государства и социальной стабильности межуровневые связи возникают, как правило, только между разноименными «специалистами» по расхищению ресурсов. В Советском Союзе воры одного уровня – например, областного – были связаны «снизу» с удельными князьями районного масштаба, а «сверху» их прикрывали силовики-бандиты республиканского и союзного уровня. КПСС очень строго следила за тем, чтобы не формировались межуровневые группировки, состоящие из одних воров, одних бандитов или из одних удельных князей.

    В нестабильные времена возникают связи между одноименными расхитителями разных уровней, то есть формируются «преступные сообщества». Межуровневые образования, состоящие только из удельных князей, только из воров или только из бандитов, получают существенные конкурентные преимущества при отчуждении ресурсов у государства. Чем опасны группировки удельных князей, показали, например, результаты Беловежских посиделок.

    Шансон, балет и разговорный жанр: вопросы распределения

    В стабильные времена, когда государство обеспечивает граждан положенной им по критериям социальной справедливости пайкой, а политика замещается набором обязательных ритуалов, существование базовых «криминальных» отношений проявляется прежде всего в культуре. В стране издавна воспроизводятся три культуры: удельно-княжеская, воровски-купеческая и аристократически-бандитская, вместе с соответствующими им формами искусства.

    Воры бывают разных категорий-гильдий. (Петр Первый так и величал купцов – ворами). Бывают местечковые воры, а бывают воры общегосударственного масштаба, такие как князь Меншиков. В стабильные времена воровская культура воспроизводится в особом искусстве: в легендах о наиболее удачливых ворах, книгах о «жизни по закону» и ее нормах, иерархиях и санкциях, в уголовной лирике – шансоне. В нестабильные времена воровское искусство становится самой жизнью, легенды объективируются, воры превращаются в публичных персон, «воровской закон» конкурирует с государственными нормами, книжные полки заполняются беллетризованными историями воровского успеха, а шансон или его эквивалент (такой как «утесовщина») занимает существенную долю медийного пространства. Так было и в 20-е, и в 90-е годы ХХ века.

    Легализованные воры – народ компанейский, платят налоги и дают взятки, причем налоги для них форма отката, а государственный бюджет – форма общака. Да и в себя вкладываются, жизнь вокруг обустраивают – чтобы дома были опрятные и украшенные, улицы чистые, питейные заведения приличные. Воры шумно гуляют, любят красиво (и подороже) выпить и с размахом закусить. Издавна повелось, что воры стремились селиться в Москве – воровской столице России.

    Другая культура – бандитская, гоп-стопная, дворянско-аристократическая. Бандиты столь же стратифицированы, как и воры. Живут они «по понятиям», а не по воровскому закону. Низшие страты бандитов берут за «охрану» ларьков и «пилят» поселковые бюджеты. Высшим стратам откатывается из региональных и федерального бюджетов и за «защиту государства и его интересов». Бандиты, в отличие от воров, озабочены судьбами страны (региона, района или улицы, которую «крышуют»), ее величием и военным превосходством. Налоги они не платят, общака не держат, взяток стараются не давать и не брать, любой бюджет для них – прежде всего карман, из которого им причитается откат на обеспечение процветания контролируемой территории или страны в целом. Поэтому они кровно заинтересованы в его наполнении.

    Бандиты гуляют чинно-протокольно, предпочитают виски-коньяк-шампанское, а также «высокое» (противопоставленное «низкому» воровскому) искусство. Таковыми стали опера-балет с их предельно идеализированными сюжетами и художественными типами, повествования о героях-диверсантах, братьях Карамазовых, разных Камо и других террористах-революционерах-налетчиках, а также патриотически-жертвенная лирика в вариантах от Кобзона до ДДТ.

    В нестабильные времена бандитское искусство воплощается в жизнь. Страна разделяется на контролируемые отдельными бандформированиями зоны, между которыми идут перманентные конфликты. В зонах жизнь строится «по понятиям», и пренебрежение ими жестоко наказывается. В памятниках бандитам, геройски погибшим при исполнении своих бандитских обязанностей, воплощена эта своеобразная картина мира, ее патетика и эстетика. Бандитской столицей стал Петербург, город, который сам является такого рода памятником и где культура гоп-стопа растворена в его холодном и сыром сумраке.

    Термин «бандитский Петербург» (в неявном противопоставлении «воровской Москве») возник далеко не случайно. Петербург с его разукрашенными казармами – памятниками имперской архитектуры, проходными дворами между прямыми проспектами и линиями – идеальное место для гоп-стопа во всех его видах: от налетов по канону, заданному задолго от революционных матросов и Леньки Пантелеева, до масштабных проектов ограбления всей страны – петровских реформ, Великой Октябрьской социалистической революции и ваучерной приватизации. Собственно, Санкт-Петербург, наверное, и возник потому, что из Москвы вряд ли было возможно ограбить страну и перелить все ее церковные колокола в пушки – не та культура.

    Удельные княжества, в отличие от воровской и бандитской субкультур, описывались многократно. Например, Салтыковым-Щедриным, а также следователями Генеральной прокуратуры СССР по особо важным делам – на примере Узбекского, Днепропетровского и многих других уголовных дел. Их специфические культурные особенности – баня и охота как институты, водка как основной напиток, разговоры типа «ты меня уважаешь?» как форма общения.

    Удельно-княжеские субкультуры уникальны именно как совокупность потребительских институтов. Каждый удельный князь имеет что-то свое: ту же баньку, особую водку, рыбалку, охоту. Кроме того, он «достает» всеми доступными способами «заморские» продукты и товары, которые выставляет на стол (в широком смысле) перед статусными гостями, демонстрируя удельно-княжеское гостеприимство. Сочетание своего и импортированного составляет уникальность каждого удельного княжества.

    Вокруг удельного князя формируется особая среда из местных деятелей культуры, искусства, науки и образования. Такого рода деятели в спокойные времена прозябают, а в неспокойные востребуются – когда возникает потребность в идеологическом обосновании сепаратизма, автономизма или другой формы расхищения ресурсов. Продуктом деятельности этих персонажей становится «народная культура»: разного рода «ансамбли песни и пляски», местечковые спектакли, тексты местных авторов, подчеркивающие особость и уникальность княжеств, а также самобытные таланты - ряженые в «народную» одежду бабушки, дедушки и дети, исполняющие «под баян» нечто несусветное.

    Стабильный синтез и перестроечная борьба искусств

    Во времена процветания государства культурное единство достигается официальным синтезом воровского, бандитского и удельно-княжеского искусств. Этот синтез выражается в жанре «торжественный концерт к праздничной дате», когда на сцене последовательно сменяют друг друга номера, репрезентирующие все роды искусства: сначала звучит «песня о родине», потом поют оперные дивы и скачут экзальтированные балерины, их сменяют кобзоны-пугачевы в сопровождении «ансамблей инструментальной музыки», следом идут какие-нибудь «вокально-инструментальные ансамбли» или что-то воровски-юморное из «разговорного жанра». Завершают демонстрацию культурного единства «артисты из Тмутаракани», ведущие хороводы и пляшущие вприсядку.

    Доминирование в публичном пространстве искусства одного рода может указывать на то, что власть узурпируется представителями соответствующего типа расхитителей. Пример – 19 августа 1991 года, когда на всех каналах ТВ демонстрировался образец высокого искусства – балет «Лебединое озеро».

    При перестройках официозное единство исчезает, а воровское, бандитское и удельно-княжеское искусство противопоставляются друг-другу как высокое – низкому, народное – элитарному (импортному, чуждому), масскультовое – «настоящему». В подобные времена борьба между представителями этих форм искусства за доминирование в публичном пространстве составляет содержание культурной жизни. Начало кампаний за «сохранение культурного наследия», за «настоящую культуру» и попытки нового официозного синтеза воровского, бандитского и удельно-княжеского искусств указыват на переход от очередной перестройки к очередной стабильности и возвращение ресурсов под контроль государства.

    Симон Кордонский - социолог.

    http://www.ng.ru/printed/76686

  • В оглавление


    КРОМЕ ШУТОК!


    Кроме шуток, я высшую пробу беру –
    И в любви, и в стихах, и в науке улыбок.
    Совершая по-прежнему массу ошибок,
    Я пытаюсь настроить себя на игру.

    Неподвластен законам, мечу и перу,
    Этот мир ускользает, опасен и зыбок…
    Ум поэта отточен, коварен и гибок,
    Но идти – по наклонному в пропасть ковру…

    И за высшую пробу большой чистоты –
    Что за цену, о жизнь, проповедуешь ты?
    Иль покажешь на память живые примеры?

    Потеряю ли Веру, Надежду, Любовь –
    Ты в награду мне Мудрость в конце приготовь…
    Покараешь меня, как и всех – высшей мерой…

    Богданова Т.В.

    http://www.litkonkurs.ru/projects/doc_view_2prn.php?tid=86230&pid=115

  • В оглавление


    Банк как учитель порядка
    Я люблю свой банк. Кроме шуток. Только имя его пока называть не буду, поскольку до полного погашения кредита мне еще надо дожить. Банк заставил меня выстроить собственную жизнь исключительно под его систему ценностей. Сумма кредита и поведение самого банка заставляет меня постоянно бежать быстрее и прыгать выше.После того как во второй месяц выплаты кредита я просрочила платеж на два дня, мне беспрерывно звонили банковские клерки. Попытки объяснить, что виновата не я, а мои работодатели (от которых я на тот момент уже собиралась уходить), решившие выплатить зарплату не 10-го, а 12-го числа, на них не подействовали. В результате уже 12-го числа с меня сняли небольшой штраф — пару-тройку евро. Но ситуация достигла апогея, когда через пару недель я получила извещение, что банк поднимает мне процентную ставку на 1% по причине того, что я нарушила условия кредитного договора. Я отчаялась. Правда, где-то через полгода все-таки додумалась сделать «звонок другу», хорошо попросить банк, объяснить ситуацию, заверить всех, что больше так не буду, и лишний процент с меня, уже честного плательщика, сняли.
    Следующая неожиданность случилась после того, как меня штрафанули за досрочное погашение тела кредита. Теперь уже моему возмущению не было предела. Ведь в договоре записано, что я имею право на досрочное погашение ссуды без штрафных санкций. Оказалось, что маленькими буковками была сделана приписка, которая гласила: для того чтобы обойтись без штрафа, я за десять дней до оплаты должна направить факс в родное отделение банка с извещением, на сколько именно больше хочу заплатить.
    Это лишь два самых показательных момента, которые заставили меня сделать как минимум две вещи в жизни — сменить работу и собрать сумму, равную месячному платежу, чтобы платить кредит именно 2-го числа каждого месяца, не дожидаясь зарплаты за прошлый. Так что я благодарна любимому банку за дисциплину.

    http://news.e-tenders.ru/n/Business/30391.html

  • В оглавление



    Сумашедший горшечник
    Жил в деревушке, на самой окраине, старый и слегка сумашедший старичок.
    Всегда он и всем был недоволен. То погода плохая, то собаки громко лают, то детвора в саду яблоки ночью пообрывала.
    И каждый раз, когда что-то случалось, что ему не по нраву, он делал горшок и рисовал на нём чертика.
    И на каждом колышке забора, вокруг дома старика, висел горшок с нарисованным чертёнком.
    И старик помнил всё плохое, что было.

    Kак-то раз, в ненастный осенний день разразилась страшная буря.
    Весь день и всю ночь лил дождь, ветер повалил забор и переломал ветви яблонь в саду. Черепицу с крыши разметало, и вода намочила всё, что было в доме.

    Утром, когда ветер утих, старик вышел во двор и увидел какой беспорядок учинила буря и горько заплакал.

    Пришел к старику староста деревни и сказал, я скажу людям и они помогут тебе, но ты должен будешь слепить для каждого по одному горшочку и нарисовать на каждом горшке что-то красивое и доброе.
    Конечно же горшечник согласился и принялся за работу.

    Пекарь принес ему еды и получил горшочек с красным солнышком на боку.
    Соседка прибрала в доме и просушила всё, что было в нем. И получила горшочек с нарисованной пчелкой.
    Лесник поставил ему новый забор и получил горшок с нарисованной кружкой пива.
    Мясник подвязал ветки яблонь и сказал детворе, чтоб не лазили больше и получил горшок с конем белым.

    И про старосту горшечник не забыл. Слепил и ему горшок. И нарисовал на нём солнышко.

    Все были довольны и старик впервые лёг спать счастливо улыбаясь.

    А на утро пришел к нему староста с горшочком, на котором солнышко нарисовано и смущенно попросил другой.

    - Другой?
    - Да, другой. Не с солнышком...
    - А что же тебе нарисовать, уважаемый?
    - Знаешь, горшечник... Чертей ты рисуешь лучше всего.


    Оксана Свечкова
    http://www.proza.ru/texts/2007/02/16-242.html

  • В оглавление


    Сумашедший Автобус


    Близится ночь,рельсы несут свой груз,
    В небе горит порнозвезда,
    Сумасшедший автобус идет домой,
    Падают города,
    Падают города...

    Он спрятал глаза,одел капюшон,нажал на
    "play",
    Он добавил низов в чей-то последний альбом;
    Сумасшедший автобус идет домой,
    Просто идет пешком,
    Просто идет пешком,
    Просто и...

    Мне иногда кажется все смешным,
    Меня иногда уносит так далеко,
    Сумасшедший автобус идет домой,
    Дома все кувырком,
    Дома все кувырком,
    Дома все...



    Стихи и музыка: А. Васильев
    http://music.vsego.ru/lyrics.phtml?id=678

  • В оглавление


    Вы никогда не задумывались

    Вы никогда не задумывались, почему американцы, намекая на известный орган, показывают только средний палец, а русские - руку по локоть?

    http://www.motokrujok.ru/forum/showthread.php?p=17242

  • В оглавление




    Сумасшедший американец напугал ФБР "Кока-колой"

    В здании ФБР в Оклахома-сити произошел переполох, после того, как в приемную вошел человек и вылил на пол некоторое количество "Кока-колы" из банки, сообщает местный информационный сайт NewsOK.com.

    Однако прежде чем сотрудники офиса разобрались, в чем дело, на место прибыли пожарные, спецподразделение по борьбе с отравляющими и опасными материалами, а также съемочная группа местного телеканала - все присутствовавшие подумали, что он собирается устроить теракт, разлив токсичную жидкость.

    Впоследствии выяснилось, что человек пришел в ФБР, чтобы передать какую-то, по его мнению, важную информацию. "Он был немного не в себе. У него вообще что-то не так с головой - может быть травма, или еще что-нибудь в этом роде", - заявил один из агентов спецслужбы.

    После того, как сотрудники ФБР установили личность этого человека, они связались с его семьей, вызвали скорую и направили его в одну из больниц.

    Источник: Lenta.Ru
    http://www.rol.ru/news/misc/news/03/02/13_023.htm

  • В оглавление




    Американец изобрел утку-убийцу

    Специально для тех, кто решил свести счеты с жизнью, безумный изобретатель из США Николас Гоудрон придумал водяную утку. В отличие от обычных резиновых уточек, с которыми так любят купаться дети, "утка для самоубийц" отличается тем, что у нее есть электропитание.

    Инструкция по ее использованию очень проста: воткнуть в розетку, лечь в ванну или зайти в душевую кабину и бросить уточку в воду.

    У сумасшедшего американца есть и более безобидные изобретения: часы-будильник с говорящим ртом и мусорные пакеты в виде футбольного мяча.
    http://www.bla-bla-bla.ru/news-line/?id=1058

  • В оглавление




    Код Тесла


    «Я мог бы обрушить Бруклинский мост за час или даже расколоть Землю. Для этого мне нужен лишь подходящий резонатор и точный расчет времени» .

    Слова эти произнес не шарлатан или авантюрист, а человек, день рождения которого широко отмечается во всем мире. Человек, подаривший миру переменный ток, электродвигатели, флуоресцентный свет, беспроводную передачу энергии, дистанционное управление, лечение высокочастотными токами, трехфазный ток и многое другое. Он получил более трехсот патентов на изобретения. И это только верхушка айсберга, поскольку считается, что архивы ФБР ( а, говорят и КГБ) скрывают тайны знаменитого «сумасшедшего серба», чья жизнь и изобретения обросли легендами настолько, что трудно отличить правду от вымысла.

    Никола Тесла родился 10 июля 1856 года в сербском селе Смиляны на территории Хорватии. Сейчас, когда «Гроза» (Олуя – спецоперация хорватской армии в 1995 г.) уничтожила остатки Сербской Краины, сложно обьяснить, что Никола Тесла – человек, который не боялся молнии, менее всего хорват. Сын православного священника Теслы был сербом. Впрочем, сельского священника Милутина Теслу очень бы удивил сегодняшний спор правительств – сербского и хорватского, стремящихся любой ценой получить право на его болезненного и странного сына. Ох, сколько проблем он создавал отцу: от персиков его бросало в лихорадку, при взгляде на блестящие украшения он заходился в приступе, а когда видел, что листки бумаги погружают в воду, то утверждал, что у него во рту появляется странный привкус. Еще он боялся заразиться, поэтому постоянно мыл руки (позже он будет мучить слуг в гостиницах, требуя и по 18 полотенец в день).

    Милутин мечтал, что сын пойдет по его стопам. Но тот испытывал необъяснимую для сына сельского священника тягу к естественным наукам. Отец даже обещал наслать на сына проклятие, если он поступит в политехнический институт в Граце, о чем мечтал Никола. Сын – послушался отца, отказался от поступления и… заболел. Настолько тяжело, что врачи посоветовали отцу соборовать сына. Плачущий Милутин, каясь и молясь, обещал, что если Никола выживет, то он разрешит ему уехать в Грац. И Никола выжил. И прожил 87 лет. Впрочем, именно перенесенная болезнь «подарила» ему видения, которые сопровождались вспышками света. Сам Тесла признавался, что благодаря этим видениям он может «сконструировать» любой прибор у себя в голове и там же проверить работоспособность.

    Из маленького села Смиляне дорога вела Николу сначала в Грац, затем – в Прагу, потом Будапешт, далее – Париж и последнее европейская пристань – Страсбург. Там и знакомится с молодым сербом Томас Эдисон. И приглашает на работу в США. Так начинается дружба-вражда, которая заканчивается дуэлью: переменный ток vs. постоянный ток.

    Почти ровесники (Томас старше Николы на 9 лет), но какая разница в статусе! Американец, на счету которого такие популярные изобретения, как угольный микрофон, электрическая лампочка и фонограф, и никому неизвестный серб – бедный эмигрант, сошедший с корабля в Нью-Йорке с 4 центами в кармане. Но именно он, со своей «сумасшедшей» идеей переменного тока, стал угрозой для Томаса Эдисона.

    Споры, сначала теоретические, закончились тем, что бывшие друзья ударили друг друга по рукам, заключив спор. Говорят, что Эдисон пообещал Николе $50 000, если тот сможет переоборудовать завод машинами, работающими на переменном токе. Тесла сделал это. Более того, завод стал рентабельным. Эдисон запаниковал. Денег он, конечно, не выплатил, заявив сербу, что весь спор был... шуткой: «Когда ты станешь настоящим американцем, ты сможешь оценить эту шутку». Ха-ха!

    Впрочем, Никола, хоть и прожил остаток жизни в США, так и не стал американцем. Он, став более-менее обеспеченным, так и не научился распоряжаться деньгами. Все свои сбережения тратил на изобретения и умер в номере гостиницы «Нью-Йоркер», так и не приобретя собственный дом.

    Впрочем, Никола сумел посмеяться на Эдисоном. Именно для «друга-врага» Томаса Эдисона устроил Никола настоящее представление на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Эдисон не верил своим глазам! Он готов был лопнуть от злости! «Сумасшедший серб», стоя на подиуме в центре выставочного зала, пропустил через себя ток напряжением в два миллиона вольт!!! От него не должно было остаться и горсти пепла! Однако Тесла спокойно улыбался, а в его руке горела лампочка Эдисона(!), получавшая энергию будто бы из ниоткуда. Это было похоже на магию! Позже, особым успехом у публики пользовалась демонстрация флуоресцентной лампочки, лишенной спирали накала. Мистика, да и только! А уж умение сидеть спокойно, читая в непосредственной близости от миллиона вольт, завораживала!

    Миллионер Джордж Вестингхаус тоже изобретатель (речь идет о гидравлическом паровозном тормозе) услышал доклад Теслы в Американском институте инженеров-электриков и сразу же понял ценность его идей. За патенты на систему передачи и распределения многофазных токов он заплатил ему $60 000. Позднее эта технология была использована компанией «Вестингхаус Электрик” при постройке гидроэлектростанции на Ниагаре (финансировали проект такие «тузы» как Морган, Астор, Ротшильд и Вандербильт) мощностью в 50 000 лошадиных сил.

    Впрочем, высказывания Теслы всегда вызывали опаску, а не идет ли речь о чертовщине или... насколько в себе гениальный изобретатель. А его поведение полностью укладывалось в рамки стереотипного американского представления о сумасшедшем ученом. Он то заявлял, что исследуя высокочастотную разрядку, «обнаружил мысль» и вскоре можно будет лично беседовать с Гомером или Архимедом, то сообщал, что он регулярно общается с инопланетными цивилизациями причем их сигналы становятся особо четкими, когда на небе появляется Марс.

    Представляю, как рвал на себе волосы почтенный банкир Джон Пирпонт Морган, которому Тесла пообещал, что он может «собирать энергию солнца через особую антенну», а также «контролировать погоду при помощи электричества» и который дал ему 150 тыс. долларов (солидные по тем временам деньги) и участок в 200 акров на острове Лонг-Айленд для строительства Всемирного центра беспроводной передачи, обеспечивающего беспроводную связь по всему миру с возможностью голосового общения, трансляции музыки, новостей, биржевых котировок и даже передачи изображений. Тесла построил башню высотой 57 метров со стальной шахтой, углубленной в землю на 36 метров. Наверху башни установили 55-тонный металлический купол диаметром 20 метров. В 1905 году был проведен пробный пуск этой невиданной энергетической установки. Эффект был просто ошеломляющим. «Над океаном горит небо» – писали журналисты. И все бы хорошо – но Морган узнал, что башня ничто иное как гигантский передатчик энергии! Причем бесплатной!.. Тесла так и не стал американцем! Идея бесплатной передачи энергии по всему миру настолько не улыбалась Моргану, что он плюнул на потраченные деньги, приостановил работы и дал себе обещание не связываться с сумасшедшим сербом, не усвоившим основную формулу капитализма: «деньги-товар-деньги».

    С именем Теслы вообще связано много легенд. Говорят, что в 1931 году он изобрел тесламобиль. С обыкновенного автомобиля был снят бензиновый двигатель, а вместо него установлен электромотор. Под капот автомобиля крепилась коробочка с двумя стерженьками. Тесла ездил на ней неделю, развивая скорость до 150 км/час. Никаких батарей или аккумуляторов на машине не было. На вопрос о том, откуда берется энергия, он отвечал: «Из эфира, который нас окружает».

    Агенты Форда сделали все, чтобы выкупить «коробочку» и ее тайну у Теслы. И когда он продал ее то... начали распространять слухи о его безумии. Говорят, что чертежи и идейное решение тесламобиля так и хранится в сейфах корпорации. Действительно ли это так, никто не знает. Впрочем, легенды вокруг имени Теслы обогатили наш фольклор и дали возможность заработать авторам фантастических романов и журналистам бульварных изданий.

    Сейчас в Хорватии широко празднуется годовщина Теслы, которого называют талантливым сыном хорватского народа. Сербы возмущаются, но торжества по поводу дня рождения Теслы у них поскромнее. А вдруг, боятся они, за его высказывания, что он может за минуту обрушить Бруклинский мост, их опять призовут к ответу?.. Американцы уверены в том, что Тесла – американец, хоть и не сумел воспользоваться своим талантом и создать, как следует серьезному американцу, устойчивый бизнес. Кто прав? Думаю, что Дэн Симмонс, который описал планету Гиперион, где растут деревья Теслы, которые лупят электричеством во все стороны. Тесла, любивший электричество, был именно с этой планеты.
    Ирина Антанасиевич

    http://topos.ru/article/4846

  • В оглавление






    Обзор создан Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации, © http://fox.ivlim.ru "Fox журнал" 30 Апреля 2007 г.


    Обсудить на форуме >>
    Оставить отзыв (Комментариев: 0)
    Дата публикации: 30.04.2007 14:09:22


    [Другие статьи раздела "Факты"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  •   ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



      ХИТРЫЙ ЛИС
    Ведущий проекта - Хитрый Лис
    Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

      НАША РАССЫЛКА

    Анонсы FoxЖурнала



      НАШ ОПРОС
    Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































    Голосов: 4573
    Архив вопросов

    IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
    РЕКЛАМА


     
    Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
    © 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
    Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
    Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
    По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
    Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
    Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
    :