FoxЖурнал: ТюнингКлуб:
ВСЯ ПРАВДА О ЗАКИСИ АЗОТА
Автор: Дмитрий Даценко
Установка закиси азота - один из самых дешевых и быстрых способов повысить мощность двигателя, правда, кратковременно. Многие уличные гонщики используют азотные установки для повышения динамических характеристик своей машины.
При фразе «форсирование двигателя» первое, что приходит на ум, - это турбина и «закись», или, как ее еще называют, «нитрос». Данный вид форсирования окутан множеством стереотипов и предрассудков. Даже те, кто устанавливали подобную систему, не всегда отдают себе отчет в том, как она работает. Некоторые уверены, что закись взрывоопасна, но на самом деле она не горит. Зачастую даже один вид баллона в багажнике приводит некоторых личностей в суеверный трепет. При этом большинство обывателей уверены, что от применения азотной установки мотор быстро выйдет из строя или взорвется.
Как работает закись азота?
N2O подается в цилиндр, уже перемешанный с топливо-воздушной смесью. При сжатии и воспламенении топливо-воздушной смеси закись азота разлагается на азот и кислород под воздействием температуры (~350° C). В результате высвобождается много кислорода, который позволяет сжечь дополнительное количество топлива. В закиси азота содержится в 1,6 раза больше кислорода, чем в воздухе. Азот, который также высвобождается под воздействием высокой температуры, работает как антидетонатор, не давая процессу горения идти лавинообразно. Закись хранится в баллоне в сжиженном состоянии. Высвобождаясь, при расширении она начинает кипеть, резко охлаждаясь до -50 градусов. А поскольку температура плавления и температура кипения близки по значению, то, едва вскипев, закись азота замерзает, переходя в твердое состояние, она летит по коллектору в виде кристаллов снега. Таким образом, снижается температура воздуха, который поступает в цилиндры. Кстати, интеркулер на двигателях с турбонаддувом также призван охлаждать воздух, поступающий во впускной коллектор. Холодный воздух плотнее и содержит большее кислорода при равном объеме.
Виды систем.
Системы разделяются по способу подачи закиси азота в цилиндры. N2O может подаваться в газообразном или жидком виде, для каждого цилиндра отдельно или для всех одновременно. Системы, соответственно, делятся на три вида: сухие, мокрые и прямой впрыск.
Сухая система является самой дешевой, простой и малоэффективной. Закись азота в газообразном состоянии подается одной форсункой в коллектор, качество смеси регулируется возможностями карбюратора или штатных «мозгов» и форсунок. Система фактически неуправляема, ее можно только включить и выключить. При неправильной настройке есть шанс выйти за пределы штатных возможностей топливоподачи и обеднить смесь, что негативно скажется на ресурсе мотора.
Мокрая система. В ней закись подается почти так же, как в «сухой», но N2O подходит к двигателю в жидком состоянии и испаряется непосредственно во впускном коллекторе. Дополнительно происходит подача топлива с помощью отдельной форсунки, что позволяет избегать появления детонации и достичь максимальных показателей мощности для этого типа впрыска. Подача дополнительного топлива может осуществляться из отдельного бака механически. Есть возможность использовать в качестве дополнительного топлива бензины, спирты и даже газы с более высоким октановым числом.
Система распределенного впрыска подает жидкую закись азота отдельно для каждого цилиндра. N2O впрыскивается в непосредственной близости от впускного клапана. Дополнительная порция топлива также подается через отдельные форсунки. Это наиболее высокопроизводительная и точная система.
Важно знать! Топливо-воздушная смесь сгорает максимально эффективно при определенном соотношении топлива и окислителя, требуемого для данного типа топлива. Если мы добавляем больше окислителя, то необходимо пропорционально подавать больше топлива, следовательно, производительность топливного насоса должна быть выше. В результате недостатка топлива может возникнуть детонация (преждевременное возгорание рабочей смеси), при использовании закиси азота это очень опасно. Для уменьшения детонации стоит использовать свечи зажигания с меньшим калильным числом, а в бак заливать только высокооктановый бензин.
Стоимость систем N2О на украинском рынке колеблется от 400 до нескольких тысяч долларов. Заправка одного баллона стоит от 20 долларов и выше в зависимости от емкости.
Дмитрий Даценко
(: 0) Дата публикации: 20.02.2008 19:05:18
[Другие статьи раздела "ТюнингКлуб"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|