FoxЖурнал: Жизнь и её сохранение:
 8 ПРОЦЕНТОВ РОССИЯН НИЧЕГО НЕ БОЯТСЯ

Автор: Георгий Ильичёв
 Сенсационные результаты социологического исследования: "Чего боятся россияне"
- Люди каждый день имеют дело с привычными местными чиновниками, особенности поведения которых не менялись от века, поэтому при всех положительных переменах наверху опасения россиян ко власти сохраняются - так известный социолог Александр ГОЛОВ объяснил корреспонденту "Известий" Георгию ИЛЬИЧЕВУ сенсационные результаты опубликованного социологического исследования: "Чего боятся россияне".
В 1993 году 22% россиян заявили социологам из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ, ныне часть его сотрудников создало другую организацию - Аналитическую службу под руководством Юрия Левады), что больше всего на свете (можно было дать несколько ответов) они опасаются действий власти. Когда сотрудники Аналитической службы обратились к людям с таким же вопросом уже в 2004 году, они получили, как ни парадоксально, тот же результат. Возможный произвол властей пугает в равной степени всех - мужчин и женщин независимо от их образования и доходов.
- Опасность власти как черта национального характера выковывалась задолго до татаро-монгольского нашествия, - считает Александр Голов. - Сейчас высшая власть с виду вроде хорошая, но это может быть просто видимость. А значит, нельзя позволять себе расслабляться. Это здоровый народный консерватизм.
- Александр Александрович, почему при этом в списке бед, возможностью которых социологи пугают респондентов, отсутствуют самые бесчеловечные - в частности, террористические акты?
- Тут даже некоторые аналитики возмущаются: как же, теракты так быстро забывают... Да нельзя фокусироваться на одной этой беде, потому что человек живет в совокупности множества опасностей и не может позволить забыть об остальных, которые преследуют его ежедневно, - иначе он погибнет. Структура человеческой бдительности вынашивалась веками, и страх современных форм террора еще не вошел в инстинктивное поведение. Я специально выяснял: в России из последних 900 лет на протяжении 300 лет был массовый голод. Поэтому сегодня пока еще угроза остаться без еды воспринимается на генетическом уровне опаснее любого взрыва в дискотеке.
- Примечательна еще одна цифра исследования: за прошедшие 11 лет лишь на 5% сократилось число тех, кто боится физического насилия.
- Раньше какой-нибудь хулиган мог совершенно бескорыстно подойти и дать вам по морде. А теперь это стоит денег - ему платят за такую работу. Развитие организованной преступности всегда ведет к снижению мелкого хулиганства. Однако это вовсе не означает, что у обычных граждан ушел страх. Теперь многие из них боятся насилия не столько от уличного хулигана, сколько от сотрудника правоохранительных органов. Поэтому проценты из этого ответа частично ушли в другой: "Боимся произвола властей".
- Одна цифра из вашего исследования вызывает больше всего вопросов: с 1993 года число тех, кто заявляет, что вообще ничего не боится, выросло в 2 раза. Правда, их всего 8%, но было-то 4%!
- Это говорит не о том, что цена жизни сильно подешевела или вылупилось поколение героев. Важно, в каких социально-демографических группах это изменение произошло. В наибольшей степени у молодежи 18-23 лет и у стариков от 70 лет и старше. С последними все понятно: они трезво смотрят на вещи, а насчет молодежи все иначе. Я это не акцентировал в официальном отчете, но именно у них наблюдается самый большой среди всех возрастных групп страх войны и массовой резни (при том что среди всех групп в целом эти страхи снизились на 14%). Это известный психологический феномен: когда война или конфликт - что-то далекое, вы можете позволить себе этого бояться. Но когда они приходят, надо становиться либо трусом, либо... бесстрашным.
- Что происходит со страхом перед нищетой: за 11 лет число людей, вносящих ее в число главных проблем для себя, увеличилось с 28 до 34%?
- Столь резкий рост опасения нищеты - вообще главная наша новость. Но любопытна природа этого страха: это не посконная нищета от голода и холода, а страх падения своего статуса, положения в обществе. С точки зрения социологии, это самая замечательная вещь, потому что она не слишком связана с достатком.
К примеру, богатые нанимают себе дорогую охрану, но от потери статуса она не защищает, у них возникает состояние "новой беззащитности". Группа среднего слоя в наших выборках немалая (60 человек из 1601 респондента). И 45% наших "среднеклассников" утверждают, что очень плохо держатся "наверху", они боятся упасть. Этот страх нам еще многое покажет. Они же не героические люди и, чтобы уменьшить свой дискомфорт, будут перестраиваться и приспосабливаться. Прежде всего я имею в виду ту часть интеллектуальной и культурной элиты, которая привыкла обслуживать правящий класс.
Нет греха - нет покаяния
В 1993 году потерять близких боялись больше половины россиян. В 2004 году - немногим меньше: 48%. Старости и болезней, физической немощи опасался тогда каждый пятый респондент, сегодня - каждый третий. Количество тех, кто беспокоится по поводу воздаяния за свои грехи на этом свете и опасается гнева Божьего и даже Страшного суда, не изменилось: на эту тему как думало, так и подумывает 9% опрошенных.
(: 0) Дата публикации: 30.03.2004 19:04:58
[Другие статьи раздела "Жизнь и её сохранение"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|