Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Факты:

ПОЧЕМУ ДЕТИ В ШКОЛЕ СТРАДАЮТ ФИЗИЧЕСКИ И ПСИХИЧЕСКИ?

Автор: Ольга НЕВЕРОВА

О вопросах укрепления и сохранения здоровья школьников


Состояние здоровья российских школьников в последние годы иначе как катастрофическим не называют. В цифрах и фактах, подтверждающих эти оценки, недостатка нет, хотя в разных источниках и они существенно различны.

Много самых разных данных прозвучало и на "круглом столе" под названием "О совершенствовании законодательства по вопросам укрепления и сохранения здоровья школьников", который провел в Государственной думе комитет по охране здоровья. Но разговор, как и следовало ожидать, вышел за рамки чистого законотворчества. "Главное - мы перестали кричать "караул!" и начали работать", - так оценил изменения в подходах к проблеме один из участников дискуссии.

Детей у нас рождается мало, а здоровых - и того меньше. На бытовом уровне это сегодня знает каждый взрослый. Итоги Всероссийской диспансеризации 2002 года, хотя и проведенной, по мнению многих врачей и родителей, весьма формально, этому обыденному утверждению не противоречат. Абсолютно здоровыми признаны около 37% детей в городах и 29% - в сельской местности. Хронические заболевания есть у 14% городских детей и у 17% - сельских. У остальных - расстройства функций различных органов.

Школа вносит свою долю в ухудшение здоровья детей. Редкий школьник сегодня не приобретает за годы обучения искривление позвоночника, близорукость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, органов дыхания... В последние годы врачей особенно беспокоит рост психических расстройств и саморазрушительного поведения детей: по данным Минздрава РФ, в 2003 году 7800 несовершеннолетних покончили с собой.

Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты ищут ответ на этот вопрос, и отвечают они в конечном счете по-разному. Кто-то предпочитает подход социально-экономический: все дело - в низком жизненном уровне большинства российских семей, в плохой оснащенности школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие учебные нагрузки: современному ученику приходится много часов сидеть за уроками в вынужденной позе и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Одни видят недостатки в медицинском обслуживании школьников, другие - в методиках преподавания. Истина, видимо, требует суммирования всех мнений и фактов. Но дело даже не в том, сколько факторов влияет на здоровье школьника, а в том, какова их иерархия: за какую ниточку надо дернуть, чтобы клубок проблем начал разматываться?

Участники дискуссии - представители регионов, ученые, депутаты - предлагали свои варианты решения. Замминистра здравоохранения Республики Башкортостан Салия Мурзабаева предложила считать критерием оценки работы образовательных учреждений не только успеваемость и выполнение учебных программ, но и состояние здоровья детей. Это, по ее мнению, заставит школы заботиться о внедрении здоровьесберегающих технологий обучения, которых придумано уже немало. Министр образования Республики Татарстан Фарис Харисов рассказал о том, какие хорошие результаты дает введение дополнительных уроков физвоспитания и других видов двигательной активности детей: они реже болеют, лучше учатся. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке академик РАМН Сергей Колесников считает, что положительно повлияет на здоровье ребят анализ содержания обучения. Сегодня до половины образовательных учреждений используют методики, не прошедшие экспертизу врачей.

Наиболее системный подход к проблеме предложила директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО Марьяна Безруких. В течение многих лет сотрудники института ведут мониторинг здоровья детей разных возрастов и отмечают все происходящие в нем изменения.

- Мы не должны забывать о том, что у нас до 70% патологии беременности и родов, - сказала она. - А это означает, что примерно у 70% детей снижен адаптивный ресурс, и при любом перенапряжении ребенок может подорвать свое здоровье. Школьное обучение сплошь и рядом связано с перенапряжением адаптивных возможностей детского организма.

К числу самых опасных физиологи относят "стресс ограничения времени", с которым сталкиваются почти все дети, приходящие в школу. Учебные программы построены таким образом, что учитель не может принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка. Медлительные дети, которые из-за своих физических возможностей не успевают выполнять задания в отведенное время, обречены на учебные неудачи и накапливающийся стресс. Второй негативный фактор - авторитарный стиль обучения, который распространен в наших школах. Состояние хронического стресса, в котором дети пребывают в школе, может быть причиной роста и обострения как психических расстройств, так и различных соматических заболеваний.

Современная российская педагогическая и медицинская наука создала немало методик, рекомендаций, пособий для учителя и родителей, которые позволяют решать многие проблемы, связанные со здоровьем школьников. Многочисленными дискуссиями о проблеме дело не закончится.

Десять диагнозов для семьи и школы

Школьные факторы риска, проранжированные по значимости и силе влияния:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Интенсификация учебного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.

5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

7. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

8. Разрушение служб школьного врачебного контроля.

9. Провалы в системе физического воспитания.

10. Отсутствие системы в работе по формированию представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.

Источник: Центр образования и здоровья Минобразования РФ, Институт возрастной физиологии РАО


Обсудить на форуме >>

Источник:   www.inauka.ru/
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 22.04.2004 18:34:33


[Другие статьи раздела "Факты"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4583
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: