Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Наука и Техника:

ДЕТИ ЧАСТНИКА АДАМА КОЗЛЕВИЧА ПОДНЯЛИСЬ В КОСМОС

Автор: Сергей ЛЕСКОВ

Состоялся первый в мире полет частного пилотируемого аппарата
От редакции:
В FOX-журнале уже была опубликована статья об этом полёте: Первый частный ракетоплан "Спейсшип-1".
Теперь публикуем подробности и фотографию.



Вот и состоялся первый в мире полет частного пилотируемого аппарата SpaceShipOne в космос. Корабль, который построил Берт Рутан, поднялся на высоту 100 км, пробыл там 3,5 минуты и приземлился в пустыне Мохаве в Калифорнии. Корабль пилотировал вице-президент компании Scaled Composites 62-летний Майкл Мелвилл, который отныне может именоваться астронавтом. Есть соблазн сказать о наступлении новой эры в истории космонавтики. Но даже если эта метафора выглядит высокопарно, прорыв частника в космос нельзя не признать событием знаковым.

Решением Международной авиационной федерации (ФАИ) принято считать полеты космическими, если их высота достигает 100 км. Эта высота соответствует минимальному перигею искусственного спутника Земли. В международном космическом праве нет договорной нормы, устанавливающей границу между воздушным и космическим пространством. Перигей корабля "Восток", на котором летал Гагарин, составил 181 км, это была сильно вытянутая эллиптическая орбита с апогеем в 327 км. Станции "Салют" летали уже фактически по круговой орбите с радиусом чуть выше 200 км. Международная космическая станция тоже вращается по круговой орбите с радиусом около 350 км.

В 1996 году был объявлен конкурс X-Prise с главным призом в 10 млн долл. той частной компании, которая без поддержки государства сможет первой построить корабль и подняться на высоту 100 км. Но для победы этого мало. На борту должны находиться не менее трех человек, чтобы подтвердить серьезность намерений развивать космический туризм. И надо также повторить этот полет в течение двух недель. На нынешний момент приз оспаривают уже 26 команд, одна из них - российская.

SpaceShipOne - самый вероятный претендент на победу. Эту компанию поддерживает один из отцов-основателей "Майкрософта" Пол Ален. Несколько лет назад компания построила аппарат Voyager, который остается единственным самолетом, сумевшим облететь планету без дозаправки и посадки за 9 дней. И это первая частная компания, которая получила лицензию Федерального управления США по гражданской авиации на запуски подобных кораблей. Корабль SpaceShipOne уже обошелся в 25 млн долл., и ясно, что вовсе не погоня за 10 млн подгоняет участников проекта. Дети энтузиаста частного извоза Адама Козлевича считают, что космический туризм, который пока рассматривается как экзотическая забава мультимиллионеров, со временем окажется золотой жилой вроде круизных путешествий по морям и океанам.

Корабль SpaceShipOne и ракета White Knight ("Белый рыцарь"), которые разработал знаменитый конструктор Берт Рутан (более двух десятков призов на разных выставках), могут использоваться многократно. Гибридные двигатели работают на топливе американской фирмы SpaceDev. В основе твердого топлива - сополимер полибутадиена. Фактически это смесь каучука с закисью азота, известной как веселящий газ. Смесь не летуча, экологически более чиста и безопаснее других видов ракетного топлива. Побочные продукты - водяной пар, углекислый газ, угарный газ и водород.

Но пока награда не нашла героя. От России в конкурсе участвует единственная (и это уже неплохо) команда - ЗАО "Суборбитальная корпорация". Компания базируется на экспериментальном машиностроительном заводе имени Мясищева в Жуковском, где помимо поколения стратегических бомбардировщиков сделан высотный самолет "Геофизика М-55", который рассматривается как основа частного космического проекта C-XXI. Самолет выводит пассажирскую капсулу с ракетным модулем на высоту 20 км, капсула отделяется, двигатели толкают ее выше, сбрасываются, а капсула, набрав по инерции нужные 100 км, возвращается на Землю. Шансы на то, что этот проект не то что победит в конкурсе, а просто состоится, мизерны. Дело не в технических неувязках C-XXI, который учел опыт "Бурана", а в отсутствии инвесторов, с 1999 года, когда возникла идея, так и не появившихся на заводе имени Мясищева.

Одним из основателей фонда, учредившего X-Prise, стал Эрик Линдберг, внук Чарльза Линдберга, который в 1927 году совершил первый беспосадочный перелет через Атлантику. Приз за рекорд составил 25 тысяч долл., но риск был несоизмерим с нынешними космическими полетами: несколько пилотов до Линдберга погибли в водах Атлантики. Не случайно Линдберг попал в список 100 самых выдающихся людей ХХ века по версии журнала "Тайм". Кстати, имя Линдберга известно еще и криминальной истории: похищение дочери знаменитого авиатора стало одним из первых случаев киднеппинга.

Берт Рутан предложил и осуществил следующую схему полета. SpaceShipOne крепится под днищем White Knight и поднимается на высоту 15 км - это заняло около часа. После отделения аппарата включается его единственный ракетный двигатель, и SpaceShipOne стартует почти вертикально - под углом 84 градуса. Для запуска с этой высоты нужен менее мощный двигатель из-за разреженности атмосферы, не столь высоки требования и к теплозащите корабля. На высоте 100 км все топливо уже выработано. Самое сложное - обратный спуск под действием гравитации, на что отводится 20 минут. Парашютов и двигателей SpaceShipOne не имеет и просто планирует вниз. Поворотная конструкция крыльев обеспечивает наклон в 70 градусов и позволяет управлять полетом, фюзеляж действует как аэродинамический тормоз. Максимальная скорость на стадии снижения не должна превышать 3 скоростей звука (значительно меньше, чем у шаттла). Это делает ненужным тяжелое теплозащитное покрытие. На высоте 24 км крылья возвращаются в первоначальное положение, и аппарат планирует на Землю.

Иногда в состязаниях случаются неожиданности прямо на финише. И не исключено, в гонке частных космических кораблей тоже родится сенсация. Второй фаворит - команда 32-летнего Джона Кармака, автора знаменитых компьютерных игр Doom, Quake, Wolfenstein. Кармак считает, что потратить деньги на полет в космос значительно интереснее, чем на коллекционирование "Феррари" и "Бентли". Его команда состоит из совсем молодых людей, которые собрались в Техасе. Их проект называется Black Armadillo ("Черный броненосец") и обойдется не менее чем в миллион долларов. Полет "Черного броненосца" намечен на конец 2004 года. По схеме полета ракета поднимается на высоту около 60 км, далее движется по инерции и спускается вниз на парашютах. На испытаниях после приземления ни один из мешков, имитировавших астронавтов, не порвался.

Опросы показывают, что 61% болельщиков частной космической гонки верят в успех Scaled Composites, 8% ставят на Black Armadillo. На российский проект ставок нет.


Обсудить на форуме >>

Источник:   www.inauka.ru/
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 25.07.2004 19:00:38


[Другие статьи раздела "Наука и Техника"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4583
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: