Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Виктор Сорокин:

Z-МИР. НАШ ВЕК И ИНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Автор: Виктор Сорокин

Введение в науку об эффективной организации человеческой жизни, или Этические, логические и кибернетические аспекты разумной цивилизации
2. Наш век и иная цивилизация


Стремление к совершенству в одной или двух субстанциях – случай нередкий. Но даже когда Чехов писал, что в человеке «всё должно быть прекрасно», то в это «всё» он, скорее всего, включал от силы три субстанции: тело, душу и, возможно, помыслы. Но ведь это всего лишь маленькая толика от всего человека! При узкой профессиональной специализации, практикуемой в современном мире даже выдающиеся достижения, если они лишь в одной области (или субстанции) не позволяют дать высокую оценку личности в целом (снисхождения заслуживают разве лишь люди, совершившие высоконравственные поступки, однако один только этический героизм обеспечить устойчивое поступательное развитие цивилизации не может). Люди, добившиеся высоких результатов в чем-то одном, обычно никчемны во всем остальном, и высокие результаты не оправдывают многочисленные недостатки. Высокий профессионал, как правило, похож на плохой автомобиль, в котором только один узел сделан добротно. Впрочем, в отношении автомобиля люди прекрасно понимают, что такое отличный автомобиль, а вот в отношении самого себя…



Я попытался распространить принцип совершенства на все субстанции человека, на каждый продукт и на каждый элемент деятельности. В результате оказалось, что характеристики кибернетической модели человека, общества и мира (или, если хотите, и Z-мира) имеют с сегодняшней человеческим миром (или А-миром) мало общего. Можно даже сказать, что два указанных мира оказались антиподами. Так, если в Z-мире нет ничего проще, как жить счастливо и в достатке, то в А-мире такая цель для подавляющего большинства людей во все века является недостижимой.
Системное взаимодействие этических, интеллектуальных и управленческих (кибернетических) критериев порождает систему ценностей и критериев (Z-ценности), кардинально выходящих за пределы общеизвестных (А-ценности).
Самыми определяющими Z-ценностями, в моем понимании, являются:
1. Заведомое отрицание своего совершенства во всем;
2. Сознательная ревизия всего своего знания, включая логику мышления;
3. Использование специфического критерия истины (см. главу Истина).
4. Стремление к системному совершенству как производимого продукта, так и технологии производства;
5. Максимально возможное содействие вечной жизни человечества (и, следовательно, обеспечение полноценной семейной жизни). (Замечу, что перестановка местами этих двух целей уже не обусловливает их взаимозависимости: забота о полноценной семейной жизни совсем не обязательно увеличивает устойчивость развития человечества.)
Сопоставим два мира (А и Z) – с позиции Z-ценностей. Заодно мы наметим и основные характеристики Z-цивилизации, которая, надеюсь, все-таки когда-нибудь придет (должна прийти!) на смену сегодняшней.


В области духа. Поведение А-человека определяется системой потребностей (и инстинктов), выбранными не им самим, а привнесенными в его сознание извне. Поведение же Z-человека определяется, в первую очередь, ценностями и установками, выбранными им самим.
В области этики. В А-мире господствует безжалостная, нередко с применением любых средств, конкуренция. Конкуренция же в Z-мире имеет лишь игровой и воспитательный характер, а отношение к другим людям определяется, в первую очередь, степенью их ответственности перед семьей и обществом.
В области сложного труда. В А-мире ценность работника определяется, в первую очередь, его знаниями, в Z-мире – его умением; А-человек обычно узкий профессионал, Z-человек подготовлен разносторонне.
В области потребления. Потребность человека превзойти себе подобных имеет великое множество разновидностей и форм проявления (властолюбие, тщеславие, конкуренция, спортивный азарт, соревнование, ревность и т.п.) и является едва ли не самой главной для А-человека. Именно эта потребность (если она у человека имеется) стимулирует безудержный рост и всех иных потребностей. А-человеку нужно выглядеть самым богатым, самым сильным, самым умным, самым красивым, а то и самым добрым. И и.д.
У Z-человека эта потребность трансформируется в превосходство над самим собой и над негативными силами природы и общества.
В области интеллекта. А-человек в редких случаях ставит себе задачей совершенствование своего интеллекта, и если ставит, то лишь в отношении какой-то одной сферы умственной деятельности. В Z-обществе развитие интеллекта распространяется на все виды мыслительной деятельности.
В области управления. Освоив основы кибернетики, осмелюсь утверждать, что настоящее управление (хотя бы на уровне теории П.Г.Кузнецова) в современном А-мире просто отсутствует, а само слово «управление» используется как синоним слова «власть», которое является скорее антиподом слова «управления». Настоящее управление начинается со знания методики построения самой конечной цели – сверхцели.
В области экологии. А-человек относится к природным ресурсам как к безграничным. В Z-мире используются только восстановимые природные ресурсы экономика развивается в основном по замкнутому циклу.
В области образования. В А-мире отсутствует обучение самой главной профессии – быть полноценным человеком. В Z-мире это является задачей всеобуча первостепенной важности, охватывающей не только вопросы приобретения профессиональных знаний, но и организации семейной жизни и воспитания детей, обеспечения безопасности собственной жизни, экономного ведения домашнего хозяйства, бесконфликтного общения и т.д.
Другие сопоставления будут приведены в других главах. А пока вернемся к характеристике А-человека.


***
Интересно приоритетное отношение между потребностями, привнесенными в сознание извне, и потребностями, порожденными самим сознанием. Противоречие между этими двумя видами потребностей столь велико, что делает невозможным их одновременное удовлетворение. Причиной такого непримиримого противоречия является наличие у А-человека потребности в превосходстве над другими людьми (которая с позиции Z-ценностей является просто абсурдной). Хотя потребность в превосходстве весьма тесно переплетается с другими потребностями и не сразу поймешь, какая из потребностей является средством, а какая самоцелью, но одно понятно: для удовлетворения потребности в духовно-интеллектуальной деятельности превосходство над другими людьми является ненужным. А вот для достижения превосходства, власти и т.п. умственная деятельность является весьма важным средством.
Подытожим: у властолюбивого (в различных формах стремления к превосходству) А-человека умственная деятельность есть слуга его психики. У Z-человека разносторонняя умственная деятельность есть наиважнейшая самоцель, а ее наличие является первостепенной потребностью. Описанное соотношение между двумя видами потребностей и легло, на мой взгляд, в основание известного афоризма Сократа: «Люди живут, чтобы есть, я же ем, чтобы жить».


***
Одной из характеристик А-человека является то, что он, как правило, доволен самим собой, своим Я. Он может, конечно, сетовать на свои внешность, здоровье, характер, память, иногда даже на знания и профессиональные навыки, но исключительно редко выражает недовольство своим интеллектом, и никогда – своей системой ценностей (а если такое случается, то он фактически выпадает из А-мира).
С кибернетической точки зрения сущностное свойство А-человека состоит в том, что он (его Я, его цели) является однозначной функцией обстоятельств (генетики и активного или пассивного воспитания). А-человек реализует ту программу, которую в него заложили. Программа эта может быть плохой или хорошей, но отступить от нее А-человек не может (возможно, поэтому Л.Толстой утверждал, что нет в мире виноватых, коли всё предопределено). И не в том беда, что программа может оказаться плохой, а в том, что и в случае хорошей программы сам А-человек в ее выработке не участвует. Следовательно, направление "развития" А-цивилизации предопределено, причем в сторону самоуничтожения (об этом пишут многие аналитики – в частности, М.Веллер). А всё возрастающий темп технического прогресса спасти человечество от гибели не может, ибо и этика, и логический интеллект и особенно управленческий интеллект А-человека остался по существу без изменения. А когда водородной бомбой забавляются безответственные политики, то рассчитывать на необратимое поступательное развитие цивилизации вовсе не приходится. Кстати, помимо термоядерной войны, над человечеством висят и множество других угроз, среди которых такие явления, как: радиоактивность при техногенных катастрофах, мировой терроризм, использующий средства массового уничтожения, повышение температуры Земли, озоновые дыры, уничтожение лесов и существенное сокращение мирового генофонда, полное истощение невосполнимых ресурсов, наркотики, СПИД, генетическое преобразование продуктов питания и как следствие активное наступление рака, загрязнение мирового океана и как следствие почти полное уничтожение рыбных запасов, подделка пищевых продуктов и медикаментов и другие.
Беспомощность А-цивилизации в попытке вырваться из черной дыры объясняется прежде всего не подлежащей пересмотру самоуверенностью А-человека в совершенстве своего мыслительного аппарата.


Фундаментальное положение кибернетики утверждает, что информационно и по числу возможных состояний управляющая система должна быть богаче управляемой. Без этого условия последняя гнет свою линию. Это условие кажется парадоксальным при попытке человека управлять самим собой. Действительно, так как Я А-человека неразделимо, то и управлять самим собой он не способен – у него нет "царя" в голове. Вместо "царя", управляющего, у него в голове диктатор – в виде заложенных психо-физиологических потребностей (ПФП).
Но ситуация кардинально меняется с обособлением в сознании человека над-Я. Над-Я не занимается мелочными потребностями, оно лишено чувств. Но над-Я формирует общие директивы поведения человека. Чтобы над-Я было способно к выполнению управленческих функций, оно, помимо специфических целей, должно иметь соответствующее "образование": уметь исчислять степень доброты и зла, красоты и уродства, ума и глупости, интеллекта и тупости, истинности и ложности, порядка и беспорядка, смысла и бессмысленности, степени важности и еще очень многих характеристик любых поступков и вещей. Например, невозможно повысить свой интеллект, не умея определять его уровень, сравнивать его с интеллектом других людей.
Кроме того, развитие отдельно взятого элемента любой системы, в число которых я включаю и человека, существенно зависит от развития остальных ее качеств. И только системное, гармоничное саморазвитие открывает перед личностью путь (пока всего лишь путь) и к абсолютному совершенству во всем, и к вечности. Установка на гармоничное саморазвитие выводит человека из А-общества. И не важно, докуда он дойдет по этому пути; важно, что он шагнул в иной мир.


Все современные научные знания, похожи на концентрацию логической упорядоченности в бесконечном хаосе непознанных вещей и явлений. Но непознанное всегда бесконечно больше познанного. Поэтому на своей периферии любое знание настолько засорено непонятностями, расплывчатостью и неполнотой информации, что теряет свою точность и эффективность. А если еще учесть узкопрофессиональный характер знания А-человека, то можно только удивляться тому, что между людьми существует хоть какое-то взаимопонимание. К счастью, в А-мире существует огромное множество отшлифованных временем алгоритмов поведения и устоявшихся традиций, которые облегчают эту задачу.
Но беда состоит в том, что система алгоритмов крайне консервативна, а обстоятельства меняются (особенно с середины ХХ века) чрезвычайно быстро. Сегодня множество факторов угрожают жизни миллионов людей, а то и всему человечеству, но лишь редчайшие люди видят их опасность и говорят об этом. И никогда теперь А-сознание не сможет прийти в равновесное соответствие с обстоятельствами, ибо оно больше неспособно ими управлять. (И это вызывает у меня большое беспокойство.)
Нельзя не отметить и еще один порок А-цивилизации: в ней по существу отсутствует профессиональное управление. Из-за незнания сути управления народы выбирают правителей, властителей, но не управляющих, в результате чего государство всегда превращается в аппарат диктатуры, где не государство для общества, а общество для государства. А это означает, что А-цивилизация обречена оставаться цивилизацией рабов и тиранов. При этом 99% принимаемых государством решений противоречат цели развития общества, а оставшиеся 1% являются далеко не оптимальными. Темпы экономического развития в десятки, а научно-технического – в тысячи раз ниже возможных. А темпы роста социальных противоречий несоизмеримо (на порядок) опережает темпы выделения средств для их разрешения.
Тем не менее выход из этой, казалось бы тупиковой, ситуации, на мой взгляд, все-таки возможен.


***

Идею иной организации сознания (следовательно и всей жизни) я стал разрабатывать еще в конце 60-х годов и более активно в 70-е годы – с освоением основ кибернетики. Разумеется, с использованием находок десятков мыслителей в самых разных областях знания. Суть идеи состояла в полном пересмотре человеком своего понятийного знания, а именно: воссоздать заново, но уже строго научное знание, придерживаясь принципа: если очередная порция знания противоречит уже воссозданному, то она в знание не включается. Изначальный вопрос состоял только в том, какое знание и почему именно его взять первым. В сердцевину лично моего базового знания вошли сомнение, система, цель, истина, вещь, ценность, причем вошли с содержанием, существенно отличным от общепринятого.
И вот после создания этого базового знания неожиданно для меня самого началась "цепная реакция": воссоздаваемое знание почти однозначно указывало, какое знание брать следующим и включать его в память-знание. В итоге все (в том числе и еще не известные) вещи и явления в мире уложились в стройную саморазвивающуюся и саморазрастающуюся систему (эта возможность была реализована благодаря введению функции построения нового знания). Таким образом, в новой системе знания в неявном виде содержатся и все будущие научные открытия и изобретения. Например, на одной ветке моего дерева знания "висят" все придуманные мной варианты турбин, которые когда-либо будут "изобретены" на сегодняшнем множестве известных законов природы и свойств материи. И мне изобретать их уже не надо; изобретать же мне надо наилучшие алгоритмы поиска наилучшей турбины для выполнения заданной функции. Впрочем, я освобожден и от этой работы, так как существует другая ветвь знания, на которой "висят" алгоритмы, а на третьей – методы оптимального поиска... Это означает, что Z-знание с большей вероятностью дает наилучшие решения любых проблем (правда, только на базе известных мне свойств материи).
Конечно, пока Z-знание я обрисовал весьма аллегорически. Чтобы построить его и овладеть им в достаточной степени, нужно затратить (лучше всего в школьные годы) от трех до пяти лет учебного времени (ведь по ходу дела нужно вникнуть в суть нескольких десятков наук!).
Может ли Z-знание осчастливить (в обычном смысле этого слова) человека? Чаще всего нет, ибо Z-знание делает человека, владеющего Z-знанием, одиноким в этом мире, в этой цивилизации, поскольку почти никто не разделяет его взгляда на мир. Более того, мало кто способен увидеть преимущество уже готовых теоретических Z-решений перед обычными, и только практический результат делает это преимущество неоспоримым фактом.


Зато Z-знание приносит истинное наслаждение тем, для которых Истина (и Чудо) важнее самой приятной лжи (и самообмана). Конечно, даже абсолютно полное и эффективное знание не является достаточным условием для быстрого улучшения окружающей жизни – нужен еще и труд, а самое главное – материальные ресурсы, развитие которых подчиняется объективным законам. Тем не менее, при равных ресурсах и одинаковых условиях труда результаты труда (соответственно и прибыль) двух работников с разными типами знания могут разниться в десятки раз.
Z-знание выталкивает человека из А-цивилизации, но выталкивает в сторону цивилизации далекого будущего – с совершено иными этическими, моральными, эстетическими, интеллектуальными, управленческими, духовными и педагогическими критериями. Z-человек живет не только здесь и сейчас, но и в бесконечно далеком будущем вместе со всеми себе подобными – с выжившей ветвью человечества. Наступит время, когда на смену А-цивилизации придет-таки Z-цивилизация, во что я искренне верю.


Чтобы не заканчивать эту главу на мрачной ноте относительно А-цивилизации, напомню, что все те ценности, которые положены в основание этой книги, родились в недрах этой цивилизации.



Виктор Сорокин
Продолжение следует.
Начало:
Z-мир

  1. Введение в науку об эффективной организации человеческой жизни, или Этические, логические и кибернетические аспекты разумной цивилизации
  2. Введение в науку об эффективной организации человеческой жизни ( вторая версия)


В журнале опубликованы работы Виктора Сорокина:




Великая Теорема Ферма (ВТФ):


  1. Доказательство ВТФ
  2. Полная реабилитация Пьера Ферма
  3. Элементарное доказательство ВТФ
  4. Почему мир не признает элементарное доказательство ВТФ?
  5. ВТФ: уникальный эксперимент
  6. ВТФ: о природе противоречия равенства Ферма
Заметки о Великой Теореме

  1. Часть 1
  2. Часть 2
  3. Часть 3
Текст доказательства:
На русском языке в doc. (4 кб),

На русском языке в pdf (243 кб),

English version (4kb)


Не может быть! И все-таки...:

  1. N 1
  2. N 2
  3. N 3
  4. N 4
  5. N 5
  6. N 6
  7. N 7
  8. N 8
  9. N 9
  10. N 10
  11. N 11
  12. N 12
  13. N 13
  14. N 14
  15. N 15
  16. N 16а
  17. N 16b
  18. N 17 Передача энергии без проводов
  19. N 18 Весомость в невесомости
  20. N 19 Ароматные цветы из... зимнего леса
  21. N 20 Видящие незрячие и слышащие глухие
  22. N 21 Регенерация информации и аккумулятор Теслы
  23. N 22 Шахматный "кубик-рубик"
  24. Шахматный "кубик-рубик" - Ответ
  25. N 23 Концепция турбины
  26. N 24 Настоящий вечный двигатель второго рода
  27. N 25 Сверхбомба Николы Теслы. Гипотеза
  28. N 26 Фантастический электродвигатель-генератор
  29. Ответы DIMMY
  30. N 27 Абсолютный защитный каска-шлем
  31. N 28. Теплолучевой вечный двигатель второго рода
История:

  1. История Союза русских инженеров во Франции
Экономика:

  1. Тайна российской экономики
  2. Кто обесценил 'ваучеры'?
Политология:

  1. Руины империи
  2. Руины империи-II
  3. Рекорд вне "Гиннеса"
  4. Звериная этика
  5. Запоздалый покаянец
  6. Воскресающие бандиты
  7. О правозащитниках брежневского времени
Продукты интеллекта:

  1. Сверхинтеллект - это не сложно
  2. Заявка на открытие
  3. Пирамиды в прямом и переносном смысле
  4. Размышлений
  5. Комментарий к отзыву
  6. Изобретельский интеллект
  7. Для чего люди говорят и пишут?
  8. Критерий истины

Z-мир

  1. Введение в науку об эффективной организации человеческой жизни, или Этические, логические и кибернетические аспекты разумной цивилизации
  2. Введение, вторая версия

Z-цивилизация:

  1. Михаил Веллер и конец мира
Литература:

  1. Песни нашей молодости
  2. Заибанские страдания повесть
  3. Маленький Рит
  4. Ласточкино гнездо
  5. Cтая белорозовых
  6. Две земляники
  7. Странный отшельник
  8. Ель
  9. Неожиданные цветы вокруг нас
  10. Физкультура, спорт и игра
Подарок Поэма любви

  1. Мечта о любви
  2. Учитель
  3. Безнадега
  4. Крошка Надя
  5. Лара Кварт
  6. Восьмое небо
Земля Обетованная повесть

  1. Часть 1
  2. Часть 2
  3. Часть 3
  4. Часть 4
На оси времени повесть

  1. Привидение
  2. Обыкновенные истории
  3. Наш друг Анатолий Максимов
  4. Серое Небо
  5. Охота на «тунеядца»
  6. Спасительные клады



Незабываемые дорожные эпизоды

  1. Глава 1
  2. Глава 2
  3. Глава 3


Обсудить на форуме >>
Оставить отзыв (Комментариев: 0)
Дата публикации: 23.07.2006 11:21:33


[Другие статьи раздела "Виктор Сорокин"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



  ХИТРЫЙ ЛИС
Ведущий проекта - Хитрый Лис
Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

  НАША РАССЫЛКА

Анонсы FoxЖурнала



  НАШ ОПРОС
Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































Голосов: 4583
Архив вопросов

IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
РЕКЛАМА


 
Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
© 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
: