Образование тесно связано с идеологией. При нормальном (устойчивом) состоянии общества границу между образованием и идеологией провести крайне трудно и их слитность является условием существования образовательной сферы как важнейшего механизма воспроизводства всей общественной системы. Но в ситуации кризиса или краха общественной системы слитность образования и идеологии может стать смертным приговором первому.
Несмотря на единство, образование не есть идеология, а идеология не есть образование. К идеологии, с нашей точки зрения, относится вся совокупность мнений, суждений, идей, которые в конкретном человеческом обществе являются важными и общепризнанными для осознания человеком себя как участника и члена данного общества.
Под образованием мы понимаем все способы, методы и механизмы, которые позволяют конкретному человеку осуществлять над собой работу по самосовершенствованию и саморазвитию. Это саморазвитие может происходить в согласии с идеологией и, как результат, будет иметь социальную успешность образующегося. Но может происходить и вне или вопреки идеологии, как следствие выработки собственной персональной идеологии. И в том и другом случае образование способно достигать наивысшего качества
Оба понятия (идеология и образование) являются крайне запутанными. Имеются десятки (а точнее - о, ужас! - сотни) определений и трактовок этих слов. Различать их - крайне тяжелая и неблагодарная задача. Достаточно вспомнить судьбу различения науки и идеологии (особенно - в приложении к марксизму-ленинизму) и отказаться от поставленной задачи. Читать целиком >>Обсудить >>