Итак, биеннальная суета понемногу улеглась, оценки расставлены. Вдохновенные оптимисты в своих многотиражках надеются на лучшее: "Надежда, она, конечно, вещь не обременительная, питает юношей, дает усладу старцам, но иногда хочется чего-нибудь, кроме диалектики. Ну хоть какой-нибудь определенности. Чтобы будущее юношей было сколько-нибудь предсказуемо, а старцы были сколько-нибудь обихожены. Будем верить, что к следующей биеннале диалектическая борьба принесет ощутимые плоды" ("Московские новости" от 25.02.)
Оно, конечно, так и есть. Но беда в том, что все понемногу возвращается к исходному, добиеннальному состоянию. Только теперь все проявляется в гораздо более обостренной и наглядной форме. Эстетические конфликты лишь скрывают реальную идеологическую борьбу. Вот, например, разумный в принципе молодой человек, делегированный редакцией популярной газеты на выставку художника-патриота вдруг заводится и заявляет следующее: "Работы Рыженко мало отличаются от глумливых карикатур на патриотизм художников-провокаторов, представленных на Московской биеннале. Академиков и авангардистов сегодня объединяет одно - у них потеряна связь с реалиями современной России". (Сергей Соловьев. "Штампованный патриотизм". "Новые Известия" от 25.02.)
Можно только предположить, что речь идет о необычайно актуализировавшихся поисках "третьего пути" - то есть искусства, которое не будет ни имперским кичем, ни отвратительным авангардом. Но сколько ни пробовали, все получается одно и то же. Читать целиком >>Обсудить >>