Под вечер мой товарищ мне сказал, что он встретил «настоящих русских», с которыми договорился о встрече в их бараке.
– Понимаешь, они как мы, – говорил он, – они говорят на нашем языке. Встреча будет интересной, приходи!
Уговаривать меня прийти на такую встречу не было необходимости. Подумать только: я встречусь с народом, из которого вышли мои родители!
До сих пор я встречал одиночных беглецов из Советского Союза, которые рассказывали об ужасах в стране, то есть как раз то, что хотелось услышать в эмиграции. Рассказывали ли они только правду или только часть правды, только ради того, чтобы быть принятыми в эмигрантскую среду? Но встречи с целой группой людей «оттуда» у меня еще не было.
После нашего переезда в ущелье я очутился в среде взрослых и невольно прислушивался к их разговорам. Это были знакомые моих родителей, которые вспоминали гражданскую войну и перекраивали прошедшие события на свой лад.
Вот, если бы…
Говорили об ужасах пыток, которым подвергались попадавшие в плен белые офицеры. Рассказывали, что комиссары и чекисты забивали гвозди в плечи офицеров, что количество гвоздей соответствовало числу звездочек на погонах! Или погружали руки в кипящее масло в наказание за то, что они носили белые перчатки! Тогда эти рассказы производили неизгладимое впечатление на мою детскую душу.
Но было ли это правдой? Читать целиком >>Обсудить >>