Соблазн культуры
- Безумствует всякий человек в своём знании… Иеремия \Иер.10.14\
Вместе с ростом благосостояния растёт и свободное время, а это – большой соблазн для человека. Свобода от добычи куска хлеба искушает как возможностью жить праздно и весело, так и возможностью выразить себя вовне. Ум человеческий пуст по определению; заполнить собственную пустоту – его биологическая потребность. Душа простая и неучёная более склонна к животным радостям – не умствуя, она проводит время легко и приятно. Культура заставляет личность браться за резец, кисть и перо – так начинается творчество в узком смысле слова. Ещё более усиливает эту тенденцию контакт с чужой культурой.
Иеремия жил в эпоху очередного культурного подъёма, когда Иерусалим имел множество своих Праксителей, Микельанджело и Роденов. Труд искусных и талантливых скульпторов, гранильщиков, литейщиков был востребован обществом, вернувшемся к язычеству. Все, кому позволяли средства, украшали свои жилища произведениями искусства. Пророк гневается на этих прислужников Ваала за отступничество, а попутно дезавуирует сам миф о творчестве: всё, что делает человек для самовыражения – «совершенная пустота; дело заблуждения» \Иер.10,15\.
|