- Безумствует всякий человек в своём знании… Иеремия \Иер.10.14\
Вместе с ростом благосостояния растёт и свободное время, а это – большой соблазн для человека. Свобода от добычи куска хлеба искушает как возможностью жить праздно и весело, так и возможностью выразить себя вовне. Ум человеческий пуст по определению; заполнить собственную пустоту – его биологическая потребность. Душа простая и неучёная более склонна к животным радостям – не умствуя, она проводит время легко и приятно. Культура заставляет личность браться за резец, кисть и перо – так начинается творчество в узком смысле слова. Ещё более усиливает эту тенденцию контакт с чужой культурой.
Иеремия жил в эпоху очередного культурного подъёма, когда Иерусалим имел множество своих Праксителей, Микельанджело и Роденов. Труд искусных и талантливых скульпторов, гранильщиков, литейщиков был востребован обществом, вернувшемся к язычеству. Все, кому позволяли средства, украшали свои жилища произведениями искусства. Пророк гневается на этих прислужников Ваала за отступничество, а попутно дезавуирует сам миф о творчестве: всё, что делает человек для самовыражения – «совершенная пустота; дело заблуждения» \Иер.10,15\.
Заблуждение в том, что человек пытается быть подобным Богу – т.е. пытается совершить акт творения на своём уровне. И как ребёнок, он делает не то, не так и не вовремя. А то, что он уже создал, он не хочет отпускать на свободу. Наоборот, художник становится рабом того, что он создал своими руками. Фактически творец создаёт себе идола и незаметно для себя начинает ему поклоняться. Конечно, художественное произведение имеет свою энергетику – не это энергетика тех, кто ему поклоняется. А сила у поклоняющихся более чем скромная: душа у человека маленькая, а дух и вовсе ему не принадлежит.
В любом случае при увлечении творчеством происходит подмена высокого идеала на плоды собственных рук. И после этого человек удивляется: почему Бог отвернулся от меня? А дело в том, что человек сам отошёл от Вседержителя в уголок и занялся пустяками. Очень соблазнительными пустяками – но не более того. Как это ни прискорбно звучит, то подъём материальной культуры – это предвестие духовной деградации. Цивилизация – это огромное произведение искусства, коллективный идол, который заполнил всю жизнь человеческую и поработил её.
Самые изощрённые произведения рук человеческих не закроют брешь в его энергетике: чем больше он будет производить, тем меньше сил у него будет оставаться. Никакая цивилизация не живёт в вакууме: рядом пасутся варвары «с жадными и раскосыми глазами». Бессмысленно пугать их могучим оружием или давать взятки, ибо они чувствуют как животные, что перед ними народ безвольный и тряпичный. Им надо только подождать, пока пастыри совсем отупеют, а неукротимые демагоги рассеют паству. Тогда никто не помешает им загнать деморализованный народ в тесное место.