Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:

ЖИЗНЬ И СУДЬБА КАЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО

Автор: Леонид Багмут

Царь Иван Васильевич объявил себя наследником выморочного имущества Потрясателя Вселенной и наложил на Россию вериги тяжкие: кусок немалый, но долгами обременён сверх меры. Сундуков в подвале много – да всё пустые. В крайнем случае – с костями далёких предков. Пространствам нет предела – но кто их сосчитает? Земля необозримая – но вся пустая. А заимодавцы говорят – пора платить: взялся за гуж – не говори, что не дюж. И почему-то лукаво улыбаются.

Говорила, говорила Сестрица Алёнушка Братцу Иванушке: не пей из лужи – козлёночком станешь. Пока Алёнушка опекала непоседливого и пытливого мальчика – тот ещё слушался, хотя и норовил поскакать на одной ножке по болоту. Но вот сестрица отвернулась по своим девичьим делам – а её питомец уже припал к ближайшей канаве. А потом удивился несказанно: почему растут рога и копыта, да голосок рано ломаться начал?

Заплакали сироты горемычные – только каждый о своём. Плачет Иванушка, почёсывая рога и сосну. Плачет Алёнушка: кто её, бесприданницу, замуж возьмёт с козлом?

Мудрая сказка, но кто её читал после десяти лет? Устами младенца глаголет истина, пока он не пачкает пелёнки. А потом ему не до философии: сестрица Алёнушка попросит козлёночка оставить свою точку зрения при себе – причём в самых твёрдых выражениях.

Сказка небольшая, но взрослому человеку очевидно: тернистая предстоит дорога у козлёночка и его доброй родственницы. Не жизнь их ждёт, а мытарства. Невесть сколько времени колесили они по Тёмному Лесу: сестрица успела бы стать бабушкой, а Иванушка вырос бы в роскошного козла с обаятельной бородой. Но в эпосе этого нет, иначе некоторые дети не поймут, а у остальных руки опустятся с младенчества.

У кого только не побывали страдальцы: и Мышка Норушка советовала, как одним зёрнышком всю зиму кормиться. И Старичёк Боровичёк пытался дорогу разъяснить, но не преуспел: в глазах всё троилось и напоминало о давно прошедшей молодости. Побывали они и у Бабы Яги, которая хотела Алёнушку, пока ещё в теле, продать хорошим людям, а козлёночка запечь в тесте. Да Гуси-Лебеди пролетали мимо в тёплые края – и оказалось, что по дороге. А в Тёплых Краях Змей Горыныч всё делал Алёнушке недвусмысленные предложения известного свойства, подмигивая всеми шестью глазами. Но выручил Иванушка Дурачёк, который кому хочешь зубы заговорит.

Когда было голодно – Лисичка Сестричка научила кур воровать не краснея. А Алёнушка потом ещё из них перины делала. Сиротствовали горемыки, пока Серый Волк – Зубами Щёлк, проходя мимо, не дал дельный совет: не столько блеять, сколько бодаться.

Царь Иван был очень набожен: с детских лет понял, что не у кого ему искать защиты, кроме как у Бога. Посредников не жаловал. Пока был молод – слушался ближних батюшек, но со временем стал жить своим умом. С Богом у него установились сугубо личные отношения, но мистиком он не стал – помешала излишняя интеллектуальность. Говорят, на печати Чингиз-хана было написано: «Бог на небе – каган на земле, повелитель всех людей». Великий воитель в свои первые годы тоже усердно слушал своих шаманов – тем более, что среди них были люди очень неглупые и влиятельные. Пока он собирал земли татарские в один кулак – служители неба были независимы. А потом их посадили на поводок и велели стучать в бубен по уставу.

Религиозность царя приобретает фантастические формы, когда он теряет почву под ногами. О чем дальше шли годы, тем более он был одинок в борьбе за абсолютную власть. Отец его Василий 3-й боялся бояр: мода на своё мнение, бытовавшая в 15-м веке, ещё не отошла. Сказывают, что на официальных приёмах сын Софьи Палеолог отводил послов в уголок, если хотел сказать им что-то важное. А бояре стояли, вытянув уши, словно трубы иерихонские. Первый среди равных – на большее великие князья не замахивались.

Царь вся Руси стал отрывать головы за дерзкие слова, когда исчерпал все разумные доводы. Он долго говорит окружению о своей миссии, санкционированной самим Спасителем – но оппоненты в глаза смеялись. Толковал о наведении элементарного порядка в стране великой. Но ему отвечали: порядок ведь не порча – зачем его наводить? Он и сам придёт, когда наступит его время.

Годы и годы шли споры, какой быть власти царя: Рюрика или Батыя? Плели заговоры и писали доносы, а государь снимал головы сильным и возвышал слабых духом. Время изменилось и сказка приобрела более приземлённый характер: Сестрица Алёнушка давно пошла по рукам а козлёночек явно заматерел – любые намёки на свой натуральный запах воспринимал как государственную измену и люто бил копытами, когда не мог забодать.

Склонность к религиозным экстазам, за редким исключением – одна из форм истерии. Не будем слишком суровы к царю Иоанну: святой не становится садистом потому, что не властен над миром. Пустынник истязает сам себя, но дайте ему государство, и он наденет вериги на весь народ – для его же пользы. Сам будет питаться призраком благодати и заставит поститься всех, до кого дотянется. Власть духа над телом абсолютна, она равна власти Бога над человеком. Никакие рациональные доводы не помогут, если душа просится в рай.

Царь – заместитель Бога на земле: его воля священна и есть источник всякого закона во человецех. А поклонение ему есть высшее проявление гражданского долга. Иначе не устроить Россию, не быть её великой, не закружат ей голову новые сказки.

Дабы расчистить дорогу в светлое завтра, Иван Васильевич усердно молится, закусив губы. Укрепившись сердцем – становится Грозным: массовые казни собирают множество зрителей. Вид чужых страданий поднимает мелкого человека в своих глазах до уровня палача. Помазанник не скупится на кровь: народ причащается к духу государственности. Единение царя с народам – не пустые слова, если веско сказаны.

Царь каялся много раз и совершенно искренне: объявлял амнистию, возвращал ссыльных, награждал обиженных и бил поклоны перед мощами святых. Только не долго. Люди, тесною толпой стоящие у трона, демонстрировали самые низменные грани человеческой природы. Иван Васильевич, человек с тонкой и ранимой психикой, исключительно образованный и талантливый, был по существу первым русским интеллигентом. А такие люди вечно раскачиваются между добром и злом, адом и раем, топором палача и скитом отшельника.

Что движет раскаянием царя? Проще сказать – государственные интересы, лицемерие. Желание оставить в памяти потомков образ правителя, к сердцу которого можно достучаться. Склонённого перед Богом так же, как люди перед ним. Скорее всего, в царских рыданиях был элемент позёрства и самолюбования. Но это не главное: мелкий человек способен только казаться великим, да его претензии дальше пера Жар – Птицы не идут. А Иван Васильевич всё же гораздо более был, чем казался. Когда его охватывал дух зверя, он меньше всего думал о том, как он выглядит. Оправдаться перед людьми легко: смерть для сильных, государственный интерес для умных и воля царя для прочих – достаточное обоснование для любых деяний. Но перед Богом слова тщетны: неспокойная совесть – признак гнева Его.

Чёрная волна отчаяния периодически застилает глаза – и царь как слепой, выставляя вперёд руки, бежит в храм. У православного только одна жизнь на земле и на небе нет чистилища – ошибок делать нельзя, ибо сразу попадёшь в ад. Конечно, Господь милостив, Каина до сих пор не простил. В тревоге от пьяного угара бежала за царём вся братия его личного монастыря – гвардия, одетая в рясы: рубаки, висельники, изгои. О чём они думали, глядя на своего господина? Боюсь, что ничего хорошего: натужно крестясь с перепою и сна, молча презирали за душевную слабость, ибо плачущий всегда виноват.

Одиночество – во всём и везде. Нескончаемый поиск человеческой привязанности и проявления доверия к разным людям. Очередное узнавание, что любят власть, а не её носителя. Выслушивание ежедневных доносов – и понемногу зреет очередная истерика. Уставший от всеобщего лицемерия, он просто ждёт повода для пыток и казней. Лишь после гекатомбы жертв обретал душевное равновесие. Ситуацию несколько смягчали женщины. Кроме семи жён у царя Ивана было до 1500 наложниц, которых он делил с ближайшим кругом. В любовных утехах царь был очень демократичен – за что и поплатился сифилисом. В итоге последние годы Россию возглавлял человек, борющийся с прогрессивным параличем – что усугубляло ситуацию.

В целом Иван Васильевич Грозный был человеком Высокого возрождения в полном объёме. В нём бушевали поистине Шекспировские страсти, его ум поднимался до озарений, его литературный талант неоспорим, его реформы потрясли Россию. Но Россия – слишком дикая и суровая отчизна: её почва и воздух так деформирует личность, что историки только руками разводят: такой материал пропал! Иван Грозный заблудился между скатом и короной. Как маятник: то кается – то рубит головы. Изменялась только амплитуда и частота движения. Он не стал сумасшедшим в старости, как не был палачём в юности. Боярство он лишил достоинства и чести, крестьян сделал холопами, войну проиграл, но остался великим.

Все его благие начинания неизменно шли прахом. Татары сожгли Москву: повторив набег Тохтамыша почти через два века, Девлет-Гирей увёл всех оставшихся в живых москвичей в Крым: долго ещё потом «акали» и «окали» невольничьи базары у самого синего моря. Такая своеобразная зачистка территории позволяет сказать, что именно Иван Васильевич является основателем современной Москвы, ибо после него город сжигали, но не обезлюживали.

Народ русский не унывал – и в этом его прелесть. Царь после сердечного сокрушения начал розыск виновных. Оказалось, что провалилось великое начинание царя – опричнина. Она замышлялась как инструмент очищения земли русской от всего плохого – как своеобразный орден меченосцев, карающий зло. Но опричники проявили трусость и разбежались с поля брани, оставив столицу без защиты. Через год после катастрофы было на что посмотреть на Москве: празднуя новоселье, свежеиспеченные москвичи угощались муками бывших опричников, изменивших делу государеву.

Упоение массовыми казнями плохих людей в 16-м веке не есть эксклюзивное русское явление: это примета Высокого Возрождения. Великие гуманисты разрушили уже отжившие общественные институты и утвердили новые общечеловеческие ценности. Но гибель корпоративного средневекового общества пришлась не по вкусу человекам, его составлявшим. Простые люди хотели вернуть старые, добрые времена, и уговорить их не бунтовать было невозможно: неграмотная масса ещё не недоступна для демагогии. Приходилось применять крутые меры, дабы общество не рассыпалось в песок. Массовые репрессии выполняли двоякую роль. С одной стороны, они приводили в чувство обывателя, а с другой – заменяли театр.

Популярность «танца смерти» необычайно велика в Европе 16-го века. Его пляшут все, кто хочет и не хочет, ибо настало время больших перемен. Видения апокалипсиса терзают души многих художников: картины Дюрера, Босха и Брейгеля Старшего наполнены виселицами, которые не пустуют, горящими городами и скелетами, которые обнимают ещё живых. Дух Последнего Дня виден даже на полотнах, изображающих праздник: люди торопятся схватить ещё кусочек жизни. Европа дала трещину: католики и протестанты резали друг дружку и попутно сжигали красивых девушек в твёрдой уверенности, что это ведьмы. Турки захватили Балканы, Россия подняла штандарт Чингиз-хана. Благо ещё, что руки у неё тряслись и никто не заметил, что полотно побито молью – а починить так и не собрались.

Когда Иван Грозный короновался – умер Генрих 8-й английский – любитель сладких девушек и вкусно поесть. Когда собрался в поход на Ревель – Генриху 2-му французскому проткнули копьём горло на рыцарском турнире. Когда Грозный кончал опричников, в Париже праздновали Варфоломеевскую ночь. Галантные французы ещё долго потом развлекались, разоряя своих крестьян. Опричники царя делали то же самое, но с большим размахом и без всякого джентельменства. Герои Александра Дюма уже тогда любили королев и предпочитали смерть предательству. Хотя и они при всей их прямолинейности понимали, что честь, достоинство и верность – это ценности умирающего средневековья. Герои опричнины были людьми более продвинутыми при всей их дремучей косолапости: они жили страхом, как надеждой. Дыба и топор были в постоянном употреблении: никто не ждал завтрашнего дня.

Сам Иван Грозный умер легко и приятно: мартовским днём 1584 года ещё не старый муж 53-х лет отроду после обеда сел играть в шахматы. Был весел и балагурил на вечные темы – как вдруг схватился за сердце и упал прямо на шахматный столик. Видимо, обширный инфаркт закончил жизнь этого последнего героя Возрождения.

При оценке его личности и деяний историки, как правило, не очень спорят и не сильно ругают: все помнят, что именно он создал Царство Московское из больших и малых татарских улусов. Он – конец Московской Руси и начало России. Он – зеркало и лицо народа русского – тот самый колодец, в который не стоит плевать. Эксцессы его правления очевидны, но все оправдываются и покрываются идеей величия нации. Последние Рюриковичи не устояли перед искушением взять то, что плохо лежит и поплатились 20 годами внешне бессмысленного террора. Не будь Казани, Астрахани и Сибири – не было бы Грозного монаха-садиста. Но тогда и величие родины пришлось бы считать не в квадратных километрах. Ничто не даётся даром – а подарки стоят в конечном итоге дороже всего.

Сказание и молва однозначно обеляет царя Ивана: на сцене народного театра живёт и будет жить правитель строгий и суровый – но справедливый. Он – судья мудрый и непредвзятый, любящий, как Владимир Красное Солнышко, публично вершить суд и расправу над плохими людьми.

Перед его грозными очами добрый молодец бьётся с опричником за честь свою. Царь милостив: тут же велит снять голову победителю, но одновременно дарит семье его такие торговые и налоговые льготы, что все родные с радостью провожают кормильца в последний путь. Народ, как всегда, сморит в корень: ему не ведом боярский страх – не на него точат топоры и колья. И смертью злой его не запугаешь: люди мёрли как трава под морозом и царские забавы здесь – капля в море житейском.



Леонид Багмут

Начало:

  • Возвращение Кащея Бессмертного

    уже опубликовано:



    1. Быдлократия как общественный институт
    2. Сказка о грибнике и грибах
    3. Геном русской сказки
    4. Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
    5. В поисках утраченных корней
    6. Русь - начало всех начал
    7. Кого обидели варяги
    8. Личное дело легендарного человека
    9. Три смерти князя Игоря
    10. Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
    11. Последний гордый варяг
    12. Яга на марше
    13. Трудно только первые сто лет
    14. Власть женского рода
    15. Выбор невесты
    16. Поминая старые обиды
    17. Время Ярослава Мудрого
    18. Золотая осень древнего Киева
    19. Второстепенные герои древнерусского мифа
    20. Вечная юность народа
    21. Конец истории
    22. Молодой народ подобен степному пожару
    23. Личность Змея Горыныча
    24. Время и люди Чингизхана
    25. Бросок степной гадюки
    26. Киевская Русь: подводя последние итоги
    27. Историческая миссия Змея Горыныча
    28. Последний Рюрикович
    29. Власть идеи
    30. Избирательность исторической памяти
    31. Прелести кирпичной кладки
    32. Этика далёких потомков
    33. Посмертная маска нашей истории
    34. Русская матрица
    35. Сказка о Женщине
    36. Смена этнической доминанты
    37. Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
    38. Затянувшиеся роды
    39. Лебединая песня Кощея Бессмертного
    40. Дурак не скоро поумнеет
    41. Многочисленные соблазны
    42. Сказка о мужчинах и женщинах
    43. Россия молодая: проблема выбора пути
    44. Культурный горизонт Московской Руси





    Сказки о времени

    1. История как миф и сказка
    2. Девичья память - лицо истории
    3. Будни истории и сказочный праздник
    4. Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
    5. Магия нашего прошлого
    6. Диалектика Я и Мы в истории народа
    7. Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
    8. Конец света - не за горами
    9. Лукавые мудрствования
    10. Возвращение средних веков
    11. Мифология справедливости
    12. Летние сны
    13. Городское одиночество
    14. Разорванность человеческого существования
    15. Я прошу у судьбы немного
    16. Иллюзия самодостаточности
    17. Сказка о времени
    18. Сказка о власти: пасторальный мотив
    19. Какое наше время
    20. Романтика независимости
    21. Взгляд на вещи



    Сталин – намэ


    1. Сказка о Московском халифате
    2. Сказание о халифе Сталине Великом
    3. История как орфографическая ошибка
    4. Великий отечественный джихад



    Отец Илларион

    1. Первый писатель и первое Слово
    2. Вторая судьба первого писателя
    3. Третья жизнь первого писателя



    Первая русская сказка

    1. Повесть о Петре и Февронии
    2. Юмор забытых предков
    3. Призвание на царство
    4. Русская Золушка



    Дракула


    1. Дракула – титан эпохи Возрождения
    2. Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
    3. Дракула – наш современник







    Кащей Бессмертный


    1. Возвращение Кащея Бессмертного



    Обсудить на форуме >>
    Оставить отзыв (Комментариев: 0)
    Дата публикации: 12.06.2007 9:48:42


    [Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  •   ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



      ХИТРЫЙ ЛИС
    Ведущий проекта - Хитрый Лис
    Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

      НАША РАССЫЛКА

    Анонсы FoxЖурнала



      НАШ ОПРОС
    Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































    Голосов: 4584
    Архив вопросов

    IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
    РЕКЛАМА


     
    Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
    © 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
    Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
    Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
    По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
    Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
    Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
    :