FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
СМЕНА ЭТНИЧЕСКОЙ ДОМИНАНТЫ
Автор: Леонид Багмут
Есть три самых приятных вещи на свете: бить мясо, есть мясо и вводить мясо в мясо. Арабская поговорка
Катастрофические перемены приходят тихо и незаметно, как само время. Как шёпот ночного дождя и морщины на усталом лице.
Память хранит дела громкие и пустые. Громкие они потому, что слышны в пустоте. Грандиозные создания человеческих рук ничего не меняют по существу для создающих. Но они наполняют мир далёких потомков зримыми образами богов. Для тех, кто строил пирамиды, ничего не менялось, кроме дня и ночи. А когда умерла и память о последних строителях, пирамиды стали частью культурного ландшафта: мир современного человека не существует без пирамид.
Если расстелить по земле карту сознания, то она не займёт много места. Как и сам объект, она подвижна: по ней плавают неясные контуры картины мира среди нескольких программ, которые поддерживают саму жизнь. Если их немного – человек ведёт скорее животный образ существования. Многочисленные и устойчивые программы выдают личность неординарную и талантливую. Карта сознания, нарисованная на песке, легко переписывается: катастрофу вызывает дуновение ветра. Карта сознания, выбитая на граните, гибнет только в потоках лавы. Иной раз смены сетки координат приходится ждать много поколений. Для такого человека глад, мор и вавилонское пленение ничего не меняют, так как записаны в сознании как неотъемлемые блоки бытия.
Здесь катастрофой является Ветер Судьбы, несущий песок и неуклонно стирающий самую твёрдую программу. Время неустанно сглаживает самый ригидный рельеф, расшатывает все краеугольные камни и засыпает песком всё, что было видно издалека. И вместо точки на карте сознания, где оно может отдохнуть и набраться сил, появляется неясный образ стёртой программы. Человек бережно хранит его как часть личной истории – не замечая, что жизнь его всё больше перемещается в мир теней.
Смена этнической доминанты древней Руси шла около 100 лет. Что за события происходили между 1239 и 1329 годом? Короткая стычка с немцами на Северо-Западе отмечена и воспета исключительно в традициях сказки. Если в мутное и никчемное время кто-то умудряется громко проявить общественно-полезные качества – тому прямая дорога в национальный миф. А остальные события целого столетия официальная русская история либо стыдливо умалчивает, либо безудержно демонизирует. Традиционно всё это описывается как время очень успешной политики геноцида против древних ещё славян, проводимой руководством Золотой Орды. Текст в учебниках, посвящённых этому периоду, краток и до неприличия лапидарен. Всё сводится к тому, что имели место 6 или 8 нашествий на Русь, сопоставимых с погромом Батыя. То есть татары каждые 10-15 лет собирали два десятка кавалерийских дивизий и нападали на едва начавшую отстраиваться Русь, приводя её в полное запустение.
Однако надо быть непосредственным подчинённым сатаны, чтобы на протяжении жизни 4-х поколений геноцидничать на одной и той же территории в особо крупных размерах. Так не бывает: дети всегда имеют цели, несколько отличные от родительских. Тогда глухо и робко говорят о том, что русские князья приглашали татарские войска для решения своих споров. Но в таком случае этот ужасный век последовательного террора смотрится иначе – как естественное продолжение последних десятилетий Киевской Руси.
Внешне канва событий ничем не отличалась от того, что было до татар – картина осталась прежней, только краски сгустились. Центробежные силы стали рвать седую древность ещё с середины 12-го века, когда провинциальные князья сожгли и разграбили Киев в первый раз. По мере старения империи Рюриковичей столкновения между родичами становились всё более ожесточёнными и кровопролитными. Налоговый пресс на смердов возрастал: князья увеличивали постоянные дружины. В сражениях гражданской войны стали участвовать не полки, а дивизии.
К приходу татар страна распалась на фактически независимые государства по старому племенному признаку. Недоверие и ненависть новых элит друг к другу привела к тому, что внешнеполитические дела пошли из рук вон плохо. Высшая администрация утратила престиж у дружинников, которые тоже стали проявлять черты изгоев: мародёрство обернулось общественно-приемлемым образом жизни.
Нашествие Бату-хана изменило положение вещей формально: если ранее русские витязи нанимали половцев для погрома соседнего княжества, то теперь они нанимались провести ордынцев к соседям. Из нанимателей они превратились в наёмников. Регулярно поднимая Орду против враждебных княжеств, Рюриковичи превратили правильную гражданскую войну в этническую чистку. Ранее небольшие а потому управляемые отряды половцев \ и как правило – родственников\ добавляли только немного дикости в конфликт. Теперь корпуса татар в поисках добычи опустошали территорию. Так появились поговорки «незваный гость хуже татарина» и другие.
В этой истории не было ни одного героя, ибо первый, кто привёл большое войско татар на Владимирскую Русь, был Александр Невский. Повторилась на новом поле древняя как мир история Авеля и Каина. Однако Каин убил Авеля из зависти и стыдливо скрывал свой грех, а Александр Невский им просто гордился. Этот товарищ, похоже, не был стеснён никакими этическими принципами: настоящее Возрождение! Русь Батый вначале не трогал, а поделил между Невским и его братом, велев жить в мире и дружбе, Бога не забывать. Однако старший брат, получив в удел Владимирскую Русь, затеял переговоры с немцами на предмет отделения от Золотой Орды и вступления в НАТО и Евросоюз. Невский, сидя в разорённом дотла Киеве и сгорая от зависти, немедленно донёс об этом воровстве Хозяину. Более того: активно помог татарам прогнать брата за границу. Это было первое настоящее нашествие татар на Русь. Именно после этого стали говорить, что в губернии стало пусто – будто татарин прошёл. Хуже того: почувствовав силу, Бату-хан после погрома провёл перепись населения и удвоил ставки налогообложения, обязав местных князей выступать в роли мытарей. Начались восстания, для подавления которых неизбежно было вызывать карателей из Орды.
Фактически Александр Невский сделал всё возможное для установления татарского ига. Казалось бы, человеку таких достоинств не место в национальном мифе и тем более – среди святых. Однако национальный миф, как и население, абсолютно циничен и смотрит в корень: удачливый насильник, сумевший организовать с жертвой большую и прочную семью, становится Великим Предком. А что там он вытворял в самом начале – не более чем грязное бельё истории. Стоит ли его ворошить и проводить люстрацию? Верно ведь говорит народная пошлость: стерпится – слюбится.
Война в лесу – не самое любимое занятие степных богатырей. Все вторжения осуществлялись по просьбе местной администрации – дабы унять вконец заворовавшегося родственника или привести в чувство смердов, которые не желают платить налоги. Татары вели бесконечные войны с собственными родственничками, но помощи у русских не просили. Совсем не из гордыни – просто в чистом поле пехотинцы воевать не горазды. Кроме того, периодически появлялись узурпаторы в Золотой Орде. И тогда русские князья немедля делились на две партии, включаясь в интриги на стороне своего кандидата на царский трон. Кончалось это всегда тем, что федеральные войска находили время громить княжества, администрация которых сделала неверный политический выбор.
Яростные склоки среди Рюриковичей не утихали 90 лет после прихода Батыя и нимало беспокоили татарскую элиту. Им ведь всегда приходилось воевать на два фронта: постоянные конфликты с Синей и Белой Ордой, Ираном и Польшей поглощали массу денег и солдат. Задержки с выплатой дани и улаживание проблем между субъектами федерации ещё более напрягали силы империи. Татарское руководство первые сто пятьдесят лет вело себя на Руси очень демократично и взвешенно: по собственному почину войну не начинало и пыталось примирить враждующие партии. Были случаи проведения княжеских съездов под председательством личного представителя татарского владыки. Эмиссары Ордынского царя убеждали Рюриковичей прекратить усобицы и дать людишкам своим жить по-человечески у себя дома. Все товарищи клялись и божились жить в мире и дружбе, но как только столичный гость уезжал – всё начиналось сначала.
Почему хаос продолжался так долго? После смерти Владимира Мономаха волнами нарастала гражданская война примерно 100 лет. После переселения татар на Волгу – она в течение ещё 100 лет превратилась буквально в самопожирание народа. За эти 200 лет ни один человек либо не смог, либо не захотел стать центром силы и дать начало новому государству. Видимо, центробежные силы в древнерусском обществе были так велики, что элиминировать их было не под силу человеку. Тут бы и Чингиз-хан потерпел неудачу. Остаётся только предположить, что каждое племя стало настолько самодостаточным психологически и хозяйственно, что не поддавалось самым суровым и ловким объединителям.
И вдруг двухвековая тенденция к распаду в 1329 году сменяется на обратную. Иван 1 Великий Калита получил назначение на пост великого князя всея Руси – как и многие до него. Вряд ли среди предшественников не было человека больших государственных талантов. Но только у Калиты получилось сказать всем князьям: если кто-то поедет в Орду жаловаться на соседа, то будет казнён не только он - а вся семья, дворня вплоть до дворовых собак. Произошло чудо: междуусобицы прекратились – а вместе с ними – и татарские набеги.
Дикий хаос сменился порядком, потому что изменился генофонд народа. За 200 лет древнерусские богатыри истребили друг друга до последнего человека – а вместе с ними в правящем классе погибли гены европейских народов. Однако свято место пусто не бывает: последние 100 лет и князья, и дружинники с целью обеспечения себя ценными союзниками брали в жёны татарок. Четыре поколения полукровок – и русская элита приобрела те самые «жадные и раскосые глаза». А вместе с ними – чисто азиатские манеры привычного холуйства перед вышестоящими и хамства с нижестоящими. Недаром же древние китайцы называли своих северных соседей «злыми рабами».
С народом всё было ещё проще: татарские богатыри на Руси систематически насиловали местных барышень и вдов. Чтобы там ни говорили моралисты, а это были дикие, яростные, настоящие мужчины с очень высокой пассинарностью. Их дети выживали намного лучше, чем потомство сельских тяглецов – людей смирных и послушных.
За 100 лет таких человеческих обменов древние русские люди естественно потеряли значительную часть своей национальной идентичности. В середине 14 века по деревням и городам бегало значительно больше татарчат, чем автохтонов. В итоге политики ксенофилии сменилась этническая принадлежность – а вместе с ней и общественные институты. Этнический характер поменял полярность: древних русичей довольно легко завоёвывали иностранцы – но собственное начальство вело себя сдержанно. Молодой русский народ, выросший за столетие ксенофилии, привык истово стоять на коленях перед своим начальством и остервенело встречать чужих поработителей. При этом покорность народа обманчива: начальника ненавидят за то, что первый поганец на деревне. И как таковой готов продать любого своего холопа, выслуживаясь перед своим начальником. Как только в населении Руси создалась критическая масса такого типа, она успокоилась, как по волшебству. Волшебство, конечно, небольшое: хозяина, пока он в силе, холопы слушаются беспрекословно.
Итак: за внешней формой перманентной гражданской войны во второй половине 13-го – первой половине 14-го века очень тихо и незаметно для летописцев шла смена генофонда у восточных славян. Эффектный звон сабель и красота пожарищ скрыли главное событие эпохи: успешную конкуренцию мужчин степного племени над мужчинами из лесных племён за право оставить своё потомство. Женщины в целом предпочли авансы татар, учитывая их очевидную перспективность. В результате за 100 лет свершилась этническая революция: народ сменил облик, душу и характер.
Леонид Багмут
В журнале уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
(: 0) Дата публикации: 15.01.2007 19:30:06
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|