FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
СКАЗКА О ВЛАСТИ: ПАСТОРАЛЬНЫЙ МОТИВ
Автор:
Леонид Багмут
Мысли о власти – как и мысли вообще – до поры до времени дремлют в сознании. Само сознание человека по большей части спит – даже когда человек ходит с открытыми глазами. Тысячелетняя привычка жить стадом формирует стадное мировоззрение и стадные интересы. Это не хорошо и не плохо: это фаза развития личности.
Самый либеральный пастух это знает, а потому никогда не полагается ни на ум, ни на честь, ни на совесть своего стада. Он знает, что от него требуется: еда и безопасность. Пока ресурсы изобильны – власть уважаема народом и уважает сама себя, с гордостью сознавая: вот мы какие! Все живут, как при отцах и дедах: существует твёрдое убеждение, что они-то были поумнее нас. Новостей немного: как обычно, солнце восходит на востоке и заходит на западе, одно поколение сменяет другое, а растут только однолетние травы.
Проблемы отцов и детей в острой форме не возникает: детей воспитывают, не жалея розог. Да и чего их экономить, если их что не год – то новый урожай? Паршивые овцы долго в стаде не задерживаются: их сдают в армию рекрутским набором. Это всем приятно: слишком бойкий непоседа учиться родину любить, а здоровый коллектив освобождается от нарыва во всю спину. Во всех легендах воспет образ Молодого Негодяя, который вернулся в родную деревню весь в орденах и в пастушеском звании. Новый герой попадает в президиум и на доску почёта. Старики рассказывают подрастающему поколению, каким он парнем был: зря сирот не обижал, всё добытое нёс домой, отцу с матерью, которых очень любил. И в целом был очень примерный мальчик, всегда уважал старших. И если водка не возьмёт своё, то жизнь его проходит не напрасно.
Сильный человек ума невеликого только укрепляет сложившуюся систему отношений. Пороху он не выдумает – это минус, но и не подпалит ничего – это плюс. То есть новаторства и разумности в нетривиальных ситуациях от него ждать не приходится, но зато он послушен искренне и без лицемерия. Сам он не сомневается в своём уме и свято верит в то, что каждая мысль, которая ненароком забредёт в голову – собственная. Ему и невдомёк, что все его идеи – не более, чем штампы подсознания. И даже не свои, а своего коллектива. Формат штампов предельно узок: здесь преобладают чёрно-белое мышление и очень простые истины. Такой человек – вечная жертва собственной глупости.
Пастух при таком стаде знает главный недостаток подчинённых – чрезвычайную доверчивость при глубоком цинизме. И смотрит только за тем, чтобы кроме него этими достоинствами никто не воспользовался. А то желающих поруководить без всякого на то основания может набежать очень много. Как уберечь простодушные массы от идеологических диверсий – известно: не рубить окно в Европу и даже форточку не открывать. А если таковое случится по халатности или недосмотру – то поставить на месте прорыва караул. И гнать в три шеи любопытных прямо в Сибирь.
Однако поздно: трансформация системы управления уже началась. Стадо волнуется: барин явно сошёл с ума – если таковой у него был вообще. Приехал в деревню на импортном коне и заграничной сбруе, надел диковинные штаны и сбрил бороду. Старики говорят потихоньку: добром эти новации не кончатся и быть худу неприменно. Оброк увеличат – это как пить дать, да и молодёжь, глядя на такой пример, совсем от рук отобьётся. Люди грамотные выражаются ещё резче: имеет место сознательный отрыв партии от народа и планомерное втаптывание в грязь национальных святынь.
Душераздирающее зрелище: на месте единодушия возникает источник общественной мысли. Здоровый коллектив его быстро цементирует и превращает в парковый фонтан. Большой или маленький – в зависимости от того, какое там у него давление в глубине. Если давление скромное, то городские власти ограничиваются благоустройством нового источника святой воды. А если большое – то тут главное цемента не жалеть и трубы не все украсть: иметь у себя дома второй Версаль совсем не плохо.
Но коллектив, охваченный склокой и самоедством, позволяет праздномыслию затопить городской выгон, а образовавшееся болото отравляет жизнь и становится постоянным источником комаров. Позднее появляются привидения: не всякому пьяному море по колено и трясина не страшна. Когда процесс отчуждения идей заходит слишком далеко – городские мужи принимают давно назревшее решение о проведении мелиоративных работ. Комаров посыпают дустом, а о привидениях пишут многотомную сагу. И вот на окультуренном пастбище чинно пасётся стадо элитных коров под неукоснительным руководством нового пастуха. Коровы смотрят на него с явным одобрением, а он сияет сапогами на солнце и сам блестит как новый гривенник. Исполненный сознания своей миссии, он буквально роет землю копытами, нарезая круги вокруг вверенного ему стада. Иногда ему кажется, что люди догадываются о том, что он дурак. И эта мысль только и не даёт человеку покоя, то и дело заставляя взглянуть на себя со стороны.
Леонид Багмут
Леонид Багмут опубликовал в журнале следущие свои произведения:
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Конец света - не за горами
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Лукавые мудрствования
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Возвращение средних веков
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Мифология справедливости
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Летние сны
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Городское одиночество
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Разорванность человеческого существования
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Избирательность исторической памяти
- Сказка о времени
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
(: 0) Дата публикации: 12.08.2006 7:48:37
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|