FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
ЭТИКА ДАЛЁКИХ ПОТОМКОВ
Автор: Леонид Багмут
Ну-ка деушка – говорит Медведь – туши огни, давай в жмурку играть. Из русской народной сказки
Суд потомков излишне строг и всегда неуместен. Критерий истины – объективная реальность – изменяется с каждой минутой, унося в прошлое положение вещей. Конфигурация жертва – палач – свидетель тоже не стоит на месте, ибо у каждого из них своё представление о мире. Настоящая жертва корчится от боли, настоящий палач – от удовольствия, а классический свидетель сопереживает обоим чудакам. Его записи глубоко пристрастны, ибо он сам кормиться энергией чужих эмоций.
Потомки, глядя на ушедшую в прошлое конфигурацию, бестрепетно становятся над ней. Прошлое удобно тем, что никогда более не вернётся в том же виде, а потому его реконструкция на бумаге совершенно безопасна. Хотя очевидно, что длительное фиксирование внимания на определённых вещах всегда меняет и личность, и среду в направлении напряжённого внимания. Такова магия слов: постоянно говорящий о свиньях рискует захрюкать неожиданно для самого себя.
Человеческая среда всегда конкурентна. Человек борется за место под солнцем, любовь и кусок хлеба. Такая триединая задача точно отражает систему ценностей и ранг каждой из них. Умирающему от голода не нужны власть и женщины, но вернувшийся к жизни требует человеческого тепла и заботы нелицемерной. А отогревшись – ищет место на правом фланге. Любовь и голод правят миром только до первого насыщения – и тогда человек ищет власть как главный источник любви и податель всяческих благ. Даже животная натура способна презреть еду и женщин ради очередного шага вверх по иерархической лестнице. Невелика цена аскету и постнику: он рвётся к власти над душами. В гармоничном варианте власть приходит к человеку по праву рождения – и тогда он не рвёт жилы ради её захвата – свои и чужие.
Властная среда конкурентна до неприличия. Если на нижних её этажах отношения похожи на дурной сон, то верхние непосредственно соприкасаются с адовыми пространствами. Внизу суетятся мелкие бесы, а вверху лицедействуют слуги сатаны. Здесь умирает всё человеческое: форма ещё при жизни расстаётся с содержанием. В идеале от человека остаётся безликий носитель общественной функции.
Но реальность редко совпадает с идеалом. Идеальных властителей никто не помнит: они как воздух, которым дышал народ. Они – сама среда обитания народа. И только китайский эпос воспел безымянного правителя как образец. Народ, пребывая под точным и адекватным правлением, не видит работы правителя – как не видит тока крови и движения собственных мыслей.
Эпос с любовью и вниманием относится к плохим правителям. Те вожди, что не изжили в себе человеческие черты, естественно выполняли свои функции неточно, допуская ошибки разной степени. Люди отлично видели их деяния – как видят наводнение, землетрясение и ураган. Плохая работа – скажут одни, великие дела – скажут другие.
Квалифицированный вождь всегда воюет чужими руками и до последней капли чужой крови. В этом плане он всегда интернационалист. Чингизхан собрал под свои знамёна всю бедовую чернь, не считаясь ни с национальностью, ни с вероисповеданием. В его руках человеческие отбросы превращались в дисциплинированных солдат. Такова судьба мелкого народа: приходится делить боевую славу с людьми, которых в благоприятной обстановке уничтожают без тени сомнения.
Обвинения в негуманности и излишней жестокости неуместны и несправедливы: этика правнуков с трудом согласуется с этикой прадедов. Эволюция народа неэстетична по внутренним законам и не знает сантиментов: адекватный своей должности правитель есть не более чем инструмент национальной воли. Потомки сколько угодно могут изощрятся в обвинениях своим пращурам: это вполне естественно, если ставится задача найти козла отпущения за своё собственное скудоумие и нравственную неполноценность. Хотя это совсем не так просто, как кажется: воины Чингизхана живут в нашем генофонде – раз туда попавший уже никогда не уходит. Они оживают всякий раз, когда народ и люди попадают в ситуацию кромешного ада. Другое дело, что существует и обратная связь: геном активно провоцирует человека, ведёт его в те пространства, где лицо само по себе превращается в плоскую маску с глазами наподобие бойниц.
Идеального правителя критиковать так же нелепо, как и хорошего врача: он профессионально занимается приготовлением горьких лекарств, вправляет вывихнутые руки, ноги и мозги. А так же делает кровопускания – если это необходимо. Отличие хорошего специалиста от плохого в том, что собранные им кости сростаются правильно, вправленные мозги перестают дурить, а раны не загнивают.
Кем был объективно Чингизхан для народов, живших между Жёлтым и Чёрным морями? Современники, ещё не отравленные атеистической идеологией Просвещения, считали его бичём Божьим. И не особенно переживали: Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Его! Далёкие потомки, как люди грамотные и воспитанные, оценивают его сложнее: это или бандитский нож, или топор палача, или скальпель вселенского хирурга. Историки старой школы не могут скрыть своего глубокого отвращения – для них Чингизхан был и остаётся вульгарным мясником, который принципиально не мылся и вытирал руки только об одежду. Наши современники более склоняются к теории топора как орудия правосудия: застойные и деморализованные, попросту впавшие в старческий маразм народы эволюция в неизреченной благости своей решила освободить от бессмысленной и убогой жизни. Всё равно толку от них нет: деградирующие этносы только едят, испражняются и совокупляются, продлевая никчемное существование и занимая дефицитное место на подносе вселенной. Как сказал Учитель: «падающего – подтолкни».
Сравнение Чингизхана со скальпелем хирурга очень натянуто: уж больно велик масштаб жертвоприношения. Хотя отбрасывать теорию врача полностью не стоит: произведенные им манипуляции над народами, попавшимися по дороге к Последнему Морю, были более медицинского, а не палаческого характера. Он выпустил плохую кровь прогнившим цивилизациям сунского Китая, мусульманской Азии и варяжской Руси. Он вырезал гнойники, язвы и воспалённые ткани на телах народов, погрязших в самом лютом эгоизме. Покорённые им народы в душах своих носили нарыв на всю спину – иначе бы бич Божий обошёл их стороной. Больные, старые народы получали свежую кровь и стимул к саморазвитию.
Не менее экзотичной и с налётом натурализма является теория о Чингизхане – неугомонном охальнике и насильнике. Татары, как шайка невоспитанных сорванцов, являлись к разным народам с целью дать жизнь новым людям. Эти народы представляются старыми бабами, славно пожившими на своём веку и уже бесплодные. И всё великое монголо-татарское нашествие представляется как сплошная цепь некультурных пошлостей и скабрезностей. С разным эффектом: китайский этнос ничем не забеременел, а привычно переварил горстку хулиганов и остатки выплюнул обратно в степь. От мусульман Средней Азии родилась очень здоровая девочка – узбекский народ, который впитал так много папиных черт характера, что сразу стал показывать мать Кузьмы всем соседям. Древнерусский народ оказался самым слабым: он умер родами, дав жизнь русским людям.
Девочка появилась наполовину задушенная собственной пуповиной, кровью и нечистотами матери под пьяный гогот собутыльников отца. Память об этом событии твёрдо отпечаталась в национальном сознании: всю свою жизнь Россия или сама синеет – или синеют её соседи. И третьего не дано.
Леонид Багмут
В журнале уже опубликованы работы писателя:
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Конец света - не за горами
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Лукавые мудрствования
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Возвращение средних веков
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Мифология справедливости
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Летние сны
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Городское одиночество
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Разорванность человеческого существования
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Избирательность исторической памяти
- Сказка о времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
(: 0) Дата публикации: 17.07.2006 18:01:55
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|