FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
РОМАНТИКА НЕЗАВИСИМОСТИ
Автор: Леонид Багмут
Немного найдётся людей, способных трезво оценить своё место в мире. Установить собственные координаты в каждый данный момент времени. Чужие координаты устанавливать легко и приятно. Свои до обидного трудно – а зачем же обижать хорошего человека?
Человек – ячейка густой сети отношений. Видимые нити оценить легко: дом, семья, карьера, увлечения – они очевидны и уверенно поддаются сортировке в формате хорошо-плохо и красиво-некрасиво. Хотя последний формат доступен не всем и часто вызывает неявный протест. Красиво жить не запретишь – но многие живут красивее. Особенно травмируют связи, не поддающиеся денежной оценке. Тот факт, что многое нельзя купить за наличные, разрушает привычную картину мира.
Невидимые нити имеют две особенности: их очень много и они держат прочнее видимых неизмеримо. Можно уйти от плохой жены – но тогда все последующие будут не неё чем-то похожи. Женщина – это персонализация нашей второй половины, оборотная сторона медали, чужая форма с нашим содержанием и тёмная комната наших вечных страхов и предрассудков. Это сон разума – но многие спят на ходу, не просыпаясь до самой смерти.
Можно оставить свой плохой дом – и унести с собой незримый образ текущей крыши, трещин по стенам и рыжый от старости унитаз. И в новом доме будут неслышно скрипеть полы и капать с потолка сонная одурь – старый, привычный дом заполнит новое жильё распадом и тлением. Так и будет жить с человеком ощущение неуютности и бесполезности любых усилий – призрачную крышу руками не починишь.
Можно бросить постылую работу – сознание безнадёжно потраченного времени будет преследовать человека, как привидение, накладывая матрицу сереньких коллег на новые лица. Жена похожа на дом, дом похож на жизнь, жизнь похожа на семью, а семья распинает человека, привычно фиксируя ещё живой труп в системе общественных отношений. Тысячу лет назад арабский поэт описал крёстный путь человека:
Я прожил жизнь
Как вьючная скотина
Я раб детей
И пленник у семьи…
Он писал это с горечью, но твёрдая фиксация личности на сетке координат соблазнительна сверх всякой меры: отпал яд сомнений и поисков, ибо всё решено за тебя. Чтож: свобода от сомнений – это тоже свобода и не малая. Но она естественна только у полуживотных и совершенномудрых. Многих искренне не устраивает полуживотное бытие и им бесконечно далеко до элементарной мудрости. Не говоря уже о чём-то большем.
Как быть со свободой такого рода: слабая семья, карточный домик, сугубо временный коллектив, друзья только за пивом, увлечения, от которых уже немного устал? Потухшие желания – это тоже свобода. Но не животного, а человека. Кажется, что всё потеряно – особенно то, чем ранее так дорожил и ради чего выносил невыносимую иначе скуку жизни без особых тягот и лишений. Всё хорошо и правильно у точки на карте местности – её жизнь проходит не зря. Свобода точки, которая сошла со своего места на прямой, свобода выбитого клина, свобода капли дождя, покинувшей дождевую тучу. Сами по себе они ценности не имеют: это дьявольское искушение, жестокая романтика независимости. Мир чистого света – необитаем, медаль без обратной стороны – нарисована, книга без читателя – не написана.
Свобода от очевидного – тяжкий самообман, ввергающий душу человеческую в дремотное состояние. Воля – единственное орудие человека – растрачивается на защиту иллюзии. Химера личной свободы не нуждается в защите – она нуждается в осознании. Человек на свету отбрасывает тень, а в темноте он ничего не отбрасывает. Не нужно бороться с собственной тенью – достаточно её просто отбрасывать.
Леонид Багмут
Уже опубликовано в журнале:
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Конец света - не за горами
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Лукавые мудрствования
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Возвращение средних веков
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Мифология справедливости
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Летние сны
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Городское одиночество
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Разорванность человеческого существования
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Избирательность исторической памяти
- Сказка о времени
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
(: 0) Дата публикации: 18.11.2006 22:35:42
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|