FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
ДРАКУЛА – ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Автор: Леонид Багмут
Со смертью последнего ордынского царя завершилась целая эпоха европейской истории: на месте огромных диких территорий появилось новое государство – Россия. Центробежные тенденции разорвали Золотую Орду на куски, создав новую политическую мозаику.
Люди, руки и ум которых оживили эти тенденции, могли торжествовать победу: более великого дела человеку не поспеть за одну жизнь. Но не ему же и пользоваться плодами своей удачи и труда: для этого предусмотрены совсем другие люди. «Новгородская бригада» после 1480 года оказалась на вершине могущества – а это верный признак того, что скоро ей быть не у дел. Глава «бригады» - он же главный игумен секты «Жидовствующих» и первый канцлер России Фёдор Курицын – весь 1481 год пользовался неограниченным доверием Ивана 3-го. И не оправдал его в полной мере. Он, как о отец Фёдор из известной книги анекдотов, взалкал большего и возгордился неслыханно. Большие бояре этим воспользовались к своей пользе: Иван Васильевич, спасая своего любимца и наперсника, отослал его послом в Венгрию.
Три года Ф.Курицын скучал при дворе короля Матвея Корвина – тоже не последнего человека в Европе. Опала оставила много времени человеку любознательному и умному – дел-то у посла никаких не было, ибо интересы Венгрии и России нигде не пересекались. Не имея возможности создавать историю, он стал заниматься суррогатным творчеством: собирать и обрабатывать местный литературный фольклор. А главным героем ещё живых сказок был Дракула – князь румынский. Вся жизнь страны вращалась вокруг темы борьбы с турками: балканские народы на пределе сил сдерживали натиск мусульман. Народные сказители, ходившие по деревням, пели людям о подвигах венгерских, сербских и румынских витязей на полях сражений с турками. Князь Дракула – человек-легенда, рыцарь без страха и упрёка, бесстрашный борец с исламофашизмом погиб буквально за несколько лет до прибытия Ф.Курицына в Буду \ Пешт тогда был ещё городским выгоном\.
Собеседники автора знали Дракулу не по наслышке: он ведь 12 лет просидел в местной тюрьме по обвинению в вольнодумстве. Так что информация была почерпнута из первых рук. Была она странной, если не сказать более. Дракула был настолько значительной личностью, что никого не оставлял равнодушным: он будил только два чувства – любовь и ненависть. Впрочем, ярких личностей всегда много, но Дракула был глубокой индивидуальностью: все чувствовали, что он не вписывается ни в какие рамки. Более того: он сам эти рамки и создавал.
Главная особенность ярких личностей эпохи возрождения – это бескомпромиссное уничтожение этики и эстетики средних веков. Освященные догмой и традициями понятия о добре и зле, красивом и уродливом, кроились ими по своему произволу. Титаны Возрождения были внутренне свободны \а другой свободы и не бывает\ и делали то, что считали нужным, а не то, что делать принято. Они создавали свой мир по своим лекалам, разрезая старый по живому. Именно поэтому они остались в истории, как не гаснущие её маяки.
Средневековье – это мир, состоящий из коллективов мелких людей, дрожащих за своё убогое имущество и потому цепляющихся за нормы морали. Это мир, в котором стаи неудачников душат ежечасно, ежеминутно и в массовом масштабе всякое проявление человеческой свободы. Но вот наступило время, когда общечеловеческая мораль обветшала и сдалась морали личной: началось Возрождение. Титаны Возрождения самой своей жизнью разрушали права коллектива, утверждая права человека. Как лучи света в тёмном царстве ворвались в мир великие гуманисты – и тьма отступила. Навеки они остались в памяти благодарных потомков: это и Людовик 11-й во Франции, и святое семейство Борджиа в Италии, и Игнатий Лойола в Испании, и Иван Грозный в России. Среди великих гуманистов первого призыва особняком стоит имя Дракулы. Но только потому, что досужий литератор 18-го века, рассчитывая на дешёвую популярность и потрафляя вкусам плебеев, извратил и опошлил его светлый образ.
Князь Дракула не был вампиром – это величайший герой национально-освободительной борьбы румынского народы против исламо-фашистских захватчиков. Личность его выделяется среди тогдашних балканских правителей как солнце на фоне звёзд. Ему естественно завидовали и не желали добра мелкие люди – а они и сейчас остаются такими же пошляками. Вся вина Дракулы была в том, что он был харизматичным лидером маленького народа, воевавшего за свободу с огромной империей, которая пыталась закатать в асфальт всех, до кого могла дотянуться.
Убогие критики забывают, что Дракула боролся за свободу народа и права человека в широком смысле слова. И очень хорошо помнят методы, которые герой применял для этой святой цели. Методы эти были действительно не тривиальны и до сих пор повергают в шок и трепет трусливых обывателей. Чтож – это их законное право – дрожать и трепетать перед свободой. Свобода никогда не бывает пошлой. Свобода всегда экзистенциальна и ужасающа в своих проявлениях. Деяния свободных людей отличаются одним качеством: они завораживают далёких потомков.
Леонид Багмут
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
(: 0) Дата публикации: 04.05.2007 20:01:35
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|