FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
СНОБИЗМ ВИНТИКОВ
Автор: Леонид Багмут
Откровения редко приходят в голову человеческую – в основном там хрипит любимая пластинка. Бездарные мысли и трафаретные чувства пляшут нехитрый свой танец. И кажется, что именно он составляет суть личности. Если так, то личность есть явление очень убогое и тривиальное. Даже смеяться над ней неприлично – калека ведь.
Если смотреть на историю рода человеческого трезво и реалистично, то впору повеситься на собственном галстуке: они красивые, элегантные и очень прочные. Галстук может не только пассивно-соглашательски висеть на шее хозяина – может активно-целеустремлённо поддерживать его за горло. Впрочем, такие случаю очень редкие: людям, профессионально изучающим историю, делают прививку цинизма и несерьёзности – от греха подальше.
Наивную душу легко привести в отчаяние по определению: привыкшие к априорной справедливости не выносят крушения своих иллюзий. Потеря нравственной и мировоззренческой невинности является болезненной процедурой и часто сохраняется как незаживающая рана. Человек, раскрывший другому глаза на истинное положение вещей – плохой хирург в лучшем случае. Но чаще – сладострастный палач.
Личность медленно выходит из болота растительного существования. А выйдя – часто возвращается обратно, чтобы отдохнуть в родных пенатах. Именно потому идиотизм простого бытия из века в век воспевают владеющие слогом – как золотой век человечества, оставшийся в прошлом.
Это иллюзия: жизнь в болоте, на природе и в лесу ещё страшнее, чем в городе и на асфальте. Это всё из серии «раньше было лучше». Действительно раньше было намного лучше – но только для людей, которые жили намного раньше. Раньше можно было убить недостойного жить человека. А ещё раньше - впридачу и съесть. А совсем рано – ходить на четвереньках, не теряя ни чести, ни достоинства, ни деловой репутации.
Раньше много было можно – но в очень узких пределах. Жизнь чем раньше, тем больше сводилась к формату простому и незатейливому: либо я ем – либо меня едят. Нравственность сводилась тоже к двоичной системе: я ем – хорошо, меня едят – плохо. Неврастеники долго не жили, а душевный покой обеспечивался совпадением общественной морали и нравственности. А что же ещё простому человеку надо? Надо только помнить, что простота, за редким исключением, всегда хуже воровства.
Сказки о Добром Старом Времени согревают очерствевшие в многоквартирных курятниках души человеческие. Сказки для того и существуют, чтобы снизить тяжкое давление повседневной суеты. В отличие от пасторали, цивилизация обезличивает плоды труда человеческого. Мы всё получаем неизвестно от кого и всё отдаём неизвестно кому. Раздаём и получаем рекламации и похвалы. Рекламации, как правило увесистые, а комплементы чаще сомнительные. Обезличенность угнетает душу – а ведь раньше всё было лучше.
На грунте человек был частью биоценоза. Его жизнь имела очевидный смысл и естественное оправдание. На асфальте человек стал часть общественного организма – винтиком со стандартной резьбой. Тот, кто держит отвёртку, хвалит винтики за неукоснительную гладкость нарезки. При этом винтики презирают гвозди за излишнюю простоту. Снобизм винтиков серьёзно обоснован: иметь дело с отвёрткой не в пример приятнее, чем с молотком. Лучше любить тонкую, деликатную женщину, чем грубую скифскую бабу – хотя некоторые думают иначе.
Отвёртка ничего не может сделать с гвоздями: ну что взять с убогих и неполноценных? Зато любой уважающий себя молоток без труда разберётся с самым тонким винтиком.
Леонид Багмут
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
(: 0) Дата публикации: 06.08.2007 19:27:33
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|