FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ: ЛЕТОПИСЬ ТОТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ 6
Автор: Леонид Багмут
Преданные корысти
Торговый люд – не то, что добрые поселяне: они испорчены образованием и потому считают себя умными. Наполненные самомнением до самого верху, они слушают проповедников, оттопырив нижнюю губу. Лукавые пройдохи всё знают и всё понимают – а потому слушают его, как артиста на сцене. Иеремия это заметил и очень расстроился: «Кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слышать; вот, слово Господне у них в посмеянии, оно неприятно им» \Иер.6,10\.
Молодой пророк поначалу не пользовался популярностью: то ли харизмы не было, то ли было очень много конкурентов. Скорее всего и то, и другое вместе. Он не мог показать слушателям никаких чудес – дабы поддержать свой авторитет. Был молод – а это большой минус для проповедника. Но самое главное: коллеги его, не владея откровением, заменяли его отчаянной демагогией. Впрочем, каков поп – таков и приход: «ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо» \Иер.6,13\. Над Иеремией смеялись во время лекций, причём особо усердствовали в этом молодые люди – городская чернь, сукины дети. Но их натравливали люди опытные, и пророк знает, кто они. Это штатный персонал храма, который пробовал на зуб нового товарища. Всё надеялись: а вдруг обидится и уйдёт?
Работники Агитпропа при храме Соломона в те времена были заражены идеями пацифизма, соглашательства и конформизма в самой пахучей форме. Они постоянно толковали о мире и благополучии, об укреплении дружбы между народами, о мультикультурности и терпимости к другим верованиям. Вся их агитация сводилась к двум тезисам: воцарился мир и скоро торговые караваны из халдеев в египтяне пойдут своим чередом, оставляя в палестинах приличную плату за транзитные услуги. Пророк уверен, что его ловкие на язык коллеги – обыкновенные стяжатели, говорящие только, что от них хотят слышать клиенты: «стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют» \Иер.6,15\ - отмечает современник.
Идеологические противники Иеремии действуют совершенно сознательно и бессовестно. Они даже не пытаются говорить людям правду, опасаясь потерять доходное место. Кроме того, в их руках сосредоточена большая власть и своя доля от торговли и растовщичества. По существу политработники всех уровней предали свой долг и не только бросили своё стадо на произвол судьбы, но в придачу внушили ему пагубные мысли. Иеремия говорит: «все они – упорные отступники, живут клеветою; это – медь и железо, - все они развратители» \Иер.6,28\. С такой характеристикой без протекции примут только в аду. А что же с ними делать здесь, на земле? Молодой пророк с самого начала рвёт связи с экспертным сообществом и уходит в непримиримую оппозицию. Для него современные пастыри ещё хуже, чем паства.
Его оппоненты владеют Иерусалимом и сильны в Иудее – как же с ними справиться? Иеремия открыто противопоставляет себя государству тотального лицемерия, становится внутренними эмигрантом и развёртывает пораженческую агитацию. В Иерусалиме все от мала до велика – нечестивцы и раздражают Господа уже много лет. Посему «этот город должен быть наказан; в нём всякое угнетение. Как источник извергает из себя воду, так и он источает из себя зло; в нём слышно насилие и грабительство, перед лицеем Моим – всегда обиды и раны» \Иер.6,6-7\. Пророк уверен, что иерусалимчане преступничают сознательно, с целью побольнее уязвить Вседержителя. Все они – злостные отступники, недостойные жить на земле.
Наказание пропитанного злом места не заставит себя ждать – суровые и дикие люди стран полночных уже близко. Никакого мира с ними не будет – они хотят безоговорочной капитуляции Израиля. Профессиональные властители человеческих дум настаивают на твёрдом выполнении религиозных ритуалов и обильных пожертвованиях в свой карман. Иеремия развенчивает идеологию стяжателей: Бог в начале пути не требовал от вас никаких материальных жертв, ибо они Ему не нужны. Это лжепророки в корыстных целях извратили Слово. Он не требовал обрезать крайнюю плоть физически – Он хотел, чтобы вы обрезали грубость сердца, ушей и языка. Он не требовал закалывать в Его честь первородного от всего, что есть – Он требовал нераздельного внимания к высшему Я, голосу совести – т.е. Своим законам \Иер.7,21-24\. Но Израиль, ожесточив свою выю, извратил их – стал обильно приносить жертвы в натуральном виде, а душою всецело склонился ко злу.
Опять пророк становится во дворе Агитпропа и критикует господствующую мораль. Народ, поливая идолов жертвенным жиром и вином, сам себя обманывает, ибо служит тем, кто не имеет силы. И ложно надеяться, что Бог их не оставил – раз они и Ему жертвуют что-то лишнее. Ведь главная жертва – это не притеснять иноземца, сироты и вдовы, не проливать невинной крови и не склоняться к чуждым идеям. Все остальные жертвы вторичны и служат пропитанию священников – пользы от них не много.
Иеремию предельно возмущает исключительная дурость сограждан, которая более похожа на беспримерную наглость: «Как! Вы крадёте, убиваете и прелюбодействуете, и клянётесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете. И потом приходите и становитесь перед лицеем Моим в доме сём, над которым начертано имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости» \Иер.7,9-10\. Вот уж воистину – иная простота хуже воровства. Как наивны кухонные хитрецы и базарные пройдохи: они и в религии руководствуются поговоркой «ласковый телёнок двух маток сосёт». Но высокий идеал не терпит сидения на двух стульях: он уйдёт, оставив человека самостоятельно бороться со всё пожирающей суетой.
Народ со смехом воспринимал слова Иеремии – даже тогда, когда он сказал, что слушатели превратили храм Божий в вертеп разбойников. Они были люди образованные и культурные на свой манер, и лекции священников заменяли им театр. Пророк вышел из себя: стал рвать на себе волосы и плакать навзрыд перед публикой \Иер.7,29\. Однако истерикой бывалых людей не проймёшь – так же, как и угрозами тотального уничтожения. Такие люди адекватно реагируют только на самые грубые и тяжёлые раздражители: запах денег и палочные удары. Ничего другого они не видят, не слышат и не понимают.
Леонид Багмут
Продолжение следует:
Начало:
КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ: ЛЕТОПИСЬ ТОТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ
- Служебная инструкция пророка
- Резвая верблюдица и дикая ослица
- Вселенский блуд
- Люди, умные на зло
- Мера социальной защиты
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
- Время ревущей толпы
- Туман исторической памяти
- Лики Судьбы
- Россия после Смутного времени
- Патриарх Никон: русская реформация
- Протопоп Аввакум: русская контрреформация
- Казённые люди царя Тишайшего
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
- Семья Змея Горыныча
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
- Проводы Колобка
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
Книга Иова - очерк нравов Древнего Израиля
- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
- Время, потраченное зря
- Соображения чистого гуманизма
- Метаморфозы Казанской Сироты
- Вода беззакония
- Попавшие в сети диавола
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
- Рыба, гниющая с головы
- Время бесславия
- Видения будущего мира
- Чумное время простых людей
- Мужи содомские и жёны гоморрские
- Расстрельный список пророка Исаии
(: 0) Дата публикации: 01.05.2008 9:59:58
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|