FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
ИВАН ДУРАК И ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Автор: Леонид Багмут
В давние времена, когда земля полнилась богатырями и чудо-юдами, а вода была более мокрая и нивы не в пример тучные – жил был Иванушка. Конечно, состоял он в почётном и уважаемом звании Дурака – а других память народная не держит. Иванов всегда было много, дураков всегда было ещё больше, но Дураком с большой буквы был только один.
Родившие сельского урода Старик и Старухою знать не знали и ведать не ведали, что им в руки пришла удача. Дуракам – счастье, но у них же статус в паспорте не указан. Там пишут вещи малосущественные: когда родился да на ком женился и где живёт сиротинушка: в хоромах царских или Избушке на Курьих Ножках.
Пока правильные односельчане осваивали нехитрые мужицкие науки, Иванушка, как ясное солнышко – поутру вставал с трудом, а вечером долго спать не ложился. Работа всякая ему в тягость и любая наука ему не в прок. Лежит себе на печи и смотрит телевизор. А как спросят помочь – так глаза у него делаются круглые и честные – словно у девушки, ни разу не солгавшей. Работа – не его амплуа. А как поесть – так глаза преданные и обиженные: неужели я не первый в очереди? Как же так и где же правда?
Таких проныр и пройдох первостатейных и нынче хватает, но сказки о них не сказывают, а пишут криминальные романы. А в старые, допрежние времна, романов не читали, но сказки слушали с удовольствием. И без Иванушки редкая сказка обходилась – уж больно колоритный персонаж. Народные сказки – произведения не столько пошлые, сколько аморальные за редким исключением. Ибо они – истинные произведения народного духа. А народ наш в старину изрядно попахивал – если не сказать больше.
Настоящему Иванушке Дурачку место на каторге – если есть смягчающие обстоятельства. Однако объективно это человек, обладающий редким умением завязывать нужные связи на пустом месте и нестандартно действовать в сложной ситуации. Лень-матушка и глаза глупые очень внимательно отслеживают окружающую реальность, нащупывая точки бифуркации. Недюженная интуиция подсказывает ему, что в этих точках лежат втуне клады, половинки царств, царские дочки – хотя можно очень просто голову потерять.
Решающий момент карьеры – это постановка отцом-матерью необычной задачи. Решить её тривиальным интегрированием и дифференцированием старшие братья – остепенившиеся и при бороде – не в силах. Наступает звёздный час Дурака со стороны, который видит картину шире и потому улавливает её слабые стороны. Старшие братья, по традиции, не могут поимать злоумышленника, который что ни ночь вытаптывает горох на колхозных полях. Все деревенские активисты с ружьями в руках бодро выходят в Ночной Дозор – и регулярно засыпают в нужное время. Эта синхронность богатырского сна и потравы наводит на подозрения – но уж больно простые тут сторожа, чтобы имел место умысел.
Иван Дурак вместо ружья берёт на дело цепи пудовые: и откуда только сила берётся у лежебоки? Отоспавшись днём, лодырь ночью считает звёзды и беседует с травами. И вдруг появляется, допустим, Никанор – богатырь – лицо в эпосе довольно редкое, а потому незнакомое. Он вместе с конём ведёт себя как Баба Яга перед известным обедом: и катается, и валяется в колхозном горохе без стыда и совести. Голос народный умалчивает о многом: например, обходит вопрос о том, почему богатырь вместе с конём засыпают как убитые после процедуры валяния? Скорее всего, это был не горох, а конопля хороших сортов. Следовательно, папа Иванушки торговал травкой и был человек не бедный и солидный. Тот факт, что дома анаша не переводилась, объясняет странности их младшего сына.
Иванушка, увидев подсевшего на иглу богатыря, немедля вяжет его цепями пудовыми вместе с конём. Никанорушка, буйная головушка, просыпается от сладкого сна и спрашивает его: чем могу служить, мил человек? Иванушка хочет порвать с мелким наркобизнесом и просит Никанора переправить себя в Тридевятое царство – чтобы родственники не сыскали. Богатый богатырь перевозит юношу, вставшего на путь исправления, на личном самолёте к бусурманам. Чтобы не пропал он из-за пустяков – справляет ему паспорт, дорожные чеки и даёт свой домашний телефон на случай форс-мажора.
В чужедальней стороне Иванушка Дурачёк чувствует себя, как рыба в воде – патриотизмом он никогда не страдал. Ловкий, внимательный паренёк снова ищет точки бифуркации: они прямо под ногами, но люди дюженные смотрят сквозь них беспечально. Нестандартная ситуация повторяется: некий Змей Горыныч Черноморский повадился таскать местных девушек на турецкий базар и продавать их по дорогой цене. Это вам не потрава колхозного поля – здесь ставки значительно выше.
Иванушка не торопит события, а дожидается хорошей сдачи карт: когда Змей возьмётся за царскую родню. Лучшие люди царства – бояре и витязи со спецназом отправляются отбивать царевну – и всё даром. Когда запас местных богатырей был исчерпан, услуги предложил наш Иванушка. Без всякого войска выходит он в чистое поле и звонит богатому богатырю Никанору: так мол и так. Никанор перезванивает председателю наблюдательного совета холдинга «Турецкий гамбит» и спрашивает о детях, о здоровье. А после просит перевести Змея Горыныча с Чёрного на Аральское море – поднимать упавший уровень воды. И отпустить царскую дочь в чистое поле, где её ждёт подающий большие надежды молодой человек.
Иванушка с триумфом привозит царевну в родные пенаты. Получает жену, обещанные полцарства и перспективу стать царём. Сказка дольше не идёт, ограничиваясь туманными намёками, что стали они жить-поживать да добра наживать. Без экивоков это звучит просто: пилить финансовые потоки и умножать валютные счета за рубежом. В целом человек состоялся – а все говорили, что он с детства дурачёк.
Леонид Багмут
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
(: 0) Дата публикации: 20.09.2007 18:51:06
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|