Молча выслушал Иов утешения друзей своих. Немного надо сил, чтобы поучать растоптанного человека и учить жизни того, кто раздавлен Судьбой. Однако оставшиеся друзья такого человека — что само по себе уже подвиг — не удержались от строжайшего выговора страдальцу.
Что же услышал Иов такого, что он ещё не знал? То, что он апробированный дурак, раз проявляет вовне гнев и раздражительность. Это — верная примета глупца. И все его стенания — не более, чем обида глупого.
И, кроме того, Иов узнал, что во всём виноват он сам — ибо Вседержителю виднее процент праведности человека. Человеку кажется, что он вполне тянет на местного святого — по его личным критериям, но Богу всё же лучше знать. Ибо критерии праведности — в Его руках.
Как ни странно — Иов выслушал слова Правды от друзей. И доказал, что он всё же не настолько глуп, ибо истинно глупый человек в самых резких выражениях прервал бы всякое знакомство с такими друзьями. А Иов нашёл способ образумить скорых на суд друзей по-другому. Он попытался разжалобить их, указывая на объективную реальность: испытания его непомерны по любым меркам. Он никому не делал сознательного вреда, не позволял себе радоваться чужому горю, соблюдал все общепринятые ритуалы — и за это Господь отнял детей, имущество и здоровье. Награда слишком велика, чтобы её выдержать человеку: «твёрдость ли камней твёрдость моя? И медь ли плоть моя?» \Иов 6,12\.
Иов взывает к совести обличителей: друзья должны утешать попавшего в беду — если они только не утратили страх божий. Теперь несчастный берёт реванш, обличая друзей: «но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи» \Иов 6,15\. Стоит пригреть солнышку — и они высыхают. Стоит поставить перед ними пустыню — и они теряются в песках.
Иов краснеет от стыда за своих друзей: они его обличали так, как будто хотели пресечь на корню просьбы о помощи — ибо зачем помогать во всём виноватому дураку? Иов бросает им в лицо обвинения: я не прошу у вас ни денег, ни защиты — так за что же вы читаете мне строжайшую мораль?
Теперь страдалец просто смеётся горько над оппонентами: «Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши?» \Иов 6,25\. Действительно, легко болтать человеку сильному, куражась перед слабым. Однако невелика и честь: человек бросает слова на ветер и оплёвывает сам себя. Правда неуместна перед лицом страдания — она переливается всеми оттенками злорадства. Человек, погружённый в глупость по самые серые уши, на правду очень обидеться, а умному будет стыдно за таких друзей.