FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ИОВА - ОЧЕРК НРАВОВ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ - 12
Автор: Леонид Багмут
Метаморфозы Казанской Сироты
Долго жаловался Иов, терпеливо слушали его друзья. Однако крики кричащего и стоны стонущего быстро надоедают: даже воздух трясут они попусту. Дождавшись, когда Великий Страдалец выпустит большую часть пара в гудок, близкие стали утешать его. Но не как ребёнка, а как человека зрелого. Суть их наставлений сводилась к трём пунктам обвинения.
Во-первых, Иов со всем своим криком просто дурак, ибо гневливость и раздражительность — клеймо человека глупого. А Иов извергал проклятия столько дней, что глупостью своей закрыл солнце.
Во-вторых, жалобы Иова лицемерны, ибо он просто сожалеет об утраченном богатстве, ничуть не помышляя о раскаянии. Богатство даром не даётся, а если даётся, то удержать его даром невозможно.
В третьих, Патриарх Бедствий набрался наглости и требует суда с Богом. Он простодушно похваляется своей праведностью и напирает на непорочность — а это ли не корень горчайшей гордыни, первого из грехов человеческих? Иов тщательно коллекционировал свои добродетели, закрывая глаза на проступки. Но Господь наш всё видит и отдаёт преступников в руки своих же химер.
Долго слушал Иов похожие рассуждения — и не очень они ему нравились. Да и святому не понравится, если ему в глаза будут говорить, что он глупец, лицемер и нахал. Но вот несчастный жалобщик превращается в грозного обвинителя. Начинает он обвинительную речь с издевательских замечаний по поводу мудрствования сытых и самоуверенных друзей: «подлинно, только вы люди и с вами умрёт мудрость!» \Иов 12,2\. Надо сказать, что замечание это вполне справедливое: друзья явно умничали не в меру. Все резоны их Иов воспринимает как личное оскорбление: «посмешищем я стал для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный» \Иов 12,3\. Что да — то да. Однако этот рефрен о праведности и непорочности вызывает тревогу: это какой-то новый титул, которым он считает возможным колоть глаза собеседникам. А так — всё правильно: друзья определённо используют беды Иова, чтобы щегольнуть своим умом.
Но Господь милосерд: у него вся правда и сила. Он направляет все пути и превращает все вещи, «отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла. Покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет» \Иов 12,20-21\. Ему недолго превратить победителей в побеждённых и заставить мудрецов покаяться в своей глупости. Трезвые и разумные до неприличия друзья Иова попадают на скамью подсудимых: «а вы сплетчики лжи, все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость» \Иов 13,4-5\.
В принципе умные друзья Иова — первые фарисеи со своей нарочитой набожностью сплетающие силки и невод для простодушных. Ибо легко и дёшево заступиться за Бога перед лицом униженных и оскорблённых: «Надлежало ли вам быть лицемерными к Нему и за Бога перепираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли вы его, как обманываете человека?» \Иов 13,8-9\.
Дав друзьям велеречивым отпор, Иов опять и опять требует у Бога правды, настырно напоминая Ему о своей непорочности: «сколько у меня пороков и грехов? покажи мне моё беззаконие и грех мой» \Иов 13,23\. Бедняга снова пытается достучаться до совести Господа Бога: кто Ты кто я? Ты — Вседержитель, а я — сорванный лист на ветру. Подспудно человек чувствует, что при всей своей агрессивной непорочности и он не без греха, а потому спешит оправдаться: «Человек, рождённый женою, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он выходит, и опадает: убегает, как тень, и не останавливается» \Иов 14, 1-2\. И присовокупляет: «кто родился чистым от нечистого? Ни один!» \Иов 14,4\.
Иными словами: что взять с такого несчастного, убогого, неказистого и от рождения печального существа, как человек? Он рождается в чужих нечистотах и кончается в своих собственных. Его деяния напоминают мыльные пузыри, а величие его подобно куче объедков. Жаль, что при жизни Иова никто не слыхал о генофонде, теории пренатальных матриц и классическом фрейдизме — тогда бы оправдания несчастного человека были бы глубоко обоснованы и носили научный характер. Однако каждое общество отбивается от напастей и оправдывает свои поступки тем набором аргументов, который им достался от предыдущего поколения. Жаль только, что все оправдания так же справедливы, как и лицемерны.
Леонид Багмут
Продолжение следует
- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
- Польза широких взглядов
- Против лома
- Время, потраченное зря
- Соображения чистого гуманизма
Леонид Багмут
Впервые опубликовано в журнале "Опаньки!Новые русские писатели" отдельными главами с ноября 2005 по сентябрь 2006 года
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
- Неблагодарный народ
- Молитвы лицемеров
- Спасение угнетаемых – дело рук самих угнетаемых
(: 0) Дата публикации: 19.01.2008 10:25:05
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|