FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ИОВА - ОЧЕРК НРАВОВ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ - 8
Автор: Леонид Багмут
Польза широких взглядов
Палач всегда склонен широко смотреть на вещи, а жертва неизменно страдает от эгоистической узости собственных взглядов. Такова природа вещей. Вот человек кричит криком, жалуясь на жестокую судьбу: нет предела его неразумию. И жена против него, и обстоятельства против него, и дети ему не рады. Широкой рукой страдалец черпает пепел и сыпет себе на голову без устали: Господь несправедлив к нему!
Очевидно, страдающий человек вызывает сочувствие — но всему есть пределы. Упорные, неукротимые ламентации надоедают окружающим добрым людям, и они ожесточаются: «долго ли ты будешь говорить так? — слова уст твоих бурный ветер!» \Иов 8,2\. Причём видно, что добрый, деликатный переписчик и редактор в целях соблюдения благопристойности весьма смягчил эту формулировку инвективы.
Те, кого Бог в данный момент не испытывает, мыслят трезво и рационально. Любые активные жалобы на Судьбу в их серьезных глазах выглядят хулой на Творца. Они — искренние ревнители абсолютной справедливости всего сущего: «Неужели Бог извращает суд и Вседержитель превращает правду?» \Иов 8,3\. Вопрос сугубо риторический, ибо у кого хватит смелости сказать «да»?
Со страдающим человеком бесполезно говорить серьезно: он весь во власти гнева и обиды. Те, кто не равнодушен к кричащему, исподволь подводят его к более широкому взгляду на вещи. Несчастному предлагают выйти из своей эгоистической прострации и посмотреть на себя со стороны. Не торопясь Иову открывают глаза на собственные вины, или, по крайней мере, сеют сомнения в личной непорочности. У бедолаги в одночасье убили всех детей — что ж, и не даром: «Он и предал их в руку беззакония их» \Иов 8,4\. Отеческая любовь закрыла человеку глаза на правду, а дети многое умеют скрывать от родителей. И вопрос «за что?» всегда неуместен: именно за то, что осталось тебе неизвестным по собственной ограниченности.
Пусть жалобщик посмотрит на ситуацию в широком контексте: что значит его бытие под солнцем? Так ли он велик, чтобы претендовать на особое к себе отношение? Оценка ситуации с текущей точки зрения всегда сиюминутна и справедлива в отношении бытовых мелочей. Чтобы оценить свою судьбу, следует обратиться к опыту поколений: «А мы вчерашние, и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень» \Иов 8,9\.
Мудрость веков уверенно говорит одно: не бывает дыма без огня. Как камыш не растёт без влаги, так и человек никогда не попадает в беду случайно. Собственные беззакония настигают его: «Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет» \Иов 8,13\.
Человек, тревожащий Бога жалобами и донимающий истерикой ближнего своего, всегда лицемерит. Дети Адама обычно находят подходящее оправдание своим делам и с той же лёгкость драматизируют чужие недостатки. Такова природа вещей. Чёрная комната Зигмунда Фрейда хранит столько интересного, что порядочному человеку недолго и повеситься — если его угораздит забрести туда со свечкой ненароком. Ибо он сразу почувствует цену своей чести, достоинства и деловой репутации: «Упование его подсечено, и уверенность его — дом паука» \Иов 8, 14\.
Ещё афиняне регулярно колотили известного философа-скандалиста Диогена за то, что он днём с фонарём ходил по базару и раскрывал солидным и уважаемым людям глаза на самих себя. Солидным людям это не очень нравилось. Тем не менее, человек прожил жизнь не скучно — если не сказать более.
Непорочность уважаемых людей всегда очень сомнительна, а длинный язык никогда не вызывает уважения. Но они прекрасно дополняют друг друга: «видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев» \Иов 8,20\. Доброжелатели советуют Иову твёрдо надеяться на лучшее: если его личные беззакония не выходят за некие рамки приличия, то солончак бедствия скоро превратится в райские кущи.
Леонид Багмут
Продолжение следует
- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
- Дни человеческие
Леонид Багмут
Впервые опубликовано в журнале "Опаньки!Новые русские писатели" отдельными главами с ноября 2005 по сентябрь 2006 года
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
(: 0) Дата публикации: 03.12.2007 20:03:44
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|