FoxЖурнал: Леонид Багмут: этика Старого Времени:
КНИГА ИОВА - ОЧЕРК НРАВОВ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ - 7
Автор: Леонид Багмут
Дни человеческие
Известно, что беда никогда не приходит одна, ибо у неё много добрых родственников. И когда одна беда уже пришла в дом, двери можно не закрывать: родные и близкие её никогда не останутся снаружи.
Иов, сброшенный с весьма высокого места на гноище, ищет утешения — и не находит, ибо друзья его — здравомыслящие люди. Сначала он кричит криком, пугая всех добрых людей в округе. Добрые люди хватают детей, пожитки и бегом бегут куда глаза глядят: уж очень сильно кричит человек — а это неспроста. Остаются три настоящих друга, которые уже ничего не боятся, раз не боятся сидеть рядом с человеком, у которого отобрали партийный билет и лишили прописки.
Разговор не клеится, ибо где уж сытому понять голодного? Иов им про Фому, а друзья ему — про Ерёму. Иов, захлёбываясь от обиды, показывает им свои струпья, а они ему с ласковой усмешкой говорят: сам ты дурак, раз сердишься по таким пустякам. Надо быть сдержаннее, лучше владеть собой. Убедившись, что друзья его — тёртые калачи, из которых каши не сваришь, Иов переходит с крика на слёзы. Жалобы страдальца обоснованы и не лишены известной глубины.
Миг существования на земле краток: не успеет солнце жизни подняться над горизонтом — как оно уже в зените и неудержимо гонит коней к закату. Что остаётся человеку от жизни, если вычесть из неё начало и конец? Но и то, что осталось, мало похоже на сад Эдемский, а более — на существование наёмника. Велик ли энтузиазм человека, трудящегося на чужой ниве ради куска хлеба? Много ли творческого порыва в его труде? Одно на уме у человека: «как раб жаждет тени и как работник ждёт окончания работы своей» \Иов 7,2\.
Безрадостна жизнь лишенная высокой цели и ничтожны любые усилия волов и мулов: не им достаются их результаты. Животное спокойно переносит ярмо, но человек страдает, «получив в удел месяцы суетные и ночи горестные» \Иов 7,3\. И ночь не даёт отрады и отдыха от бессмысленного бытия — человек «ворочается досыта до самого рассвета» \Иов 7,4\. Хорошая это сытость, ибо от такой недолго и повредиться в уме — уж очень неконструктивны эти упорные переворачивания с боку на бок. Мысли в это время приходят разные, но только чёрного цвета. Человека мучает проблема сроков: не успеть мне хорошо пожить! Почему так — да потому, что «дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды» \Иов 7,6\.
Философствования в эту ночную пору носят совершенно эсхатологический характер: «вспомни, что жизнь моя дуновение, что око моё не возвратится видеть доброе» \Иов 7,7\. Размышления с рефреном «никогда уже» убивают медленно, но очень надёжно, приближая и облегчая долгожданный конец. Действительно, зачем продлевать безрадостные дни и горестные ночи? Чтобы порадовать далёких потомков небывалой стойкостью? А вдруг они этого не оценят? И стоит ли обращать внимание на оценки? Мы ведь уже не дети — жить, а не стараться жить.
Осознав своё место в мироздании, Иов решил воззвать к чувству собственного достоинства Господа Бога. Вопрос поставил ребром: кто я и кто Ты. «Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мной стражу?» \Иов 7,12\. Он справедливо указывает Богу на чрезмерное внимание к нему со стороны охраны: о мучениях человека, обращённого в лагерную пыль, заботится сам сатана. С чего бы это? Неужели Иов настолько великий преступник, что начальником караула непременно должен быть Князь Тьмы? По чину ли честь?
Мало того: если дни человеческие как кнут и дыба, то ведь и ночи не намного лучше: «Ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня» \Иов 7,14\. Иов между жалобами пытается узнать, за что он наказан, но делает это так, чтобы не обидеть случайно Судью: «что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание твоё?» \Иов 7,17\. Действительно, у Вседержителя помимо человеков множество других созданий, нуждающихся в присмотре: одни ангельские дела чего стоят. Человек — существо мелкое по масштабам и бессильное по существу: есть ли смысл испытывать его на прочность, которая не прочнее прошлогоднего снега? Иов совершенно справедливо спрашивает: «Если я согрешил, то что я сделаю тебе, страж человеков?» \Иов 7,20\. Однако, силы творения известны только Творцу и только Он знает предел возможностей человеческих. А вдруг силы человеческие как гора, а предел их уходит за горизонт?
Печальные размышления Иов заканчивает прошением о помиловании: «И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего?» \Иов 7, 21\. Причём присовокупляет, что амнистия нужна очень срочно, ибо человек смертен и завтра, возможно, уже некого будет прощать.
Леонид Багмут
Продолжение следует
- Судьба полученного даром
- Второй доклад сатаны
- Сон огорчённой души
- Бремя порядочного человека
- Крик отчаяния
- Цена правдивых слов
Леонид Багмут
Впервые опубликовано в журнале "Опаньки!Новые русские писатели" отдельными главами с ноября 2005 по сентябрь 2006 года
Уже опубликовано:
- Быдлократия как общественный институт
- Сказка о грибнике и грибах
- Геном русской сказки
- Новая легенда об Аскольде и Дире да племяннике их Рюрике
- В поисках утраченных корней
- Русь - начало всех начал
- Кого обидели варяги
- Личное дело легендарного человека
- Три смерти князя Игоря
- Обвинение и оправдание Святослава Игоревича
- Последний гордый варяг
- Яга на марше
- Трудно только первые сто лет
- Власть женского рода
- Выбор невесты
- Поминая старые обиды
- Время Ярослава Мудрого
- Золотая осень древнего Киева
- Второстепенные герои древнерусского мифа
- Вечная юность народа
- Конец истории
- Молодой народ подобен степному пожару
- Личность Змея Горыныча
- Время и люди Чингизхана
- Бросок степной гадюки
- Киевская Русь: подводя последние итоги
- Историческая миссия Змея Горыныча
- Последний Рюрикович
- Власть идеи
- Избирательность исторической памяти
- Прелести кирпичной кладки
- Этика далёких потомков
- Посмертная маска нашей истории
- Русская матрица
- Сказка о Женщине
- Смена этнической доминанты
- Народ обретает новое имя: пёс становится собакой/a>
- Затянувшиеся роды
- Дурак не скоро поумнеет
- Многочисленные соблазны
- Сказка о мужчинах и женщинах
- Россия молодая: проблема выбора пути
- Культурный горизонт Московской Руси
- Предчувствие Смутного Времени
- Когда Баба Яга против
- История смутного времени
- Европа нам не тётка, а младшая сестра
- Игры свободных людей
- Снобизм винтиков
- Качества ума
Сказки об Иване
- Иван Дурак и точки бифуркации
- Иван, не ставший Дураком
Сказки о времени
- История как миф и сказка
- Девичья память - лицо истории
- Будни истории и сказочный праздник
- Должность: внештатный пророк в своём Отечестве
- Магия нашего прошлого
- Диалектика Я и Мы в истории народа
- Мифология романтизма как основа современного мировосприятия
- Конец света - не за горами
- Лукавые мудрствования
- Возвращение средних веков
- Мифология справедливости
- Летние сны
- Городское одиночество
- Разорванность человеческого существования
- Я прошу у судьбы немного
- Иллюзия самодостаточности
- Сказка о времени
- Сказка о власти: пасторальный мотив
- Какое наше время
- Романтика независимости
- Взгляд на вещи
- Образ врага
- Обломки старого времени
- Сгусток времени
Отец Илларион
- Первый писатель и первое Слово
- Вторая судьба первого писателя
- Третья жизнь первого писателя
Первая русская сказка
- Повесть о Петре и Февронии
- Юмор забытых предков
- Призвание на царство
- Русская Золушка
Дракула
- Дракула – титан эпохи Возрождения
- Дракула – выдающийся дипломат позднего средневековья
- Дракула – наш современник
Кащей Бессмертный
- Лебединая песня Кощея Бессмертного
- Возвращение Кащея Бессмертного
- Жизнь и судьба Кащея Бессмертного
- Наследники Кащея Бессмертного
Сталин – намэ
- Сказка о Московском халифате
- Сказание о халифе Сталине Великом
- История как орфографическая ошибка
- Великий отечественный джихад
(: 0) Дата публикации: 25.11.2007 9:07:06
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: этика Старого Времени"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|